«Гуд бай, Ленин!» бьет все рекорды

14 Марта 2003

«Гуд бай, Ленин!» бьет все рекорды

Александр ДАЦЮК

Фильм-пародия немецкого режиссера Вольфганга Беккера «Гуд бай, Ленин!», показанный на 53-м международном Берлинском кинофестивале, бьет рекорды в Германии. За минувшие два месяца его посмотрело более 1,5 миллиона человек (для сравнения: «Гарри Поттера» за четыре месяца намного меньше), за билетами — очереди. О нем в общественном транспорте яростно спорят 20-летние молодые люди. Пожилые дискутируют меньше, но их мнение выразила одна женщина, сказавшая, что, когда услышала в зале мелодию песни о песочном человечке (герой детской вечерней передачи в ГДР. — Ред.), она разрыдалась.

Восток и Запад Германии едины в своем отношении к кинофильму «Гуд бай, Ленин!», в основе фабулы которого — фантасмагория. Летом 1990 года из коматозного состояния, продолжавшегося несколько лет, пробуждается жительница Восточного Берлина. Боясь за ее жизнь, которую она может потерять как убежденная коммунистка в случае потрясения, родственники окружают ее своеобразным музеем ГДР, чтобы как можно дольше отвлечь от событий перестроечного года в объединенной Германии... Благодаря двум героям — Кристиане Кернер в исполнении Катрин Засс и молодому мечтателю в духе демократического социализма в исполнении Даниэля Брюля, впервые в искусстве произошло подлинное воссоединение Германии.

Более того, кинолента является реквиемом по ГДР. Кино восполняет действительность, ибо в Германии до сих пор не проводили немецкого социализма в последний путь, а его похороны должны быть достойными. Ведь прежняя Федеративная республика думала о ГДР, как Антигона о Креоне: пусть это брат, но он проклят и не заслуживает похорон.

Однако фильм приносит еще одно откровение. Как утопия о социалистической ГДР он живой и реальный. Кинофильм вновь оживляет прошлое, которое усиленно старались изжить художники старого и нового поколения, считавшие, что утопии препятствуют взрослению человека. Фильм же утверждает: они полезны обществу на определенном этапе его развития.

«Гуд бай, Ленин!», несмотря на гротеск, заставляет серьезно относиться к ГДР, к ее утопии. Но современное общество нужно избавить от иллюзий, и так, как это сделал герой фильма по отношению к своей матери, в душе давно разобравшейся в мистификации со стороны родственников, — уважительно и тонко.

Социализм и ГДР заслужили достойных проводов. В этом лейтмотив фильма, сценарий для которого написал Бернд Лихтенберг. Как и режиссер, он родом из Северного Рейна-Вестфалии. Западное происхождение авторов фильма также символично. Ведь старая Федеративная республика никогда не признавала за ГДР права на существование. Теперь она хотя бы на экране исправила свою ошибку.

Тихі та непримітні білоруси

Небажаним і небезпечним було б втягування білоруських національно-культурних...

Гибель в воздухе

Недавно произошел морозящий душу случай гибели 38 щенков на борту самолета МАУ. Этот...

Развивающие игрушки – какие они бывают

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок развивался всесторонне и получал все...

Утилизаторы

Когда слышишь слово «утилизаторы», невольно перед глазами появляются зловещие...

Культурно-національні багатства України: угорці

Нав'язування певним людям в бідній країні чужої їм мови навряд чи додасть їм...

У столиці Галичини ксенофобії немає...

Якось мені трапилося на очі одне дуже цікаве друковане видання: журнал...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка