Президент, который умел держать удар

23 Марта 2007 0

Президент, который умел держать удар

Феликс ЦЫГАНЕНКО

После успешных ходовых испытаний 30 января 2007 года был подписан акт о приеме в эксплуатацию грузового теплохода «Николай Славов». Пополнив ряды сухогрузного флота АСК (акционерной судоходной компании) «Укрречфлот», новое судно под командованием капитана О. Ю. Андриянова готовится к выходу в первый рейс. Когда такие люди, как бывший президент «Укрречфлота» Славов, уходят из жизни, называть их именами новые суда — общепринятая практика у моряков и речников. Такую честь Славов заслужил как руководитель флагмана судоходной компании Украины. Если с развалом Союза банкротство стало уделом отечественных пароходств, то «Укрречфлот» не только выстоял, но и развивался, строил новые суда...

Так сложилось, что Николай Славов возглавлял «Укрречфлот» в те годы, когда Министерством транспорта страны руководил Георгий Кирпа. Оба — на редкость талантливые руководители, исключающие застой мысли и действий, потому и находились они в авангарде смелых и неординарных решений. Сколько за ними полезных дел! Как не хватает таких людей Украине!

Неоценимое содействие при написании этой статьи оказал мне бывший член редколлегии газеты «Водник», фотожурналист Олег Столбецкий. Знаток истории флота, ее собиратель и хранитель в течение 40 лет, Олег Сергеевич не только поделился личными воспоминаниями, но и помог с подборкой материала о Николае Антоновиче Славове.

Впервые о президенте «Укрречфлота» я услышал еще в Мурманском морском пароходстве. Николай Антонович с уважением относился к северянам, которые возвращались в Украину, охотно брал их на работу.

В молодости он серьезно увлекался боксом, был чемпионом Украины и призером командного первенства СССР.В последние годы Славов выполнял обязанности почетного президента Лиги профессионального бокса Украины.

В его окружении любили вспоминать, как отвечал Славов на вопрос об отсутствии охраны — как личной, так и в управлении: «Мне не от кого прятаться, и потом, я умею держать удар». Спортивная закалка помогала Николаю Антоновичу и в управленческой работе. Так случилось, что на смену боксерским пришли поединки с бюрократами.

«Моя жизнь и сейчас — сплошные единоборства, — рассказывал Славов в 2001 г. корреспонденту «Киевских ведомостей». Несмотря на то что «Укрречфлот» полностью приватизирован и мы получили высокую оценку президента страны Леонида Кучмы, на нас частенько «наезжают» контролирующие органы».

Не нравилось некоторым чиновникам и то, что в рабочем кабинете Славова на стене висел портрет выдающегося флотоводца и земляка Николая Антоновича — адмирала Макарова. Еще в студенческие годы Николай увлеченно изучал биографию своего легендарного земляка. Именно Макаров, его подвиги повлияли на выбор профессии и судьбу молодого человека.

...Родился Славов 1 сентября

1926 г. в селе Тернивка Николаевской области. Леонид Горлач, автор книги «На крыльях Днепра», пишет, что село появилось в 1791—1795 гг., когда Николаев постепенно становился центром корабелов Российской Империи. Сама природа способствовала тому: слияние Южного Буга с рекой Ингул создало идеальные условия для строительства флота. В Тернивке жили казенные мастера, которые трудились на Николаевской верфи. Туда же перебрались сто шестьдесят болгарских семей, среди которых были и предки Славова.

В 1948 г. Николай Славов с отличием закончил Одесский институт инженеров морского флота и начал работать диспетчером в Николаевском речпорту, который возглавил со временем и вывел в передовики. Славов руководил Николаевским, Запорожским, Киевским речными портами, был начальником Главного управления речфлота при Совмине УССР.А с 1992-го Николай Антонович являлся президентом Акционерной судоходной компании «Укрречфлот».

В мае 1986 г., через несколько дней после аварии на ЧАЭС, началась эвакуация Чернобыльского спецпорта. Находившиеся здесь буксиры, плав-краны, другие плавсредства с портовиками и их семьями на борту двинулись вниз по Днепру по направлению к Киеву.

А в это время навстречу из Киева на небольшом судне мчался главный начальник портовиков — Николай Славов. Караван судов встретился с «Ракетой» в районе острова Домонтова. Мягко говоря, без восторга, даже агрессивно некоторые работники спецпорта, а особенно их жены, восприняли предложение Славова о том, чтобы мужчины вернулись в Чернобыль. Этот эпизод, сыгравший позднее огромную роль в обеспечении перевозок по Днепру грузов, необходимых для строительства новых автомобильных дорог, «саркофага», других объектов в зоне, еще не раз вспомнят речники.

— Не обещал я тогда чернобыльским портовикам ни орденов, ни славы, но в разговоре напомнил, что за ними Киев, другие города и что, кроме них, защищать дома родных и близких от смертельной опасности больше некому, — вспоминал Николай Антонович. — Возможно, я говорил порой и резко, но ведь момент какой был! Однако еще раз убедился: на флоте работают настоящие мужчины. Они меня понимали. Понимали и их жены. А когда весь флот спецпорта развернулся и направился к Чернобылю, у меня в горле запершило. От волнения ли, от радиации, а может, от того и другого, уж и не знаю...

...Под руководством Славова «Укрречфлот» стал первым полностью приватизированным предприятием. Компания является самым крупным в стране владельцем флота — на ее балансе 436 грузовых самоходных и несамоходных судов, буксиров, пассажирских круизных теплоходов. Около 200 тыс. акционеров, отечественных и зарубежных юридических и физических лиц из 35 стран, регулярно и своевременно получают дивиденды. АСК «Укрречфлот» имеет филиалы, представительства и агентства в крупных приднестровских и придунайских городах: Измаиле, Херсоне, Николаеве, Запорожье, Днепропетровске, а также заграничные представительства в Стамбуле (Турция), Пирее (Греция), Венеции (Италия), Галаце (Румыния), Ломе (Болгария) и Белграде (Югославия). Компания является соучредителем ряда дочерних закрытых акционерных обществ и владеет крупным пакетом акций Николаевского, Херсонского и Днепропетровского портов. С 1993 года Славов Николай Антонович — президент Международной ассоциации судовладельцев Черноморского бассейна.

«Киевские ведомости» писали, что в марте 1993 г. впервые в Украине началась приватизация в отрасли — льготная продажа акций АСК ее работникам по номинальной стоимости за имущественные сертификаты. В августе того же года Украинская фондовая биржа впервые выставила на продажу 500 тыс. акций. «Получена модель развития, к которой мы должны стремиться», — отметил президент Кучма на международном симпозиуме по проблемам фондового рынка.

— В 1995 году нам, первым в Украине, Европейский банк реконструкции и развития выделил кредит на строительство нового флота без гарантии государства, — отметил Николай Славов. — Это, пожалуй, наша самая большая гордость и завоевание, это и высокое доверие, и огромная ответственность. На эти средства на румынской судоверфи мы построили пять теплоходов типа «Десна». Очень обидно, что использовали иностранный капитал и рабочую силу. Но ни один отечественный банк не смог предоставить нам такой кредит всего под 5% годовых, как и ни одна верфь не может строить суда так качественно и быстро.

В 1998 г. был успешно проведен первый в стране эксперимент по продаже акций «Укрречфлота» на международном фондовом рынке — их охотно приобретали иностранные бизнесмены.

Большой ущерб морскому и речному транспорту нанес мировой топливный кризис, взвинтивший цены на горюче-смазочные материалы, а также разрушение войсками НАТО мостов на Дунае. Ситуацию усугубило и отсутствие в Украине государственной политики, защищающей отечественных судовладельцев. «Тем не менее общий доход от нашей основной деятельности в 2001 году составил 212 миллионов гривен, — отметил Николай Славов. — Пассажирский флот перевез восемь тысяч туристов. Открыт международный круизный маршрут Украина — Болгария, который обслуживал теплоход «Тарас Шевченко». Рассматривалась целесообразность продления линии до портов Румынии, а в перспективе — до Турции. Для получения дополнительных средств и сокращения расходов топлива суда перевели на работу с одним двигателем, продали 18 изношенных плавсредств, заработав 5 миллионов долларов».

«Укрречфлот» — единственная судоходная компания, прибыльно работавшая уже в 2001 году. К тому же она одна исправно выплачивала своим акционерам дивиденды. Общая сумма последних составила 3 млн. 750 тыс. грн. Для юридических лиц, владеющих тысячами акций, это была солидная прибавка. Для физических — сумма пока незначительная, но люди понимали, что их средства идут на модернизацию флота. И верили, что через несколько лет компания будет зарабатывать значительно больше, а они — получать ощутимую прибыль. Так и случилось. Уже в 1997 г. объем перевозок удвоился, значительно возросли доходы в твердой валюте, стоимость акций увеличилась в пять раз, размер выплаченных дивидендов на одну акцию превысил два номинала. Планировалось выставить акции «Укрречфлота» на торгах западных бирж, что позволит увеличить их стоимость в несколько раз, и привлечь дополнительные инвестиции...

В 2002-м, юбилейном году, выступая на очередном собрании акционеров, Николай Антонович заметил, что «если мы не будем строить новый флот, то через 15—20 лет нашей компании просто не станет». Не все согласились с этой оценкой...

В том же году в Киеве состоялись переговоры с участием Европейского банка реконструкции и развития, АСК «Укрречфлот», концерна Damen (Голландия) и Николаевского судостроительного завода Damen shipping ocean, на которых была достигнута договоренность о строительстве в Николаеве теплоходов дедвейтом

6,5 тыс тонн. Это была большая победа, ибо украинская судоходная компания строила суда на отечественном заводе благодаря финансовой поддержке Евробанка. Создавались рабочие места как для украинских моряков, так и для отечественных судостроителей.

Николай Антонович оставил о себе память и как гуманист. Он всегда откликался на призыв оказать поддержку или помощь. Все мы смотрели фильмы с участием Леонида Быкова. Но общеизвестно ли, что в память о любимце миллионов кинозрителей в 1996 году был создан общественный фонд его имени? «Цель фонда — проведение мероприятий, посвященных памяти популярного актера и выдающегося кинорежиссера Леонида Быкова, — рассказывал заслуженный артист Украины Владимир Талашко, — а также оказание материальной помощи его коллегам, которые испытывают финансовые затруднения. Мы рады, что наш почетный президент — народный депутат Украины Николай Славов. С большой благодарностью хочу сказать о том, что правление АСК «Укрречфлот» перечислило на счет фонда 3500 гривен на премии и стипендии украинским кинематографистам».

Николай Антонович стоял и у истоков создания международной ассоциации судовладельцев Черноморского региона (БИНСА), был ее первым президентом, затем переизбран на второй срок. За успешное формирование национальной судоходной политики по единодушному мнению редколлегии журнала «Судоходство» Николай Славов в 1995—1998 годах был признан Человеком года.

Николай Антонович трижды избирался депутатом Верховной Рады Украины. Его именем названа малая планета Солнечной системы. Он был удостоен орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Дружбы народов, «За заслуги» (2-й и 3-й степени), Великого князя Владимира, Почетного знака Президента Украины.

23 марта 2006 г. Николай Антонович ушел из жизни. В память о нем в феврале 2007-го спущен на воду в Николаеве построенный для АСК «Укрречфлот» универсальный грузовой теплоход «Николай Славов». На торжественном митинге по этому случаю присутствовал сын Николая Антоновича — Игорь Славов, также работающий в системе «Укрречфлота». По старой морской традиции «крестная мать» (ею стала жена президента концерна Damen госпожа Йозин Дамен) разбила бутылку шампанского о борт нового судна.

Счастливого плавания, «Николай Славов», и семь футов под килем!


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка