Посол РФ повел детей Украины домой

№36 (572) 9 - 15 сентября 2011 г. 05 Сентября 2011 0
Михаил Зурабов: «Каких бы прекрасных учеников мы ни выпускали,
они все равно могут оказаться за границей»

Дежурное явление политика невинным душам первоклашек — событие уже не только обыденное, но даже приевшееся. Однако посол РФ приехал на праздник первого звонка в киевскую школу №25 (с частично русским языком обучения), дабы перерезать ленточку виртуальную — посольство совместно с представительством Россотрудничества и «Сбербанком России» начали на Украине проект «Виртуальная школа» с компьютерными классами нового поколения.

Сообщениями об открытии то тут, то там компьютерного класса (как правило, одного на школу) сейчас никого не удивишь, но формулировка «новое поколение» в данном случае — определяющая. Даже во многом определяющая наше будущее, уверен Михаил Зурабов

Пожалуйста, см. фоторепортаж Виталия СИЧНЯ

Из моря информации, в котором мы тонем...

— Детям во все времена было трудно ответить на вопрос «Зачем мне учиться?». Да, отвечали: «Чтобы больше знать». Но зачем нужны знания? Я думаю, самый простой ответ на этот вопрос: «Знания нужны для того, чтобы найти дорогу домой». А что такое дом? По большому счету это место в мире, которое гарантирует безопасность. В нынешнем стремительно меняющемся мире наша задача — научить детей в любых условиях находить дорогу «домой».

Мне кажется, что ничего хорошего нас в этом мире уже не ждет. После каждой «перезагрузки» уровень социальных гарантий будет только снижаться. Значит, слово «выживаемость» становится ключевым. Мы должны подготовить детей к выживанию.

Непрерывное самообразование, постоянная переподготовка — единственное, что может сделать человека конкурентоспособным на рынке труда, да и государство в целом. Возьмем Китай, Индию, Сингапур. Изменения здесь чудовищные. Эти страны создают мотивированно адаптивное поколение — гарантированно способное реагировать на перемены, подстроиться под них.

И у меня очень большие тревоги за качество нашего образования. Здесь такая же проблема, как в вооруженных силах. Нам достались части старой военной машины, которая в современной войне непригодна, а денег на новую нет. И надо из старой машины какие-то отдельные элементы извлекать и пытаться приспособить их к сегодняшним реалиям.

В области образования эти реалии таковы, что основу информационного пространства составляет такая огромная помойка, как интернет. Но одновременно куча мусора — самая информационно богатая.

— В археологии уж точно.

— Однако ее всегда было сложно описать. Она внутренне, кажется, не подчинена никаким правилам. А самая простая вещь — параллелепипед. И наших детей все еще учат вычислять «параллелепипед», тогда как куча мусора все больше и больше возрастает. Надо начинать учить детей выбирать оттуда необходимое для жизни — строить дом в условиях глобальной кучи мусора. Это намного сложнее, чем дать дом вместе с ключом.

В ранце теперь не нужно носить тонны учебников
– все программные образовательные ресурсы есть
на школьном сервере

Счастье может быть достигнуто только через преодоление. Счастье без труда — это наркотик, это путь наркомана. Школа должна научить получать удовольствие от достижения цели. Это высшее удовольствие.

Поэтому, если раньше мы ограничивались задачами вроде: «за сколько времени транспорт из пункта А прибудет в пункт Б», то сегодня нужно ставить задачи следующего характера: «Пункт Б — это отдаленная африканская страна, в которой начался массовый голод. Сколько, где и какое для нее нужно закупить продовольствие, к какому сроку доставить, каким путем и т. д.».

Вот для этого мы и предлагаем использовать интернет и внутришкольную сеть с соответствующими образовательными ресурсами и программами для самообразования. Безусловно, и базовые знания «классического образца» никоим образом не отменяются. Но главное — научить ребенка самостоятельно искать ответ.

Телега цифрового поколения

Прервем в этом месте господина посла, дабы послушать разработчиков программно-технического комплекса «Мультисервисная информационно-образовательная среда» (МИОС).

— Компьютеризация отдельных классов не дала ожидаемого повышения качества образования, — рассказывает «2000» руководитель отдела российской компании «Ситроникс» Андрей Брюнин. — Обобщив негативный опыт, мы создали систему, связывающую классы, школы, детские садики при школах с серверами управлений образования с одной стороны и домашними компьютерами учеников и их родителей — с другой.

Связь с домашними компьютерами дает возможность внеклассного образования, позволяет родителям в режиме online контролировать учебу, следить за расписанием уроков, факультативов и секций, узнавать школьные новости.

Около 70 таких проектов мы уже внедрили на более чем 500 объектах в России, а также в Казахстане и Туркмении.

В случае же с киевской школой №25 «главный мозг» пока что — сервер школы. Он обеспечивает не только выход в интернет, но и снабжен цифровой библиотекой образовательных ресурсов. В дальнейшем к нему предполагается подключить 3—4 детсада (дошкольные программы в сервер уже заложены).

Кроме сугубо образовательных задач, МИОС включает систему тестирования знаний, контроль того, как решает задачи любой ученик. Прямо на уроке можно показывать на экране типичные ошибки или образцовые решения. Ответы на задачи переносятся не только в электронный классный журнал, но и при желании родителей отправляются на их электронный адрес.

Интерактивное оборудование используется для выполнения лабораторных работ и опытов. Показания с датчиков выводятся на интерактивную доску.

Мобильный компьютерный класс от «Ситроникс»

Но главное — ни уроки, ни лабораторные занятия необязательно теперь проводить в специализированном компьютерном классе. В рамках проекта в школу поставлен т. н. мобильный компьютерный класс (МКК). Собственно, это тележка с нишами для ноутбуков и интерактивной электронной доской-экраном. Она снабжена мощным зарядным устройством, обеспечивающим одновременную зарядку всех ноутбуков между занятиями.

Наличие МКК снимает ряд проблем с организацией компьютерного класса. Теперь не нужно обустраивать и утверждать у пожарных отдельный распределительный щит электропитания и разводку розеток, обеспечивать соответствующую вентиляцию помещения согласно санэпидемнормам, не требуется защита от несанкционированного доступа (металлические двери и сигнализация). Отказ от этого уменьшает финансовую нагрузку при повышении качества образования — больше классов фактически комьютеризированы в нужный момент.

Кроме российских информационных ресурсов, на сервере школы №25 установлено и украинское программное обеспечение. Его нашему еженедельнику представил методист Института информационных педагогических технологий Владислав Бурангулов

Чтоб мозги не утекли

— Почему выбрана именно 25-я школа, и единственная ли она на первом этапе внедрения МИОС? — вновь обращаюсь к г-ну послу.

— Нам показалось, что педагогический состав этой школы способен дать толчок тому новому качеству, которое мы будем предлагать всей Украине. Надо ведь и учителей подготовить к системе. Попробуем на этой площадке отработать как технические вопросы, так и схемы финансирования. Вот сейчас уже ясно, что можно вывести в холл Wi-Fi. Мы хотим, чтобы в идеале ученик, обладающий любыми современными средствами коммуникации, смог работать в МИОС.

Системный администратор школы уже принят в штат «Сбербанка России» на Украине. Через 3—4 месяца поймем, что еще необходимо, какие расходы потребуются.

Попробуем получить здесь если не некое новое знание, то хотя бы точку его кристаллизации.

Безусловно, инвестиции в образование должны подкрепляться определенной системной государственной политикой в других областях. Ведь только та страна в непростой конкурентной среде сможет себя «воспроизводить», которая наладит не только гибкую систему обучения, но и гибкий рынок труда. Справедливость общества мы будем оценивать по возможностям наших детей. Ведь каким бы ни был Советский Союз — и безбожным, и тоталитарным, он постоянно создавал социальные лифты (когда кто угодно в принципе мог достичь любых вершин в обществе) и возможности проявить себя — на стройках, в армии и т. п. И дать им путь — тот самый «путь домой» — думаю, достойно нашего внимания. Я — отец пятерых детей, и меня этот вопрос чрезвычайно беспокоит.

С другой стороны, чем более привлекательную рабочую силу вы создаете, тем выше у нее запрос к четырем базовым функциям государства: безопасности, качеству здравоохранения, доступности жилья и образования детей. Поэтому, каких бы прекрасных учеников мы ни выпускали, это все равно может закончиться тем, что мы видим в ряде стран Восточной Европы: стареющее население и отъезжающая на Запад молодежь ввиду отсутствия перспектив.

Весь мир сейчас конкурирует за вывоз ресурсов, и важнейший из них — эффективная рабочая сила. Самый дешевый способ ее заполучить — готовить вне пределов собственной страны. Чтобы никаких затрат не нести ни на образование, ни на поддержание семьи школьника/студента, ни на стимулирование рождаемости. Нужно лишь — когда человек подрастет — создать ему мотивацию покинуть страну.

— Так для чего же Россия тратится на украинское образование? — спрашиваю уже у главы представительства Россотрудничества Константина Воробьева

— Видите ли, система образования у нас была единой и остается во многом похожей. Учебники приблизительно одинаковые, методики не изменились. Мы «разошлись», но задачи стоят перед нами тождественные. Надо учиться друг у друга, чтобы вместе отвечать на вызовы современности.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Войти в айти и забыть о гривне

Запуск в прошлом году  в Украине школы IT-специалистов UNIT Factory наделал много шума....

Университет будущего: ни оплаты, ни лекций, ни...

Явно нехарактерные для вуза вещи бросаются в глаза уже в вестибюле Ecole 42 — парижской...

Побрюзжим о вау-гаджете

Нашумевший украинский стартап SolarGaps, предлагающий использовать в качестве жалюзи...

Стабилизатор напряжения защитит любую технику

Избежать ремонта можно, если заранее посетить сайт elektro.in.ua и купить стабилизатор...

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка