О ТБ без табу!

№3(850) 19 — 25 января 2018 г. 16 Января 2018 5

В повседневной жизни нас окружает бесчисленное множество жизненно важных аксессуаров. Они стали для нас обыденностью настолько давно, что мы пользуемся ими, совершенно не задумываясь об их значимой роли в долгой и непростой истории эволюции человечества. А ведь многие из этих вещей оказали невероятное влияние на наш образ жизни, привычки, традиции, внесли огромный вклад в развитие культуры, экономики и социума.

12-й ежегодный показ мод «Свадебные платья из туалетной бумаги». Нью-Йорк

Незаслуженно скромное место в ряду незаметных (но незаменимых) друзей человека занимает... туалетная бумага. Какое отношение данное изделие имеет к социуму, экономике и, уж простите, культуре?! — спросите вы. Не спешите с выводами: возможно, вы просто недооцениваете роль этого изделия повседневного спроса в нашей жизни.

Вдумайтесь, по данным Euromonitor International, только граждане США ежегодно тратят на туалетную бумагу свыше $6 млрд. (причем $1,5 млрд. расходуется исключительно на элитные бренды повышенной мягкости и многослойности с уникальным дизайном и невиданным ароматом). По оценкам Worldwatch Institute, среднестатистический житель Северной Америки каждый год приобретает по 23 кг ТБ, а для удовлетворения постоянно растущего мирового спроса производители этого товара ежегодно вырубают почти 10 млн. деревьев.

Спрос на туалетную бумагу устойчиво возрастает во всех регионах планеты. Судя по отчету за 2015 г., подготовленному отраслевым изданием Tissue World Magazine, годовые темпы роста на рынке бумажных салфеток (в их число включена и ТБ) в Китае превышают 10,5%, на Ближнем Востоке и в Европе — 8%, а в Африке — 6%.

Туалетная бумага — не просто «продукция»: это средство личной гигиены буквально пропитано символизмом и социальными нормами. По словам социологов, дамы склонны комкать бумагу, а представители сильного пола аккуратно складывают листок перед применением. Используем по назначению мы ее тоже по-разному. Скажем, рука женщины, как правило, движется назад (чтобы избежать попадания бактерий на интимные органы), а вот у мужчин никаких жестких правил нет.

Больше всего бумаги в гигиенических целях расходуется в США — как минимум в 3 раза больше, чем в любом из государств Западной Европы. При этом янки обожают мягкую ТБ из девственной целлюлозы, а вот изготовленную из отходов бумагу откровенно не жалуют. По данным Greenpeace, 98% реализуемой в США «туалетки» произведено из первичного сырья, а в Европе и остальных регионах стабильным спросом (свыше 40% рынка) пользуется ТБ из вторсырья.

Туалетная бумага — неотъемлемая часть нашей жизни, и в ближайшем будущем расставание с этим предметом нам явно не грозит.

В ходу недавно, запятнана издревле

Как ни удивительно, но масштабное распространение ТБ получила не так уж и давно — менее двух столетий назад. Чем же люди пользовались до этого?

По словам историков, нашим предкам туалетную бумагу успешно заменяли листья, трава, мох, сено, камни, палки, обычная грязь, глина, сердцевина кукурузных початков, снег, вода и прочие субстанции, пригодные для вытирания, очистки или омовения. Жители Древнего Рима имели привычку обходиться общей на нескольких человек палкой с губкой, закрепленной на одном ее конце. К счастью, после каждого использования эту губку погружали в солевой раствор, предотвращавший размножение бактерий.

«Предмет первейшей необходимости в нашу эпоху: пропитанная целебным составом туалетная бумага Гайетти!» — так звучала реклама ТБ в 50-е гг. XIX в.

Тем не менее назвать туалетную бумагу недавним изобретением тоже невозможно. Идея использовать в качестве средства личной гигиены бумагу (как, впрочем, и множество других инновационных проектов) родилась в Китае в VI ст., а первый прототип современной ТБ появился тоже в Поднебесной еще в I в.: его изготовили из тутовой целлюлозы.

Имя гениального изобретателя история не сохранила, но уже в VI в. один из китайских судей вынес следующее предостережение: «Бумага, на которой начертаны цитаты или комментарии из Пяти Классиков... не может использоваться в качестве туалетной». К XIV ст., пишет автор увлекательного бестселлера «Всепоглощающая история туалетной бумаги» Ричард Смит, только в одной из китайских провинций ежегодно выпускалось до 1 млн. упаковок ТБ (в каждой от 1000 до 10 000 листов)! В 1393 г. правители Китая заказали — исключительно для правящей династии — изготовление не менее чем 720 000 листов ТБ. Только представьте это количество, ведь тогда размер китайского «листа» составлял 60 х 90 см!

В те далекие времена китайская новация в Европе не прижилась. Богатые горожане активно использовали вместо нее ткань или пеньку, а в распоряжении бедняков всегда имелись грязные лохмотья, листья или собственные ладони. Король Генрих VII даже завел себе специального «туалетного камердинера» — думаем, его служебные обязанности представить себе несложно.

Роль главного источника дешевой бумаги для личных гигиенических нужд сыграл грянувший в XVIII в. газетный бум. А в XIX ст. американцы в уличных туалетах активно пользовались страничками из альманаха Old Farmer's Almanac и вездесущих каталогов Sears Roebuck. Забавно, что редакция Sears с завидным постоянством получала негативные отзывы клиентов, крайне возмущенных излишней жесткостью страниц каталогов. Примечательно, что в одном из углов фермерского альманаха было даже пробито отверстие с тем, чтобы столь полезное издание было проще вешать на гвоздик в отхожем месте.

Любопытно, но именно благодаря газетчикам и издателям путь рулона туалетной бумаги к прилавку оказался очень долгим и тернистым, а потребителя было крайне сложно убедить в необходимости тратить деньги на то, что и так всегда под рукой.

Великий дефицит 1973 г.

В истории туалетной бумаги немало знаменательных дат, и одна из них приходится на 1973 г. К примеру, в 70-е годы минувшего столетия дефицит энергоносителей периодически провоцировал панические закупки бензина. В 1973 г. комик Джонни Карсон в одном из монологов «удачно» пошутил на тему грядущего дефицита туалетной бумаги — да так, что люди восприняли его всерьез и буквально опустошили склады американских торговых точек всего за день. На следующий вечер комик принес извинения за невольно спровоцированную панику, но унять народный порыв было уже непросто — в некоторых городах перебои с поставками ТБ наблюдались на протяжении еще двух недель.

Эволюция клозетов

Лавры главного новатора по заслугам носит предприниматель по имени Джозеф Гайетти — именно он увидел окно возможностей там, где остальные в упор ничего не замечали. В 1850 г. этот деятельный господин начал торговать аккуратно нарезанной на листы и упакованной в пачки бумагой, пропитанной соком алоэ. Свое детище изобретатель рекламировал как прекрасное средство профилактики геморроя.

Впрочем, спрос на «лечебную бумагу Гайетти» (Gayetty's Medicated Paper — всего 50 центов за 500 листов) сложно было назвать ажиотажным, поскольку обыватели давно привыкли к абсолютно бесплатным (пусть и жестковатым) рекламным каталогам. Росту продаж не способствовала и откровенно запятнанная репутация ТБ, а также социальное табу: в те годы ни один уважающий себя американец ни за какие коврижки не стал бы интересоваться у продавца магазина, можно ли приобрести упаковку пипифакса.

Три долгих десятилетия упаковка нарезанной бумаги упорно боролась за право прописки в ватерклозетах американцев, но в 1890 г. все же сдала позиции — именно тогда на скромном еще рынке средств личной гигиены грянула подлинная революция, инициированная пионером концепции рулонной ТБ Скоттом Пейпером, главой одноименной компании. Впрочем, репутация продукции оставалась настолько неоднозначной, что Пейпер не решился использовать именной бренд в рекламе рулонов туалетной бумаги.

Еще через 10 лет мир стал свидетелем очередной новации в виде перфорации: это изобретение позволяло аккуратно отрывать ленту необходимой длины. Никогда не задумывались над тем, почему рулонную бумагу принято перфорировать через каждые 10 см, несмотря на то что листок столь скромного размера зачастую не удовлетворяет запросы человечества? Все элементарно — сфера применения ТБ не ограничивается одним лишь клозетом: ее активно используют в качестве салфеток, длинные же простыни просто неудобны.

Даже появление рулонной технологии не избавило туалетную бумагу от всех ее врожденных недостатков. ТБ того времени отличалась жесткостью, грубой фактурой и даже наличием откровенно неприятных сюрпризов в своем составе. Вдумайтесь: вплоть до 1933 г. маркетологи в рекламе туалетной бумаги старательно акцентировали внимание на главном достоинстве самых лучших сортов — на «отсутствии щепок»! Да уж, камни, трава и снег на этом фоне выглядят не самой мрачной альтернативой.

Естественно, вначале мир покоряла однослойная версия ТБ, и только в 1942 г. английская фабрика St. Andrews Paper Mill разработала первую двухслойку. Сегодня этим никого не удивишь, поскольку четыре слоя невероятной мягкости давно стали отраслевым стандартом.

Так как же рулонной бумаге удалось проникнуть в туалеты людей, упорно не желавших тратить средства на подобную роскошь при наличии бесплатных газет и журналов? Толчком к масштабному распространению ТБ послужило появление современной сантехники.

На заре XX ст. благодаря техническому прогрессу в мире стартовал процесс избавления от уличных отхожих мест, а в домах стали появляться ванные и туалеты со сливом. Новшество пришлось людям по вкусу, но они внезапно осознали, что использование жестких страниц газет и каталогов чревато банальным засорением канализационных труб. А ТБ оказалась на диво удачной альтернативой.

Ослепительная белизна — во имя практичности и здоровья

Рулоны современной туалетной бумаги радикально отличаются друг от друга качеством, окрасом, плотностью и мягкостью, но всех их объединяет одна общая черта — способность легко и быстро разлагаться в канализационных системах.

Волокна туалетной бумаги традиционно короче волокон других бумажных изделий, например кухонных бумажных полотенец или салфеток для лица. Именно благодаря этому свойству ТБ легче смывается и быстрее разлагается.

Казалось бы, туалетную бумагу можно выпускать всех цветов радуги, но производители почему-то не спешат массово выбрасывать на рынок подобную диковинку. Все очень просто. Во-первых, судя по соцопросам, подавляющее большинство американцев и европейцев отдают предпочтение белоснежной ТБ. Во-вторых, от экспериментов с окрашиванием бумаги гиганты индустрии отказались еще в 70-е годы, поскольку использование красителей потенциально провоцировало тяжкие недуги (в т. ч. рак шейки матки и хронические воспалительные процессы).

Приоритет обрело вполне объяснимое желание сохранить здоровье, а стремление разнообразить цветовую гамму туалетной комнаты отошло на задний план. В-третьих, наличие красителей в составе ТБ активно тормозит процессы распада бумаги, что крайне нежелательно. В-четвертых, применение красящих компонентов приводит к удорожанию ее себестоимости, а потребитель явно не готов платить больше.

Примерно теми же причинами можно объяснить и отсутствие спроса на ароматизированную ТБ в Северной Америке и ряде стран Западной Европы. Многие экологи уверяют: применение такой бумаги чревато воспалительными процессами кожных покровов и аллергическими реакциями.

Впрочем, на вкус и цвет товарищей нет — цветная и щедро пропитанная парфюмерными отдушками ТБ пользуется огромным спросом в некоторых государствах, например в Мексике и Франции. Любопытно, но судя по медицинской статистике, у граждан этих стран в этой связи особых проблем со здоровьем не возникает. Возможно, правы циники, напоминающие, что популярная белоснежная бумага своей ослепительной белизной обязана отбеливателям — химикатам, способным провоцировать целую массу недугов.

Оказывается, мир дискутирует не только о том, с какого конца следует разбивать яйцо. Вопрос о «правильном» размещении рулона ТБ на держателе (лентой вверх или вниз, от стены или к стене) на протяжении десятилетий провоцирует самые жаркие словесные баталии.

А главным виновником дилеммы принято считать некоего господина по имени Сет Уиллер. Этот сотрудник компании Albany Perforated Wrapping Paper Co в 1891 г. подал патентную заявку на первую в мире перфорированную рулонную ТБ. Судя по соответствующим иллюстрациям, лента рулона располагается от стены и разматывается на себя. Казалось бы, в волнующем умы вопросе поставлена окончательная точка.

Но нет — некоторые несознательные граждане продолжали неуемную кампанию за альтернативное расположение рулона. В чем-то они правы: в их варианте детям и домашним питомцам гораздо сложнее размотать рулон и устроить переполох в туалетной комнате. Кроме того, расположенный отрывной лентой к стене рулон выглядит аккуратнее.

Возможно, следует прислушаться к рекомендациям производителей — в конце концов, они наматывают рулоны именно так, как и предусмотрено патентом Уиллера. В противном случае мы были бы лишены возможности сполна наслаждаться дивными узорами, украшающими современную ТБ. Судя по данным глобального опроса Cottonelle Roll Poll, метод Уиллера считают предпочтительным 72% респондентов, альтернативный вариант — 28%.

Кстати, на узоры, которыми буквально простеганы современные сорта бумаги, возложены и вполне прагматичные задачи: во-первых, они как бы взбивают ее, повышая абсорбционные свойства этого важного изделия, во-вторых, орнамент позволяет производителям выделять ТБ из сонма продукции конкурентов.

О дне грядущем

Есть ли будущее без ТБ? Во многих странах вообразить себе реализацию подобного сценария просто невозможно. Но экологи упорно бьют тревогу, все громче обвиняя производителей туалетной бумаги в уничтожении десятков миллионов деревьев и требуя положить конец этой «чудовищной несправедливости».

Попробуем разобраться и в этом вопросе. Во-первых, культ туалетной бумаги так и не охватил весь мир, и в разных регионах планеты устоялись совершенно разные традиции интимной гигиены. К примеру, во многих развивающихся и откровенно нищих странах все еще принято использовать вместо ТБ все, что попадется под руку.

В государствах мусульманского мира существует традиция омовения, закрепленная догматами веры. В Японии бал правят высокие технологии в лице Toto Washlet — уникальной разновидности дистанционно управляемого унитаза с автономной системой очистки пятой точки владельца направленной струей воды и последующим осушением теплым паром и воздухом. Кстати, многие эксперты в области здравоохранения давно советуют отказаться от бумаги и переходить на воду.

Во-вторых, на планете ширится движение за экономию: в его рамках растет популярность целого ряда альтернативных методов. Например, некоторые активисты предлагают заменять ТБ домашним тряпьем. Ничего сложного — просто отберите старые простыни, полотенца, сорочки и т. п., нарежьте их квадратиками нужного размера и сложите стопкой возле унитаза. После использования бросайте их в специальный контейнер, наполовину заполненный уксусом, убирающим неприятные запахи и препятствующим росту болезнетворных микроорганизмов. Пару раз в неделю накопившееся запятнанное тряпье загружается в стиральную машину (естественно, к порошку следует добавить и отбеливатель), затем сушится и вновь используется. И если это предложение покажется вам странным и неприемлемым, вспомните о традиции стирать детские подгузники!

Как бы то ни было, но сегодня представить себе жизнь человечества, полностью и радикально отказавшегося от ТБ, пока не представляется возможным.

Туалетная бумага в цифрах и фактах

Сфера применения ТБ невероятно широка, и о многих аспектах обыватели даже не подозревают. Ее используют не только в качестве салфеток и даже упаковочного материала. Во время операции «Буря в пустыне» американские военнослужащие в Саудовской Аравии нашли для ТБ неожиданное применение — как средство камуфляжа для танков!

4 млрд., или 75% — число жителей планеты, не использующих туалетную бумагу регулярно (по данным Toilet Paper History на начало 2016 г.): многим эта роскошь просто не по карману.

3 года — столько времени среднестатистический житель планеты проводит на унитазе в течение своей жизни.

227 г — таков среднестатистический вес стандартного рулона ТБ.

10х10 см — «золотой» стандарт листка перфорированной ТБ.

500 — количество листов в стандартном рулоне двухслойной ТБ.

1000 — количество листов в стандартном рулоне однослойной ТБ.

2000 — количество листов в рулоне «джамбо».

7—9 — количество листков ТБ, используемых среднестатистическим пользователем за один поход в уборную.

5 суток — среднестатистический срок жизни рулона ТБ в семье из четырех человек.

384 — столько деревьев уходит на покрытие потребности одного человека в ТБ на протяжении всей его жизни.

17 деревьев и 4077 кВт.ч — расход древесины и электроэнергии на производство 1 т ТБ.

4500 — столько стандартных рулонов ТБ можно изготовить из древесины одного деревца.

666 — вовсе не «число дьявола», а количество рулонов ТБ, ежесуточно используемых сотрудниками Пентагона.

Китай, США, Япония — первая тройка мирового рейтинга потребления ТБ.

$14,34 млрд. — объем продаж ТБ в Европе в 2017 г.

$15,3 млрд. — объем продаж ТБ в КНР в 2017 г.

$10,88 млрд. — объем продаж ТБ в США в 2017 г.

95 000 — именно столько стандартных рулонов компания Charmin умудрилась вместить в самый гигантский на сегодняшний день рулон туалетной бумаги диаметром более 3 м и высотой свыше 2,5 м.

49% — усредненное число респондентов различных опросов, считающих, что на необитаемом острове туалетная бумага важнее... еды.

10% — усредненное число респондентов различных опросов, признавшихся в хищении рулонов ТБ из гостиничных номеров.

Судоку, 100-долларовая купюра, камуфляж — самые популярные рисунки на лентах ТБ.

69% — число респондентов опроса Toilet Paper Encyclopedia, признавших ТБ «главным достижением XX ст. в вопросе удобства». Второе место заняла застежка-молния (42%), а третье — замороженные полуфабрикаты (72%).

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Время денег

Трудные времена -- «дешевые» деньги 

Война в Богом забытом селе

Я в розовом платьице... Помню точно, что оно было розовое и очень мне нравилось. И в этом...

Имя твое будет известно

Пока силы зла методично и последовательно разрушают Украину, переписывая историю,...

БАМ — дорога без конца

Эту стройку почему-то сразу же окрестили «стройкой века». Возможно, потому, что в...

Cчастлива и без фаты

Когда в числе причин расторжения брака у еще не оперившихся семей специалисты...

Почему ОУН воевала против УПА

9 марта исполнилось 110 лет со дня рождения Тараса Боровца

Загрузка...

«Виктория» сгорела из-за инспектора ГСЧС

В результате расследования в рамках уголовного производства виновным в происшествии...

Клад автострад

Выставка «Археология автострад», Национальный музей Украины, билеты 10-40 грн....

Опасная профессия

В ноябре 2010-го ожидался и наш с Роем 85-летний юбилей. Еще в сентябре Игорь Зайцев,...

Хрусть французской булкой

Багет, который стал объектом зависти людей по всему миру — в чем убежден французский...

Кассеты возвращаются?

Ретро всегда в моде — судя по всему, в этот принцип свято уверовали представители...

100 лет рожденной в ноябре 17-го

Индира Ганди — первая избранная народом женщина-политик, которая руководила одной...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка