Новый виток милитаризации космоса

12 Сентября 2020 0

Запуск Китаем многоразового космического аппарата является большим успехом науки и технологий КНР, но также — свидетельством активизации гонки космических вооружений, в которой ранее задавали тон США и Россия.

Вслед за США Китай стал второй космической державой, обладающей технологиями производства и эксплуатации многократно используемых космических аппаратов.

4 сентября с космодрома Цзюцюань на северо-западе Китая с помощью ракеты-носителя «Чанчжэн-2F» был выведен на орбиту экспериментальный космический аппарат многоразового использования, который спустя два дня совершил успешную посадку в районе пустыни Такла-Макан (Синьцзян-Уйгурский автономный район). Его первая орбитальная миссия завершена.

Информагентство «Синьхуа» отметило, что успешный полет нового корабля стал символом достижения Китаем важного технологического прорыва, а также приобретения полезного опыта для развития более удобных и недорогих методов космических поездок в целях мирного использования космоса.

Однако сами же китайские источники отмечают, что — в отличие от многих прежних орбитальных миссий — официальное фото многоразового аппарата предоставлено не было, и связывают это с секретностью проекта, которая обычно имеет место, когда космические исследования имеют оборонное либо двойное назначение.

На сегодняшний день только у США есть в распоряжении многоразовые космические аппараты. В 2010 г. Агентство перспективных исследовательских проектов минобороны США (Defense Advanced Research Projects Agency, DARPA) и корпорация Boeing создали экспериментальный орбитальный самолет (космоплан) — Boeing X-37B, который называют орбитальной лабораторией и прототипом космических кораблей будущего.

Внешне он напоминает челнок Shuttle, однако примерно в четыре раза короче. Длина составляет 8,8 м. Выводится космоплан на орбиту с помощью ракеты-носителя тяжелого класса Atlas V компании United Launch Alliance и неоднократно доказал способность длительной работы в космосе.

Начиная с момента создания, X-37B побывал в космосе шесть раз и находился на орбите в общей сложности более 2865 дней, преодолев за это время свыше 1,6 млрд. км.

В августе этого года разработчики космоплана из ВВС США и корпорации Boeing были отмечены премией Collier Trophy за рекордную по продолжительности космическую миссию, длящуюся 780 дней. Предыдущий рекорд — 718 дней — был установлен им же.

X-37B на орбите, как правило, выполняет секретные миссии, которые минобороны США не афишируются. Однако известной способностью этого аппарата является выведение из строя любого космического объекта, который представляет угрозу национальной безопасности США.

Объявив об испытании собственного многоразового космического аппарата и не опубликовав его официальное изображение, китайские власти изрядно заинтриговали космическое сообщество.

И интрига эта будет сохраняться еще долго, поскольку 8 сентября специалисты Сети космического наблюдения США (USSSN) обнаружили новый космический объект неизвестного назначения, якобы доставленный на орбиту китайским многоразовым кораблем. Новому объекту присвоили обозначение NORAD ID 46395 (2020—063G COSPAR ID).

Теперь эксперты гадают, является ли аппарат, побывавший на орбите 4—6 сентября, уменьшенным аналогом челнока и Boeing X-37B, либо же в ходе испытаний отрабатывались технологии, подобные тем, что в своих проектах внедряются Илоном Маском.

Украинский эксперт, соучредитель Института индустриализации космоса Александр Левенко склоняется к первой версии и утверждает, что речь идет о проекте создания многоразового космического самолета Shenlong («Божественный Дракон»), разработки которого начались еще в 90-х гг. прошлого века.

В начале нынешнего века занимались ими уже сразу две космические корпорации Поднебесной — CALT и CAST (China Aerospace Science and Technology Corp). В этом КНР явно перенимал опыт СССР, когда решение одних и тех же задач поручалось организациям-конкурентам, а затем из предложенных ими вариантов выбирался лучший.

В данном случае CALT разрабатывала версию космоплана с собственными двигателями, по типу Space Shuttle, а CAST — корабля, выводимого на орбиту традиционной ракетой-носителем, по типу советского БОР (беспилотный орбитальный ракетоплан), который создавался как уменьшенный прототип «Бурана» для проверки аэродинамических характеристик, распределения давления и тепловых нагрузок по поверхности аппарата.

После свертывания программы пилотируемых запусков Space Shuttle по пути создания автономных беспилотных ракетопланов, выводимых на орбиту универсальными ракетами-носителями, пошли создатели американского Boeing X-37B .

Как утверждает Александр Левенко, бросковые испытания Shenlong были проведены еще 11 декабря 2007 г., а 8 января 2011 г. экспериментальный многоразовый корабль стартовал с борта стратегического бомбардировщика Н-6 и сделал свой первый суборбитальный полет.

Примечательно, что автором идеи создания космопланов считается китайский ученый Цянь Сюэсень, ставший после Второй мировой войны одним из основателей Лаборатории реактивного движения НАСА в Калифорнии, а в 50-х — жертвой антикоммунистической «охоты на ведьм» в США.

Ученый был отстранен от секретных разработок, посажен под домашний арест и в 1955 г. вернулся в Китай, где стал основоположником космических исследований и «отцом китайской космонавтики». Поэтому для сегодняшнего Китая создание собственного космоплана — это еще и дань уважения великому соотечественнику.

Однако если речь действительно идет об аналоге Shenlong, то задачи создания этого челнока в значительной степени лежат в оборонной плоскости.

Объявив космос зоной национальных интересов США, американская администрация еще в 2006 г. заявила о своем доминировании в околоземном пространстве и о готовности лишить доступа в космос любую страну, которая будет представлять опасность национальным интересам США. С этим, естественно, не хотят мириться другие космические державы.

И хотя до прямых столкновений и атаки на спутники-конкуренты дело не доходит, периодически в СМИ проникают данные об испытании нового космического оружия и технологий.

Проект многоцелевого космического челнока Shenlong (Китай)

Последние такие маневры в космосе состоялись в июле этого года, когда, по данным американских источников, Россия испытывала новую технологию, способную выводить из строя американские и другие спутники. А в конце прошлого — начале нынешнего года российские военные испытывали на орбите технологию «космической матрешки».

Она сводится к тому, что на орбиту выводится аппарат, от которого отделяется более мелкий, а от него — еще меньший. Эта группировка способна устраивать гонки на орбите, пристраиваясь к спутникам-шпионам конкурентов, вынуждая их менять орбиты и расходовать для этого топливо, что, в конечном счете, уменьшает срок жизни космических аппаратов.

Если учесть, что стоимость спутников дистанционного зондирования Земли с большим разрешением измеряется сотнями миллионов долларов, то такие действия наносят серьезный экономический ущерб космическим державам.

Вот и демонстрация Китаем собственных достижений в области создания многоразовых космических кораблей также совпала по времени с охлаждением политических и экономических отношений между КНР и США, которые все чаще сопровождаются прямыми нападками высокопоставленных американских чиновников на власти Поднебесной.

Так, на днях официальный представитель министерства обороны Китая Жэнь Гоцян отреагировал на публикацию министра обороны США Марка Эспера «Пентагон готовится для Китая», в которой тот повторил тезис госсекретаря Майкла Помпео, заявившего ранее о том, что НОАК не является армией, которая служит народу, а принадлежит исключительно Коммунистической партии Китая.

Беспилотный воздушно-космический самолет «Сура»

Комментируя высказывания Марка Эспера, Жэнь Гоцян отметил, что «вооруженные силы понесли огромные потери во имя национальной независимости и освобождения народа, а также внесли выдающийся вклад в обеспечение экономического роста, оказание помощи при стихийных бедствиях и охрану жизни и имущества народа». Он также подчеркнул, что «вооруженные силы Китая будут и впредь играть надлежащую роль в построении мира, в котором царит прочный мир, всеобщая безопасность и общее процветание».

Украине сегодня не до космической гонки сверхдержав. Перед ракетно-космической отраслью стоит задача не растерять окончательно технологический потенциал и найти ему коммерческое применение.

Однако еще в начале 2000-х сотрудники днепровского «Южмаша» во главе с Владимиром Кукушкиным анонсировали проект ракетоплана «Сура», который предлагали изготовить в кооперации с другими причерноморскими государствами.

Среди его задач называли вывод на орбиты спутников массой до 200—300 кг, инспекцию и возврат на Землю отработавших свое космических аппаратов и, очевидно, задачи оборонного характера.

Впоследствии проект «Сура» трансформировался в проект создания беспилотного автоматического орбитера массой до 900 кг, который мог выводиться на низкую околоземную орбиту с помощью ракеты-носителя, достигать круговой орбиты с помощью собственных двигателей и выполнять широкий спектр задач, в т. ч. дистанционного зондирования Земли и вывода на орбиту лабораторий для производства различных материалов.

Украина пока не нашла возможностей для его реализации, но проект утвержден и, возможно, будет реализован научным-технологическим парком Харбинского технологического института в Циндао (КНР).

Ученый — центральная фигура в науке

Научное творчество базируется на свободе научной мысли

О науке и не только

Глубокого анализа причин провальной бюджетной политики ожидало от НК научное...

Неугодне дзеркало

Тому, хто працює у закритій системі, навіть висококласному професіоналові, складно...

А судьи кто?!

Удивляет неумение авторов «загальних висновків» учитывать специфические...

Эйфория приватного космоса

Амбиции главы ГКАУ, рассчитывающего за короткое время озолотить космическую отрасль...

Стартует 25-я антарктическая: неоднозначный юбилей

На днях из Киева в путешествие по сверхдальнему маршруту отправится 25-я украинская...

Глобальные земные проблемы

Большой комплекс многогранных научных и прикладных проблем был всесторонне...

Суть медреформы — убить науку?

Министерство здравоохранения должно быть заинтересовано не в разрушении...