Налог на зрелища

04 Февраля 2005 0

В отечественном шоу-бизнесе появились два новых фактора: начал работать «Закон о гастрольной деятельности» и Украина стала «хозяйкой» «Евровидения».

О том, как в связи с этим изменилась ситуация на гастрольном рынке страны, о его перспективах, мы говорили с промоутером концертного агентства АСА Антоном Абдулаевым и директором компании «Еврошоу», президентом Союза промоутеров Украины Сергеем Галузиным.

Жара для рынка

Как закон о гастрольной деятельности, который недавно начал работать, изменил ситуацию в шоу-бизнесе?

Сергей Галузин — Он работает пока не в полную силу, но тревожных сигналов уже хватает. Чиновники пытаются на только-только формирующуюся отрасль набросить свой «коррупционный ошейник», прикрываясь псевдопатриотическими лозунгами. Да еще и кивают на мировой опыт — но нигде в мире нет такого глупого закона, которым по сути вводится налог на посещение концертов. За это должно быть стыдно! Концерт — это инвестиции в регион, где он проходит: ведь организатор нанимает охрану, арендует площадку, гостиницу, транспорт, дает рекламу — то есть обеспечивает работой уйму людей. А на него «охотятся» все кому не лень: пожарники, санэпидемстанция и т. д. Теперь к этому списку персонажей, претендующих на пачку бесплатных билетов, прибавятся и чиновники от культуры. Дело ведь даже не в 3% налога, которые якобы должны пойти на поддержку отечественного гастролера. Дело в бессмысленных и безобразных преградах, которые ставятся на пути организатора концерта, — теперь нужно получить какие-то разрешения, написать какую-то отчетность. Не успел — давай взятку. Самое интересное, что люди, лоббировавшие этот закон, как раз сейчас придут во власть, в Министерство культуры — делить этот лакомый пирог. А ведь все эти расходы в конечном итоге лягут на плечи потребителя, для которого зрелище и так пока труднодоступно.

Антон Абдулаев — Это просто закон на бумаге, он не работает и никак ситуацию не меняет. Не знаю ни одного исполнителя, которого бы поддержали этими деньгами. Да и зачем кого-то поддерживать? Это рынок. Неужели нужно вводить налог на покупку «мерседесов», чтобы помогать производителям «запорожцев»?

Каковы тенденции гастрольного рынка страны?

С. Г. — Рынок «разогревается», причем не только в столице, но и в регионах. Я уже 16 лет работаю в этой сфере и отслеживаю процесс. Чем более платежеспособным будет население, тем интереснее и богаче будет гастрольная жизнь. Раньше мы вынуждены были ориентироваться на одну и ту же социальную группу, способную осилить сравнительно дорогой билет. Сегодня 50—100 долларов за хорошее шоу может заплатить гораздо больше людей. Поэтому и ассортимент шоу на рынке гораздо больший. Население станет еще богаче — шире станет и выбор, и уровень концертов. В корне изменился даже подход к рекламе. Если раньше упор был на пафос события, на необычность его, то сегодня нам достаточно лишь проинформировать людей об интересной группе, и поклонники сами придут, даже приедут из других городов. Любопытно, что второй после Киева город, где охотнее всего посещают концерты, — Одесса.

А. А. — Кардинальных изменений структуры гастрольного рынка не происходит. Стало меньше приезжать артистов из России — их гонорары выросли до уровня европейских звезд. Те, кто раньше просил гонорар 30 тысяч долларов, сейчас работают за 50 тысяч — а качество осталось на прежнем невысоком уровне. Западных исполнителей к нам также возят не слишком часто — с ними нужно уметь работать. Денег стало больше в этом бизнесе вращаться. Для этого рынка очень важна платежеспособность населения. Как она будет меняться, так будет меняться и отрасль. Деньги ведь не возникают из воздуха. Их нужно вынуть из чьего-то кармана. Продюсер вынимает деньги из чужих карманов при помощи инструмента «артист». Причем не обязательно напрямую из карманов публики — сегодня за счет билетов невозможно окупить концерт звезды первого эшелона. Помогают в проведении концертов спонсоры, т. е. люди, покупающие рекламу.

Как вы можете оценить этот рынок с точки зрения инвестора?

С. Г. — Риски на нем всегда были высокими — они обусловлены возможностью быстро, в течение месяца получить приличную прибыль. Но сейчас риски для инвесторов значительно уменьшились. Конечно, если работать с профессионалами. С малоопытными организаторами концертов большие деньги можно быстро потерять.

А. А. — Это очень рискованный рынок. Но многие инвесторы ищут здесь не прямую прибыль. Часто яркий концерт может служить средством создания имиджа в определенных кругах. С помощью организации громкого мероприятия можно завязать полезные деловые знакомства — например, пригласить потенциальных деловых партнеров в качестве VIP-персон на «ваше» шоу.

Среди компаний — спонсоров концертов большинство производит алкоголь. Почему?

С. Г. — Алкогольным компаниям выгоднее всего себя рекламировать через спонсорство — таковы реалии нашего законодательства. Но тенденция постепенно меняется — многие неалкогольные фирмы поняли, какой выгодной может быть реклама на шоу. Пример — UMS, минеральная вода «Старый Миргород».

А. А. — Во-первых, у алкогольных компаний большой рекламный бюджет. А во-вторых, они выбрали такой путь пиара. Вот Samsung, например, предпочитает светиться как спонсор спортивных событий. Хотя, думаю, стоило бы привлечь сюда и других рекламодателей. Самому стало интересно: почему это Colgate не выступает спонсором рок-концертов?

Почему мы не увидим Тину Тернер

Проблема с концертными площадками остается актуальной для гастролеров?

С. Г. — Отсутствие в стране большой хорошей концертной площадки тысяч на двадцать мест «отрезает» нашего потребителя от дорогих шоу. С теми концертными комплексами, которые есть у нас, и уровнем платежеспособности населения мы способны «купить» звезду с гонораром максимум 300 тысяч долларов. А шоу стоимостью до 800 тысяч — как у Уитни Хьюстон или Тины Тернер — нам недоступны. Наличие большого зала позволило бы и снизить цены на билеты — например, «поход» на группу уровня «Депеш мод» обошелся бы в 10—15 долларов. Государство поступило бы мудро, если бы само инвестировало строительство подобного комплекса — в конце концов оно несет социальную ответственность перед гражданами, лишенными зрелищ. Но и площадок на 2—3 тысячи мест не хватает — их календарь так плотно забит, что в него часто попросту не втиснуться. И с качеством проблема, из отличных — только Дворец «Украина». С мелкими залами в принципе проблем нет — есть театры, клубы.

А. А. — Конечно. Новых ведь не появилось. Ни в Украине, ни в России нет площадки приличного уровня. Совсем отсутствуют средние залы, на 2—3 тысячи. А ведь много артистов соответствуют именно такому уровню аудитории — их невыгодно приглашать на большие площадки. Есть попытки организовать концерты на площадях выставочных центров — но там свои проблемы. Ведь к залу человека нужно приучать — у нас консервативная публика. Строить новые, современные площадки пока никто не хочет — жилищное строительство проще и быстро приносит хорошую прибыль. Земля в центре города дорогая, а строить зал за городом — как объяснить человеку, что он должен туда поехать? Но главное — деньги. Потребитель не может пока платить столько, сколько стоит соответствующая услуга. Это не только наша проблема. Американские артисты, кстати, часто говорят немцам, что у тех нет хороших залов. Требуют строить для себя что-то особенное.

Меняется ли качество шоу украинских исполнителей?

С. Г. — Да, оно растет. Они уже спокойно могут делать кассовые концерты, а это уже немало. «Ходят» и в Европу — вспомним довольно успешные гастроли «ВВ» или «Океана Эльзы», Русланы. Конечно, до уровня мегазвезд еще расти и расти, но дорогу осилит идущий. Думаю, скоро мы увидим целый полк новых исполнителей — все чаще на шоу-бизнес начинают обращать внимание реальные инвесторы, промоутеры часто становятся продюсерами. Пока самым слабым элементом в этой отрасли является продюсирование. Но я верю, что мы невероятно талантливый народ — нужно только заставить поверить в это мир.

А. А. — Восточной Европе лишь в порядке исключения удалось пару раз протолкнуть свой музыкальный товар на Запад — «Тату», «Здоб ши здуб». Не то у нас качество. Я не говорю о треш-попе — мгновенно «сгорающих» хитах, поражающих потребителя своей курьезностью. Здесь шанс есть у всех.

Как победа в «Евровидении» и будущий конкурс на территории Украины может повлиять на ситуацию в отечественном шоу-бизнесе?

С. Г. — «Евровидение», спасибо Руслане, это наша всеобщая крупная победа. Это шанс для всего украинского шоу-бизнеса. И этим шансом нужно воспользоваться — ведь к нам приедут европейские промоутеры. Нужно вовлекать Европу в нашу игру, нужно доказать, что мы им интересны. Жаль, что к такому событию у нас не построили хороший концертный зал.

А. А. — Почти никак не повлияет. Ну проведут во Дворце спорта косметический ремонт. Какое-то время будет продаваться на Западе Руслана — но это продукт скоропортящийся. Кто помнит предыдущего победителя «Евровидения»? Никакой интерес к нашей эстраде не возникнет — нам нечем заинтересовать мир.

Гибель в воздухе

Недавно произошел морозящий душу случай гибели 38 щенков на борту самолета МАУ. Этот...

Развивающие игрушки – какие они бывают

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок развивался всесторонне и получал все...

Утилизаторы

Когда слышишь слово «утилизаторы», невольно перед глазами появляются зловещие...

Культурно-національні багатства України: угорці

Нав'язування певним людям в бідній країні чужої їм мови навряд чи додасть їм...

У столиці Галичини ксенофобії немає...

Якось мені трапилося на очі одне дуже цікаве друковане видання: журнал...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка