Генетический «брандмауэр» против ГМО

№3v(731) 30 января — 5 февраля 2015 г. 28 Января 2015 0

Джордж Черч: «ГМО-организмы действительно распространяются»Джордж Черч: «ГМО-организмы действительно распространяются»

В один прекрасный день синтетические аминокислоты позволят ученым создать «генетический барьер», который предотвратит выход ГМО-скота или попадание ГМО-культур в дикую природу, а также сопутствующий ущерб для экологии, сообщает объединенная группа исследователей Гарвардского и Йельского университетов.

21 января ученые объявили об успешном завершении эксперимента по созданию генно-модифицированной бактерии, существование которой полностью зависит от аминокислот, синтезированных в лабораторных условиях.

Если перекрыть доступ к этим синтетическим питательным веществам, поясняют авторы работы, бактерия, покинувшая привычную среду обитания и попавшая во внешний мир, моментально погибнет.

«Я не хочу производить впечатление человека, понапрасну бьющего тревогу, но ГМО-организмы действительно распространяются», — говорит Джордж Черч, профессор генетики медицинского факультета Гарварда.

Видоизмененную бактерию создатели назвали «геномным ремодифицированным организмом», или ГРО, сообщает журнал Nature. Генетически измененные бактерии уже используются для производства постоянно растущего спектра продукции: это белки для фармацевтики, например инсулин, молочные продукты, такие как йогурт, а также полимеры, используемые в производстве текстиля.

Несмотря на то что генетический код бактерии изменить проще, чем геном растения или животного, Черч уверен — разработанную его командой технологию вполне можно будет распространить и на более сложные ГМО-организмы, в т. ч. сельскохозяйственные культуры.

Более всего ученых беспокоит вероятность проникновения модифицированных организмов в окружающую среду, где они могут подавить развитие естественных организмов. Именно по этой причине многие эксперты так яростно выступают против засилья ГМО в промышленности и сельском хозяйстве.

Бактерии и другие микроорганизмы используют аминокислоты для выработки множества видов белков, необходимых для поддержания их жизнедеятельности. В дикой природе существует всего лишь около 20 таких аминокислот, но простейшие организмы удивительно эффективно используют столь малый арсенал, а рецепт собственного «белка выживания» закодирован в геноме каждого микроорганизма.

Черч с коллегами так изменил геном кишечной палочки, что ей теперь требуется лишь один белок, но для его выработки подходит только синтетическая аминокислота бифенилаланин.

Речь идет не просто о появлении новой особи, а о создании целого класса или даже царства микроорганизмов, уверен Черч. Вполне возможно, что в результате многих поколений мутаций бактерия вновь сможет выживать без синтетики, признают ученые, но такую вероятность тоже можно предупредить.

Своим следующим шагом исследователи называют создание микроорганизма, подлинно устойчивого к воздействию практически всех вирусов, даже гипотетических, пока еще не известных науке.