«Нельзя быть медиком с 9.00 до 18.00»

15 Июня 2011

Невролог Эрик Форман: «Разве мы не должны поговорить с пациенткой, прежде чем ставить диагноз?»
Диагност Грегори Хаус: «Разве она врач?»
Из культового телесериала «Доктор Хаус»

Писатель Марк Поповский в книге «Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга» описал случай, произошедший в госпитале, которым заведовал святитель Лука. «Однажды... профессор, узнав о смерти больного, потребовал, чтобы ему детально перечислили, что именно было сделано для погибшего пациента. Доктор Федермессер принялась перечислять врачебные назначения, но потом махнула рукой и сама себя остановила: «Да что тут говорить! Больной все равно был обречен...» Обречен? Величавый, всегда невозмутимый профессор буквально взревел: «Вы не имели никакого права останавливать борьбу за жизнь больного! Вы даже думать о неудаче не имеете права! Только делать все, что нужно! Делать все, слышите?!»

Кричать на врача — это Войно-Ясенецкий позволял себе крайне редко. Но больной — фигура центральная. Ночь ли, день ли воскресный, находится ли врач в очередном отпуске или болеет — ничто не освобождает его от обязанности явиться немедленно в отделение, если это необходимо для спасения пациента. Этот строго заведенный порядок профессор и сам выполнял без малейшего ропота».

Этот эпизод вполне мог бы стать эпиграфом к материалам конференции «Духовное наследие святителя Луки (Войно-Ясенецкого) и социально-этические вызовы современности», которую Синодальный отдел благотворительности и социального служения УПЦ провел при поддержке Национального медуниверситета им. Богомольца и посвятил 50-й годовщине со дня смерти выдающегося врача и священника. В основном обсуждалась проблема сосуществования рыночной идеологии и этики социального служения.

Услуги вместо служения?

О. Сергий Косовский

— Любовь, милосердие, вера, готовность к самопожертвованию — к сожалению, эти ценности и качества уходят из нашей жизни, — посетовал в приветственном слове глава Синодального отдела архидиакон Сергий КОСОВСКИЙ. — И это наиболее заметно и болезненно воспринимается там, где эти ценности, казалось бы, не должны подвергаться сомнению: в медицине, образовании, социальной сфере, армии. Принцип служения вытесняется принципом оказания услуг, рыночного обмена, в основе которого лежат частные интересы и личная корысть. Но если все свести к рациональному потребительскому началу, то как тогда воспитывать человека? На чем будет основываться его личная и профессиональная мораль? Нельзя, просто сняв облачение, перестать быть священником, точно так же нельзя, сняв халат или китель, перестать быть врачом или военным. Не существует таких видов услуг, как отдание жизни за родину или заход в чумной барак.

Академик Юрий Кундиев

— Общество сегодня безыдейное, и эта безыдейность отражается на медицине, — развил тему корифей отечественной медицины директор Института гигиены труда академик НАН вице-президент АМН Украины Юрий КУНДИЕВ. — Никакие реформы здравоохранения не приведут к успеху, если медицинские работники будут в первую очередь думать о своей зарплате, а не о пациенте. Бескорыстие святителя Луки, как мне кажется, сегодня абсолютно забыто в медицинском мире.

Скажите, какую заработную плату нужно установить врачу, чтобы он имел совесть и не брал взятки? Ответ на этот вопрос никто не может дать... Без нравственности не существует врачебного искусства, медицины, а есть только рынок. Но рыночные отношения противоречат самому понятию здравоохранения — когда речь идет о здоровье народа, о здоровье отдельного человека. Это несовместимые вещи.

Мы часто, чтобы польстить доктору, говорим «врач от Бога». Как правило, это преувеличение. Особенно на фоне таких фигур, как Войно-Ясенецкий. Он избрал гнойную хирургию — самый трудный и самый неблагодарный раздел. При отсутствии антибиотиков он достигал таких успехов, которые и сегодня бывают недостижимы — при самом современном оборудовании и лекарственных средствах. Вот это от Бога!

В послевоенные годы, когда отношение к церкви изменилось, выдающиеся хирурги Вишневский и Бурденко предложили избрать Войно-Ясенецкого в АМН СССР — сразу академиком. Однако устав не позволял миновать ступень членкора. Поэтому был избран другой путь. Святителя избрали почетным академиком. Но он отказался, т. к. ему претил почет в каком бы то ни было виде.

Когда речь зашла о том, как отметить 3-е издание «Очерков гнойной хирургии», чиновники из комитета по Сталинским премиям решили, чтобы не навлечь на себя гнев сверху, присудить архиепископу премию 3-й степени. Сталин лично исправил степень на 1-ю.

Будучи слепым, святитель Лука диктовал философские произведения, глубину которых нам еще предстоит осмыслить. Вообще сквозь призму Войно-Ясенецкого мы должны критически оценить себя, наше окружение и задуматься, во имя чего мы работаем.

Сегодня у нас великолепное оборудование, прекрасные лекарства, новые технологии, но надо задумываться: все ли то, что дает наука, — во благо? Мне кажется, мы нередко увлекаемся новаторством, забывая об этих принципиальной важности вопросах. Мир сегодня живет в состоянии фармацевтической агрессии. Доходы фармацевтических компаний превышают торговлю оружием в 2,5 раза. Появляются все новые и новые лекарственные средства, все дороже и дороже. Все больше выкачивается средств из бедных пациентов. Но всегда ли эти препараты во столько же раз эффективнее, во сколько дороже? И мы с вами знаем, что далеко не всегда в медицинских кругах этому придается значение и дается объективная оценка этих тенденций. Тенденций не во благо людей, а во благо бизнеса.

Когда мы обращаемся к светлой памяти выдающегося хирурга, святителя, мы должны сопоставлять наше отношение к этим проблемам с теми принципами, с тем наследством, которое он нам оставил. Поэтому книгу Войно-Ясенецкого «Душа, дух и тело», выпущенную медуниверситетом им. Богомольца, нужно вручить каждому чиновнику Министерства здравоохранения. И принимать экзамены на профпригодность по ней.

Академик Виталий Москаленко

— Каждого второго чиновника мы этой книгой уже обеспечили, — заверил академик НАМН ректор Национального медицинского университета им. А. Богомольца Виталий МОСКАЛЕНКО. — Если же говорить о работе со студентами, то культивирование нравственности среди тех, кто избрал тернистый путь врачевания, — наша первая и главная задача. Университет был признан лучшим медицинским вузом Украины и 4-м среди лучших вызов Украины. Эти достижения мы связываем в первую очередь с тем, что вернули духовность в процесс воспитания студенчества.

Профессор Владислав Безруков

— Эту книгу должны читать чиновники не только от здравоохранения, но и авторы пенсионной реформы, — считает директор Института геронтологии, профессор Владислав БЕЗРУКОВ. — Эта реформа — в том виде, в котором она предлагается, — эксперимент над нашими людьми, перенос зарубежного, не всегда удачного опыта на наши особые условия. Ведь государство, проводящее реформы, не в состоянии обеспечить даже то, что уже задекларировало, — бесплатное медицинское обслуживание. В России хотя бы олигархи направляют средства на медицинское обслуживание пожилых людей. У нас же нет и того.

Когда форма важнее содержания

Профессор Валентин Кулиниченко

— Никакие реформы (в т.ч. здравоохранения) не пойдут в желаемом направлении, потому что мы по-прежнему исходим из тезиса «Бытие определяет сознание», — уверен завкафедрой Национальной медицинской академии последипломного образования доктор философских наук Валентин КУЛИНИЧЕНКО. — К примеру, дадим мы семейному врачу автомобиль, помещение, оборудование. Но при недостатке нравственного базиса получим ли желаемую систему семейной медицины? Медицина — это служение. А таковое основывается в первую очередь не на материальных основаниях, а на духовных. Все лауреаты Нобелевской премии за работы в области высшей нервной деятельности человека были верующими. Это область медицины, которая признает наличие души, — болезни-то душевные лечит. Но, как видим, успеха добиваются только те, кто признает и Дух.

Я начинал как детский хирург в тяжелейшем отделении — гнойной хирургии. И, конечно же, учился по трудам Войно-Ясенецкого. Но как-то коллега мне открыл, что Валентин Феликсович был архиепископом, — дал почитать репринтное издание «Духа, души и тела». Как материалист я вооружился против данной концепции. В поисках аргументов стал профессиональным философом, но так и не смог переубедить себя же в неправоте святителя.

Радмила Гревцова

— Проповедью святителя были не только его книги, но сама его жизнь, — дополнила философа директор Института медицинского и фармацевтического права и биоэтики Академии адвокатуры Украины Радмила ГРЕВЦОВА. — На нем исполнились слова Спасителя «Ищите прежде всего Царство Небесное — остальное приложится к тому...»

— Вся личная жизнь, профессиональная деятельность и пастырское служение святителя Луки раскрывают нам духовную силу и методологическую ценность христоцентричной православной «отцовской культуры», — развил мысль коллеги ответственный секретарь комиссии по биоэтике при университете им. Богомольца, доцент Анатолий ЕГОРЕНКОВ.

Доцент Анатолий Егоренков

— Нобелевский лауреат Конрад Лоренц предупреждал, что радикальный отказ от «отцовской культуры» может повлечь за собой гибельные последствия. Такой отказ сегодня происходит под разными оправданиями, часто под рассуждения о якобы научном подходе, интеграции в цивилизованное общество. Например, под разговоры о внедрении европейских стандартов (в образовании, медицине и т.д.) происходит подмена понятий, когда вдруг этот стандарт оказывается важнее самого смысла стандартизуемого процесса. Часто такой отказ не только противоречит этому смыслу, но подменяет его (как уже было сказано, вместо «служения милосердия» в медицине — «услужение клиенту», вместо духовного и нравственного воспитания детей — сексуальное информирование, вместо процесса формирования личности в процессе обучения — учебные услуги по прейскуранту и т.д.).

Неслучайно, по данным многих исследований в области психологии труда, эргономики и инженерной психологии, за последние 20 лет в среде медицинских работников республик бывшего Союза произошел переворот пирамиды профессиональной ответственности: до 85% из них стали ориентироваться на экстернальный (направленный на внешнюю систему контроля, а не на веление сердца) тип ответственности. И только 15% сохраняют интернальный тип (основанный на личной нравственной ответственности). При этом именно эти 15% попадают в зону риска собственных сердечно-сосудистых заболеваний. Но ведь по сути именно они сохраняют «отцовскую культуру» своей профессии.

Геннадий Таранюк

В этой связи — в контексте упоминания «отцовской культуры» — модератор конференции, сотрудник синодального отдела Геннадий ТАРАНЮК напомнил об эссе «О призвании врача» Ивана Ильина: «Выдающийся философ отмечает важнейшую, как он считает, особенность отечественной медицины: «деятельность врача есть дело служения, а не дело дохода... Врач обязывался быть человеколюбивым, безотказно являться на зов, по совести помогать каждому страдающему». Думаю, душа святителя всегда слышала этот зов страждущих. Он и вернул Валентина Феликсовича в Киев из Германии».

Профессор Александр Яворовский

— Когда Валентин Феликсович вернулся, то в первую очередь направился в Киево-Печерскую лавру, где все же не устоял перед желанием нарисовать несколько пейзажей, — рассказал член-корреспондент НАМН, проректор медуниверситета им. Богомольца Александр ЯВОРОВСКИЙ. — И эти картины были особо отмечены на одной из городских выставок. Но Войно-Ясенецкий стал не гениальным художником, а виртуозным хирургом, проведшим более 6000 сложнейших операций в доантибиотический период практически без единого осложнения. С чем это связано? Я думаю, ответ дает название книги «Дух, душа и тело».

Епископ Иларий

Современная медицина работает с категорией «тело». Реже лечит душу — это удел психологов, психотерапевтов. И очень редко врачи пользуются могущественной и вечной силой Духа. В этом был «секрет» Войно-Ясенецкого. Его книги, его проповеди — пока еще неиспользованное достояние нашей медицины. Как и потенциал церкви, ее священников, которых мы ждем в университете на встречах с нашими студентами и преподавателями. Как показывает опыт нескольких лекций, которые прочел у нас викарий Киевской епархии епископ Иларий, они вызывают огромный интерес.

Профессор Сергей Крамарев

— У нас в университете вводится предмет основы христианской этики, — сообщил завкафедрой детских инфекционных болезней НМУ им. Богомольца, главный детский инфекционист Минздрава Сергей КРАМАРЕВ. — Это очень здорово! Тут даже не столь важно, верующие они или нет. Но по крайней мере те нравственные основы, которыми руководствовались наши великие учителя, они должны знать. Этого от них ждут и пациенты. Например, мы видим, что психоаналитика у нас не прижилась. Наши выпускники факультета медицинской психологии — бедные — не могут даже трудоустроиться. Альтернативу я вижу только в «Основах христианской этики и морали».

Профессор Светлана Пустовит

— Действительно, как можно преподавать просто медицинскую этику после «дела о черных трансплантологах»? — соглашается президент Украинской ассоциации по биоэтике, доктор философских наук Светлана ПУСТОВИТ. — Когда светила украинской медицины, выдающиеся анестезиологи и хирурги пошли на нарушение не только этических норм, но и закона. Только на наследии Войно-Ясенецкого, на примере его гражданской позиции (когда он защищал своих коллег, усугубляя собственные уголовные дела), на традициях русской медицины мы способны спасти ситуацию. Ведь в современной медицине доминирует принцип техничности: «Я технарь, великолепно выполнил работу», т.е. якобы сделал все что мог.

О. Андрей Ткачев

— Медицина — это сфера деятельности, требующая человека — всецело. Священство также, — провел параллели настоятель храма Святителя Луки (Войно-Ясенецкого) протоиерей Андрей ТКАЧЕВ. — Нельзя быть священником с 8.00 до 18.00. Поэтому жизнь святителя — урок не только для врачей, но и для служителей церкви. Это подсказка, намек на то, что священство можно сочетать с некоторыми другими сферами человеческой деятельности. Психиатрия, психология, педиатрия, педагогика, журналистика, наука — здесь священник очень нужен был бы, владей он этими специальностями. Не зря же в церкви время от времени поднимается вопрос о повышении возрастного ценза для людей, принимающих священство, — с тем чтобы дать им возможность получения еще одного высшего образования. В таком случае священник умножает свою прикладную функцию в разы. А материальная заинтересованность священства от священничества уменьшается в разы. Поэтому я надеюсь, что в результате нашего общения количество хирургов, ставящих крестик йодом на места будущего пореза, будет увеличиваться.

О. Геннадий Батенко

— Увы, многие медики не желают разбираться в этой стороне деятельности святителя Луки, — говорит настоятель храма Архистратига Михаила в Медгородке, протоиерей Геннадий БАТЕНКО, 6 лет проработавший хирургом в ожоговом отделении. — Мы, священники, для них в лучшем случае — нечто второстепенное. При этом смотришь на нравственное состояние некоторых врачей и ужасаешься. Ужасаешься тому, что это не образец нравственности. Что он не несет больному положительное начало. От такого «специалиста» лучше бежать. Думаю, только медика, знающего христианскую антропологию, можно в полном смысле назвать врачом. Если мы этого не донесем сейчас, будем иметь тупиковую ветвь развития медицины.

P.S. «...профессор-епископ, соединивший в своих руках крест и скальпель, поразил современников именно этим необычным сочетанием двух чужеродных сфер деятельности, пропаганда убедила граждан нашего государства в том, что наука и религия несовместимы, и даже более того, две эти сферы могут существовать, лишь ведя друг с другом непрерывно ожесточенную войну. И вдруг вот он — епископ и профессор», — размышлял писатель и правозащитник Марк Поповский.

Надеюсь, эту цитату, как и мнения, высказанные учеными на конференции, примут во внимание участники дискуссии о вере и науке, ведущейся на страницах «2000».

Кража без взлома

В Украине ежегодно защищают в среднем 6 тыс. диссертаций, при этом количество...

«Дніпровська політехніка» — на міжнародній орбіті

Виконання наукових робіт може бути стабільним джерелом фінансової підтримки...

«Сталинский» и «соросовский» профстандарт школьного...

Суть реформы образования отражает спонсорские интересы западных грантодателей,...

Запрет цифрового коммунизма

Ученик Виктора Глушкова Владимир Ивличев разработал консолидированный...

Выносной мозжечок украинского правительства

Нацсовет по развитию науки и технологий предоставляет иностранным структурам рычаги...

Одна бджола меду не наносить

Науковій спільноті треба перейти від аналізу, роздумів про долю української науки до...

«Дело Лилии живет и процветает»

Новый вариант Порядка присуждения научных степеней ограничивает право граждан на...

Как повысить эффективность украинской науки

НАН Украины следует выйти за двери своих учреждений, перестать фокусироваться только...

Хакери проти соціології

У цьому знущанні над вітчизняною наукою не обійшлося без доморощених штрейкбрехерів і...

Интегрировать интеллектуальный потенциал страны

Нынешняя ситуация должна переориентировать нас на базовые ценности

Про вчених і тільки про вчених

Через 5—7 років ми вже не зможемо забезпечити науковими фахівцями навіть нашу вищу...

Ученый — центральная фигура в науке

Научное творчество базируется на свободе научной мысли

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка