Люди без границ и меры

№1v(729) 16 – 22 января 2015 г. 15 Января 2015 4.5

Игрушки детям нужно покупать согласно возрастуПорой кажется, что дети способны слышать только ваш крик. Как часто малыши хотят того, чего им нельзя: печенье и кино, когда пора ложиться спать, сандалии, когда на улице холод. А услышав в ответ неизбежное «нет», начинают вопить и падать на пол в истерике.

Естественно, такое поведение моментально выводит из себя, ведь понятно, что посмотрев «Шрека» поздно вечером, дети на следующий день будут вялыми и капризными! Дети умело нажимают кнопку детонатора, типичная реакция родителей – срыв и крики. Однако, стоит только научиться понижать голос на несколько децибелов, и малыши будут гораздо лучше себя вести.

Согласно статистике, опубликованной в журнале The Journal of Marriage and Family, 89% родителей признались, что кричат на детей. Однако это не доставляет им удовольствия, и после таких вспышек они испытывают что-то вроде похмелья. Взрослые чувствуют себя виноватыми и жалеют, что не справились с простейшей ситуацией.

Оказывается, детям это тоже не в радость. Когда крик — основной метод воспитания, у них уменьшается чувство защищенности и понижается самооценка. Если на малышей кричат редко, то вреда от этого не будет, но хорошему поведению это тоже не способствует. Крик пугает, а потому активирует у детей эмоциональную рефлекторную реакцию типа «сражайся или беги», одновременно напрочь вырубая логическое мышление. Когда на ребенка кричат, он не воспринимает информацию. А ведь чтобы осознать, почему его поведение неприемлемо, тот должен понимать, что именно ему говорят. Единственное, чему он учится в такой ситуации – что при расстройстве и огорчении обязательно надо кричать. Когда же родители спокойны, то и дети учатся быть спокойными.

Конечно, если задеть «правильные» кнопочки, даже самые уравновешенные люди могут выйти из себя. Если это произошло, важно извиниться перед ребенком и признать, что вам следовало бы вести себя по-другому. Надо осознавать собственные промахи и исправлять их. Желательно определить, какие ситуации чаще всего выводят вас из равновесия. Тогда можно заранее спланировать реакцию и лучше контролировать эмоции.

Оксана ГОЛУБОксана ГОЛУБ – член Ассоциации детских психологов, практикующий детский и подростковый психолог, сертифицированный системно-семейный арт-терапевт, основатель и руководитель киевского «Семейного центра развития и психологии детства», рассказала «2000», как справляться с детьми, не переходя на крик.

— Оксана Викторовна, с какого возраста нужно и можно начинать воспитывать ребенка? Психологи твердят, что кричать на детей нельзя. Но как вести себя, если ребенок продолжает капризничать даже после того, как родители пытаются спокойно ему все объяснить?

—За последние несколько десятилетий были проведены многочисленные нейрофизиологические исследования, результаты которых доказывают, что воспитание нужно начинать фактически с момента зачатия. Основы для воспитания ребенка закладываются у родителей, когда они принимают решение иметь ребенка. А с момента рождения они активно начинают его воспитывать, иногда даже не осознавая этого.

Каждый родитель должен знать: дети воспринимают 90% информации, которая обращена не к ним, и лишь 10% — непосредственно касающийся ребенка. А это значит, что если вы пытаетесь научить свое чадо, как правильно вести себя в магазине, – это 10%, а 90% — как вы сами ведете себя в такой ситуации.

Воспитание нужно начинать с себя. Поэтому спокойно объясните ребенку, как надо поступать, и обратите его внимание на свой пример. Конечно, это сработает, возможно, не с первого раза, но мы ведь тоже научились ходить не за день.

— К каким последствиям может привести постоянный повышенный тон родителей?

— Когда люди в общении с ребенком прибегают к постоянным крикам, то их чадо, как минимум, учится «переводить» родительские нотации в фоновый режим. То есть дети игнорируют просьбы, не прислушиваются к объяснениям и становятся в «защитную позу» при угрозах. Впоследствии родители и дети начинают общаться только на повышенных тонах – для них это становится приемлемой и порой единственной формой общения. В результате – постоянные конфликты, агрессия, нервозные состояния и нарушение поведения. А в некоторых случаях у таких детей уже в зрелости появляются сложности в построении собственной семьи.

— Можно ли воспитать ребенка так, чтобы он понимал уже с раннего детства без крика?

— Не только можно, но и нужно. Если родители не знают как это сделать, (например, в их семье в детстве тоже общались с ними через крик и угрозы), то при желании этому можно научиться так же, как и любому другому навыку. Тем более что сегодня есть много доступной литературы и различные тематические тренинги по воспитанию. Причем надо понимать, что никогда не поздно поменять стиль общения с вашим ребенком.

Кому кнут, а кому пряник

—Что делать маме или папе, если они все же накричали на дитя? Следует ли извиниться? Означает ли это «проигрыш» перед ребенком?

— Хороший вопрос. Ведь даже общаясь со взрослыми, бывает сложно выходить из конфликтных ситуаций, а тут вас довела до истерики родная кровинка. Признание собственной неправоты — ни в коей мере не проигрыш. Просто сумейте вовремя остановиться, чтобы перевести дух и сделать несколько простых шагов для изменения ситуации. Присядьте рядом с ребенком, обнимите его и расскажите о своих чувствах. Извинитесь, что не сдержались и накричали на него, а самое главное – объясните, из-за чего так произошло. Предложите ему вместе с вами найти правильный выход из ситуации, ведь вы как взрослый можете дать несколько вариантов ее решения.

— Как определить, манипулирует ли ребенок чувствами родителей или действительно не понимает проблему?

— Можно почти всегда безошибочно определить, когда чадо начинает манипуляции. Но легче быстро удовлетворить каприз ребенка, нежели уделить ему время и силы, чтобы направить такой шаблон поведения в нужное русло.

Задумайтесь, для чего ребенок чаще всего манипулирует нами? Чтобы привлечь внимание и удовлетворить некую потребность. Если родители качественно проводят время с ребенком, понимают его и могут «насытить» свое чадо, то и поводов для капризов меньше. Поймите, дети – это люди, у которых еще нет границ разумности и меры. Как раз эти качества должны воспитывать в них взрослые.

— Одному ребенку ничего, кроме строгости, не помогает, а второму в силу его характера подходит метод «пряника». Означает ли это, что детей надо воспитывать индивидуально и нет единой правильной методики?

— Единой методики воспитания быть не может. Да, в разных странах, в разное время были, есть и будут свои особенности воспитания, и это нормально. Однако чаще всего родители придерживаются того метода при каком росли сами, но все равно не в чистом виде.

В любой семье добавляются некоторые новые особенности хотя бы потому, что родителей двое, а значит, и методов воспитания тоже два. Вот они и решают, по какому принципу и методу действовать. И будет замечательно, если мама и папа сумеют заранее договориться о едином методе, но вдвоем примут активное участие в воспитании.

— Как вести себя в ситуации, если, как попугай, повторяешь одно и то же по нескольку раз, а ребенок не слышит? Например, «собирайся скорее, мы опоздаем», а он не реагирует.

— Подойдите к нему поближе и еще раз, но спокойно, повторите свою просьбу, спросив, не нужна ли ему ваша помощь. Если бесконечно повторять одно и то же, это ничего не решит – дети подумают, что слишком глупы, чтобы понять с первого раза, или же поймут, что реагировать сразу вовсе не обязательно.

Если это совсем малыш, начните вместе делать то, в чем он плохо разбирается или что выполняет медленно, ведь у нас с детьми разное восприятие времени и приоритетов. Начинайте очень важные собирания заранее.

Также необходимо учитывать темперамент ребенка. Если мама холерик, а ребенок — флегматик, то четкое несовпадение скоростей будет наблюдаться всегда. Помните об этом и наберитесь терпения.

— После долгих объяснений, что утром нельзя шоколадку, начинается истерика. Как тут в борьбе за власть не сорваться на крик?

— Родители должны осознавать, что главные в семье – они, а не их дети. Они принимают решение, что давать малышу и когда. Конечно, все действия при общении с ребенком как с личностью должны быть последовательны и логичны.

— Как вести себя, если ребенок в магазине бьется в истерике на полу?

— Сразу встречный вопрос – а почему вдруг истерика? Скорее всего, для этого были предпосылки, на которые вы вовремя не отреагировали.

Если такая ситуация все же произошла и ребенок «застрял» на определенной просьбе, вы должны, установив с ним зрительный контакт, четко и вразумительно произнести: «Я не куплю тебе это (не пойдем туда-то, не сделаю того-то), потому что…». Затем приведите весомый аргумент, почему вы этого не можете сделать. Желательно, чтобы пояснение было действительно весомым не только для вас, но и для ребенка.

Поэтому старайтесь говорить коротко и на «детском языке», причем нейтрально, но уверенно. Если чадо продолжает капризничать, вы можете сказать приблизительно следующее: «Я тебя все равно люблю, но то, что ты просишь, я делать не буду, потому что…» Можно обнять его и помочь выйти оттуда, где произошел инцидент, одновременно начиная переводить тему разговора на то, что заинтересует ребенка.

—Считается, что поведение ребенка напрямую зависит от отношений в семье. Насколько это верно? Часто замечала, что в благополучных, уравновешенных семьях дети неспокойны и капризны, а в семьях «вечно орущих» — наоборот.

— Есть выражение «чужая душа — потемки», так я бы сказала, что «чужая семья — потемки». Не все, что мы видим со стороны, – правда, и стоит помнить об этом. А вот что отношения в семье влияют на поведение ребенка – действительно факт.

Конечно, тут есть много составляющих. В первую очередь это типы родительского поведения. Например, психологический тип «бесчувственные родители» зачастую порождает большую жестокость. Кроме банального игнорирования, в худшем варианте они упрекают своего ребенка, говоря: «Это все из-за тебя», «Ты постоянно приносишь одни неприятности». И самая страшная для ребенка фраза: «Хорошо, если бы тебя не было». Конечно, в такой семье вызревает ненависть к своим родителям, а в зрелом возрасте подобное отношение послужит примером воспитания собственных детей.

А вот тип «родители-наставники» — самый подходящий вариант для взаимоотношений с детьми. Мама и папа постоянно занимаются их воспитанием и стараются помочь найти правильный конкретно для них жизненный путь. К сожалению, таких наставников очень мало.

Адекватное время сна5 минут на успокоение

— В каких случаях верным ответом на неадекватное поведение ребенка будет молчание, игнорирование его?

— Совсем игнорировать не следует, а вот лишить на некоторое время общения иногда очень полезно. Но этот способ реагирования подходит не всем детям, при этом обязательно надо учитывать возраст ребенка.

Его можно оставить молча посидеть в определенном месте в доме или вывести в другую комнату, где нет игрушек, попросить подумать о своем поведении и успокоиться. Чтобы понять свою вину, ребенку дается столько минут, сколько ему лет: 4-летнему достаточно 4-х минут для раздумий. Большее количество времени будет бесполезным. После этого нужно обязательно подойти и поговорить о случившемся.

— Можно ли ребенка шлепнуть?

— Каждый имеет право выбрать метод наказания самостоятельно. Но в любом случае злоупотреблять им не стоит. Скорее это покажет вашу несостоятельность как воспитателя. А если вы чувствуете, что наказали сгоряча, ничто не мешает извиниться перед малышом и объяснить, почему вы так поступили. К примеру, обнимите его и скажите: «Извини, пожалуйста, что я тебя ударила. Ты сделал неправильно и так вывел меня из себя, что я просто не смогла сдержаться».

По статистике, чаще к подобному наказанию прибегают родители, которых в детстве воспитывали по такому же принципу. Но есть несколько ситуаций, когда шлепок необходим, чтобы «переключить» ребенка. Например, если это сделала мама, которая очень редко применяет физическое наказание, тогда это будет сообщением о том, что в этот раз он преступил все допустимые границы. И другая ситуация – когда поведение ребенка представляет определенную угрозу для его здоровья и жизни.

— Многие, балуя детей, не осознают этого. Как это может сказаться на дальнейшем развитии дочери или сына? Как определить грань, когда вы действительно балуете ребенка, или все в меру?

— Вседозволенность, в общем-то понятие относительное. В одной семье ребенок, который без спросу берет все, что хочет, считается балованным, а в другой — это норма. И эту норму родители определяют сами.

В то же время не стоит забывать о нормах поведения в социуме, в котором будет общаться ребенок. Так, мама, которая все разрешала своему ребенку, когда отдает его в детский сад, должна понимать, что там совершенно другие правила. Скорее всего, такой малыш впервые столкнется с различными ограничениями, что негативно скажется на его поведении и нервной системе.

— Родители любят решать проблемы подарками. Ребенок завизжал, топнул ногой, и чтобы «заткнуть» чадо, ему обещают игрушку. Насколько это неправильно?

—Это в принципе неразумно. У детей появляются горы ненужных мелочей, вещей и игрушек, которые становятся им неинтересны уже через 15 минут. При помощи подарков родители пытаются компенсировать нехватку времени для общения и продемонстрировать свою любовь к ребенку, вместо того чтобы проводить с ним время интересно и полезно — читать, вместе играть.

Очень важное родительское умение – правильно отказывать в просьбе. Маленький человек должен знать и понимать слово «нет», что можно, а чего нельзя. Тогда легче осознавать — его власть небезгранична, и это сделает его мир более устойчивым.

— Ребенок плачет и требует игрушек, которые есть у одноклассников. Родители выворачивают карманы и покупают. Что делать, если нет возможности купить, а сынок не понимает, что такое «нет денег»?

— Здесь стоит вспомнить вопрос о том, кто в доме главный и как ребенок воспринимает свои границы. Если родители уверены в себе и в правильности своего метода воспитания, необходимо продолжить объяснять, какие есть возможности, давая альтернативу выбора.

Например: «Этот планшет мы сейчас не можем себе позволить, так как он дорого стоит, а мы запланировали покупку пылесоса (куртки, поездки). Но, если ты все же хочешь получить планшет, то…» На этом моменте дайте несколько альтернативных вариантов выбора. Скажем, предложите модели дешевле или вариант получения той же модели, но на день рождения или как вознаграждение при определенной успеваемости в конце учебного года.

Уметь отказаать и при этом не обидеть — дело тонкое, и этому нужно учиться. Согласитесь, легче сказать «нет» и перейти на крик, вместо того чтобы долго выстраивать фразу, которая не обидит вашего ребенка и поможет сохранить отношения.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка