«Со скидкой» не всегда дешевле

№48(844) 1—7 декабря 2017 г. 28 Ноября 2017 5

Если речь идет о «черной пятнице» в отечественном магазине

Настоящая Black Friday существует только в США и с недавних пор — в Западной Европе, где американская традиция начала приживаться всего несколько лет назад. Но на фоне этих стран уикенд скидок по-украински выглядит профанацией. Если на Западе все чаще задаются вопросом: «это феерия скидок или апогей бездумного потребления?», то в отечественных реалиях впору поинтересоваться, почему мы платим за товар с дисконтом 30—50% на самом деле больше, чем в обычные, неакционные дни.

Торговый центр в США

В США уже много лет последняя пятница ноября (в этом году она пришлась на 24-е число) — наиболее прибыльный для торговцев день в году. Ежегодно продажи в «черную пятницу» растут на 15—20%. Так, в 2016 г. американцы потратили $12,8 млрд. только в интернет-магазинах, скидками в 15—40% воспользовались 205 млн. человек. По предварительным данным, в 2017 г. число участников пятничного шопинга составило около 250 млн. человек.

Ноябрьские распродажи в США успешно работают потому, что там магазины предлагают покупателям действительно реальные скидки на товар. Но такая схема неприемлема в Украине. Когда отечественный магазин указывает скидку 50—70%, не верьте своим глазам. Как отмечают ретейлеры, в нашей стране максимально возможные честные скидки не могут превышать 20%. В таком случае магазину остается уповать на заработок около 5% на единице товара, на что, как вы понимаете, может пойти не каждый.

Обычно за несколько недель до «черной пятницы» украинские магазины просто поднимают цены на 200—300%, чтобы в означенное время героически их скинуть, причем не всегда даже до начального уровня. Приведем пример. По состоянию на 1 октября рядовые наушники известного бренда стоили 150 грн. Через две недели их цена выросла до 200 грн. Уже 1 ноября они стоили 250 грн., а к 14-му числу месяца аксессуар подорожал до 275 грн. К 20 ноября они стоили уже 300 грн., чтобы в «черную пятницу» порадовать покупателя акционной ценой 200 грн.!

Киев, торговый центр Skymall

Многие граждане, справедливо полагая, что в нашей стране реальных скидок на товары нет, обратились в дешевые китайские онлайн-магазины. Так, по данным ПриватБанка, в период традиционных распродаж на сайте AliExpress клиенты банка совершили более 517 тыс. покупок на сумму около $9 млн.

Спешим вас разочаровать, шансы получить скидку AliExpress невелики. Дисконт может распространяться лишь на десяток-другой товаров, о чем вас, как правило, не предупредят. Кроме того, там также минимум за неделю до распродаж резко повышают цены.

Тем не менее праздник скидок состоялся, и «2000» представляют вашему вниманию краткий обзор безудержной торговой феерии в Европе и Украине, растянувшейся на четверо суток — с «черной пятницы» до «киберпонедельника».

Германия: поможем детям

Уже несколько лет местные торговцы, набравшись опыта у американских коллег, искушают немцев скидками в ноябрьский уикенд. В прошлом году участие в распродажах Black Friday приняли 16% жителей, а на огонек «киберпонедельника» заглянули около 13%. По данным Федерации розничной торговли Германии, в те дни граждане оставили в магазинах и на сайтах страны 1,7 млрд. евро.

Несколько подпортили всеобщее празднество работники шести распределительных центров гиганта онлайн-торговли Amazon, расположенных в Германии. Как информирует профсоюз Verdi, 2,5 тыс. из 12 тыс. немецких сотрудников американской компании отказались выходить на работу в «черную пятницу», потребовав в очередной раз достойной оплаты труда. Затяжной конфликт стартовал еще в 2013 г., но сторонам, упорно стоящим на своем, так и не удается прийти к взаимовыгодному решению.

Судя по всему, одной пятницы многим продавцам явно не хватает. Так, Amazon Germany объявила старт распродаж еще 20 ноября, пообещав клиентам более 55 тыс. товаров со скидками. Сеть бытовой электроники Saturn рекламировала «черную неделю лучших покупок года», а супермаркеты Real и Karstadt всю вторую половину ноября анонсировали особые скидки.

Просто удивительно, насколько прочно в жизнь Германии (где часы работы торговых точек жестко регламентированы законами, а магазины по воскресеньям закрыты) вошли американские забавы вроде «черной пятницы» и «кибернетического понедельника». Впрочем, далеко не все местные торговые компании воспринимают идею Black Friday. Так, крупная аптечная сеть DM никаких скидок 24 ноября не предлагала — ее руководство объявило эту дату днем пожертвований, сообщив, что 5% поступлений от продаж в этот день будут направлены на финансирование различных обучающих проектов для детей и подростков. Достойный пример для подражания!

Франция: против чрезмерного потребления

Два года назад — сразу после ноябрьских терактов в Париже — французы настороженно восприняли дебют Black Friday, зато сегодня эту традицию взяли на вооружение все крупнейшие сети розничной торговли. По предварительным расчетам Центра исследований розничных продаж CFRR, граждане страны за минувший уикенд потратили на онлайн-покупки не менее 845 млн. евро (на 15% больше, чем в 2016 г.), а в кассы традиционных магазинов внесли свыше 4,5 млрд. евро (+4%).

Кстати, заботливое французское правительство — в лице подразделения, занимающегося борьбой с кибернетической преступностью (cybermalveillance.gouv.fr), — предупредило сограждан о необходимости проявлять особую бдительность в праздник скидок, поскольку злоумышленники активизируются именно в этот период.

Рассуждают во Франции и об угрозах иного рода, связанных непосредственно с практикой чрезмерного потребления. Так, сеть Envie, объединяющая полсотни французских предприятий, инициировала проект под названием «Зеленая пятница», напомнив всем о вреде безудержного потребления для экологии. А сайт популярного торгового портала Camif в минувшую пятницу просто закрылся на весь день — руководство компании заявило, что «сыто по горло» традицией «черной пятницы».

Испания: тотальная распродажа

«Черная пятница» пришла в Испанию в 2012 г. Именно тогда инициированные государством реформы рынка труда существенно упростили возможность организации и ведения торговли (в том числе через интернет). По данным Испанской ассоциации цифровой экономики SDEA, в распродажах текущего года участие приняли практически 90% компаний. Даже банки не остались в стороне: в минувший уикенд финансовые учреждения страны предлагали клиентам кредитные карты и оформление ипотеки со скидками.

Среднестатистический испанский покупатель, по предварительным оценкам, оставил на пятничных распродажах 222 евро (в прошлом году этот показатель был несколько меньше — 200 евро), а суммарный объем продаж по всей стране оценивается примерно в 1,4 млрд. евро.

Любопытно, но целый ряд местных общественных организаций, бьющих тревогу по поводу безудержных темпов роста потребления, призывал сограждан одуматься и бойкотировать распродажи. Впрочем, эти призывы успехом не увенчались.

Италия: меньше покупать, больше работать

Весомыми пятничными скидками в этом году с удовольствием воспользовались 14 млн. итальянцев, сообщает ведущая бизнес-ассоциация страны Confesercenti. В целом объем продаж на Black Friday в Италии достиг 1,5 млрд. евро, т. е. каждый гражданин в среднем потратил 108 евро.

Распродажи главным образом бушуют в интернете, но идеей «черной пятницы» постепенно проникаются и в обычной розничной торговле: сегодня в этот день различные скидки предложили почти 70% итальянских компаний.

Сотрудники итальянского распределительного центра Amazon активно поддержали бастующих коллег из Германии, но в отличие от немцев их стачка ограничилась всего одним днем.

Отметились и представители Greenpeace — в одном из римских торговых центров 24 ноября они наглядно демонстрировали всем желающим, как под гнетом потребительских настроений задыхается земной шар. Совместно с некоммерческой организацией Fashion Revolution активисты Greenpeace учредили глобальную акцию под девизом Make Smthng («Сделай хоть что-нибудь»), предлагая потребителям меньше покупать, а больше работать.

Потому не стоит удивляться, если в ближайшее время в торговом центре активные молодые люди предложат вам отказаться от покупок в пользу работы, поскольку упомянутая акция продлится со 2-го по 10 декабря и охватит чуть ли не все страны мира.

Швейцария: обвал рынка пылесосов

Особое оживление в минувшую пятницу царило и в швейцарских торговых точках — покупатели активно разбирали товары с существенными скидками. Судя по всему, североамериканская традиция успешно приживается в достаточно консервативной стране.

По данным газеты Blick, самые нетерпеливые онлайн-магазины сбросили цены ровно в полночь, а посещаемость сайтов достигла такого пика, что порталы многих интернет-торговцев просто не справлялись с наплывом клиентов. Максимальный всплеск продаж пришелся на период с полуночи до двух часов пятничной ночи.

Неслыханное происходило и в традиционных магазинах — 24 ноября многие популярные торговые точки Цюриха и других городов продлили время работы до 22.00 и даже 23.00. Некоторые сети ждать пятницы не стали. Так, в магазине бытовой электроники Mediamarkt в Берне распродажа стартовала еще в четверг 23 ноября.

Максимальным спросом пользовались пылесосы марки Dyson, мобильные телефоны, часы, одежда и, конечно же, косметика. Первым супермаркетом Швейцарии, взявшим на вооружение традицию Black Friday, стал Manor, где впервые «черная пятница» состоялась в 2015 г.

Великобритания: абсолютный чемпион

Выход из ЕС, похоже, не лишает жителей туманного Альбиона оптимизма: вот и в этом году британцы дружно отправились на распродажи. По данным Центра исследований розничной торговли CRR и аналитиков VoucherCodes, в минувшую пятницу граждане Великобритании израсходовали на покупки примерно 2,9 млрд. евро, на 8% превысив показатели прошлого года. А суммарный объем продаж за четыре дня феерии скидок достиг 7,8 млрд. евро, что на 7% больше прошлогодних успехов.

Норвегия: поднимем цены в два раза!

Главным героем норвежской Black Friday стал местный студент по имени Торбьорн. В свободное от учебы время юноша торгует вязаными головными повязками через собственный интернет-магазин Bjoddn.

Решительный парень не только назвал поведение коллег по розничной торговле «безответственным», но и пообещал 24 ноября поднять цены на свои изделия ровно в два раза. Как сказал, так и сделал!

«Возможно, с точки зрения бизнеса это неудачное решение, но так я пытался привлечь внимание к проблеме», — заявил студент. Программа-минимум ему удалась — о магазине норвежца заговорили в мировых СМИ.

«Черная пятница» стимулирует тягу к потреблению, и это неправильно в корне, а розничная торговля обязана действовать ответственно — людей необходимо отговаривать от ненужных им покупок. Проведение Black Friday — это уход от ответственности», — уверен он.

И Торбьорн не одинок в своем отрицании необходимости в распродажах. Схожую позицию занимает и руководство мебельного гиганта Ikea: в начале ноября в компании сообщили, что скидок не будет. «Мы ранее участвовали в Black Friday, но сегодня считаем, что эта традиция несколько сошла с пути истинного», — отмечается в пресс-релизе Ikea.

Тем не менее в этом году, по данным Федерации предпринимателей Норвегии VIRKE, объем продаж в «черную пятницу» достиг примерно 3,4 млрд. крон (почти $418 млн.).

Украина: битва за маркетинг

Многие украинские магазины в этом году начали «черную пятницу» еще в понедельник. Но сколько-нибудь достоверных данных о результатах распродаж в нашей стране нет. Так как почти половина отечественной торговли комфортней чувствует себя в тени, то и соответствующей статистики найти не получится. Если до конца 2014 г. торговые сети должны были предо-ставлять данные хотя бы о среднем чеке покупок и информацию о годовом товарообороте, то сейчас и такие обязательные требования отсутствуют.

Впрочем, характерным для этого года эксперты считают рост в несколько раз покупок в интернете. Не отставали и традиционные магазины. Так, километровые очереди наблюдались возле ТРЦ Ocean Plaza и около магазина Rozetka.ua в Киеве. В парфюмерных бутиках, магазинах одежды и обуви количество покупателей в эти дни выросло вдвое, а то и втрое. Соответственно увеличилась и выручка.

В целом «черная пятница» по-украински ничего, кроме нагнетания потребительской истерии, не несет. Многие люди идут на поводу у банальных маркетинговых уловок и покупают якобы по бросовым ценам товары, которые на самом деле им не очень-то и нужны.

В отличие от американцев, которые в большинстве своем четко знают, что им необходимо, и планируют крупные покупки на последнюю пятницу ноября, наши соотечественники не всегда имеют возможность приобрести желаемый товар по сниженной цене.

Например, моя знакомая два месяца откладывала приобретение бойлера, но во время «черной пятницы» ни один из отечественных магазинов электроники не предложил хоть какой-нибудь скидки на интересующие ее модели техники.

Что касается автора этих строк, то в период скидок я купил в харьковском интернет-магазине две виниловые пластинки с дисконтом 5%. При этом доставка товара в Киев «Новой почтой» обошлась мне в 50 грн., что полностью нивелировало эффект снижения цены. Что поделать, отечественные почтовые службы пока не видят смысла участвовать в сомнительных акциях.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка