Уберечь душу свою от забвения

№03—04(938) 24 — 30 января 2020 г. 22 Января 2020 5

Обувь на берегу Будапешта

Есть даты и события, которые нельзя забывать. Всему человечеству. Среди них — 27 января — день освобождения Аушвица-Биркенау (Освенцима), самого крупного лагеря смерти — символа преступлений нацизма, символа холокоста.

Когда на радость не осталось сил

75 лет назад, в январский день 1945-го, советских воинов, вошедших в лагерь смерти Освенцим, ворота которого первым открыл командир штурмового отряда Анатолий Шапиро, встретили семь тысяч живых скелетов. Они не могли не только передвигаться, но и говорить. У них не осталось сил даже на радость.

Минск. Мемориал «Яма»

Ужасы войны померкли перед освободителями, потерявшими в боях за лагерь почти половину личного состава, чтобы не дать умереть последним узникам: разлагающиеся трупы, горы одежды, зубов, детской обуви, бани, в которых не мылись, больницы, в которых не лечили, крупнейшее в мире кладбище, где нет могил. Как и у нас, в Бабьем Яру.

В Аушвице-Биркенау было уничтожено (по разным подсчетам) от полутора до двух миллионов человек из более чем 20 стран: 150 тыс. поляков, 23 тыс. синти и рома, 15 тыс. советских военнопленных и около 25 тыс. граждан других национальностей. Но больше всех было евреев — 1 млн. 100 тыс. человек. Из десяти уничтоженных девять были евреями.

И среди них дети — 220 тыс. еврейских девочек и мальчиков, 11 тыс. цыганских, несколько тысяч белорусских, украинских, русских, польских.

Один из освободителей Освенцима, генерал-лейтенант Василий Петренко вспоминает: «Жуткая картина: вздутые от голода животы, блуждающие глаза; руки как плети, тоненькие ножки; голова огромная, а все остальное как бы не человеческое — как будто пришито. Ребятишки молчали и показывали только номера, вытатуированные на руке.

Слез у этих детей не было. Я видел, они пытаются утереть глаза, а глаза оставались сухими...»

В той страшной кровавой войне еврейский народ потерял 6 миллионов своих сынов и дочерей. Треть еврейского населения планеты, две трети еврейского населения Европы, в т. ч. полтора миллиона детей, были жестоко убиты.

Целая цивилизация, внесшая чрезвычайно огромный вклад в культурное и интеллектуальное наследие Европы и всего мира, была растоптана, разрушена и уничтожена.

Массовые убийства в эпоху холокоста на все времена изменили мир, в т. ч. и Украину, оставив глубокие шрамы в истории и памяти.

Более полутора миллионов украинских евреев были уничтожены нацистами и их пособниками в этом неслыханном народоубийстве. Уничтожено бесчисленное множество семей, общин и центров, которые на протяжении столетий вносили большой вклад в культурное и интеллектуальное наследие страны и обогащали национальную жизнь Украины. Практически навсегда исчезла восточноевропейская культура языка идиш, внесшая значительный вклад в мировую литературу. В Украине нет ни одной еврейской семьи, которой не коснулся холокост. Каждая четвертая жертва — украинский еврей.

Для евреев нашей страны и Европы освобождение от оккупации, а затем Победа над нацизмом означали спасение от тотального уничтожения. Но освобождение пришло слишком поздно.

Уроки ада на земле

Только немногие смогли пройти через этот ад на земле. Их чувство облегчения в момент освобождения было смешано с неизбежным осознанием ужасной судьбы, постигшей бесчисленное количество узников нацизма, которых уже нельзя было спасти. К радости наступления свободы, писал Примо Леви, бывший узник Аушвица, отразивший в литературе драму холокоста, «примешивалось болезненное ощущение стыда... и страдания, потому что мы чувствовали, что свобода — это иллюзия, и с этого момента никогда не случится ничего доброго и чистого, что заставило бы нас стереть прошлое и предать забвению незаживаемые шрамы от нанесенных нам обид».

С тех пор прошло 75 лет.

И все эти годы мы вспоминали с болью и печалью, пытаясь понять: как эта беспрецедентная трагедия стала возможной? Почему мир не смог предотвратить холокост и другие зверства, совершенные впоследствии? Извлекли ли люди уроки из прошлого, уроки, которые и сегодня не потеряли своей актуальности? Как мы можем сохранить память о холокосте, чтобы предотвратить нечто подобное в будущем?

Особенно актуальными и злободневными эти вопросы становятся в дни, когда во многих странах — независимо от роли, которую играла в то время их страна, — отмечается Международный день памяти жертв холокоста (Катастрофы, Шоа).

Идею провозглашения Международного дня памяти жертв холокоста выдвинул Международный форум по холокосту, который проходил в Стокгольме (январь 2000 г.). Руководители 45 стран (в т. ч. Украины), отметив, что «беспрецедентный характер холокоста всегда будет иметь вселенское значение», взяли на себя обязательство «развивать разные формы увековечения памяти жертв Катастрофы, включая ежегодный День памяти жертв холокоста». Как писала тогда европейская пресса, «Холокост выпустили из гетто», «С этого времени холокост перестал принадлежать только евреям».

В октябре 2002 г. министры образования государств—участников Совета Европы приняли решение о том, чтобы во всех школах их стран проводить «День памяти холокоста» 27 января.

Идею о Международном дне памяти жертв холокоста одобрили на 28-й специальной сессии Генассамблеи ООН, посвященной 60-й годовщине освобождения Аушвица и других лагерей смерти войсками стран антигитлеровской коалиции.

Представители Австралии, Израиля, Канады, Российской Федерации и США обратились к генсеку ООН с предложением включить в повестку дня 60-й сессии ГА ООН пункт «Память о холокосте».

Месяцы подготовительной работы, обсуждения, страстная речь израильского посла в ООН Дана Гиллермана, который представлял проект документа. И 1 ноября 2005 г. специальная сессия Генассамблеи ООН единогласно приняла историческую резолюцию №69/7 «Память о холокосте», поддержанную 104 странами (включая 8 мусульманских стран), и учредила Международный день памяти жертв холокоста 27 января — день освобождения концлагеря Аушвиц.

В резолюции «Память о холокосте», преамбула которой содержит ссылки на Устав ООН, Всеобщую декларацию прав человека, Международный пакт о гражданских и политических правах и Конвенцию о предупреждении преступления геноцида и наказании за него, подчеркивается: «Холокост, приведший к истреблению одной трети еврейства и бесчисленным жертвам из числа представителей других меньшинств, будет всегда служить всем народам предостережением об опасностях, которые таят в себе ненависть, фанатизм, расизм и предвзятость».

В ней отвергается «любое отрицание холокоста — будь то полное или частичное — как историческое событие».

О холокосте будут знать и помнить все люди Земли, потому что он был трагедией не только для евреев, но и для всего человечества, неотделимой частью еврейской и всемирной истории.

Осознать и понять правду

Миру понадобилось несколько десятилетий, чтобы признать это, осознать масштаб трагедии.

Украина была соавтором резолюции. Но только семь лет спустя Верховная Рада постановила ежегодно отмечать на государственном уровне День памяти жертв холокоста 27 января.

Сегодня ветры исторических перемен открыли возможность дать честную оценку своему прошлому. И если мы хотим избавить грядущие поколения от подобных трагедий, если хотим войти в цивилизованную европейскую семью народов, нам необходимо прилагать усилия, чтобы память жертв нацизма и героев борьбы с ним не была предана забвению. Уважать выживших в годы холокоста, которые прошли через все ужасы гетто и концлагерей, были обречены на гибель, но сопротивлялись, боролись за свое существование, сохранили человеческий облик и победили смерть; а также освободителей — воинов стран антигитлеровской коалиции, в составе которых было и полтора миллиона еврейских солдат; и тех благородных людей — Праведников народов мира, которые в море ненависти, равнодушия и страха, несмотря на опасности и тяжелые испытания, делали все для помощи и спасения евреев, оказавшихся изгоями на своей родине.

Необходимо представить историческую истину во всей своей полноте, не обходя и сложные, болезненные вопросы сотрудничества определенной части украинского общества с нацистами, коллаборации и антиеврейских акций агрессивных националистов, которые хотели, как отмечает известный украинский историк Ярослав Грицак, «видеть будущую украинскую страну как страну Judenfrei, без евреев» (Ярослав Грицак. «Чи УПА брала участь у погромах, а чи допомагала рятувати євреїв?» — Український журнал. —10/2009).

Но и не обходить светлые страницы истории, которые замалчивались официальной историографией — о роли украинцев в помощи и спасении евреев. Замалчивались, может быть, еще и потому, что мужество этих людей — укор местным погромщикам, палачам и полицейским, а также пассивным, равнодушным, доказательство, что и во мраке холокоста можно было сделать иной выбор, кроме бессловесного подчинения преступному режиму или сотрудничества с ним, и оставаться порядочным человеком.

Если мы позволим памяти о холокосте угаснуть, а связанные с ним исторические события подвергнуть отрицанию или ревизии, то совершим новое преступление, потому что уничтожение памяти неизбежно ведет к повторению прежних ошибок. И все это может повториться, если мы забудем о холокосте, если не скажем всей правды о том, что и как было, правды о каждом человеке — о палаче и о жертве, о Праведнике народов мира, о равнодушном, пассивном наблюдателе и о предателе-коллаборанте...

Память должна объединять нас, живущих на этой земле. А для этого она должна быть свободна от всяческих умолчаний и фальсификаций.

Как сказано в Евангелии от Иоанна, «правда сделает вас свободными...»

Мы обязаны не просто помнить о прошлом, но и четко осознавать, какие угрозы современному миру несут межнациональная рознь, расовая нетерпимость, антисемитизм и пренебрежение к человеческому достоинству. Холокост преподнес нам горький урок того, что антисемитизм и фашизм/нацизм — это одно и то же явление, и ростки его надо уничтожать на корню. Это обязательство не только перед еврейским народом, но и перед всеми другими, кому угрожает или может угрожать такая же судьба. Потому что хоть евреи могут стать первыми жертвами антисемитской ненависти, они редко оказываются последними жертвами.

Долг памяти и просвещения

Напоминание об этом может послужить предостережением о том, что мы должны всегда быть начеку, дабы не пропустить примет новой беды.

Мы, уцелевшие в холокосте, постоянно говорим об этом, потому что на своем горьком опыте знаем, к чему ведет ненависть, предрассудки, ксенофобия и антисемитизм. И на вопрос: «Почему столько людей, которые пережили холокост, ощущают появление угрозы еврейскому народу еще до того, как она обретает конкретные очертания?» отвечаем словами писателя и публициста, бывшего вице-премьера Швеции Пера Олмарка: «Потому что им известно, как «безвинные» намеки перерастают в обвинения, которые в свою очередь превращаются в дискриминацию, а потом становятся частью заведомого порядка. И тогда начинается истерия. Те, кто пережил это один раз, бьют в набат, потому что знают, что поставлено на карту. Этими действиями они укрепляют демократию в наших странах таким образом, каким сделать способны только они. И мы должны прислушаться к этим людям, чтобы выжить самим».

Поэтому мы с полным основанием имеем право требовать от властей и общественности не только выразить свое отношение к антисемитизму, ксенофобии, разжиганию межнациональной вражды, но и решительно применять все законодательно предусмотренные меры, чтобы виновные в этих провокациях ответили и по украинским законам, и по законам человеческой совести.

И мы должны дать отпор безумным фанатикам и изуверам, кем бы они ни являлись, которые отрицают Катастрофу. Как подчеркивает Вячеслав Кантор, президент Европейского еврейского конгресса и Фонда «Всемирный форум памяти холокоста» в статье «Помнить, чтобы предостеречь...», опубликованной в нашей третьей книге «Жизнь и смерть в эпоху холокоста»: «Важно понимать, что отрицание холокоста — это не только глумление над памятью его жертв и не только одна из наиболее кощунственных составляющих современного антисемитизма. Отрицание холокоста есть его оправдание».

Или, как подчеркивал президент Дональд Трамп в 2019 г. по случаю Международного дня памяти жертв холокоста: «Любое отрицание или безразличие к ужасу этой главы в истории человечества унижает достоинство мужчин и женщин во всем мире и побуждает к повторению этого великого зла».

Время идет, и мы стоим на пороге момента, когда это трагическое событие превратится из памяти в историю. Как отмечается в послании генсека ООН по случаю Международного дня памяти жертв холокоста 27 января 2010 г.: «Люди, пережившие холокост, будут с нами не вечно. Но память о том, что они пережили, должна оставаться с нами. Мы должны сохранить то, о чем они нам поведали, в памятниках, в учебниках — и прежде всего в своем решительном стремлении предотвратить геноцид и другие тяжкие преступления».

Выполнить библейский завет: «Только постарайся уберечь душу свою от забвения вещей, что увидели глаза твои, дабы не покинули они сердце во все дни жизни твоей. И должен ты рассказать об этом своим детям и детям твоих детей (Дварим 4:9-10), — наш долг перед прошлым и наше обязательство по отношению к будущему. Потому что, как отметил 20 января 2020 г. Папа Франциск, «теряя память, мы уничтожаем будущее».

Опубликованные нами в Украине, Великобритании и Германии фундаментальные сборники свидетельств и воспоминаний «Живыми остались только мы. Свидетельства и документы». — Киев, 1999. — 575 с. Nur wir haben u..berlebt. Holocaust in der Ukraine: Zeugnisse und Dokumente. — Berlin, 2004. — 478 S. Переиздание — Berlin, 2016. — 577 S. U..berleben im Schatten des Holocaust in der Ukraine. Zeugnisse und Dokumente. — Bonn, 2004. — 64 S.

Holocaust in the Ukraine. — London—Portland, 2005. — 394 p.

«Жизнь и смерть в эпоху холокоста. Свидетельства и документы». — Кн. 1—3. — Киев, 2006—2008. — 1855 с. «Мы хотели жить. Свидетельства и документы». — Кн. 1—2. — Киев, 2013—2014. —1384 с.

Life in the Shadow of Death: Recent memories about of the Holocaust in Ukraine Testimonies and Documents. — Vol. 1—2. — Melitopol, 2019. — 1242 p.

Leben und Tod in der Epoche des Holocaust in der Ukraine. Zeugnisse von U..berlebenden. — Berlin. — 2019. — 1100 S. — направлены на умножение знаний о холокосте и осознание значимости этой информации сегодня.

Это ответ всем тем, кто пытается спорить с историей, отрицая или преуменьшая трагедию Катастрофы, это удар по тем, кто делал и делает все, чтобы стереть с лица земли еврейский народ и саму память о нем.

Рассказывая, мы исполняем — пусть лишь в меру наших слабых возможностей — последнюю волю безвинно погибших, которые верили, что кто-нибудь уцелеет и поведает миру правду, что души их будут спасены, и смерть окажется не напрасной, если их последняя воля будет исполнена.

По мере того, как уходит из жизни поколение людей, переживших холокост, история стирается из памяти современников, воспоминания о холокосте претерпевают постепенное, но очень ощутимое преобразование. Как показывают результаты недавних социологических исследований, сегодня почти половина населения Земли ни разу не слышали об этой ужасной трагедии. И эта нехватка знаний более выражена среди поколения Миллениума — людей, которым, по результатам опроса, от 18 до 34 лет.

Результаты опроса, свидетельствующие о неосведомленности, об искажении событий и отрицании или принижении холокоста жителей Европы и других стран, вызывают серьезную тревогу.

Сегодня, когда резко поднялась волна антисемитизма с применением насилия и ненависти, особенно в странах Запада, когда, по словам канцлера ФРГ Ангелы Меркель, «антисемитские и националистические настроения снова набирают популярность и становятся обыденным явлением», когда «Холокост угасает в памяти» (The New York Times), cохранение памяти о холокосте, исследование его истории и его важных уроков для всего человечества как никогда важно и актуально.

Памятник Менора в Киеве

Если мы сохраним и передадим долг памяти, и цепочка исторических знаний не прервется, с нами останется и станет еще более актуальным долг просвещения грядущих поколений и необходимость претворить знания и осведомленность о холокосте в конкретные действия, направленные на искоренение антисемитизма, расизма и ксенофобии и на осознании важности защиты достоинства и ценности каждой человеческой личности вне зависимости от национальности, расы или религиозных убеждений.

Признание темы холокоста является лакмусовой бумажкой, которая определяет принадлежность того или иного государства к цивилизованному миру. Тема холокоста неисчерпаема, потому что человеческий фактор в ней — главное. Ибо, как писал Примо Леви, «Холокост — это история человека, его достоинства и свободы». Это часть биографии каждого из нас, даже тех, кто избежал этого ада.

Не забывая о вине преступников и их соучастников, не умаляя страдания жертв и не отменяя скорбь, во имя душ ушедших и ради наших собственных — мы еще раз должны подтвердить наше желание отстаивать человеческое достоинство для всех, утверждать жизнь, вселять надежду, а не отчаяние, преграждать насилие и благословлять свободу, справедливость и мир.

Борис ЗАБАРКО,
бывший узник Шаргородского гетто, председатель Всеукраинской ассоциации евреев — бывших узников гетто и нацистских концлагерей.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Матч за первую корзину

Новичок сборной о вызове в команду узнал из интернета

Гостиничный бизнес 2020: ценовых шоков не будет, а отели...

Эксперты American Express обещают 5%-ный прирост тарифов на проживание в отелях...

Будапешт: "Избирательная кампания в Украине носит...

Петер Сийярто: «Венгрия стремится к нормализации отношений с Украиной в будущем...

Венгрия предлагает восстановление отношений

Венгрия предложит план всеобъемлющего экономического сотрудничества с Украиной: 50...

Загрузка...

Вернадский: реальная личность и портрет с банкноты

Вернадский полагал, что биосфера эволюционирует в ноосферу. Этот переход он связывал с...

Гуманитарный экстаз им. Вятровича

В стремлении подчеркнуть значимость видных деятелей УНР-УПА «слуги» и...

Два взгляда на историю Украины

Когда искажают историю войны, начинается новая война

Украинские корни израильской государственности

Вплоть до конца 1970-х все президенты Израиля были уроженцами Российской империи

Памятник рукотворный академика Веркина

Первую годовщину освобождения Харькова в криогенной лаборатории отметили, подняв...

Все глядят в Наполеоны

Величие вождей французской революции и Наполеона в том, что они нанесли смертельный...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка