В шесть кирпичей: как строят «Новую украинскую школу»

№16 (862) 20 — 26 апреля 2018 г. 17 Апреля 2018 4.8

НАМ ПИШУТ

Все украинские первоклассники 1 сентября получат бесплатные наборы LEGO. О меморандуме, подписанном датским фондом The LEGO Foundation и ведомством Лилии Гриневич, пишет сайт Минобразования, говорит сама г-жа министр.

Тем, что конструктор порадует первоклашек, можно не сомневаться, но зачем самой компании делать такой щедрый подарок и нужен ли он школам? Как конструкторы впишутся в образовательный процесс и насколько полезны в учебе и развитии? И вообще, рады ли украинские учителя, что им теперь нужно играть с учениками в кубики, а не читать вместе с ними рассказы Бианки или сказки Толстого?

Маргарита ГОРАЙ, Киев, мама будущего первоклассника

Минобразования продолжает внедрять в жизнь свою программу по реформированию школы. Модель, получившая громкое название «Новая украинская школа», которая подразумевает 12-летнее обучение, а главную свою цель артикулирует не просто как комплекс знаний, полученный школьником, а как способность этими знаниями оперировать, пользоваться ими в жизни, стартует уже со следующего учебного года.

Так обучают с помощью Lego детей в африканской школе

Можно подумать, что раньше выпускник школы, получивший среднее образование, не мог считать в уме, читать книжки, рассуждать о физических явлениях окружающего мира, иметь представление о географии Земли и многом таком, что все мы в той или иной степени применяем на практике. Во всяком случае выросли поколения нормальных, кажется, людей, создавших семьи, родивших детей, построивших карьеру, ставших в т. ч. и у руля государства. Как же им удалось это сделать? Выходит, вопреки полученным навыкам?

Реформаторы упорствуют в тезисе, что раньше было не то, теперь же будет нечто. И уже готовы воочию продемонстрировать родителям, как заработает эта самая «новая школа» с 1 сентября. Причем первые кирпичи в строительство свежеиспеченной системы уже положены. С них и начнем.

Интеллектуальная гуманитарка

Бодрая новость, которую трактовали как повод для гордости и однозначную победу, — подписание соглашения с LEGO Foundation и использование продукции бренда, популярных конструкторов, в учебном процессе, некоторое время была информационным хитом на сайте министерства.

Лилия Гриневич, министр образования и науки, прямо заявляла, что помощь The LEGO Foundation ценна, потому как их пособия помогут детям каждой украинской школы воспринимать изложенный учителем материал интерактивно, интересно и наглядно. Также в накладе не останутся и наставники, ведь с наборами Lego легко стимулировать детей к обучению, делать это в доступной игровой форме.

Правда, все эти славословия в адрес бренда подчас воспринимались как неприкрытая реклама интеллектуальных игрушек, которые в общем в дополнительных представлениях и не нуждаются.

Думаю, сегодня редко встретишь родителя, который не был бы знаком с продукцией Lego. Их наборы (начиная от минимального количества деталей и персонажей до внушительных боксов для возведения игрушечного города), которые дополняют другу друга и стоят для отдельных наших семей целое состояние, частенько просят в подарок детсадовцы и младшие школьники. Чтобы к конструированию проявили интерес и девочки, производитель придумал серию Lego Friends, где можно возвести пиццерию, парк аттракционов, магазин, спортивный центр, больницу и еще много чего интересного.

Но эти наборы — их цена колеблется от 200 до 2,5 тыс. грн. (хотя и это не предел) — оставлены на усмотрение и кошелек родителей. Государство же в лице г-жи Гриневич и образовательного центра, о котором упоминалось выше, в День знаний всем первоклассникам вручит по набору «Шесть кирпичиков», а каждый первый класс получит уже в общее пользование конструктор LEGO Play Box. Подчеркивается, что подобная интеллектуальная гуманитарная помощь предоставлена Украине абсолютно бесплатно.

Комплекты эти везут из Дании. Первый грузовик с наборами для 100 школ уже прибыл. Всего же планируется оснастить такими конструкторами 17 тыс. учебных заведений по всей стране. Путем несложных вычислений выясняем, что потребуется еще 170 ходок, чтобы завезти весь обещанный первоклассникам груз. А это значит, что даже если Украина каждый день будет принимать по одной грузовой машине конструкторов, к 1 сентября наборы все равно не успеют попасть в школы. Минимум доберутся туда к концу октября. И это при самом оптимистичном сценарии.

Нет, в Киеве они, конечно, будут, это несомненно — нельзя же портить картинку и статистику, а вот где-нибудь в сельской школе Западной Украины или в поселке городского типа на востоке страны их в срок не окажется. Делаем вывод, что кто-то из первоклашек будет обделен. Но, заверяют в министерстве, в течение 2018—2019 учебного года все конструкторы будут участвовать в процессе обучения.

Тем более что подготовительная база готова: специалисты The LEGO Foundation провели тренинги по внедрению игровых методов обучения для 700 педагогов (учителя, заместители директоров, психологи). Всего же состоялось, как отмечает ведомство, 25 тренингов в 20 регионах Украины.

А теперь давайте поближе рассмотрим и оценим важность и вес подарков, которые, по словам все той же г-жи министра, сделают процесс обучения по-новому, современным. Всю нужную нам информацию можно найти на официальном сайте фонда (legofoundation.com). Здесь очерчены задачи организации, принципы работы, программы, мотивирующие и обучающие ролики, приведены примеры успешного применения продукции бренда в дошкольном и школьном образовании. А также обозначены сообщества, которые сотрудничают в рамках программы The LEGO Foundation — «Шесть кирпичиков».

С фондом связаны школы, садики и образовательные центры четырех стран: Дании, Мексики, Южной Африки и Украины — как видим, выбор невелик. К слову, именно в ЮАР, в небольшом поселке Аттериджвилль недалеко от Йоханнесбурга, десять лет назад сей крупномасштабный проект стартовал и стал той самой площадкой, где совершенствовались методики, после чего они оказались востребованы и у нас.

Впрочем, продукция и программа фонда реализуются в Украине с 2010 г. и повышают качество раннего обучения в шести десятках детских садов Киева, Одессы, Харькова, Львова и Днепра. С этого года к детсадам подключили и школы.

А теперь перейдем к нашим кирпичам. Что же это такое? Если вы думаете, что это нечто инновационное, необычайно сложное устройство, для освоения которого и потребовалась помощь заграничных тренеров, которые обучили наших учителей, чтобы те передали знания своим подопечным, то ошибаетесь. Это просто прямоугольные детали — кирпичики разных цветов, из которых любой двух- или трехлетний ребенок способен соорудить башню, воротца или сложить куб.

Но если решите, что это весь потенциал конструктора, — вы снова промахнулись. Ведь это не просто кирпичики, а чуть ли не бомба интеллектуального действия. В буклетах, которые прилагаются к программе (они представлены на четырех языках, включая украинский), написано, что из шести кирпичей можно придумать 18 игр и 23 испытания для команд. Играть в мини-набор методисты предлагают индивидуально, в паре и в группе (до 50 человек).

К слову, не знаю, как Лилию Гриневич, но лично меня смутила уже главная картинка буклета. На ней изображен ребенок, который ну никак не выглядит школьником (у нас в первый класс принимают в 6–7 лет), — детсадовец, не старше.

Начальные задания также вызывают недоумение. Детям предлагается провести некоторые манипуляции с кирпичиками: перемешать их с закрытыми глазами, поднять над головой. Далее следуют вопросы учителя. Какого цвета ваш кирпичик? Какого цвета остальные кирпичики? Сможете разложить кирпичики по цветам радуги?

Позвольте, но все эти задания дети выполняют в средней и старшей группах детского сада. Не все, конечно, садики работают с Lego, но есть масса отечественных, недорогих аналогов конструкторов, мозаик, специальных палочек, пластмассовых кубиков и т. д., которые используются для обучения и игры. А знания о цвете, объеме, соотношении массы, размеров дети получают в юном возрасте согласно государственной программе, разработанной специально для каждой группы детского сада.

А сейчас что нам предлагают? Многие современные дети, поступая в первый класс, как показывает опыт, уже умеют читать, делают несложные математические вычисления в уме, на мобильных телефонах и планшетах раскладывают головоломки, расписывают вазы, играют в шарики и тетрис, т. е. о цвете, форме, количестве имеют более чем весомое представление.

На ум приходит пример с моей дочерью — тогда еще четырехлетней девчушкой, которая поразила гулявшую рядом женщину тем, что уточнила: весна бывает календарная и климатическая. Это я к тому, что даже такие нюансы из занятий «ознакомление с природой» наши дети прекрасно различают.

А мы их будем снова учить раскладывать кирпичики по цветам, подбрасывать детали и ловить их руками, перешагивать через выстроенный куб вперед-назад, вправо и влево (такие способы использования конструктора предлагают обучающие видеоролики на сайте). Это ли не нонсенс? Все замечательно, креативно, но это вовсе не школьный уровень. Тогда для чего нужна нам такая программа? Это и есть пример евроинтеграции в отечественное образование?

Леготехнологии в частной практике

А ведь о последствиях внедрения западных стандартов, упрощении школьных программ, изъятии целого пласта знаний, а взамен упрощении всего, что только возможно, говорят многие родители, обеспокоенные тем, что их дети явно недополучают информацию по предметам, которой легко оперировал каждый советский школьник.

И в данном случае программа «Шесть кирпичиков» становится ярким негативным примером и еще одним подтверждением несистемного, однобокого подхода к реформированию обучения уже на первых этапах — в начальной школе.

А теперь несколько слов о другом подарке — конструкторе Play Box. Ну, это уже набор основательный, деталей здесь значительно больше, чем в первом. Но снова возникают вопросы у тех, кто не понаслышке знаком со школой. Обо всех говорить не буду. Возьмем в качестве примера специализированную школу №82 Шевченковского р-на Киева. Классы, в которых занимаются первоклассники, прямо скажем, камерные, тут не всегда хватает места, чтобы вещи разложить (спортивную форму и сменную обувь) да одежду развесить. А как, спрашивается, дети будут играть конструктором? За партами?

То есть каждому ученику учитель выделит несколько деталей из большого ящика с набором. И что же предложит сделать? Детали-то у всех разные. Потому что набор один, а детей — человек тридцать. Значит ли это, что учителя будут просить родительский комитет докупить наборы или обяжет школьников приносить детали из дома? Ведь только так весь класс будет работать в одинаковых условиях и с идентичными комплектами. Но снова нагрузка ляжет на плечи родителей, которые и так ежемесячно вносят деньги на фонд класса и школы (отдельная графа расходов).

Эта сумма тратится на быт, как-то: питьевую воду, покупку туалетной бумаги, подарки детям на праздники, оплату труда уборщицы. К сведению чиновников из министерства — приобретение тетрадей, учебников, пособий (например, комплектов по английскому языку, куда входят учебник и рабочая тетрадь, за 320 грн.) оплачивается родителями отдельно. Просто потому, что ведомство не снабжает школы нужными для учебы пособиями, а занятия проводить надо.

Боюсь, нечто подобное возникнет и с конструкторами. Впрочем, надо признать, что они внедряются в жизнь детей очень активно. Это и вправду замечательное и поучительное времяпрепровождение. В крупных городах есть учебные курсы для детей разного возраста по робототехнике и конструированию, основной материал которого — конструкторы Lego. Также наборы можно увидеть в некоторых школах, на внеклассных (дополнительных) занятиях по «леготехнологии», где учителя работают с авторскими методиками.

Спору нет, моделирование, а это подтверждают и педагоги, — прекрасная возможность обучения школьников элементам конструирования, развития их технического мышления, способности к творческой работе. И чем старше становится ребенок, тем больше деталей подключаются к процессу сборки, используются сложные схемы и дополнительные механизмы, приводящие предмет (фигурку) в движение.

Если посмотреть, как проводятся такие частные занятия, то видно, что детей в группе мало, максимум 8–10: индивидуальный подход — главное условие урока; детали не ограничены одним набором; в дальнейших этапах совершенствования работы предусмотрено подключение компьютерных технологий.

Ничего подобного, по понятным причинам, общеобразовательная школа, конечно, не может предоставить, даже несмотря на наличие «шести кирпичиков» у каждого ученика или целого легобокса на класс.

А раз так, не нужно с таким рвением бросаться на европейские программы, считая любое сотрудничество с заграничными образовательными центрами и фондами панацеей для многострадального украинского образования. И не стоит с таким остервенением перечеркивать старинные школьные традиции, когда первоклассникам моего детства дарили на торжественной линейке букварь, а уже моим детям — читанку.

Книга (энциклопедия, сказки или словарь) — лучший подарок в любое время и в любом государстве. А вот бесплатные конструкторы, да еще и не по возрасту, поверьте, не добавляют уверенности родителям и учителям в отношении качества и главное — целей анонсированных реформ.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка