Наступление на культуру

№8(855) 23 февраля - 1 марта 2018 г. 21 Февраля 2018 1 4.9

Вызвавшее резонанс высказывание В. Вьятровича о «щупальцах русского мира», к которым отнесены «булгаковы, пугачевы и даже высоцкие и цои», — это не отдельный курьез или случайный эксцесс, но свидетельство наступления на культуру.

Неодобрительно посматривают теперь и на присутствие в городской топонимике Льва Толстого, да и Пушкина — того самого, о котором Достоевский говорил «это наше все». Но и к самому Достоевскому найдутся вопросы.

Речь о культуре русской и советской. Но надо понимать, что любая культура в высоком смысле данного слова, если она выходит за человеческую ограниченность и рамки своего времени, является общемировым достоянием. И то, что это наступление соответствует мировой тенденции, не может служить утешением.

Однако же, как недостающие пазлы дополняют картинку, такие откровения помогают понять истинные мотивы вьятровичей, учитывая, что директор Института национальной памяти далеко не одинок в своих изысканиях. Он лишь играет роль «пробного шара», за которым может последовать легион других.

Так что же им надо и зачем они, осквернив историческое прошлое, теперь тянут свои «щупальца» к человеческому гению? Причем — в части восприятия советского строя — скорее к своим соратникам, чем к противникам. Чем же не угодили им творцы, которых в определенной мере можно отнести к антисоветчикам?

Тот же Виктор Цой одной только песней «Хочу перемен», какой она была воспринята в то время, нанес советскому самосознанию ущерб гораздо больший, чем Вьятрович и компания всей их дуболомной декоммунизацией.

Из сентенций Вьятровича, недовольного сохранением единого культурного пространства, становится понятно, чего они хотят.

Им нужно привилегированное пространство — благоприятная для них в отношении идейного и культурного состояния населения жизненная среда. Нужна среда, обуславливающая такую систему координат, в которой, скажем, Вьятрович считался бы великим историком, Мосийчук — великим политиком, Винничук и Ницой — великими писателями, Фарион... просто великой и т. д. Где ничтожное и посредственное благодаря сложившейся конъюнктуре можно было бы представить значительным, а значительное — опошлить и осмеять. И чтобы при этом в отношении к ничтожествам не сквозило презрение.

Но поскольку на роли великих эти персоны явно не тянут, их эгоистический интерес — опустить уровень интеллектуального и культурного развития общества до такого предела, создать такой социальный фон, чтобы они слыли хотя бы выдающимися личностями. Иначе говоря, если невозможно быть первыми в городе, нужно город превратить в деревню.

И здесь великие деятели русской и советской культуры являются очевидным препятствием, постоянным и неопровержимым укором. Потому надо их принизить и предать забвению, а для этого — посеять сомнения в их состоятельности и очернить.

Но помехой является и западная культура в лучших ее проявлениях и образцах, поскольку на ее фоне упомянутые лица тоже выглядят, мягко говоря, невыигрышно. Не д'Артаньянами. Это отчетливо видно касательно европейской политической культуры, которая нашим вельможам явно не подходит, чему повседневная практика дает избыточные доказательства.

На самом деле украинский язык и националистические декорации нужны им и превозносятся лишь постольку, поскольку служат инструментом установления удобных им правил игры, благодаря которым они возвышаются.

Именно для такого сомнительного господства, а не во имя абстрактных благ национальной идентичности нужны доминирование во всех сферах украинского языка, заполнение бесталанным продуктом теле- и радиоэфира, культ национализма и т. п. Ради этого — трещины по человеческим душам и отношениям, массовые психозы и социальная вражда.

Александр Зиновьев как-то метко подметил, что революция 1917 г. осуществилась по сути в интересах советского чиновника и канцелярии. По напрашивающейся аналогии социальные потрясения, произошедшие с Украиной в последние годы, послужили тому, чтобы вьятровичи стали претендовать на статус господ.

Очевидно, что те, кто проникся творчеством Булгакова, Высоцкого, Цоя и духовно близких им творцов — можно перечислить еще тысячи фамилий, — кто сохраняет связь с нашим богатым культурным наследием или приобщается к нему, — не обязательно пророссийские граждане или агенты Кремля. Они вполне могут быть его идейными противниками.

Но у большинства из них благодаря их культурным предпочтениям есть убийственные для вьятровичей свойства — склонность критически мыслить и воздавать должное, предрасположенность к справедливости и неприятие ярлыков. В силу этих свойств они не приемлют предлагаемую вьятровичами систему координат и не составят свиту голых королей.

Здесь надо бы еще сказать вот о чем.

На часть общества, воспитанную в традициях советской культуры и не мимикрировавшую, чтобы как-то ее унизить, навешивают ярлык «совков». В свое время в этот термин его популяризаторы, советские диссиденты и фарцовщики, вкладывали главным образом отсталость от западной моды, безразличие к ней, простодушие и лояльность к власти.

Возможно, что «совковость» — в части дружески раскрытых объятий, радушия, материальной непритязательности, способности к самопожертвованию — было лучшее, что случилось с человеком на наших просторах.

Однако нынешние реформаторы, зайдя со своими реформами в тупик, когда уже нет других оправданий, любят указывать на «совковость» как на решающую причину неудач. Дескать, руководи они при другом качестве населения, уж они бы показали, как надо управлять.

И в этом их подлость и лицемерие. Ибо мало того, что они сами никуда не делись от прошлого, как раз «совковость» в таких характерных проявлениях, как покладистость по отношению к властям, доходящая до угодничества и холуйства, способность жить на низком социальном уровне и находить возможность радоваться, позволяет новоявленным господам вольготно себя чувствовать и еще разглагольствовать о пороках народного менталитета. Поистине выдающаяся наглость.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Валерий
21 Февраля 2018, Валерий

Когда уже заканчивал читать , подумал : а кто же автор этого замечательного анализа ?
Э.. да это , оказывается , Пётр Петров - довольно редко встречающийся теперь автор .
Я , со своей стороны , осмелюсь добавить только одно - похоже , что придёт время , когда
такие вьятровичи будут во всеуслышание заявлять : когда я слышу слово культура , моя
рука тянется к пистолету .

- 7 +

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка