Учительский терроризм

№22 (74) 1 - 7 июня 2001 г. 01 Июня 2001

Даже в элитных школах дети не ограждены от психологического угнетения учителями

У дочери моей знакомой была попытка суицида. Но не несчастная любовь стала причиной, как случается в ранней юности. Не избиения и насилие, что свойственно неблагополучным семьям. Родители девочки интеллигентные, достаточно обеспеченные люди. Их достатка хватало на то, чтобы учить дочь в элитной школе. А вот обеспечить классного руководителя путевкой в престижное место отдыха или подарить украшение из золота к 8 Марта доходы не позволяли. И девочке был создан настоящий психологический террор в школе, бороться с которым родители оказались не в состоянии.

В 1991 году Верховная Рада Украины ратифицировала Конвенцию о правах ребенка, принятую Генеральной Ассамблеей ООН. Основные положения Конвенции нашли свое отражение в украинском законодательстве. То есть де-юре ребенок в нашей стране как бы имеет права. Но в жизни законы фактически не реализуются.

Статья 19 Конвенции гласит, что государство обязуется защищать детей от физического и психического насилия.

— Но на деле, — комментирует старший научный сотрудник Института проблем воспитания АПН Украины, кандидат педагогических наук Людмила Кузьменко, — никто не контролирует и не защищает школьников от психического насилия учителей. Хотя вариантов угнетения множество. Новая 12-балльная система оценок оказалось в руках обозленных, материально необеспеченных педагогов сильным психологическим оружием. Бывая в школах, я обнаружила, что 12 баллов не ставится никому. В журналах стоят оценки 10 (5 с минусом), 7 (четыре с минусом). Многие педагоги сразу объявляют, что 12 баллов никто не получит. Те, кто шел на золотую, серебряную медали, испытывают психологический стресс.

Еще одним нарушением прав ребенка является репетиторство. Детей вынуждают посещать дополнительные занятия за отдельную плату (4—7 долларов за астрономический час). Во время работы с репетитором (тем же учителем) ученик получает хорошие оценки. Но стоит от них отказаться, как оценки снижаются.

Почему? Какой же ты учитель, если индивидуально научить можешь, а по групповой дифференциации нет? Ответ прост — не выгодно. Свою профессиональную несостоятельность педагоги компенсируют угнетением учеников, психической жестокостью, проявляя при этом особую изощренность. Согласно Конвенции дети должны быть ограждены от вмешательства в их личную жизнь. Но часто знания о семейных проблемах ученика учитель превращает в орудие пыток.

Согласно статье 37, ребенок не должен подвергаться наказаниям, унижающим человеческое достоинство. У нас же система воспитания в школе зиждется на отличном владении карательными методами. Для многих учителей оскорбления стали нормой. Как рассказывает Людмила Кузьменко, она проводила такой эксперимент.

Детям киевских школ предлагалось в 10 предложениях описать, как их поощрили за хороший поступок. Школьники оказывались в затруднительном положении. И у родителей, и у педагогов методы поощрения очень ограниченны. Дома — это сладости, деньги, компьютерные игры. В школе — сдержанная похвала.

Однако когда тех же учеников просили написать о наказаниях, получались маленькие литературные шедевры. Киевские учителя, оказывается, в совершенстве владеют словесными методами унижения детей, доводя их до депрессии, стресса, страха, суицидных попыток. И причина не только в плохой обеспеченности педагогов, но и в низком уровне культуры, нарушениях педагогической этики.

Мифом является и декларирование Украиной права на бесплатное и доступное для всех начальное образование. В столичных школах официально и неофициально под видом фонда класса (или любого другого) взимаются деньги. Родителей с первого школьного дня ставят в положение морального и материального дискомфорта. Нет уже бесплатных учебников. В школьных библиотеках нужно платить даже за изношенные книги. Если родители не в состоянии вкладывать в образование необходимый минимум, их ребенок становится изгоем. Ему внушают, что он не такой, как все.

Один из постулатов Конвенции о правах ребенка — создание условий для регулярного посещения школ и уменьшения количества учащихся, покинувших школу. Но в Украине не существует действенной системы учета и контроля наличия ребят в школах. Раньше контроль над детьми можно было осуществить, так как была обязательной прописка. По месту прописки дети ходили в школу. Сейчас при аренде квартир, миграции граждане не всегда регистрируются. Поэтому организовать контроль над посещением детьми школы невозможно. Результат — повсеместное бродяжничество, рост детской преступности, проституции, наркомании, токсикомании. Так что летом можно ожидать повсеместного ухода детей из семьи, школ-интернатов.

Декларируется, что ребенок вправе исповедывать любую религию, а в школах запрещено навязывать какую-нибудь веру. Но в пределах школьной программы изучаются праздники и традиции православия. В концепцию некоторых школ, особенно негосударственных (частных или организованных на деньги какого-то общественного фонда), заложены принципы христианской морали. Но что делать, если в такую школу попадает ребенок другого вероисповедания? Особенно если поблизости нет альтернативных учреждений. То есть изначально школьный курс предполагает дискриминацию детей по религиозным убеждениям, навязывание им моральных принципов, которые для них несвойственны. А для нетактичных педагогов есть лишний повод посмеяться над иноверцем.

Основная проблема в образовательном пространстве Украины, — считает Людмила Кузьменко, — отношение к ребенку не как к личности. Взрослым необходимо понять, что права учителя и родителей воспитывать и влиять на ребенка заканчиваются там, где начинается право ребенка быть индивидуальностью. Объяснять детям их права надо в дошкольном возрасте, и первое из них — знать свои права.

Умение жить в обществе — это умение согласовывать свои права и свободы с правами и свободами окружающих. Чем быстрее мы дадим ребенку знания об этом и научим действовать в нормах права, тем легче ему будет адаптироваться в обществе.

Куда же обращаться в случае нарушения прав детей в школе? Жаловаться в администрацию школы бессмысленно. Профессиональная порука способна покрыть любое противоправное действие учителя.

В Киеве до недавнего времени существовала общественная организация «Комитет по защите прав ребенка», работа которой держалась на частной инициативе родителей-энтузиастов. Но с уходом некоторых из них работа приостановилась. Можно обращаться к уполномоченному Верховной Рады по правам человека омбудсмену Нине Карпачевой.

Но лучше всего родителям самим организовывать такие комитеты. И помните: если вы сегодня не научите своего ребенка бороться за себя, завтра получите инфантильного члена общества.

Свою профессиональную несостоятельность педагоги компенсируют угнетением учеников, психической жестокостью, проявляя при этом особую изощренность

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Тихі та непримітні білоруси

Небажаним і небезпечним було б втягування білоруських національно-культурних...

Гибель в воздухе

Недавно произошел морозящий душу случай гибели 38 щенков на борту самолета МАУ. Этот...

Развивающие игрушки – какие они бывают

Каждый родитель хочет, чтобы его ребенок развивался всесторонне и получал все...

Утилизаторы

Когда слышишь слово «утилизаторы», невольно перед глазами появляются зловещие...

Культурно-національні багатства України: угорці

Нав'язування певним людям в бідній країні чужої їм мови навряд чи додасть їм...

У столиці Галичини ксенофобії немає...

Якось мені трапилося на очі одне дуже цікаве друковане видання: журнал...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка