Звонит ли по нам колокол?

№38 (140) 20 - 26 сентября 2002 г. 20 Сентября 2002 0

Если судить по результатам парламентских выборов, Украина поравнялась направо. А что творится в стане молодежи, веская часть которой еще не доросла до права голоса? Подростков и молодежь можно рассматривать как социальный барометр. Глянул на него, и знаешь, ждет ли тебя в ближайшем будущем буря. Если среда обитания взрослых граждан — общество, то тинейджеры живут субкультурой, в которой стержень — музыкальная культура.

Западные эксперты бьют в набат: спектр правого экстремизма, считает видный немецкий эксперт и журналист Райнер Фромм, стал за последние годы более широким. Выступая на ежегодном собрании федерального ведомства по контролю над вредными для молодежи изданиями, он подчеркнул, что в Европе ранее субкультурный облик правого экстремизма на сцене определяли чаще всего скинхеды и барды-одиночки. Но теперь им на смену все больше приходят группы металлического рока, которые за последние два года четко дрейфуют в правую сторону. Тем самым современный шоу-бизнес сформировал постоянный резервуар, из которого свои кадры черпают правоэкстремистские партии и организации. Более того, в таких странах, как Польша, Россия и Украина, развитие пошло еще дальше, потому что там «правый экстремизм в основном определяется субкультурным обликом сцены металлического рока».

Мы даем стране «металл»

Так ли это на самом деле? Вот что мне рассказал лидер одной из наиболее известных в Украине металлических групп. Интервьюируемый предпочел остаться неназванным, как и многие другие собеседники, опасаясь «ненужных разборок» с правоохранительными органами и коллегами.

— Особого развития не имеют ни правая, ни левая идеологии. Скажем, у нашей группы изначально превалировали панковские, общенигилистские темы. Позже они превратились в пародии на тексты западных death-металлических групп. В конце концов в них стала преобладать философия и описание постиндустриального общества. К тому же наши тексты, как и большинства групп, на английском языке, а значит, малопонятны аудитории. И вообще вы бывали на «металлических» концертах? Какими идеями тамошняя публика может проникнуться? Она приходит налакаться водки и «угореть». Ей все равно, о чем поют. Музыканты это понимают и пишут скорее для себя, для самовыражения, нежели для пропаганды каких-либо идей.

Прежде «тяжелая» сцена имела довольно четкую классификацию. Нынче все смешалось в доме «тяжеловесов». Главная задача большинства из них — потрясти публику агрессией и напором, «постращать». Кое-кто перестроился на коммерческие рельсы и не может позволить себе тексты экстремистского толка. Иначе кто ж их будет крутить по радио? Наиболее идеологически заангажированными остались блэк-металлисты. Они живут в особенной, сотканной ими этико-эстетической паутине, основа которой — язычество. Вернее, их представление о язычестве. «Блэкушники» изучают древние дохристианские культы, используют в своих композициях стилизацию под европейскую этнику, как они ее себе представляют, нарекают себя трудновыговариваемыми языческими и притчевыми именами, обогащают одежду, обложки пластинок, сайты, фэнзины (фан-журналы, как правило, самиздатовские), прочую фан-продукцию языческими символами. И если раньше все это выглядело как противопоставление христианской культуре, то сейчас блэк-метал встал на «конструктивные» рельсы. То есть теперь неоязычники стремятся не «от», а «к». К чему же? К «возрождению национального сознания».

Апологетика следующая. Истинными для славян они считают языческих богов. Во-первых, потому что они более древние, во-вторых, более аутентичные, в-третьих, в отличие от Иисуса Христа, не «пришлые». Апелляция к национальной идее и к языческим этике и эстетике привела к братанию с наци, в частности со скинхедами («бритоголовыми»). Как в любой субкультуре, для скинхедов особое значение имеют внешние проявления. Наци-скины позаимствовали атрибутику у нацистской Германии: свастика, «кельтский крест», готический шрифт и т. п. К тому же не секрет, что в идеологии третьего рейха процветали оккультизм, особое отношение к прочим дохристианским религиозным практикам, астрологии. Что говорить, если свастика — древний языческий символ. Обилие общих точек соприкосновения привело, казалось, к невозможному: «волосатые» блэк-металлисты и «бритоголовые» стали добрыми друзьями.

Появлению в среде металлистов расистских настроений способствовал культурологический фактор. В СНГ, и в Украине в частности, стал популярен рэп. Ввиду того, что эта субкультура, рожденная чернокожими американцами, превратилась в серьезную альтернативу року, а металлисты — его крайние адепты, активная неприязнь к рэпперам переросла в неприязнь к неграм, а за компанию — к прочим цветным.

Вместе с тем роль длинноволосых язычников-националистов в пропаганде национальной и расовой розни не стоит преувеличивать. Их отряд малочислен, их музыка — совсем не популярна, их тексты слишком непонятны хотя бы потому, что преимущественно англоязычны.

Политкорректный Запад тревожится названиями рок-групп. Исследователи акцентируют внимание на том, что весьма распространены, например, такие, как «Гестапо» и «Хрустальная ночь», в которых наглядно выражается содержательная сторона исполняемых композиций. При этом эти группы доносят до аудитории такие тексты, которые по своей агрессивной сути далеко оставляют позади пресловутых скинхедов. В Германии возникли даже целые объединения металлических групп, сведенные ныне в «общегерманский народный фронт», имеющий опорные пункты в Саксонии, Тюрингии и Гессене. А в целом в Европе, как подсчитал Фромм, к правым экстремистам из сферы рок-музыки можно отнести не менее 20% групп.

Ничего подобного нельзя сказать о нашем хеви-метале. Названия групп по-прежнему выражают увлеченность музыкантов мистикой и экспрессией, страсть к идее смерти и разрушения: Infreno («адский»), Te Deum («к Богу»), Conquest («завоевание»), Mental Demise («смерть сознания»), Melanoma («злокачественная опухоль»), «Армада»... С донесением текстов, как вы уже знаете из первых уст, проблема. Если и встречаются в них призывы к убийству, насилию, уничтожению, то абстрактные, направленные не против конкретных персоналий, а против неких сил (добра или зла), философских или социальных теорий, общего мироустройства. Никаких «металлизированных» «общеукраинских народных фронтов», как, впрочем, и «общероссийских», не существует. Все экстремалы пребывают в глубоком андеграунде, с их творчеством знаком ничтожный процент молодежи. Основной ее массе известна лишь самая вершина рок-айсберга. Общение с киевскими тинейджерами показало, что большинство не могут перечислить свыше десятка названий отечественных групп. Все эти команды — безобидные телевизионные овечки, выполняющие отнюдь не идеологическую, а сугубо развлекательную функцию.

Никаких особо выдающихся «идеологических диверсий» в области хеви-метал ожидать от северного соседа тоже не приходится. «Тяжелый металл» в России хоть и более развит, но тоже переживает не лучшие времена, сдав позиции беззубому коммерческому поп-року. Информационное пространство Украины и России довольно дифференцированно. А своим ходом оттуда до наших широт добираются самые крепкие особи. Не подкрепленная ежедневным пиаром их поступь по украинской земле вызывает слабый резонанс.

Если вы задались целью уберечь свое сознание и сознание ваших отпрысков от тлетворного влияния экстремистского «металла» российского разлива, озаглавьте свой черный список «Корпорация тяжелого рока». Так называется московская музыкально-коммерческая структура, ядро которой — некогда легендарная группа «Коррозия металла», а идеолог — лидер «Коррозии» Сергей Троицкий по кличке «Паук». «Коррозия металла» — самая одиозная на пространстве СНГ рок-группа, проповедующая национальную нетерпимость. Команда начинала с банального «тяжелого металла» с идиотскими текстами о вурдалаках и прочей кладбищенской нечисти.

Группа пользовалась бешеной популярностью, пока хеви-метал не стал приходить в упадок. Ансамбль в стремлении не растерять аудиторию разнообразил выступления танцами жутких голых девок, но их бесформенные тела перестали интриговать тинейджеров. «Коррозия» обратила взоры на не вспаханную электрогитарами ниву — растущее, как на дрожжах, национал-патриотическое движение. Впрочем, интерес был взаимным. Московские наблюдатели утверждают, что созданная «Коррозией» «Корпорация...» существует на деньги национал-шовинистических политических организаций. Сегодня шоумены металлической группы — стоящие по краям сцены «секьюрити» со стилизованной свастикой на рукавах, а Паук вещает не столько о похождениях покойников, а о том, что «рэп — это кал», и призывает уничтожать «сунарефов» — лиц небелой расы.

В итоге стоит ли бояться «волосатых» нацистов рядовым гражданам Украины? Нет. Сегодня они имеют такое же значение и так же «агрессивны», как прыщик на теле у слона.

Откуда растут бритые головы?

В отличие от блэк-метала, в последние годы в Украине получила некое развитие субкультура скинхедов, до сих пор в нашей стране, в том числе и в тинейджерской среде, воспринимавшаяся как артефакт заграничная страшилка.

В России и Украине расцветает правая ветвь скин-культуры. Из-за этого скинхеды ассоциируются исключительно с расизмом. Хотя изначально это течение имело интернациональное направление, и в нем господствовали левацкие настроения. Британские молодые полупролетарии-полулюмпены 60-х годов любили попить пивка и подраться. У выходцев с Ямайки они позаимствовали часть внешнего имиджа и музыку. Коротко стриженные парни, полюбившие карибскую музыку «ска» (позже, с возникновением панк-рока, скинхеды в основном переключились со «ска» на музыку «ой!»), разгуливающие в высоких ботинках «Доктор Мартинз», зауженных, закатанных джинсах и в подтяжках, назвали себя скинхедами. Их наряд был не только агрессивным, но и очень кстати в уличной драке. По сути, это были молодые неудачники, отличавшиеся агрессией, средними интеллектуальными способностями и склонностью обвинять кого-то в своей беспросветной жизни.

Ксенофобской психологией скинхедов в 70-х воспользовались ультраправые политики. При поддержке профашистской британской партии Национальный фронт расцвело движение наци-скинхедов.

Родные посевы

Для многих наших сограждан остается парадоксом: как могло возникнуть неонацистское движение в стране, победившей коричневую чуму?

Предпосылок хватает. Первая: «патриархальное», а точнее — казарменное советское воспитание молодежи, особо прижившееся в гегемонствующей пролетарской среде. Лучшей почвы для взращивания ксенофобии не найти. Парни из рабочих кварталов во всех городах СССР, в том числе в Украине, принялись «наводить порядок», очищая улицы от непонятных им «неформалов». Отличие этих бандитов-любителей от традиционных скинхедов лишь в приверженности к спортивным костюмам и кроссовкам вместо «подстреленных» джинсов и высоких ботинок, и к «блатняку» вместо музыки «ой!».

Вторая предпосылка — проникновение западной массовой культуры. Настоящие скинхеды в славянских постсоветских республиках стали появляться в начале 90-х. Доморощенных бритоголовых трудно было отличить от западных собратьев. Они нарядились в общепринятую скин-униформу, наци принялись покрывать тело татуировками с нацистской символикой, появились музыкальные скин-группы.

Третья предпосылка — национальное движение в бывших республиках Союза.

Четвертая — эстетическая привлекательность субкультуры для юношей. Кто может выглядеть мужественнее, чем «всегда мобилизованный к бою» парень? К тому же глупо закрывать глаза на очарование эстетики третьего рейха. Несмотря на все старания советской пропагандистской машины, мы в нее влюбились с фильмом «Семнадцать мгновений весны». Я сам в третьем классе играл со своим другом детства, кстати, евреем, в СС. В наших самодельных «аусвайсах» я значился штандартенфюрером СС, а Сеня — группенфюрером.

Русские пришли

Наибольшее развитие на пространстве СНГ наци-скин-движение получило в России. Благодаря отсутствию языкового барьера именно из Москвы в первую очередь экспортируется эта субкультура в Украину. Что за каша варится в соседнем котле?

Движение бонхедов («костеголовые», так на Западе именуют наци-скинхедов) в Москве развито внушительно. Они неоднократно громили торговые ряды кавказцев и азиатов, участвуют в акциях Русского национального единства и других национал-шовинистских политических организаций. Их сборища порой насчитывают несколько сот человек, они впечатляюще представлены в Рунете. Наци активно привлекают на свою сторону футбольных фанатов. Недаром демонстрация на Манежной площади проигрышного матча России против Японии во время футбольного чемпионата мира обернулась сумасшедшим погромом центра Москвы. В свою очередь банды футбольных хулиганов — «фирмы» — организованны и агрессивны не меньше, чем бонхеды.

Популярна российская скин-группа «Коловрат». В названии зашифровано не столько имя былинного богатыря Евпатия Коловрата, сколько свастика — «солнцеворот». «Коловрат» пропагандирует идеи White Power («Белая власть» — основа наци-скихедовской идеологии), «новое язычество» и антикоммунизм. Они — герои многих, в том числе украинских, неонацистских фэнзинов.

Домашняя работа

Украинская субкультура по сравнению с российской — оазис интернационализма. В наших городах искать скинхедов (речь не идет о банальной шпане из спальных районов) нужно днем с огнем. На улицах Киева мне приходилось встречать бритоголовых «при всем параде» не намного чаще, чем чукчей в национальном костюме. В центре столицы есть пивная, где при желании можно пообщаться с нашенскими раритетными скинами и даже подружиться с ними, выставив пенного напитка.

В прессе я читал лишь о двух акциях скинхедов. Первая — попытка в прошлом году «в День Военно-Морского флота Российской Федерации (29 июля), когда в Севастополе находились президенты Украины и России, провести акцию с избиением лиц неславянской национальности, погромами, повреждением имущества. Сообщалось, что для участия в акции в Севастополь должны были прибыть члены группировки скинхедов из других городов, в частности из Ялты, Харькова и Санкт-Петербурга. В результате совместных действий правоохранительных органов и СБУ установлены 54 члена профашистской националистической группировки. Возбуждено уголовное дело в отношении 21 человека по факту незаконного хранения взрывчатых веществ. По месту жительства у них были обнаружены запасы тротила и пороха. У членов группировки изъяты также листовки, призывающие к избиению лиц неславянской национальности, и неофашистская символика». Вторая акция — погром синагоги в этом году. К тому же основная публичная версия о зачинщиках насилия — футбольная.

А скиновские рок-группы в настолько глубоком подполье, что за пределами «тусовки» об их существовании мало кто догадывается. Да и неформальствующие тинейджеры в большинстве своем осведомлены разве что о названиях команд. Концерты скин-групп случаются в среднем три раза в год. На данный момент в Украине скинхедам известны следующие группы: киевские «Сокира Перуна» и Whites Load, Nachtigall и «Білий Шквал» из Львова и «Цирюльня им. Котовского» из Николаева. Последняя, как ни парадоксально, поет по-русски. Самая известная украинская скин-группа — «Сокира Перуна», чьи альбомы можно купить в магазине.

— О «Сокире Перуна» есть смысл говорить как об идеологической группе, а не музыкальной, — рассказывает мой собеседник-металлист, знакомый с творчеством группы и с ее участниками лично. — Ее лидер был инициатором налета на синагогу, к которому, насколько я знаю, имела отношение Социал-национальная партия. В музыкальном смысле «Сокира» — полные нули! Это какая-то блатата с электрогитарой и скиновскими украиноязычными текстами. Они просто-напросто не умеют играть! «Сокира Перуна» причисляет себя к White Power, а на самом деле пьет пиво и бьет малолеток, которые им не нравятся, например, длинными волосами. Скинхеды — это сборище тупиц, которых я знаю лично. Это бывшие металлисты, которые постриглись и кричат: «Бей ниггеров!» Спроси самых умных из них, кто такой Исаак Ньютон, они ответят: «Ньютона не знаю, а Исаак — еврей». Скинхеды — самое натуральное жлобье. Недаром пол-Русановки пестрит надписями: «Скины, идите на ..!» Рассчитывать на иное отношение к себе в стране, в которой гитлеровцами была истреблена треть населения, им не стоит.

Внутренний голос

Взгляд изнутри на украинское скин-движение представляет музыкант одной из ведущих скин-групп, который попросил не называть его имени:

— Скин-движение начало зарождаться приблизительно в 1992—94 годах, когда начался массовый наплыв торгашей и криминальных элементов из бывших республик СССР, в основном из Армении и Азербайджана. Первыми скинами, как правило, были бывшие панки и металлисты. Во многом первый толчок к формированию, как ни странно, дали несколько статей в журнале «Ровесник» о германских скинхедах, а также книга немецкого журналиста, в которой перемывались кости различным неформальным течениям, в том числе и скинам. Прежде об этой субкультуре никто не слышал, а была просто небольшая кучка националистически настроенных неформалов без четкой идеологии. Так что заявление в недавней публикации в украинской прессе о том, что скины еще в советские времена ходили по Киеву и избивали бедных хиппи, просто абсурдно. Движение развивается. И если еще пару лет назад казалось, что мы обречены на вымирание — сами понимаете, тридцатилетний дядька, у которого уже давно семья и дети, не будет с большой охотой бегать по улицам и бить кому-то морды, то сейчас можно наблюдать массовый наплыв новых людей, которые в будущем составят костяк национального движения.

— Есть ли особенности у украинских скинхедов — в идеологии, во внешнем виде, в поведении?

— Единого движения скинхедов нет. Есть субкультура. Поэтому трудно говорить о каких-либо особенностях. То же самое, что сравнивать английского и украинского металлистов. Мы можем отличаться в культурном плане, как и в целом, украинская нация имеет свои особенности.

— Украинские скинхеды делятся на тех, кто придерживается нацистской идеологии, и ненаци? Если да, то в какой пропорции?

— В пропорции 1 к 0. В Украине не существует так называемых красных скинов. Так уж получилось, что понятие о коммунизме в бывших республиках СССР и в остальном мире резко отличается. Красные скины придерживаются леворадикальной идеологии троцкизма, которая абсолютно чужда украинскому менталитету, а в особенности сейчас, когда в стране — бардак, и люди хотят сильной власти. Что же касается traditional skinheads, то есть скинов без какой-либо идеологии, то их появление также невозможно, так как у нас эту нишу с успехом занимает обычная гопота. В нашей стране субкультура скинов формировалась значительно позже, чем на Западе, и формировалась именно с националистической идеологией, так что, по сути, для Украины мы и есть traditional.

— Украинские наци-скины отдают приоритет украинской или русской нации? Или есть и те и другие? Или украинские наци-скины утверждают превосходство славян? Или же в целом белой расы?

— Вся идеология наци-скинов заключена в «четырнадцати словах», принадлежащих политическому заключенному Дэвиду Лейну: «Мы должны сохранить существование нашего народа ради будущего Белых детей». Нам не нужна власть над миром, уничтожение всех небелых на планете, и мы не ставим целью доказать чье-либо превосходство — это удел раввинов с их «богоизбранностью». Мы не нападаем — мы обороняемся. Мы — иммунная система расы и ее же инстинкт самосохранения. Белые люди составляют 8% от всего населения Земли, Европа тонет в потоке иммигрантов из стран третьего мира, а перенаселение в Китае и Индии не сулит нам ничего хорошего. Пора бы и призадуматься, что нас и наших детей ждет в будущем. Украинские скины враждуют со всеми представителями неевропейских народов, проживающими на нашей земле, а также с интернационалистами, космополитами и прочими предателями расы.

— Какие взаимоотношения у украинских наци-скинов с российскими? Враждующие, дружественные, партнерские? У них одни цели или разные?

— Россия — агонизирующая империя, и многие люди, там проживающие, до сих пор не осознают реального положения дел. Мы резко отрицательно относимся к российскому великодержавному имперскому шовинизму, присущему многим россиянам, а особенно москвичам. С теми, кто уважительно относится к Украине и украинскому народу, у нас самые теплые дружеские отношения, с шовинистами же мы не то что враждуем, но стараемся вообще не иметь никаких дел. А вообще цели у наци-скинов во всем мире одни и те же.

— А как скины относятся к так называемыми гопникам: по-братски, враждебно, или это ваша потенциальная аудитория? Или вы друг другу вообще безразличны?

— По-разному, хотя зачастую нейтрально. В принципе большинство гопов — это представители старшего школьного возраста, и некоторые из них (у которых есть мозги) — потенциальные скины, если им вовремя растолковать что к чему.

— Насколько организованны скинхеды?

— У нас нет ничего регулярного и организованного. В этом наша сила и одновременно наша слабость. С одной стороны, из-за отсутствия какого-либо аппарата управления и иерархии на нас невозможно воздействовать и нейтрализовать. С другой — сами мы ничего существенного сделать не сможем. Можем поддерживать какую-либо партию или организацию, но сами таковыми не являемся.

— Слышал, в Украине был съезд скинхедов...

— Просто кто-то «пустил пулю» по обычной почте о том, что в Крыму состоится съезд, где будет создана единая скиновская организация. Соответственно нагло читающее письма СБУ об этом узнало и заголосило. Крымских скинов тогда очень сильно поприжали. Но на самом деле никакого съезда не было и не должно было быть.

— Какие отношения у наци-скинов с националистическими политическими организациями Украины?

— По большей части — никаких. Имели место некоторые совместные акции, в основном на западе Украины и во время «Україна проти Кучми», но пока мы не видим в стране реальной силы, которую бы могли поддержать.

— Насколько взаимосвязаны в Украине скины и футбольные фанаты?

— Зачастую это одно и то же. Почти все фанаты — это скины, просто не все скины — это фанаты. Не всем понятно, зачем попусту тратить силы и бить друг другу морды из-за какой-то игры, если можно собраться вместе и проучить кое-кого.

— Говорят, погром синагоги в Киеве организовали скины. Или все же футбольные фаны?

— И те и другие. А комментарии... Ну, повеселился народ после матча, не вижу в этом ничего плохого, если был бы там вместе с ними, наверняка делал бы то же самое. Вообще о какой организации погрома может идти речь? Это не была целенаправленная акция. Для того, чтобы организовать подобное, достаточно сказать: «Ну шо?»

— Как к скинам относится милиция?

— Как начальство прикажет. Например, в этом году 20 апреля (день рождения Гитлера. — Прим. С. В.) хватали без каких-либо причин всех, кто имел бритую голову, хотя никаких акций не планировалось. А в обычные дни — по-разному. В принципе ППС может остановить любого.

— К каким социальным прослойкам принадлежат скинхеды: студенты, школьники, рабочие, клерки, интеллигенция, мелкие, средние бизнесмены?

— Мы ведь не классовые борцы. Нам все равно, где учится или работает человек. Я лично знаю людей, которые прошли путь от охранника до бизнесмена. Так что разговоры о том, что скины представляют собой свору обиженных на жизнь неудачников — не больше, чем бред наших врагов или ограниченных людей, которые смотрят со своей колокольни.

Как бы то ни было, в составе группы интервьюируемого лишь один человек не относится к пролетариату. Он — музыкант.

«В сердце моем пел Nachtigall»

Мне довелось пообщаться еще с одним музыкантом, который не скрывает своего имени. Это Андрей Середа, лидер киевской рок-группы «Кому вниз». Его бритая голова и густой бас известны практически каждому телезрителю. Особенно бас — по озвучкам телевизионных роликов. Музыка «Кому вниз» не имеет никакого отношения к скинхедству, но образ мыслей Середы и тексты его песен могут служить программой и гимнами молодым неонацистам. Эмблема группы — стилизованная свастика. Недаром у Андрея Середы сложились хорошие отношения со скинхедами. «Кому вниз» стояли у истоков национально-радикальной рок-музыки. Как ни странно, эти явные националисты начинали с остросоциального русскоязычного рока, и с этого пути их «столкнул» фестиваль «Червона рута», обязательное условие участия в котором — украиноязычные песни.

Основы национальной идеологии Середы: каждой нации — свое. Украина — для украинцев. Украинцы и русские — представители разных миров, которые никогда не поймут друг друга. Еврейская нация в целом — агрессор. Андрей говорит, что по взглядам ему близки старое ядро УНА-УНСО и Социал-национальная партия Украины (СНПУ). Главное отличие между «Кому вниз» и бонхедами Середа видит в том, что у бритоголовых «нет ощущения собственной земли». «Это экзотическое движение, которое не имеет глубокой идеологической основы, — говорит Андрей. — По моему мнению, так же, как и я, к ним относятся праворадикальные политические силы Украины».

— Я могу позволить себе самые радикальные тексты, — признается музыкант. — У нас могут иметь место призывы к насилию. Наше творчество не относится к созидательной музыке. Кто-то должен быть «хирургом». Другое дело, все должно быть сказано вовремя. Нужно быть стратегом. А карьере наш радикализм никогда не мешал.

«Кому вниз» выступает редко, как правило, на специальных мероприятиях, где его слово воспринимается с особым энтузиазмом. Например, давали сольный концерт на акустическом фестивале во Львове при поддержке СНПУ.

Cоратниками «Кому вниз» в современной украинской музыке назвать особо некого.

Тревога?

Итак, наци-скинхеды — в Украине на сегодняшний день не влиятельная сила. Развиться, на мой взгляд, она может только искусственно — при материальной и моральной поддержке ультраправых политических организаций. Объективной почвы для развития неонацизма в нашей стране нет. Есть два едва ли преодолимых порога.

Первый — в особенности украинского менталитета. История показывает, что украинцы никогда не входили в число агрессивных народов. Чего не скажешь о русских, на протяжении многих веков успешно реализующих имперские амбиции. Украинец настолько миролюбив, ленив и каждый сам по себе эгоистичен («моя хата — с краю», «на двух казаков — три гетмана» — не с неба взялось), что в территориальных переделах практически всегда оказывался страдающей стороной.

Второй барьер — реальная двунациональность страны, а следовательно — отсутствие единого национального идеала. В такой ситуации бритоголовым молодчикам придется либо объединяться в две противоборствующие группировки по национальному признаку и первым делом заниматься преследованием, по сути, себе подобных, либо признать интернациональный характер скин-движения и тем самым подорвать эмоциональную и идеологическую основы субкультуры наци-скинов.

Наконец в основе расизма лежит национализм, и с этим ничего не поделаешь. Тем бонхедам, кто в этом сомневается, советую заглянуть в интернет на российские форумы неонаци. Посмотрите, как там отзываются об украинцах! Или езжайте в Германию и заявите первому встречному «нацику», что вы — украинец или русский. Немцы славян по-прежнему не считают арийцами, да и после внедрения в Европу отечественной организованной преступности отношение к выходцам из экс-СССР, откуда бы они ни были, не лучше, чем у москвичей — к чеченцам.

Итак, в Украине оснований для страха перед коричневой чумой нет. Если и стоит от кого-то ждать подвоха, то не от тинейджеров, а от политикума, который по примеру российских и западных коллег может разбудить, а точнее — воспитать в молодежи зверя.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка