Киноштаммы для Украины

№38(834) 22—28 сентября 2017 г. 19 Сентября 2017 4.5

Клуни слово не давали

Сначала был атомный взрыв, после — украинский майдан, а следом рванул вулкан. Именно в такой последовательности и в таком контексте представляют себе жуткие земные бедствия американские кинематографисты.

Нет, не оставляет Голливуд украинскую тему. Только успевай считать, как мелькают (в прямом смысле мгновенно) узнаваемые кадры с киевских улиц образца 2014 г.: беспорядки, развевающиеся флаги, костры и баррикады.

Однако не нужно строить иллюзий. Говорить о том, что фабрика грез с пиететом воспевает отечественные хроники, не приходится. Ведь в большинстве своем недавняя «революция» служит яркой, а оттого пугающей иллюстрацией киношных катаклизмов, разразившихся на Земле, вроде глобальной катастрофы, пандемии вируса, породившего вампиров, ну или, на худой конец, политического кризиса.

Кстати о политиках. Украинские депутаты и их пылкие баталии в стенах Рады также нашли свое место в художественном кинематографе. Естественно, как пример неадекватных действий — результат нарушения поведенческих реакций, вызванного не отсутствием должного воспитания, а смертельным штаммом.

Все эти эпизоды былого, интерпретированные в американских, а изредка и европейских блокбастерах, что там скрывать, несут подтекст, отличный от того, что они на самом деле представляют. Увы, украинскую историю, которая оставила трагический след в жизнях миллионов соотечественников, заграничные кинодеятели трактуют не иначе как выразительную заставку. А еще как хороший способ сэкономить энные суммы на визуальном материале, в особенности что касается батальных сцен. Ведь ни техникам, ни костюмерам, ни статистам платить за работу не приходится, да и эффектную натуру искать не нужно. И об авторских правах никто пока не заикался, мало ли таких видео гуляет в интернете.

Украинский майдан стал чуть ли не мейнстримом, начиная с самого своего пришествия. Ушлые создатели фильмов прикинули, что подобный отснятый жизненный материал игнорировать не стоит, а раз так, то нужно брать. При любом раскладе он обязательно пригодится, если и не выстрелит, то во всяком случае не заваляется и не устареет. Где и когда еще воплотится в жизнь похожий революционный сценарий, сказать трудно, а тут такой материал пропадает.

И началось. Так, в 2014 г. на украинские экраны выходит зрелищный фильм Мэтта Ривза «Планета обезьян. Революция». Здесь сцены общественных беспорядков на майдане, вкрапленные в первые же минуты картины, свидетельствуют о том, что они сгодились, как бы это сказать, лишь для красного словца. Чтобы показать народные протесты против принудительного лечения «обезьяньего гриппа» — пандемии, охватившей человечество. Честно говоря, роль, отведенная режиссером Украине, оказалась явно малопривлекательной.

Следом за «обезьянами» в мае 2015-го в отечественном прокате появилась фантастическая драма «Земля будущего: мир за пределами» с голливудским ветераном Джорджем Клуни и молодой, не слишком известной актрисой Бритт Робертсон в главной роли. Премьере достались неплохие отзывы и внушительная касса ($209 млн. в мировом прокате, из них 11 млн. грн. — в отечественном).

Сейчас будет взрыв. Кадр из фильма «Земля будущего: мир за пределами»

Как раз здесь главной героине — Кейси Ньютон изобретатель Фрэнк предлагает всмотреться в будущее, разглядеть в красках картины краха мира. И что она видит, вертя глобус? Мощный испепеляющий гриб атомного взрыва, майдан (пятачок со зданием киевской консерватории и монументом Независимости, вид сверху), следом череда прочих жутких катастроф: наводнение, извержение вулкана, растрескавшийся ледник.

После просмотра мнения зрителей разделились. Одни считали попадание Украины в Голливуд несомненной удачей, другие говорили о футаже (необработанное видео, заполняющее видеоряд), что, конечно, выглядит немного оскорбительно. Что ж это получается? То, что для нас выстрадано кровью и слезами, для иностранцев — броский пшик, не более?

Одно время множились домыслы о том, почему вдруг появились майдановцы в «Земле будущего». Некоторые доморощенные конспирологи увидели в этом некую дань уважения к украинским реалиям тех дней. Говорили, мол, Джордж Клуни был сторонником майдана, а значит, именно благодаря ему весь мир за пару секунд увидел Крещатик в огне.

Все это выглядело довольно занятно, но вместе с тем достаточно легкомысленно. Тем более с учетом того, что в конечном итоге режиссер сопоставил в одном ряду майдан, взрыв, наводнение. Так причем тут Клуни?

Фильм — детище американского режиссера и сценариста Брэда Берда, создателя культового оскароносного мультфильма «Рататуй». В этой анимационной ленте Берд все продумывал до мелочей, а от команды требовал филигранной точности в прорисовке деталей, что после поголовно отметили критики и зрители. Снимая, в общем, детский мультик, он не просто консультировался с зоологами, но и сам педантично наблюдал за крысиными повадками и мимикой, а знаменитое блюдо рататуй готовилось несколькими способами под присмотром настоящего шеф-повара. Только внимательно изучив, как выглядят правильно запеченные овощи, выложенные спиралью на тарелке, он давал добро аниматорам запечатлеть их. Так исключались малейшие огрехи.

Поэтому говорить, что кадры украинской революции попали в его кино, потому что кто-то замолвил словечко, по меньшей мере наивно. Берд прекрасно знал, какого эффекта хочет добиться данными фрагментами, почему выбраны именно они и даже почему расставлены в таком порядке.

Со временем у некоторых украинцев взыграл азарт. Они стали невольно подмечать (а некоторые и старательно выискивать) эпизоды в кино, снятом в 2014 г. и позже, дабы убедиться: мир о нас не забыл. И доводы, что эта память избирательная и никак не комплиментарная, ничуть не смущали. Главное, попасть в телевизор. Иностранный.

Эйфелева байка

И это стало случаться все чаще. Прошлогодняя премьера французской фантастической драмы «Арес» патриотично настроенного отечественного зрителя немало разочаровала. Хотя надо отдать должное ее режиссеру и сценаристу Жану-Патрику Бенесу, который в отличие от своих американских коллег проявил креативность, совместив хроники майдана с узнаваемыми парижскими достопримечательностями.

Картину начинает закадровый голос главного героя Ареса — профессионального бойца в боях без правил, который говорит: «Во Францию я переехал в десять лет, тогда она еще была великой и богатой...». Далее рассказывается о тотальной нищете, в которую погрузили народ нескончаемый политический кризис и нечистоплотное правительство. Люди настолько обеднели, что вынуждены жить прямо под небом, в палатках, дрожа от холода. Назревают социальный взрыв, протесты, война.

Мы видим, как у подножия величественной Эйфелевой башни разбит лагерь майдановцев с печкой-буржуйкой на переднем плане и рядами однотипных серых палаток — на втором. Следом кадры Главпочтамта и Дом профсоюзов, чуть дальше высится монумент Независимости.

Майдан, да не тот

Интересно, и на это мало кто обратил внимание — в картине монумент Независимостии, примечательный столичный памятник, тоже в какой-то мере придуманный.

От него Жан-Патрик Бенес взял верхушку — скульптуру Оранты с калиновой веткой в руках и водрузил ее на колонну более значимую для сердца парижанина — Вандомскую. Ее воздвигли еще в 1810 г. как напоминание о великих победах, следуя декрету Наполеона.

Обсуждая в соцсетях режиссерскую трактовку майданного быта и некорректный, как некоторым показалось, сплав реальных событий с выдуманными, одни блогеры шутили, другие возмущались такими байками. Особо ретивые грозились судом за столь нелицеприятные совмещения изображений и выставление украинцев в невыгодном свете. Впрочем, подобных прецедентов замечено не было, так что дальше разговоров дело не пошло.

Американцы же не унимались. В минувшем году вышел на экраны третий сезон популярного сериала «Штамм» (первый сезон стартовал еще в 2014-м), где наши зрители снова узнали себя. Снова противостояние на майдане и что-то новенькое — заварушка в Раде. На стоп-кадре можно прекрасно различить лица некогда известных политиков: Кошулинского, Симоненко, Ефремова...

Битва депутатов в сериале «Штамм»

Забавно, что речь в этом напряженном фильме идет об эпидемии вируса, превращающего живых в зомби. Фрагмент же с дракой в украинском парламенте иллюстрирует бесполезные политические дебаты, из-за чего болезнь, которую можно было оперативно остановить, начала свою страшную жатву.

Еще один фрагмент с майдана бдительные зрители углядели в другом американском продукте, где речи о вампирах, зомби и политике нет вовсе. Казалось бы, совершенно безобидный юмористический фильм — «Очень плохие мамочки» (2016 г.). Главная его героиня, мать-одиночка Эми, воспитывает двоих детей. Она старается быть не хуже других организованных, ответственных, идеально выглядящих мам, но у нее ничего не получается. И однажды она обрела единомышленниц, сколотив команду «плохишей». Главная роль в сериале досталась Миле Кунис, уроженке Черновцов, нынешней супруге американской кинозвезды Эштона Кутчера.

Где, спросите вы, можно было применить драматические кадры майдана в этом довольно легкомысленном фильме? Режиссер нашел место. Он выбрал кадр с украинским «Беркутом» в полном облачении в тот момент, когда речь идет об организации школьной ярмарки выпечки. В кино спецподразделение тогдашней милиции олицетворяет «полицию выпечного спецназначения, которая при необходимости будет уничтожать любые запрещенные сласти и наказывать провинившихся». Смешно? Не думаю. Уместен ли драматический эпизод в комедии, также спорить будешь едва ли. Но не забывайте, что это Голливуд. А ему позволительно, к сожалению, многое.

«Полиция выпечного назначения» в сериале «Очень плохие мамочки»

И уже в этом году на новой волне ажиотажа обсуждался фильм «Сфера» с Томом Хэнксом и Эммой Уотсон в главных ролях. События тут тоже развиваются в будущем, это мир, где вскоре понятие частной жизни и личного пространства окажется анахронизмом. И все благодаря интернет-разработкам гигантской корпорации.

Том Хэнкс (глава корпорации Эймон Бейли), демонстрируя подчиненным достоинства нового мобильного приложения, позволяющего контролировать жизнь каждого в отдельности и быть на связи со всем миром, показывает на экране воинствующий майдан с украинскими флагами.

Кстати, майдан пробрался не только в кино. Пользователи Твиттера обратили внимание, что на другом конце света, в Японии, художник с ником @msc_nm выкладывает рисунки с изображением атошников, созданные в стиле аниме. Конечно, тут фантазия автора также ничем не сдерживается, на то оно и творчество. Он рисует эскизы с фигурой казака и дивчины в национальной одежде (как он себе это представляет) и в некой форме, девушку в камуфляже с маками в волосах. В ее руках оружие, тип которого определить сложно, однако это явно не «калашников». Но что тут придираться, он художник.

Боец в эскизах японцев

Рассуждая, хорошо ли это, когда большое кино эксплуатирует кадры украинского прошлого, рассматривая их при этом как техническую составляющую, не нужно забывать вот о чем. Все фильмы и сериалы, приведенные выше, можно смело отнести к продукции первого ряда. Тогда как украинская натура использовалась в кино еще задолго до майдана, только дело в том, что фильмы были откровенно проходными. И сейчас мало кто вспомнит их сюжет, не говоря уже о названии.

Посидим рядком, поговорим ладком. Украинцы в духе аниме

Один из самых ярких примеров — франко-немецко-итальянская картина «Шпион в черном» (1994 г.). В иностранном прокате он шел под названием Missus. В нем сыграла, кстати, российская актриса Евгения Добровольская. В одном из эпизодов человек входит в здание КГБ, а на самом деле нам показывают подъезд нынешнего Кабмина на улице Грушевского в Киеве.

В сеть «Шпион в черном», получивший категорию B, то есть малобюджетный, не выложен, интересно также, что и в библиографии Добровольской он не числится. А это значит, что изучить кадры города не получится, в отличие от рейтинговых картин с фрагментами майдана — их можно пересматривать бесчисленное количество раз, делать сканы кадров и обсуждать эпизоды в соцсетях.

Так что футаж это или продуманные, взвешенные с точки зрения сюжета видеовставки, по большому счету неважно.

Это просто кино. А значит, выискивать в нем факты признания или повод для международного скандала совершенно бессмысленно.

ОФИЦИАЛЬНО

Гранты Президента Украины молодым деятелям в области кинематографии для создания и реализации творческих проектов получили:

Ольга Гаврилова — режиссер, для производства анимационного короткометражного фильма «Мир наоборот» на базе общества с ограниченной ответственностью «Студия «Красная собака» (Киев), в размере 59 тыс. грн.;

Максим Наконечный — режиссер, для производства игрового короткометражного фильма «Новый год в семейном кругу» на базе общества с ограниченной ответственностью «Табор» (Одесса), в размере 68 тыс. грн.;

Эрнес Сарихалилов — режиссер, для производства игрового короткометражного фильма «Гвоздь» на базе общественного объединения «КримСОС» (Киев), в размере 93 тыс. грн.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка