Корец — город «Лексиса», пчелиного храма и безмолвной, безнадежной любви

№39(835) 29 сентября – 5 октября 2017 г. 26 Сентября 2017 1

В начале сентября в районном центре Корец, что в Ровенской области, проходили дни польской культуры. Во время торжеств Корец называли, казалось бы, чересчур смело — «центром польской культуры». Однако это не только образные, но и очень точные слова — ведь в этом населенном пункте за его почти (или даже более чем) тысячелетнюю историю прочно пустили корни не только польская, но и украинская, и русская, и еврейская культуры. Они здесь причудливо переплелись и оставили на карте современной Украины наше национальное достояние — уникальный город Корец. И если вы там еще не были, то не признавайтесь в этом никому.

Плавильный приграничный котел

Корец, еще под названием Корческ, впервые упомянут в 1150 году в Ипатьевской летописи, но можно уверенно полагать, что сам город появился на этом месте гораздо раньше. Ведь если копать совсем глубоко, как в переносном, так и в прямом смысле, то в окрестностях Корца можно найти и курганные могильники времен палеолита, и следы поселений скифского периода, и городище XI века.

Безусловно, город, будучи пограничным между Волынскими и Киевскими землями, был важным центром для стратегических раскладов того времени. Не случайно в 1258 году сюда — прихватив супругу — наведался Даниил Галицкий, чтобы проверить, как продвигается подготовка обороны от монголо-татар.

В 1380 году великий князь литовский Ягайло передал город вместе с окружающими землями праправнуку Даниила Галицкого князю Федору Острожскому. Именно он впервые построил тут знаменитый замок и отвел в новое русло реку Корчик.

Семибашенный замок, здесь князь Самуил встретил свою смерть

Но уже в начале XV века земли перешли к представителям литовской династии Гедиминовичей, которые сделали Корец своей резиденцией и даже взяли соответствующий титул — князья Корецкие.

При Корецких XVI века в городе жил и работал известный поэт, педагог, переводчик, языковед и церковный деятель Лаврентий Зизаний Тустановский. Зизаний автор первого словаря для школ («Лексис») и церковнославянской грамматики, которая стала первым в истории систематическим учебником церковнославянского языка.

А в XVII веке в Корце сформировалась большая община евреев, которые бежали в эти края от гонений в Западной Европе. Община просуществовала до самой Второй мировой войны. Город постепенно превратился в штетл — так называли в Восточной Европе городки с преобладающим еврейским населением. В 1776 году в городе была основана первая на территории Украины типография на иврите. И потому вполне естественно, что в XVIII веке. Корец стал центром хасидизма, одним из наиболее ярких и авторитетных представителей которого традиционно считается рабби Пинхас из Корца.

Корец вообще можно назвать удивительным сплавом украинской, польской и еврейской культур. Но, конечно же, и русская культура оставила здесь свой след, ведь в конце XVIII века город вошел в состав Российской империи. Например, на территории Свято-Троицкого монастыря похоронена дочь президента Петербургской академии художеств Анна Оленина-Андро. Известна она тем, что, как и ее двоюродная сестра Анна Керн, была возлюбленной Александра Сергеевича Пушкина.

Именно этой светской красавице он посвятил такие стихи, как «Не пой, красавица, при мне», «Ее глаза» и множество строф Евгения Онегина. Говорят, поэт даже сватался к Олениной, но ее семья ответила ему решительным отказом.

Петербургская красавица, которой Пушкин признавался:

Я вас любил безмолвно, безнадежно,

То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно,

Как дай вам бог любимой быть другим...

Как она оказалась в этих местах и почему с такой теплотой вспоминают ее местные монахини, вы узнаете, когда побываете в Корце.

Властелин Корца

Но, конечно же, ничья судьба так прочно не была связана с этим городом, как судьбы князей Корецких, которые были одними из крупнейших и влиятельнейших землевладельцев на Волыни. История их жизни заслуживает отдельного рассказа. Вспомним лишь, пожалуй, одного из самых ярких представителей этого рода — князя Самуила Корецкого, чья судьба стоит нескольких авантюрных романов и так и просится для экранизации в духе сериала «Великолепный век».

Родившийся в 1586 году Самуил Корецкий, как и положено представителю аристократической семьи, получил образование в престижнейшем Лейденском университете, после чего вернулся на родину и поступил на военную службу.

Надпись на портрете гласит: «Самуил Корецкий — воин»

Сражался Корецкий много и успешно: сначала в составе королевских войск против мятежной шляхты и татар, а затем и против Русского царства. Корецкий принял участие в походе на Москву и отличился в 1611 г., когда ему во главе отряда удалось прорваться в осажденный Кремль и доставить провизию засевшему там польскому гарнизону. В итоге польско-литовские войска были изгнаны из Москвы, но Корецкий снискал себе славу героя.

Несмотря на поражение, боевой азарт не покинул князя, и уже через несколько лет он активно воевал с турками в Молдавском княжестве, пытаясь посадить на престол своего шурина Александра Могилу. Ему это удалось, но счастье было недолгим — в 1616-м Могила и Корецкий потерпели поражение в битве и попали в турецкий плен.

Князь оказался в знаменитом Семибашенном замке Едикуле, но смог совершить невероятный побег в духе графа Монте-Кристо. По легенде, слуга Корецкого целый год обхаживал охрану темницы, и, усыпив бдительность стражей, в один прекрасный день передал пленнику веревку и напильник. А дальше уже дело техники.

После этого приключения Корецкого стали совсем уж головокружительными. Он скрывался в христианском квартале Стамбула под видом купца, перебрался в Сицилию, причем по пути выдержал бой с пиратами, приняв командование судном на себя, и наконец оказался в Риме, где встретился с Папой Римским и вступил в отряд «христианской милиции».

Но покой был неведом князю Самуилу, и вскоре он в составе польского войска двинулся в поход на Молдавское княжество. В одной из битв Корецкий снова попал в турецкий плен, но на сей раз османцы, наученные опытом, не стали повторять своих ошибок и решили подвести финальную черту в биографии неугомонного князя.

За Корецкого хлопотали большие люди, в том числе и английский король Яков I Стюарт. Однако турки были неприступны. 27 июня 1622 г. князя Самуила убили. Легенда гласит, что Корецкий выхватил у одного из турок нож и отчаянно дрался против девятерых палачей, пока на него не набросили удавку и не задушили.

Самуил Корецкий умер, а приключения его продолжались. Тело князя похоронили в безымянной могиле, но очередной слуга, присланный из Корца, останки выкопал (без взяток тут явно не обо-шлось) и привез домой. На родной Волыни Самуил, наконец, нашел упокоение.

Вслед за упокоением пришло забвение. А вместе с ним прервался и славный род Корецких — детей у князя не было. И фактически единственным напоминанием о том, что жил когда-то на свете неукротимый князь Самуил, является сам город Корец. Владения перешли к его племяннику, но и тот не оставил наследников, и в итоге Корец достался магнатам Чарторыйским.

Корец — всему делу венец

Чарторыйские были равнодушны к судьбе города. Лишь последний представитель этого рода, стольник Великого княжества Литовского Юзеф Чарторыйский снова принялся развивать Корец. Он перестроил замок, который в результате заполучил ту самую башню, что красуется сегодня на гербе города. Князь стал развивать в Корце промышленность и даже основал одну из первых на территории Украины фарфорово-фаянсовую мануфактуру.

Из каолиновой глины, залежи которой были найдены на берегу реки Корчик, выпускали самую разную посуду, которая пользовалась успехом в Польше. Это были первые фарфоровые изделия украинского производства, на них наносилась собственная заводская марка — надпись Korec от руки, выполненная золотом. Так сказать, первая торговая марка в Украине. Посмотреть на образчики корецкой «порцеляны» можно во многих музеях Украины, России и Европы, а также, конечно, в Корецком районном историческом музее на ул. Киевской, 45.

Размещен музей в помещении бывшего дворца графов Горчинских, построенного в конце XVIII века в стиле позднего классицизма и интересного самого по себе. Здесь находится более семи тысяч экспонатов, раскрывающих историю, культуру и быт края. Отдельные залы посвящены Второй мировой войне. Трагедия холокоста в Корце — одно из самых страшных преступлений гитлеровцев и их пособников в Украине.

После Октябрьского переворота пограничный город переходил из рук в руки, в итоге стал частью второй Речи Посполитой, но в результате подписания пакта Молотова—Риббентропа перешел к СССР. В 1940 году в нем проживали 15 000 человек.

В годы минувшей войны участь города была печальна: немецкие войска быстро вступили в приграничный населенный пункт, и уже в первые недели в Корце начались кровавые чистки. Часть города нацисты отвели под еврейское гетто, где за один день 21 мая 1942 года с особой жестокостью было уничтожено более трех тысяч человек. Всего же за годы войны в Корце от рук оккупантов погибли более 8 тысяч человек, была разрушена половина жилых домов.

После освобождения города его начали активно восстанавливать. А в 60-х гг. в Корце обнаружили источники радоновых вод, возле которых построили водолечебницу. Так что, будучи в Корце можно погрузиться не только в историю, но и в целебные воды.

Христианско-хасидская Мекка

За свою богатую историю Корец успел побывать не только торгово-экономическим и культурным, но и религиозным центром. Сегодня на семь тысяч жителей города приходится десять церквей и монастырей. Как написано в «Википедии», это позволяет называть Корец «христианской Меккой». Звучит несколько претенциозно, но религиозные сооружения города действительно заслуживают внимания как верующих, так и любителей истории и архитектуры.

Одним из центральных архитектурных ансамблей города является женский Свято-Троицкий монастырь, построенный еще в 1620 го-ду как францисканский «кляштор». После польского восстания 1863 г. его отдали православной общине.

Свято-Троицкий монастырь один из немногих не прерывал своей службы во времена СССР, он является действующим и по сей день. Интересно, что на его пасеке существует уникальный «пчелиный храм». Как говорят послушницы, «пчелы — чистые и трудолюбивые создания и потому достойны собственного храма».

Костел Святого Антония, говорят он хранит много тайн

Еще один выдающий религиозный и архитектурный памятник — костел Святого Антония, построенный в 1533 году все теми же энергичными князьями Корецкими. Хотя музея при костеле нет, местные священники с удовольствием проведут экскурсию по зданию, расскажут о его истории и даже позволят побывать на чердаке костела, где можно походить по сводам его нефов.

Зачем ехать

Несмотря на сравнительно небольшое население, немного превышающее семь тысяч, в городе, как уже понял читатель, есть что посмотреть — и развалины старинного замка, и древние храмы с монастырями, и даже интересные образчики советской архитектуры вроде Дома культуры на 600 человек. Можно посетить музей или просто погулять по улицам города и представить, как здесь все выглядело лет 500 назад.

Кстати, в Корце бывали многие выдающиеся украинцы — Михаил Драгоманов, Тарас Шевченко, Лина Костенко, а также потомок запорожских казаков Михаил Миклуха, брат легендарного Миклухо-Маклая, горный инженер, который проводил в Корце исследования по поручению Петербургского минералогического общества. Шевченко, кстати, тоже оказался в городе по заданию комиссии, но не геологической, а археологической. Он осматривал архитектурные памятники, общался с крестьянами и сделал несколько рисунков, в частности, развалин княжеского замка.

Сегодня в Корце стоит памятник великому поэту, причем в необычной для него позе, характерной больше для монументов Владимиру Ильичу Ленину. Из-за этого сложилась даже «городская легенда», согласно которой это и есть памятник Ленину, которому приставили голову Шевченко. На самом деле это вряд ли может быть правдой, если учесть, что воздвигли мемориал поэту уже в 60-е годы. Скорее всего, скульптор просто решил, что и Кобзарь может вести в светлое будущее.

Как добраться

Доехать до Корца можно по автомобильной трассе Е40-М06 (Киев—Чоп), которая проходит к югу от города, а также на автобусах и маршрутных такси «Ровно—Корец» и «Ровно—Киев». Останавливаться в городе бывалые путешественники советуют в гостинице «Светлана» на ул. Киевской, 80 (тел. (03651) 2-17-34). Если же вы за рулем, можно переночевать в гостинично-ресторанном комплексе Festival, который расположен недалеко от Корца на выезде из села Бранев в сторону Ровно на ул. Корецкой, 1 (тел. (067) 510-1504).

Приятного вам путешествия!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

С чего начинался политех

В конце лета 1898 г. неподалеку от построенного в 1887 г. храма Святой равноапостольной...

Время денег

Трудные времена -- «дешевые» деньги 

Война в Богом забытом селе

Я в розовом платьице... Помню точно, что оно было розовое и очень мне нравилось. И в этом...

Имя твое будет известно

Пока силы зла методично и последовательно разрушают Украину, переписывая историю,...

БАМ — дорога без конца

Эту стройку почему-то сразу же окрестили «стройкой века». Возможно, потому, что в...

Cчастлива и без фаты

Когда в числе причин расторжения брака у еще не оперившихся семей специалисты...

Загрузка...

Почему ОУН воевала против УПА

9 марта исполнилось 110 лет со дня рождения Тараса Боровца

«Виктория» сгорела из-за инспектора ГСЧС

В результате расследования в рамках уголовного производства виновным в происшествии...

Клад автострад

Выставка «Археология автострад», Национальный музей Украины, билеты 10-40 грн....

Опасная профессия

В ноябре 2010-го ожидался и наш с Роем 85-летний юбилей. Еще в сентябре Игорь Зайцев,...

Хрусть французской булкой

Багет, который стал объектом зависти людей по всему миру — в чем убежден французский...

О ТБ без табу!

Это средство личной гигиены буквально пропитано символизмом и социальными нормами

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка