«Мистецький арсенал» имени Мазепы,

13 Мая 2005 0

**«Арсенал» может претендовать на музей оружия по типу львовского «Арсенала» или Санкт-Петербургского артиллерийского музея, но для эталонного музея нужно что-то иное

 

Новая власть громко расставляет новые акценты. Радует, что не последнее место в этом занимают вопросы сохранения культурного наследия Украины. Пока в недрах соответствующего министерства вызревают и шлифуются первоочередные направления развития культуры и искусства, Президент, опережая события, заявляет о предстоящих проектах.

На первом месте стоит идея создания национального музея под названием «Культурно-художественный комплекс «Арсенал» им. Ивана Мазепы»...

Откуда взялся призрак Эрмитажа

Юлия Тимошенко озвучила идею Президента в первый день премьерства, сообщив парламенту и народу, что глава государства «сейчас обсуждает идею создания «украинского Эрмитажа». Премьер-министр была не совсем точна в формулировке, потому что, по словам профессора искусствоведения Александра Соловьева, с которым мы беседовали на тему современного и традиционного искусства, В.Ющенко обсуждал создание не Эрмитажа, а Лувра. Украинского!

Идея витала в воздухе еще во времена, когда он возглавлял Кабмин. Тогда молодой премьер-министр, увлекающийся живописью и резьбой по дереву, начал собирать не только традиционные предметы сельского быта, но и артефакты трипольской культуры. В то время меценат и коллекционер Сергей Платонов, обладавший громадной коллекцией старины, планировал провести ряд выставок, в том числе в Нацбанке, и всерьез ставил вопрос о создании частного музея на базе своего собрания. А поскольку оно насчитывало тысячи экспонатов, то и название придумал для него соответствующее — «Украинский Лувр».

Помещение Платонов облюбовал давно — это было недостроенное здание на улице Институтской, 3. Меценат предлагал вложить свои деньги, чтобы покончить с долгостроем, но поддержки правительства ни тогда, ни позже не получил — сказывался культивируемый в стране остаточный принцип отношения к культуре.

Беседа, о которой говорила Тимошенко, проходила в Художественном музее. По словам его директора Анатолия Мельника, здание со львами на Грушевского уже не вмещало коллекций. Поэтому директор и Президент обсуждали возможность расширения культурного объекта. Вопрос состоял в том, чтобы достроить дом на Институтской и напрямую соединить его галереей с музеем. Тогда, и правда, получился бы маленький Лувр. Ведь знаменитый французский музей размещен в великолепном замке королей и состоит из множества соединенных друг с другом галерей.

Состоявшийся разговор не афишировался, так как затратная его часть, по-видимому, показалась Президенту неподъемной. Прокладка галереи требовала сноса нескольких зданий, да и сам долгострой нужно было завершать — Платонова, предлагавшего вложить в это дело средства, уже не было в живых. В кругах, близких к Президенту, я узнал еще об одном «минусе» прорабатывавшегося проекта: необходимо было срезать верхушку холма между Институтской и Грушевского — тогда бы весь сток грунтовых вод пошел на Кабмин.

Поскольку идея Лувра отпала, а заявка на как минимум Эрмитаж осталась, встал вопрос о ее претворении в жизнь.

Высокая идея умерла, не успев родиться

В Харькове Виктор Андреевич встречался с творческими людьми и на вопрос местного художника, любит ли Президент современное искусство и где его размещать, ответил: «Как где? В киевском «Арсенале». Видимо, к тому моменту вызрела концепция «украинского Эрмитажа».

Переход от глобальной идеи «украинского Лувра», родившейся в 2000 году, к менее масштабной — «украинского Эрмитажа» с дальнейшей трансформацией в «Мистецький арсенал» не случаен. «Культурное» окружение лидера страны, превратившее майдан Незалежности в нечто помпезно-базарно-купеческое, получает новый подряд...

Распоряжение правительства от 3 марта:

Кабмин поддержал предложение КГГА о передаче ей в управление имущественного комплекса военного городка №5 (государственное предприятие «Киевский ремонтный завод») для создания культурно-художественного и музейного комплекса «Художественный арсенал» в Киеве.

Правительство обязало администрацию столицы разработать проектно-сметную документацию и план создания комплекса и подать их на его рассмотрение.

Поручило предусмотреть в составе проекта специализированные залы для экспонирования культурного наследия, залы современного искусства, художественно-выставочные залы, галереи народного декоративно-прикладного искусства, театрально-концертный зал, залы органной и камерной музыки, кино- и видеозалы, помещения для президентской библиотеки им. Ярослава Мудрого и культурно-информационного центра «Шевченковский дом» с архивом рукописей классиков украинской литературы, а также других объектов, необходимых для его функционирования.

Поручило Минфину предусмотреть 62,35 млн. гривен для проведения необходимых работ. Обязало КГГА обеспечить целевое использование этих средств.

Отменило распоряжение предыдущего правительства от 17 ноября 2004 г., в котором планировалось построить в 2005—2010 гг. современный многофункциональный культурно-художественный центр и поручило Минкульту, Госстрою и горгосадминистрации провести в мае 2005 г. конкурс на лучший проект его размещения и строительства (по материалам www.ukrnews.com).

Круги от «Мистецького арсенала»

Среди интеллигенции началось кулуарное обсуждение проекта Президента. Скоро оно выплеснется наружу, ибо затрагивает интересы большой группы людей — музейных работников, владельцев художественных галерей, антикварных магазинов, частных коллекционеров, искусствоведов, ученых, археологов, художников, архитекторов, инженеров, строителей, чиновников.

Я беседовал с Верой Виноградовой, директором Музея западного и восточного искусства им. Богдана и Варвары Ханенко. У нее свое мнение относительно развития музейного дела в Украине, но коль речь зашла об «Арсенале», озвучила, как она подчеркнула, свою сугубо субъективную точку зрения:

— Мне понравились слова Президента, что нужно концептуально решить, что там будет. Позже министр культуры сказала, что все проекты вынесут на обсуждение. Но вот прошло сообщение, что музей будет готов к 2007 году. Это настораживает. Есть три кита, на которых зиждется организация музея, — художественная, архитектурная и техническая концепции. Не только здание, но и залы, их оформление, свет должны соответствовать тому, что там будет размещено. Я, например, не стала бы размещать в «Арсенале» ни классическую, ни современную живопись. Что ни говори, здание несколько агрессивно, вся жизнь его была связана с оружием.

— «Арсенал» ведь будет внутри перестраиваться.

— Вот туда бы я поместила частные коллекции, перевела бы из Лавры Музей театра, музыки и киноискусства, Музей декоративного и прикладного искусства — площади позволяют. Добавила бы хорошее техническое оснащение и музейный дизайн. Там можно было бы открыть народный театр с украинской тематикой, ресторан с национальной кухней. Получился бы хороший культурный центр.

Сергей Чайковский, гендиректор Национального музея истории Украины, самый опытный специалист-музейщик в стране. Еще при советской власти он много лет возглавлял управление, ведавшее всеми музеями в Украине, а их насчитывалось около тысячи:

— Мы очень уважаем мнение Виктора Андреевича. Но меня больше занимает не «Арсенал» как культурный центр, а ранее заявленная им тема создания «украинского Эрмитажа». Она заслуживает внимания, хотя вызывает противоречивые чувства.

Эрмитаж, Британский музей, Лувр создавались веками. Как это происходило — другой вопрос. Империи вывозили со всего мира, из мест, где велись раскопки, огромное количество ценнейших произведений искусства. В формирование коллекций вкладывались большие деньги. Музей — это один из эквивалентов богатства государства.

К сожалению, так сложилось, что Украина находилась на обочине процесса комплектования музейных коллекций. Условия диктовал имперский принцип построения государства: основные исторические и культурные ценности концентрировались в Москве и Петербурге. У нас коллекции послабее. Где брать материал? Подходить к этому вопросу нужно осторожно и не за счет других музеев. Главное — выработать концепцию, что мы там хотим видеть. За основу можно взять и частные коллекции. Важно привлечь капитал предпринимателей. Лучшие музеи мира создавались меценатами.

Приведу исторические примеры. В XIX веке миллионеры Нью-Йорка собрались вместе и сказали: «Без грандиозного музея он не будет городом». Так родился «Метрополитен».

Рокфеллер, понимая, что не каждый американец может побывать в Европе, сделал все, чтобы часть Старого Света появилась в Америке, — в 1917г. в Нью-Йорке был создан музейный комплекс «Клойстер».

Президент и спонсоры

Во время посещения «Арсенала» в первые дни после своего избрания Виктор Ющенко заявил, что рассчитывает на привлечение средств инвесторов для создания культурно-художественного комплекса.

По мнению директора киевской артгалереи Евгения Карася, комплекс в «Арсенале» можно создавать как на средства государства, так и на деньги частных лиц.

— Но во главе его должен стоять наблюдательный совет, — считает Евгений. — Нельзя доверять такое важное дело одному пусть и богатому человеку с хорошим вкусом. Мало ли что ему в голову взбредет, может, захочет на Сейшелы уехать или в Америку.

Александр Соловьев, куратор благотворительного фонда Виктора Пинчука «Современное искусство Украины»:

— Мировую сокровищницу в «Арсенале» собрать не удастся, это понимают все, кто связан с культурой. Возможная экспозиционная площадь здания огромна — 28,5 тыс. кв. м. Места хватит всем. А у нас что происходит? Виктор Пинчук предлагает вложить в реконструкцию 20 млн. долларов да еще свою коллекцию из более чем двухсот единиц. Реакция прессы: «Хоче вкрасти». Оксана Билозир заявляет о создании общественных советов. Какие советы? Они денег не дадут. Министерству нужно пролоббировать в парламенте вопрос о меценатстве и отбросить политические предубеждения, иначе культуру с колен не поднять.

Музей, который я вижу во сне

Последние события, связанные с отказом г-ну Пинчуку в праве провести в «Арсенале» запланированную выставку мультимедийного искусства под предлогом закрытия здания на реконструкцию, говорят о том, что выбор места для реализации мечты Президента окончательный. Без обещанного обсуждения со специалистами: «Мы объявим публичный конкурс относительно концепции этого проекта. Вообще все, что будет происходить вокруг него, будет публичным», — говорил Ющенко (www.interfax.kiev.ua).

Но есть сомнения, что здание такого типа, как «Арсенал», может претендовать на «оболочку» самого престижного в будущем музея Украины.

Виктор Самарский, директор выставки трипольских древностей «Платар»:

— Использование помещения завода для создания «Мистецького арсенала» — хорошая идея, но только для реализации концепции Музея современного искусства, а для создания украинского Эрмитажа или Лувра требуется более достойное помещение.

Эрмитаж и Лувр — это царский и королевский дворцы. Они являются символом не только музея, но и государств высокого стиля эстетики. Представлять символом государственной эстетики казармы кадетского корпуса или цеха военного завода недопустимо. Для создания музея — гордости нации — нужно построить новое здание в современном стиле или найти готовое помещение, созвучное высокой идее, может быть, один из киевских дворцов.

Эту точку зрения разделяет и Сергей Чайковский. Он считает, что «Арсенал» может претендовать на Музей оружия по типу львовского «Арсенала» или Санкт-Петербургского артиллерийского музея, а для эталонного музея нужно что-то более престижное.

Напрашивается мысль: не пора ли вернуть народу одно из красивейших зданий столицы — Мариинский дворец, используемый государственной элитой в административных целях? Пока ощущается нехватка достойных экспонатов (коллекцию за год-два не создашь), можно использовать часть здания под собрание коллекционера Платонова. И не только его. А остальную часть памятника дворцового искусства открыть для посещения туристов. Наполнять коллекциями и открывать новые залы постепенно, как это делалось в Лувре, Эрмитаже, Британском музее и других хранилищах мирового наследия.

Правительству, пожалуй, пора перейти к обещанной практике обсуждения со специалистами проектов такого уровня, ускорить принятие закона о меценатстве, прекратить конфронтацию с меценатами по политическим соображениям (ни одно правительство в мире себе такого не позволяет), отказаться от таможенных пошлин при ввозе в Украину произведений искусства. Не стоит изобретать велосипед — в мире уже давно сложилась концепция музейного дела. Главное — не давать решать культурологические вопросы дилетантам. Мы слишком много натворили такого, чего наши потомки не поймут.

Постскриптум. Хотелось бы, чтобы суть грандиозного ремонта Мариинского дворца, затеянного управлением делами Президента (как сообщено, дворец будет закрыт на 2 — 3 года), была донесена до общественности. Есть опасение, что внутреннее убранство в духе классицизма будет уничтожено. Необходимо напомнить новой власти, что Мариинский является общенародным культурным достоянием, а не собственностью главы государства. Он принадлежит к историческим памятникам государственного значения, и какое-либо «новаторское» вмешательство в его декор недопустимо. С точки зрения его сохранности передача дворцового комплекса городской общине с целью создания музея высокого уровня была бы единственным правильным решением.


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка