И, взвившись, занавес шумит...

04 Февраля 2005 0

И, взвившись, занавес шумит...

Людмила ЧЕРЕДНЕЧЕНКО, Горловка Донецкой обл.

1 февраля 2005 года известному украинскому танцовщику Вадиму Писареву — солисту и художественному руководителю Донецкого государственного академического театра оперы и балета имени Анатолия Соловьяненко, директору детской школы хореографического мастерства исполнилось 40 лет. Накануне я встретилась и побеседовала с юбиляром.

Творчество Вадима Писарева пользуется неизменным успехом не только в Украине. Он пленяет зрителей не только безупречной техникой танца, его классической формой, свободой исполнения, эмоциональностью, глубиной актерского дарования, но и безграничным сценическим обаянием. Вадим Писарев — лауреат международных конкурсов артистов балета, народный артист Украины, лауреат премии «Человек года-96», премии ЮНЕСКО «Лучший танцовщик мира» (1995), премии Союза театральных деятелей Украины «Признание», кавалер ордена «За заслуги». Вот уже много лет он удивляет мир своим искусством и не намерен останавливаться на достигнутом.

Ежегодно Писарев устраивает культурные акции-встречи, концерты, фестивали. Крупнейшие мастера балета посчитают за честь выступить на сцене Донецкого театра в рамках ежегодного фестиваля «Звезды мирового балета»; популярные отечественные вокалисты с удовольствием приезжают в Донецк для участия в фестивале «Золотые голоса Украины». Вадим Яковлевич возглавляет клуб «Интеллигент», где встречаются молодые талантливые представители творческих профессий; на свои средства издает цветную 24-страничную газету «Вадим Писарев», посвященную вопросам искусства; спонсирует проведение в Донецке международного конкурса молодых пианистов на родине Сергея Прокофьева.

Дончане гордятся своим знаменитым земляком. А донецкая кондитерская фабрика «АВК» представила на украинский рынок оригинальную сладкую продукцию — шоколадные конфеты «Вадим Писарев» в красивых сувенирных коробках.

— Вадим Яковлевич, расскажите о себе.

— Родился я в 1965 году в Донецке в рабочей семье. Отец трудился на шахте, мама — на металлургическом заводе. Вырастили двоих детей — меня и сестру. Окончил Киевское хореографическое училище, где учился у замечательных педагогов И.М.Булатовой и В.А.Денисенко, которым очень благодарен. Большую роль в моем становлении в последующие годы сыграли педагоги-репетиторы: Питер Апель, Н.Р. Тихонова и Е.Е.Хасьянова. Высшее образование получил в Киевском национальном университете культуры по специальности режиссер-балетмейстер. Три года учился в ГИТИСе.

— В детстве мечтали о балете?

— Нет, хотя и занимался в различных танцевальных коллективах. Подростком танцевал в ансамбле «Зарница» в Донецком дворце пионеров. Профессию танцовщика — артиста балета нужно серьезно познать изнутри, чтобы по-настоящему полюбить ее и мечтать о ней.

— Что же все-таки определило выбор профессии?

— Случайность! В хореографическое училище готовилась моя сестра. Я же поехал с ней в Киев за компанию. В результате поступил я, а сестра, к сожалению, нет.

— Признание, слава пришли к вам после победы в конкурсе артистов балета во Франции?

— Да, тогда я заявил о себе. Но все же решающим в моей жизни считаю Пятый международный конкурс артистов балета в Москве (1985), где я завоевал первое место и получил золотую медаль. Именно с этой победой пришло мировое признание. Московский конкурс в советские времена был самым престижным в мире, в нем принимали участие наилучшие, самые сильные танцовщики.

— Несколько слов, пожалуйста, о своей семье.

— Вместе с женой Инной Дорофеевой — балериной, народной артисткой Украины — мы на сцене вот уже 22 года. Инне удается сохранять форму. Она танцует ведущие партии в балетах Донецкого театра. У нас девятнадцатилетний сын Андрей и пятилетняя дочь Саша. Семья, дети для нас с Инной — одна из главных жизненных основ. Мы гордимся успехами сына. В мае прошлого года Андрей завоевал золотую медаль на международном конкурсе артистов балета «Гран-при Америки». Три года он обучался в Германии, в Штутгарте. Ныне Андрей — солист нашего театра.

— Часто ли гастролируете?

— У меня всегда был очень плотный гастрольный график. Довелось побывать в 75 странах. Это очень любопытно, но от частых поездок устаешь, и всегда хочется поскорее домой. Сейчас мне интересно изведать свой родной край, побольше узнать о нем. Недавно побывал в Святогорской лавре, походил в пещерах, побродил по лесу, полюбовался необыкновенной красотой тамошних мест. Остались незабываемые впечатления!

— На гастролях наверняка возникали неординарные ситуации. Можете вспомнить что-либо потрясшее вас?

— Необыкновенной была постановка «Песен царя Соломона» в Омане, куда нас пригласил султан Кобос по случаю открытия в пустыне исторического памятника — величественной крепости, которую восстановили из развалин. Грандиозную сцену соорудили рядом с колоннадой. В основе сюжета — легенда о поездке царицы Савской к царю Соломону. Наш коллектив прибыл в Оман за две недели до праздника. За это время мы были вынуждены поставить балет заново: наш спектакль, поведение актеров не должны были нарушить обычаи чужой страны. Дело в том, что в соответствии с мусульманскими законами запрещено изображать царя Соломона, играть его роль в театре. Потому-то на сцене в Омане и стоял пустой трон, а царь по ходу действия так и не появился. Хотя в Донецке роль Соломона — главного действующего лица — исполняет первоклассный актер. Мало того, женщинам не позволено публично обнажать руки, ноги выше того, что положено, да и лица были прикрыты. Так что у наших артистов возникли определенные проблемы. На праздник в Омане султан Кобос пригласил многих первых лиц ведущих государств мира, представителей ЮНЕСКО.Наша труппа играла перед ними, облаченная... в настоящие средневековые доспехи с золотыми украшениями, с мечами из дамасской стали, выданными Кобосом из своей знаменитой сокровищницы. А перед сценой торжественно проходил караван из 12 верблюдов и табун из 16 арабских скакунов. Сверху, с колоннады, 350 человек бросали цветы в зал и на царицу Савскую. Это было незабываемое зрелище, грандиозное шоу!

— Где за рубежом ощущаете себя особенно комфортно?

— Я очень счастлив в Иерусалиме, на Мертвом море и в греческом монастыре в Каньонах. Очень хотелось бы побывать еще раз в Норвегии. Обожаю этот чудесный край гор, озер и рек, где за полтора часа подъема в горы успеваешь пройти и хвойные леса, и дубовые рощи, и зону тундры.

— Многие люди стремятся выехать за границу на ПМЖ. А Вы в Донецке — дома?

— С 1990 по 1995 годы коллектив Донецкого театра оперы и балета был вынужден временно прекратить работу из-за капитального ремонта здания. Тогда и я пять лет провел за границей: три года жил в Германии и два — в Америке. Признаюсь искренне: вдали от родной земли, среди довольных и сытых, всегда улыбающихся американцев, чувствовал себя чужим, творчески неудовлетворенным. Мне кажется, самое большое несчастье — жить в комфорте, ничего не делая. В Америке я и дом прекрасный купил, а потом все-таки его продал и построил здесь, в Донецке. Я действительно люблю свой край, своего зрителя. И ни на что не променяю свой театр. Я этим очень дорожу. У нас замечательный творческий коллектив, мне здесь хорошо работается и хочется работать в дальнейшем. Я с надеждой думаю о завтрашнем дне.

— За 22 года на профессиональной сцене какая роль осталась для вас самой любимой?

— Очень люблю «Жизель». И сколько бы ни танцевал в этом спектакле, каждый раз будто впервые.

— Как справляетесь с волнением на сцене?

— Как правило, волнение мешает артисту проявить свои лучшие качества. Рецепт здесь один — нужно направить его на то, чтобы как можно лучше, качественнее сделать дело, которым занимаешься. На сцену нужно выходить с чувством уверенности, с огромным желанием потрясать, удивлять зрителей, творить чудеса! Чтобы заинтересовать публику, нужно быть искренним на сцене, таким, какой ты есть. И стремиться к тому, чтобы в сценическом воплощении все ранее задуманное и многократно отработанное получилось на 95 процентов. Ведь на 100 процентов выполнить все мало кому удается!

— Как художественный руководитель вы — диктатор или сторонник компромиссных решений?

— Стараюсь находить компромисс в пользу искусства.

— Занимаетесь ли постановкой спектаклей?

— Ставил балеты: «Пер Гюнт», «Турангалила», «Песни царя Соломона», «Памяти шахтеров».

— Что еще в танцевальной афише вашего театра?

— Поставили или восстановили в обновленных редакциях классические «Лебединое озеро», «Щелкунчик», «Спящая красавица», «Баядерка», «Жизель», «Дон Кихот», «Спартак» и современные балеты «Последнее танго ангела», «Пульчинелла».

— В каком возрасте артисты балета выходят на пенсию?

— Значительно раньше, чем люди других профессий. В Украине танцоры оставляют сцену в 38 лет, а в России — в 33 года.

— Работая в окружении красивых стройных актрис, женского шарма, обаяния, свободы, вы сохранили репутацию безупречного семьянина. Как вам удается не реагировать на миловидное лицо, очаровательную улыбку?

— А я и реагирую! То, о чем вы говорите, очевидно, дается нам свыше, срабатывает на подсознательном уровне. И объяснить это невозможно, есть здесь некое таинство. Думаю, если человек талантлив, он должен уметь замечать, видеть все красивое, что его окружает, включая не только внешние проявления красоты, но и, безусловно, прекрасный внутренний мир людей — ум, такт, характер, искреннее внимание, отзывчивость, доброту, бескорыстие, милосердие.

— Если бы пришлось уйти со сцены, нашли бы, чем заняться?

— Думаю, смог бы перестроиться. Мне, например, хорошо удается выращивать растения, деревья. На своем участке вырастил крупноплодный боярышник и первый урожай собрал три года назад. А ждал я этого момента 5 лет.

— Подвержены ли вы депрессии?

— Иногда находит плохое настроение. Но стараюсь на этом не зацикливаться, выручает моя общительность и наличие друзей. Иногда одолевают пессимистические настроения из-за того, что настоящее высокое искусство в Украине, к сожалению, не становится потребностью общества. Оно нужно только тем, кто фанатично ему предан, непосредственно им занимается и отдает без остатка все силы, энергию, здоровье, посвящает ему жизнь — тем, кто творит на сцене — играет, поет, танцует, то есть самим актерам и музыкантам. Свою «ненужность» ощущаешь особенно в сложные, критические рабочие моменты. Например, когда необходимо отправить талантливых артистов на профессиональный конкурс или же готовится премьера, а в стране в это время все заняты выборами и никому нет дела до проблем творческих людей, как, к слову, и случилось с постановкой балета «Спящая красавица» в нашем театре...

— Чем занимаетесь в свободное время?

— Рыбачу на местных водоемах. И, конечно, люблю читать Бунина, Булгакова, Коэльо.

— Расскажите, пожалуйста, о школе хореографического мастерства.

— Обучение в нашей школе ориентировано на программу Московского и Петербургского хореографических училищ, например, мы ввели обязательное изучение характерного танца. Все учащиеся с 8 до 16 лет участвуют в балетных постановках, оперных спектаклях. Плата за обучение — 50—70 гривен. Около 50% учащихся занимаются бесплатно (дети-сироты и полусироты). К сожалению, не все, обучающиеся у нас, станут профессиональными танцорами. У некоторых непредсказуемо меняется форма: они набирают лишний вес, чрезмерно растут, не каждый справится с дисциплиной, особым режимом, нагрузками.

— Вы верующий человек?

— Да, я верю в Бога. Хожу в церковь и как истинный христианин ношу нательный крестик на суровой нитке (ведь так было принято исстари!), а не на золотой цепочке, которая, впрочем, у меня есть, но я не надеваю ее.

Постоянно делаю благотворительные взносы на развитие храмов. Недавно подарил люстру и ковер Новоалександровской церкви.

— О чем мечтаете?

— О присвоении Донецкому театру оперы и балета звания национального. Уверен: мы давно этого заслуживаем.

Гибель в воздухе

Недавно произошел морозящий душу случай гибели 38 щенков на борту самолета МАУ. Этот...

Развивающие игрушки – какие они бывают

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок развивался всесторонне и получал все...

Утилизаторы

Когда слышишь слово «утилизаторы», невольно перед глазами появляются зловещие...

Культурно-національні багатства України: угорці

Нав'язування певним людям в бідній країні чужої їм мови навряд чи додасть їм...

У столиці Галичини ксенофобії немає...

Якось мені трапилося на очі одне дуже цікаве друковане видання: журнал...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка