Черная боль

15 Апреля 2021 1

35 лет назад – 26 апреля 1986 г. – мир вздрогнул: произошла крупнейшая техногенная катастрофа ХХ века.

В этот день на четвертом энергоблоке Чернобыльской атомной электростанции (ЧАЭС) случилась крупнейшая в истории мировой атомной энергетики авария. Взрыв произошел в ходе проведения проектных испытаний одной из систем обеспечения безопасности в 01 часов 23 минуты 40 секунд.

В результате аварии радиоактивному загрязнению подверглись территории 17 стран Европы общей площадью 207,5 тыс. квадратных километров. Существенно загрязненными оказались территории Украины (37,63 тыс. квадратных километров), Беларуси (43,5 тыс. квадратных километров) и европейской части России (59,3 тыс. квадратных километров).

«Укрытие» – изоляционное сооружение над четвёртым энергоблоком Чернобыльской атомной электростанции – было построено в кратчайшие сроки, всего за 206 дней, к ноябрю 1986 г. На строительство «Укрытия» ушло 400 тыс. кубометров бетонной смеси и 7000 тонн металлоконструкций. В постройке сооружения было задействовано 90 тыс. человек. Но со временем это укрытие стало ветшать.

Строительство «Нового безопасного конфайнмента» (саркофага) над ЧАЭС началось в 2012 г. На его возведение международное сообщество собрало 1,5 млрд. евро. 10 июля 2019 г. состоялась официальная церемония сдачи в эксплуатацию «саркофага». Чернобыльская АЭС поэтапно будет полностью снята с эксплуатации к 2065 г.

В декабре 2003 г Генассамблея ООН поддержала решение Совета глав государств СНГ о провозглашении 26 апреля Международным днем памяти жертв радиационных аварий и катастроф.

Радиоактивный выброс

Перед аварией в реакторе четвёртого блока находилось 180-190 тонн ядерного топлива (диоксида урана). Кроме топлива, в активной зоне в момент аварии содержались продукты деления и трансурановые элементы – различные радиоактивные изотопы, накопившиеся во время работы реактора. Именно они представляют наибольшую радиационную опасность. Большая их часть осталась внутри реактора, но наиболее летучие вещества были выброшены в атмосферу.

Суммарная активность радионуклидов, выброшенных в окружающую среду, составила, по различным оценкам, до 14⋅1018 Бк (примерно 38⋅107 Ки, для сравнения: при взрыве ядерного заряда мощностью 1 Мт образуется ≈ 1,5⋅105 Ки стронция-90 и 1⋅105 цезия-137).

Загрязнению подверглось более 200 тыс. км². Более 50 радиоактивных веществ были разбросаны на этой площади, в частности: цезий, плутоний, уран, палладий, стронций, иттрий и многие другие. Распад их колеблется в очень широком диапазоне – от нескольких дней, как ксенон-133 (β-,γ-/5,3 сут.), нептуний-239 (β-,γ-/2,4 сут.), до столетий: нептуний-237 (α-/2,1⋅106 лет), уран-235 (α-,γ-/7⋅108 лет), америций-241 (α-,β-,γ-/432,6 лет), и даже до тысячелетий: плутоний-239 (α-,γ-/24113 лет), протактиний-231 (α-/~32500 лет), торий-230 (α-/75380 лет).

В результате аварии из сельскохозяйственного оборота было выведено около 5 млн. га земель, вокруг ЧАЭС создана 30-километровая зона отчуждения, уничтожены и захоронены сотни мелких населенных пунктов.

С точки зрения воздействия на население в первые недели после аварии наибольшую опасность представляли радиоактивный йод, имеющий сравнительно малый период полураспада (восемь дней), и теллур. В настоящее время (и в ближайшие десятилетия) наибольшую опасность представляют изотопы стронция и цезия с периодом полураспада около 30 лет. Наибольшие концентрации цезия-137 обнаружены в поверхностном слое почвы, откуда он попадает в растения и грибы. Загрязнению также подвергаются животные. Радиоактивные изотопы плутония и америция могут храниться в почве в течение сотен, а возможно, и тысяч лет.

Серьезному загрязнению подверглись леса. В связи с тем, что в лесной экосистеме цезий постоянно рециркулирует, не выводясь из неё, уровни загрязнения лесных продуктов (грибы, ягоды и дичь) остаются опасными. По сей день сохраняется уровень загрязнения рек и озёр, концентрация цезия в воде и рыбе в течение следующих десятилетий может представлять опасность.

В то же время ни на один день не прекращался официальный и браконьерский вылов рыбы из Киевского водохранилища, которое серьезно пострадало во время аварии на ЧАЭС. До сих пор нет ни одной лаборатории на водоеме, проверяющей радиоактивное загрязнение рыбы, которая попадает на прилавки столицы и области.

Существует значительный разброс в официальных оценках числа пострадавших от аварии. Кроме погибших работников АЭС и пожарных, к ним относят заболевших военнослужащих и гражданских лиц, привлекавшихся к ликвидации последствий аварии, и жителей районов, подвергшихся радиоактивному загрязнению.

В международной организации «Врачи против ядерной войны» утверждают, что в результате аварии только среди ликвидаторов умерли десятки тысяч человек, в Европе зафиксировано 10 тыс. случаев уродств у новорождённых, 14 тыс. случаев рака щитовидной железы (по прогнозам ожидается ещё 50 тыс.).

Однако последствия воздействия радиации на человеческий организм изучены недостаточно, поэтому четкую цифру жертв в результате аварии выяснить затруднительно.

На пороге второго Чернобыля

Очень настораживает то, что без всякого общественного обсуждения, не считая мероприятий, проведенных самими природоохранными организациями, тихо, не привлекая внимания общественности, чиновники упорно продвигают международный проект создания водного транспортного пути Е-40.

Может быть, экологи не правы – мол, дуют на холодное, а их возмущение сродни гласу городских сумасшедших? Или действительно мы стоим в шаге от катастрофы? В связи с этим на ум приходят слова Оноре де Бальзака: «Там, где все горбаты, стройность становится уродством».

Давайте попробуем разобраться.

Е-40 – это судоходный маршрут длиной более 2000 километров. Он проходит по территории Польши, Беларуси, Украины.

Проект «Восстановление магистрального водного пути Е-40 на участке Днепр – Висла» предусматривает, что водный путь станет новым торговым маршрутом между портами Балтийского и Черного морей*.

Однако оптимизм от возможных экономических эффектов меркнет на фоне масштабных гидротехнических работ, которые необходимо провести для восстановления пути. Не говоря уже об экологических угрозах.

Сейчас этот водный путь судоходный только на отдельных отрезках. От Бреста до Херсона он кое-как (условно) функционирует, а вот на участке Брест – Варшава судоходства нет. Поэтому его предложили приспособить, чтобы пропускать суда большого водоизмещения и в большом количестве. Для этого надо углубить русло, обеспечить дополнительную водность и построить необходимые инженерные сооружения.

Подсчитано, что восстановление E-40 позволит перевозить до четырех миллионов тонн грузов ежегодно. Это оживит торговлю между Польшей, Беларусью и Украиной, общий объем рынков которых составляет почти 100 млн. человек. Тем более что речной транспорт позволяет перевозить большие объемы грузов. Так, баржа грузоподъемностью 900 тонн заменяет 18 вагонов или 45 двадцатитонных грузовиков.

Все было бы замечательно, если бы на пути этого маршрута не было Чернобыльской зоны.

Чтобы гарантировать прохождение тяжелых судов по Припяти, реку нужно подвергнуть серьезным изменениям, что для нее разрушительно.

Евросоюз выделяет на осуществление данного проекта 2 млрд. долл. Из них на расчистку Вислы – Польше 1млрд. 500 млн., Беларуси – 400 млн., Украине примерно 35 млн.

– Польша, вне всякого сомнения, останется в выигрыше, она не только расчистит свою реку и сделает ее берегоукрепление, но и выиграет в экологическом плане, так как данные работы вдохнут вторую жизнь в заиленную, обмелевшую и заросшую реку, – говорят в Национальном экологическом совете Украины. – Если у Польши одни плюсы от данного проекта, то у Беларуси не все так однозначно.

На белорусской стороне предлагается строительство нескольких плотин, пропускных шлюзов, выпрямление русла Припяти. При этом изменение гидротехнического режима реки и уменьшение паводков значительно повлияет на местную флору и фауну. Белорусский участок предполагаемого водного пути проходит через территорию Припятского Полесья, где располагаются национальный парк «Припятский», десять заповедников республиканского и 13 заказников местного значения, 30 памятников природы. На этих заповедных землях проживает около 60 видов животных, 260 видов птиц, 20 видов амфибий и рептилий, 54 вида рыб. Около 70 видов обитателей включены в Красную книгу и охраняются в соответствии с международными обязательствами.

Многие экологи считают, что водный путь Е-40 – это смерть для Полесья. Они задают вопрос: какой ценой обойдется Беларуси выход к морю? Ведь последствия строительства плотин будут необратимыми, а исполнители проекта до сих пор не провели должную экологическую экспертизу.

Но, по всему, правительство Беларуси для достижения стратегической цели выхода к Балтийскому морю способно на многое, поэтому будет выпрямлять, расчищать и углублять Припять. Мы это можем поддерживать или осуждать, но это дело Беларуси – это их территория, и им с этим жить. Нужно начинать думать в первую очередь о себе: что это даст нашей стране, и какие при этом могут возникнуть риски.

– Акватория и прибрежная часть реки Припять серьезно пострадали от Чернобыльской катастрофы. И это касается обеих сторон – и белорусской, и украинской. За 35 лет донные отложения закрыли радиоактивный ил. Но если начать на этих загрязненных территориях дноуглубительные работы, то все, что успокоилось и лежит на дне под 60-80-сантиметровыми донными отложениями, превратится в радиоактивный коктейль, что может привести к серьезным последствиям, вплоть до второго Чернобыля, – предупреждают специалисты Национального экологического совета Украины.

Возникает вопрос: «Разве об этой проблеме не знают наши соседи? И какой европейский капитан поведет свое судно через чернобыльскую зону?» Ведь это до сих пор закрытая зона. И все машины, которые выезжают из нее, проверяют на радиоактивное загрязнение, а также в обязательном порядке моют специальными растворами.

Между тем на самом высоком уровне приняли решение, что дноуглубительные работы на украинской и белоруской акватории зоны отчуждения будут проводить украинские рабочие. Т.е. мы с вами стоим на пороге экологической катастрофы, которую нам «любезно» предложили сотворить собственными руками!

– В проекте Е-40 несколько составляющих: экономическая, экологическая и чрезвычайно важная, связанная со здравоохранением. Если радиоактивный ил будет потревожен и двинется вниз по Днепру, это может грозить потерей главной водной артерии страны как источника питьевого водоснабжения. Нельзя будет использовать днепровскую воду и для орошения земель и полива полей, – говорят эксперты Национального экологического совета Украины. – В мире на данный момент нет очистных сооружений, способных очистить воду от радиоактивного загрязнения. Сегодня из Днепровского бассейна пьют воду две трети населения Украины. Если мы допустим радиоактивное загрязнение, тогда каждый из нас уже сейчас остро ощутит нехватку питьевой воды.

Радиоактивное шоу

Несмотря на возражения ученых и природоохранной общественности в мае 2020 г. все же начались работы по дноуглублению реки Припять.

Таким образом в Министерстве инфраструктуры Украины начали готовиться к запуску туристического маршрута водным транспортом Киев–Мозырь–Киев. Первое судно собираются запустить уже в конце апреля этого года. Проект речного пути Е-40 вышел на стадию практической реализации.

– Работы по черпанию и доведению судоходных глубин до необходимого уровня, а также другие мероприятия, начатые в прошлом году, планируется продолжить в 2021-м с открытием навигации, – говорят в Министерстве инфраструктуры Украины.

Национальный экологический совет Украины крайне обеспокоен работами по дноуглублению на реке Припять.

– Над нами нависла угроза повторения экологической трагедии, но еще в большем масштабе, – предупреждают экологи. – Но чиновники, движимые непонятной силой, ведут нас к краю пропасти. И это происходит без нашего с вами согласия. Ведь зараженная территория, которая приняла на себя основной удар при взрыве четвертого энергоблока ЧАЭС, никуда не делась, и радиация там будет сохраняться еще долгие годы...

Чернобыльская катастрофа страшна тем, что основным поражающим фактором стало радиоактивное загрязнение. Сильнее всего пострадали области, находящиеся в непосредственной близости от ЧАЭС: северные районы Киевской и Житомирской областей Украины, Гомельская область Беларуси. И, конечно же, радиоактивному загрязнению подверглись территории вблизи самого реактора, река Припять и Киевское водохранилище.

Поэтому необдуманные решения чиновников крайне опасны.

Сооружение водного туристического маршрута между Украиной и Беларусью, возможно, имеет право быть. Но не за счет угрозы для здоровья нации и нарушения экологического состояния всей страны.

Такие проекты могут осуществляться, только минуя пострадавшие после катастрофы территории. В этом может помочь опыт Нидерландов, где функционируют тысячи рукотворных судоходных каналов.

– Призываем правительство немедленно отреагировать на этот вопиющий факт и прекратить работы, связанные с дноуглублением реки Припять, – требуют экологи. – А также – задуматься о целесообразности туристических маршрутов по местам боли и гибели тысяч ликвидаторов аварии. Самоотверженности этих людей, вставших на защиту страны от радиоактивного врага, посвящено множество произведений. В знак благодарности мы склоняем перед ними головы. И никто никогда не пытался умалить их подвиг. Так откуда у сегодняшних чиновников это нездоровое желание национальную трагедию превратить в развлекательное туристическое шоу, выставляя напоказ горе всей нации? Наверное, темой международного туризма и нашей гордостью должна быть самобытность народа, достопримечательности, а не наше горе. Оно сплачивает нас, но в то же время должно остаться личным.

Извечный вопрос

– На самом деле путей выхода не так уж много, – считают в Национальном экологическом совете Украины. – Но действовать нам надо быстро, так как, хотим мы этого или нет, белорусы все-таки приступят к расчистке Припяти. И тогда весь радиоактивный ил окажется у нас. Что нужно сделать, чтобы если не избежать в полной мере, то хотя бы минимизировать катастрофу? Нужно немедленно обращаться в институты Национальной академии наук, чтобы ученые просчитали возможные риски и нашли выход из сложившейся ситуации.

Но и без фундаментальных исследовательских работ очевидны несколько вариантов. Первый путь – он самый действенный, но и наиболее затратный – вообще не трогать загрязненные участки акватории Припяти (возможно, и Киевского водохранилища), а обойти их, построив рядом с рекой судоходный канал. Благо, что есть в строительстве подобных каналов богатый зарубежный опыт: например, Голландия пересечена искусственно созданными судоходными каналами. Этот путь намного лучше, чем выпрямлять русло Припяти, при этом убивая реку.

Конечно же, существует и самый худший вариант – ничего не делать и позволить навеки загрязнить Днепр. Почему-то кажется, что именно этот путь предпочтут отечественные чиновники.

Это не паника. Просто здравый смысл экологов требует принятия контрмер в ситуации, которая может перерасти в экологическую трагедию для нашей страны. Лучше предвидеть, чем потом наверстывать…

Последствия игнорирования проблемы могут быть катастрофическими. Если радиоактивный ил пойдет вниз по Днепру, мы навсегда потеряем свою главную водную артерию как источник питьевой воды. Поля, орошаемые радиоактивной водой, будут загрязнены, а вместе с ними и сельскохозяйственная продукция. Ветер будет переносить радиоактивную пыль с полей. Вся страна может превратиться в большую радиоактивную зону, закрытую для всего остального мира. Исчезнет идея «аграрной европейской житницы», так как загрязненная пшеница и радиоактивное подсолнечное масло никому не будут нужны.

– Чтобы противостоять столь мрачной перспективе, необходимо выносить данный вопрос на глобальный уровень обсуждения, подключая к его решению мировое сообщество, – требуют экологи.

Равенства не будет никогда, стремление к нему постоянно приводило к революционным кровавым событиям. Но равноправие должно быть. Оно нам необходимо, как воздух. Это прописные, но жизненно важные истины. Поэтому не должен некий чиновник самочинно принимать решения, от которых зависит дальнейшая судьба всего общества.

Само собой, если забыть об угрозе превращения всей акватории и прибрежной территории Днепра в единый «Чернобыль», то выгода от построения водного пути, соединяющего Черное и Балтийское моря, несомненно, велика. Но какой бы ни был доход от этого, хлеб с маслом не пойдет впрок, если рот будет закрыт противогазом.

Эпилог

С каждым новым столетием человечество стремительно развивается и одновременно уничтожает самое себя. Наглядным напоминанием этого самоуничтожения и есть память о том, что произошло 26 апреля 1986 г. на Чернобыльской атомной электростанции.

До слез напоминают о прошлых событиях стихи С. Степанова «Боль»:

Мы шар земной тогда спасали.

Пусть величайшею ценой!

Чернобыль болью отстояли

Всем миром – той большой страной.

В одном строю тогда стояли

И академик и солдат.

Мы помним! Сколь ни разделяли

Нас боли чёрных скорбных дат.

Мы шли сквозь атомов зарницы,

Превозмогая боль и страх…

Святым чернобыльским страницам

Не превратиться в тлен и прах.

СПРАВКА

Двести лет назад существовала водная магистраль, соединявшая порты Гданьска и Херсона по рекам Висла, Западный Буг, Припять и Днепр.

Исторические факты. 12 мая

Первая на Руси каменная церковь была освящена в Киеве в честь пресвятой Богородицы 12...

Исторические факты. 11 мая

11 мая 1900 года на петербургском заводе «Новое адмиралтейство» был спущен на воду...

Исторические факты. 10 мая

Сериалы о милиции всегда были очень популярны. Хоть сегодня граждане часто ругают...

Исторические факты. 9 мая

Освобождение Севастополя в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) стало...

Исторические факты. 8 мая

В Берлине подписан окончательный Акт о безоговорочной капитуляции Германии и ее...

Исторические факты. 6 мая

Впервые идея связать Англию с континентом появилась еще в начале 19 века, когда...

Исторические факты. 5 мая

V летние Олимпийские игры проходили с 5 мая по 27 июля 1912 года в Стокгольме.

Исторические факты. 4 мая

4 мая 1113 года на Киевский Великокняжеский престол вступил Владимир Мономах, один из...

Исторические факты. 3 мая

3 мая 1862 года Владимир Даль представил в Обществе русской словесности главный труд...

Исторические факты. 2 мая

2 мая к 21 часу советскими войсками было взято в плен в Берлине более 70 000 немецких солдат...

Исторические факты. 30 апреля

30 апреля 1918 года решением Наркома просвещения в Петрограде была образована киностудия...

Исторические факты. 29 апреля

29 апреля 1931 года в СССР началась эра телевидения.

Комментарии 1
Войдите, чтобы оставить комментарий
Чужой
26 Апреля 2021, Чужой

в то время, многие люди думали о начале какой-то войны. Сотни вертолётов в небе и никто ничё не знает. В 1986 году Украина была сверхтехнологическая держава и смогла с братской помощью укротить атомного зверя. Слава тем настоящим героям.

- 0 +
Авторские колонки

Блоги

Ошибка