Младых талантов век недолог

21 Марта 2003

Младых талантов век недолог

Анатолий ЛЕМЫШ

wПочти у каждого в детстве была тайная мечта: сняться в каком-нибудь сногсшибательном фильме, блистать на экранах всего мира и чтобы соседские Ванюша или Маша, которые до того и знать тебя не хотели, подошли и робко попросили автограф!

В современном кино большинство фильмов, рассчитанных на серьезный коммерческий успех, снимаются для детской и молодежной аудитории. Это «Властелин колец» с «Гарри Поттером» и «Человек-паук» со «Звездными войнами». Детишки тянутся в кинозалы или ведут за руки упирающихся родителей. Влекут их, конечно, удивительные, таинственные приключения. А еще — дети-актеры, попавшие на экран. Потому что самый сладостный фильм, который можно увидеть, — это представить себя на их месте: летать на метле вместе с Гарри Поттером, сражаться с космическими пришельцами, хулиганить вместе с Кевином из картины «Один дома».

Из-за парты — в кадр

Как попадают дети на съемочную площадку? Как складываются их судьбы после того, как отснят последний дубль и приходится из киномира возвращаться в обыденную жизнь?

В фильме «Приключения Электроника» (Одесская киностудия, 1979) электронного мальчика и его двойника Сыроежкина сыграли два брата-близнеца Юра и Володя Торсуевы. Киношники отыскали их в московской школе № 23. Ребята были брюнетами, и на протяжении года, пока шли съемки, их перекрашивали в рыжий цвет. После выхода фильма на экраны братья стали знаменитыми, снялись еще в трех лентах, но уже без такого успеха. Потому и в театральный вуз не пошли, о чем сейчас жалеют. Оба поступили в полиграфический институт, откуда именитых, но не слишком прилежных студентов исключили уже на первом курсе. Были другие попытки учиться: Володя занимался на философском факультете МГУ, а Юра — в Институте стран Азии и Африки. Опять неудачно: бывшие звезды не вписались в условия вузов. Сегодня занимаются бизнесом и мечтают заработать деньги, чтобы снять свой фильм, в котором снова смогли бы сыграть близнецов.

В свое время фильм Эдмонда Кеосакяна «Неуловимые мстители» и его продолжения— «Новые приключения неуловимых» и «Корона Российской империи» стали лидерами проката в СССР, а четверка «неуловимых» — невероятно популярными. Как они попали в кино и как сложились их дальнейшие судьбы? Цыган Яшка (актер Василий Васильев) родился и до шести лет жил в настоящем таборе во Владимирской области. Артистизм проявился в нем с пеленок, а первую песню он написал еще в 12 лет. На роль в фильме его отобрали из 8000 претендентов, потому что Васька-цыган показал великолепную пластику и умел потрясающе держаться на коне. Да и желания играть у него было побольше, чем у других. Съемки были трудными, а трюки, такие, как прыжок с 25-метровой скалы, приходилось выполнять без дублеров. После серии «Неуловимых» у Василия было много предложений от режиссеров, но все роли казались тусклыми, неинтересными — он отказывался. Создал свою цыганскую труппу, много лет колесил по стране с концертами. Сейчас вместе с семьей живет в Твери.

Виктор Косых (Данька в тех же «Неуловимых») попал на съемочную площадку задолго до этого фильма. Он играл еще в 1964 году у Элема Климова в «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен». Виктор рассказывает, насколько трудными были съемки: «на память» о фильмах у него осталось много шрамов. Косых стал профессиональным актером, работает в театре, а в кино сыграл более 40 ролей.

А вот у Валентины Курдюковой и Михаила Метелкина, все из той же четверки «Неуловимых», артистическая карьера так и не сложилась. Михаил снялся еще в трех фильмах, но следа они не оставили. Курдюкова вышла замуж и исчезла с киногоризонта.

Куда более трудно сложилась судьба еще одного юного актера, Николая Годовикова, сыгравшего беспризорника Мамочку в ленте «Республика ШКИД» (режиссер Геннадий Полока). Он и по жизни был таким же непутевым, как его персонаж. Трижды сидел в колониях общего режима, потом остепенился, сейчас работает в питерском «Метрострое». А по субботам играет в театре.

Главную «звезду» фильма о Буратино Диму Иосифова с его потрясающей улыбкой на 64 зуба отыскали в Минске, в школе фигурного катания. Он ни за что не хотел сниматься, даже удрал с кинопроб, изобразив боли в животе. Но его все равно утвердили на роль деревянного человечка и увезли в Крым на съемки. Другие бы радовались, а он жаловался родителям: «Такая жара, а мне нос приделывают часами!» Но кино — как вирус, оно заразительно. Дима все-таки не скрылся от своего призвания, он снимался в «Красной Шапочке» и фильме «Караул», занесло его в таджикские и даже чешские фильмы. Сегодня он режиссер. Говорят, пишет книги и воспоминания. Что известно о его юных друзьях по фильму? Пьеро (Роман Столкарц) эмигрировал в Израиль, пес Артемон (Томас Аугустинас) — в Канаду. Арлекин (Гриша Светлорусов) окончил Высшую школу КГБ, дальнейшая его судьба скрыта тайной. А вот голубоволосая Мальвина (Таня Проценко) после ВГИКа работает в Центре Ролана Быкова. Никто из них в кино так и не задержался.

Кстати о «Красной Шапочке» (режиссер Владимир Басов). Кто не помнит смешную и энергичную девчонку, скакавшую по лесным дорожкам и распевавшую о зеленом попугае? Яна Поплавская родилась в артистической семье — ее родители работали в Театре на Таганке. Яна буквально выросла за кулисами и с юных лет играла в спектаклях. Фильм «Про Красную Шапочку» не только принес ей огромную популярность, но и Государственную премию СССР за лучшую детскую роль (в 11 лет!). После такого успеха на нее посыпались предложения режиссеров, она сыграла еще в нескольких фильмах. Окончила Щукинское театральное училище. Сейчас работает на телевидении, долгое время вела программу «Времечко». А вот в кино Яна принципиально не снимается, повторяет известный афоризм Фаины Раневской: «Сняться в плохом фильме — все равно что плюнуть в вечность!»

Где учат на вундеркиндов?

Но это уже история. А что можно сказать о современных молодых актерах? В Украине снимается так мало фильмов, что пока ни один из юных не стал звездой. Российское кино делает ставку на взрослые картины, на «Ментов» с «Братьями». В них нет ярких ролей для молодых. Можно вспомнить разве что Аню Михалкову, замечательно сыгравшую в фильме своего отца «Утомленные солнцем».

А вообще-то дети, особенно маленькие, — это головная боль для режиссеров. Мало того, что ребенку трудно объяснить сюжет картины. Дети имеют свойство расти. Они меняются до неузнаваемости всего за несколько месяцев съемок. Причем эти изменения часто затрагивают не только внешность, но и манеру поведения.

В французском фильме «Зази в метро» 1960 года режиссер Луи Маль намеревался рассказать об одном дне из жизни 11-летней девочки. В конце съемок он решил переснять пару ранних сцен, но его ждал неприятный сюрприз. К своему ужасу он понял, что юная звезда Катрин Демонжо за три месяца стремительно повзрослела. В результате в первых эпизодах фильма она выглядела намного старше, чем в последующих.

Сей горький опыт пошел режиссеру на пользу. Картину «Прелестное дитя» 1978 года он снимал последовательно, по хронологии. За время съемок 12-летняя актриса Брук Шилдс плавно перешла из детства в юношество, как и ее героиня Вайолет на экране.

В Голливуде «производство» детей-актеров поставлено на поток. В 70 детских агентствах можно найти фотодосье и другие данные более чем на 7 тысяч юных кандидатов в звездочки. Отнюдь не всем им удается попасть на настоящую съемочную площадку. Кому-то везет больше, но успех детей-актеров мимолетен. Если верить голливудской писательнице Джеки Коллинз, актерская карьера даже самого талантливого ребенка редко длится больше шести лет. Как только взросление лишает детей беззубого конопатого шарма, карьеру можно считать завершенной. Затем следует болезненное возвращение в реальный мир.

Но огонь славы манит к себе все новые поколения юных дарований. А еще больше их родителей, мечтающих увидеть свое чадо на экране. Этим пользуются другие дяди и тети, умело играющие на родительских амбициях. В октябре 2001 года еженедельник «2000» писал о фирме «Мир кино», проводившей кастинг среди юных дарований для участия в телесериале и потом собиравшей с родителей по 300—400 долларов якобы для курсов актерского мастерства. После нашей публикации «Мир кино» «растворился». Сейчас на ТВ сразу по нескольким каналам идет реклама другой такой фирмы, «Школы Натальи Крачковской». Здесь менеджеры требуют с родителей по 3 тыс. долларов за прохождение актерских курсов и также обещают блестящие кинокарьеры. Впрочем, потом выпускникам обычно говорят: «Вам вот-вот позвонят из съемочной группы. Ждите звонка... Ждите звонка...» На этом все заканчивается, и обещанные съемки уплывают навсегда.

И все-таки хочется сказать юным талантам: «Дерзайте! Обходя подобные ямы-ловушки, прорываясь через заросли, идите к своей цели. И если у вас действительно есть дарование и немного везенья, вы обязательно станете актерами!»

Тихі та непримітні білоруси

Небажаним і небезпечним було б втягування білоруських національно-культурних...

Гибель в воздухе

Недавно произошел морозящий душу случай гибели 38 щенков на борту самолета МАУ. Этот...

Развивающие игрушки – какие они бывают

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок развивался всесторонне и получал все...

Утилизаторы

Когда слышишь слово «утилизаторы», невольно перед глазами появляются зловещие...

Культурно-національні багатства України: угорці

Нав'язування певним людям в бідній країні чужої їм мови навряд чи додасть їм...

У столиці Галичини ксенофобії немає...

Якось мені трапилося на очі одне дуже цікаве друковане видання: журнал...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка