О мышах и людях: наши клетки развиваются по-разному

15 Января 2015 0

Исследователи Кембриджского университета и израильского Научно-исследовательского института им. Вейцмана сообщают о выявлении ключевого фактора, определяющего формирование первичных половых клеток человека – предшественников яйцеклеток и сперматозоидов – в лабораторных условиях. По их данным, эти процессы у человека и грызунов существенно отличаются.

В статье, опубликованной 24 декабря в журнале Cell, авторы подчеркивают: это открытие ставит под сомнение практику экстраполяции результатов экспериментов с лабораторными грызунами на организм человека.

«Механизмы раннего развития клеток мышей не следует полностью или безопасно экстраполировать на процессы развития первичных клеток человеческого организма», – отмечают ученые.

Первичные половые клетки – ППК – в природе формируются на ранней стадии развития эмбриона, когда эмбриональные СК начинают трансформироваться в основные клетки организма. Именно в этот период ППК приобретают уникальную «специализацию». В итоге они служат источником роста сперматозоидов и яйцеклеток.

До недавнего времени научное сообщество изучало ППК человека на основе клеток мышей, поскольку только их удавалось вырастить в чашке Петри, а воссоздать ППК человека не представлялось возможным.

Израильтяне и англичане сумели в лабораторных условиях создать ППК из эмбриональных стволовых клеток человека, а затем перепрограммировать их путем активации/деактивации определенных генов. В ходе работы выяснилось удивительное обстоятельство: ген Sox17, полностью отвечающий за упомянутую трансформацию человеческих клеток, не играл никакой роли в процессе создания ППК мышей.

По словам ученых, открытие методики изготовления таких клеток бесценно для эпигенетики – науки, изучающей степень влияния внешних факторов (например, питания или экологии) на гены и процессы передачи генетических изменений из поколения в поколение.