Кража без взлома

06 Апреля 2021

Ни один законодательный акт не принимался в стенах ВР с такой скоростью, как Закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно присуждения научных степеней», который можно назвать серьезной заявкой на борьбу с плагиатом в образовательной сфере.

Нужны лучшие европейские практики

В ВР законопроект поступил 15 февраля и уже через два дня был принят за основу. После этого от народных депутатов поступило 220 предложений и поправок, из которых 93 отклонили. 30 марта за принятие закона проголосовало 299 народных депутатов. Чем же вызвана такая спешка?

Еще в 2019 г. кандидат экономических наук, соосновательница инициативной группы ученых «Диссергейт» Светлана Благодетелева-Вовк, занимающаяся разоблачениями плагиата и псевдонаучных идей в диссертациях, заявила, что в Украине ежегодно защищают в среднем 6 тыс. диссертаций. При этом количество плагиаторов в гуманитарных и социальных науках может достигать 80%, ничем не лучше ситуация в технических и естественных науках.

По ее словам, плагиаторы не только наносят урон престижу науки, они еще и получают из госбюджета пожизненные доплаты за научную степень.

В октябре 2020 г. заместитель главы Национального агентства по обеспечению качества высшего образования Иван Назаров обратил внимание на то, что ведомство в случае установления академического плагиата не может отменять решения о присуждении ученой степени.

По его словам, в агентство часто поступают жалобы о нарушении академической добропорядочности, в большинстве случаев речь идет о наличии плагиата в уже защищенных в специализированных ученых советах диссертациях.

Отсутствие необходимых нормативных документов приводит к тому, что решения комитета по вопросам этики, входящего в состав агентства, принимаются на формальных основаниях, без какой-либо оценки их содержательной составляющей, и обжалуются в судах. В результате «почти все случаи нарушения академической добропорядочности остаются без какой-либо реакции на них со стороны государства и подрывают доверие к уровню отечественных научных исследований».

Так что принятие закона о плагиате является своевременным. В пояснительной записке его авторы указали, что необходимость его разработки обусловлена наличием правовой неопределенности системы присуждения ученых степеней.

Развитие науки напрямую зависит от понимания логики творческого процесса, входит в основу подготовки и защиты диссертационного исследования. Именно поэтому основной целью реформы присуждения научных степеней декларируется общее поднятие качества подготовки научных кадров, отстаивание этических стандартов добродетели, унификация национальной системы с европейскими системами.

В системе присуждения научных степеней имеются существенные недостатки, требующие немедленного устранения путем определения на законодательном уровне новых ресурсов, что приведет к созданию благоприятных условий для продолжения и завершения подготовки диссертационных исследований.

Введение изменений позволит путем системного реформирования положений действующего законодательства нормировать процесс подготовки научных кадров высшей квалификации и учесть основные аспекты лучших европейских практик в сфере образования и науки.

Нюансы академической добродетели

О чем же говорится в новом законе?

Доктор философии – это образовательная и одновременно научная степень, добываемая на третьем уровне высшего образования на основе степени магистра.

Степень доктора философии присуждается разовым специализированным ученым советом учреждения высшего образования или науки по результатам успешного выполнения соискателем соответствующей образовательно-научной программы и публичной защиты диссертации.

Лицо имеет право получить степень доктора философии во время обучения в аспирантуре (адъюнктуре). Лица, профессионально осуществляющие научную, научно-техническую и научно-педагогическую деятельность по основному месту работы, имеют право получить степень вне аспирантуры, в частности во время пребывания в творческом отпуске.

Аттестация – это установление соответствия результатов обучения (научной или творческой работы) соискателей высшего образования требованиям образовательной программы или программы единого государственного квалификационного экзамена.

Аттестация лиц, получающих степень доктора искусства, осуществляется на основании публичной защиты художественных достижений в форме творческого художественного проекта разовым специализированным советом, образованным соответствующим учебным заведением и имеющим аккредитованную образовательную программу третьего уровня по соответствующей специальности.

Публичная защита творческого художественного проекта транслируется заведением высшего образования на его официальном сайте в режиме реального времени.

Аттестация лиц, получающих степень доктора философии, осуществляется на основании публичной защиты научных достижений в форме диссертации разовым специализированным ученым советом. Диссертации, отзывы и рецензии на них публикуются на официальном сайте соответствующего учреждения.

Информация об образовании разового специализированного ученого совета, дате, времени и месте проведения аттестации публикуется вузами, научными учреждениями на их официальных сайтах и подается в электронном виде в Национальное агентство по обеспечению качества высшего образования (НАОКВО). Вузы и научные учреждения обеспечивают трансляцию аттестации соискателей степени доктор философии в режиме реального времени на своих официальных сайтах.

К защите допускается диссертация, выполненная соискателем степени доктора философии самостоятельно. Обнаружение фактов академического плагиата, фабрикации или фальсификации является основанием для отказа в присуждении степени и для отмены решения разового диссертационного совета о присуждении степени доктора философии и выдачи соответствующего диплома. Это могут сделать само учреждение или НАОКВО.

При выявлении плагиата в диссертации будущего доктора философии его научный руководитель, оппоненты, давшие положительные заключения, а также председатель и члены разового диссертационного совета на два года лишаются права участия в подготовке и аттестации соискателей.

Учреждение высшего образования или науки лишается права образовывать разовый специализированный ученый совет по соответствующей специальности на один год.

Доктор наук – это ученая степень, приобретаемая лицом на основе степени доктора философии (кандидата наук) по научной специальности и предусматривает приобретение высоких компетенций в области разработки и внедрения методологии исследовательской работы, проведения оригинальных исследований, получения научных результатов. Документами о научной степени являются дипломы доктора философии, кандидата и доктора наук.

Присуждение ученой степени доктора наук осуществляется специализированным ученым советом на основании публичной защиты диссертации или научного доклада (статей в виде монографий или их совокупности в отечественных или международных рецензируемых профессиональных изданиях).

Научные учреждения и вузы обеспечивают трансляцию защиты диссертаций соискателей в режиме реального времени на своих официальных сайтах. К защите допускаются диссертации в виде подготовленной рукописи или научные доклады в случае защиты научных достижений.

Если будущий доктор наук будет уличен в плагиате, то будут применяться такие же меры реагирования, как и для докторов философии.

Следует также отметить, что никто не отменял и ст. 42 Закона «Об образовании», согласно которой академическая добродетель – это совокупность этических принципов и определенных законом правил, которыми должны руководствоваться участники образовательного процесса во время обучения, преподавания и проведения научной (творческой) деятельности.

Нарушением академической добродетели считаются такие прегрешения.

Академический плагиат – обнародование (частично или полностью) научных (творческих) результатов, полученных другими лицами, как результат собственного исследования или воспроизведение опубликованных текстов (произведений искусства) других авторов без указания авторства.

Самоплагиат – обнародование (частично или полностью) собственных ранее опубликованных научных результатов как новых научных результатов.

Фальсификация – сознательное изменение или модификация уже имеющихся данных.

Списывание – выполнение письменных работ с привлечением внешних источников информации, кроме разрешенных для использования, в частности, при оценке результатов обучения.

Обман – предоставление заведомо ложной информации о собственной образовательной (научной, творческой) деятельности или организации образовательного процесса.

Взяточничество – получение участником образовательного процесса или предложение о предоставлении средств, имущества, услуг, льгот или любых других благ материального или нематериального характера с целью получения неправомерного преимущества в образовательном процессе.

Необъективное оценивание – сознательное завышение или занижение результатов обучения соискателей образования.

За нарушение академической добродетели педагогические, научно-педагогические и научные работники учебных заведений могут быть привлечены к таким видам ответственности: отказ в присуждении ученой степени (присвоении ученого звания), лишение имеющихся ученых званий, а также прав занимать определенные законом должности.

За нарушение академической добродетели соискателей образования могут заставить повторно пройти оценивание (контрольная работа, экзамен, зачет и т. д.) или соответствующий образовательный компонент, лишить стипендии или льгот по оплате обучения, а также отчислить из вуза.

Нюанс в том, что нормы этой статьи закона в отношении ученых практически не применялись ввиду отсутствия конкретных механизмов привлечения к ответственности. После появления закона о плагиате ситуация, надо полагать, улучшится, хотя ожидать мгновенных результатов не приходится.

В переходных положениях указано, что подготовка кандидатов и докторов наук, начатая до 1 сентября 2016 г., осуществляется вузами и научными учреждениями в соответствии с законодательством, действовавшим до вступления в силу нового закона. По результатам защиты диссертаций научную степень им присваивают по старой схеме и выдают соответствующие дипломы.

«Дніпровська політехніка» — на міжнародній орбіті

Виконання наукових робіт може бути стабільним джерелом фінансової підтримки...

«Сталинский» и «соросовский» профстандарт школьного...

Суть реформы образования отражает спонсорские интересы западных грантодателей,...

Запрет цифрового коммунизма

Ученик Виктора Глушкова Владимир Ивличев разработал консолидированный...

Выносной мозжечок украинского правительства

Нацсовет по развитию науки и технологий предоставляет иностранным структурам рычаги...

Одна бджола меду не наносить

Науковій спільноті треба перейти від аналізу, роздумів про долю української науки до...

«Дело Лилии живет и процветает»

Новый вариант Порядка присуждения научных степеней ограничивает право граждан на...

Как повысить эффективность украинской науки

НАН Украины следует выйти за двери своих учреждений, перестать фокусироваться только...

Хакери проти соціології

У цьому знущанні над вітчизняною наукою не обійшлося без доморощених штрейкбрехерів і...

Интегрировать интеллектуальный потенциал страны

Нынешняя ситуация должна переориентировать нас на базовые ценности

Про вчених і тільки про вчених

Через 5—7 років ми вже не зможемо забезпечити науковими фахівцями навіть нашу вищу...

Ученый — центральная фигура в науке

Научное творчество базируется на свободе научной мысли

О науке и не только

Глубокого анализа причин провальной бюджетной политики ожидало от НК научное...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка