Спасительная жажда континентов

№12(765) 25 — 31 марта 2016 г. 23 Марта 2016

Несмотря на ускоренное таяние ледников и арктического ледового щита, уровень воды в Мировом океане повышается не так быстро, как ожидали ученые. Причина проста: континенты потребляют большую часть влаги еще до того, как она попадает в моря, считают эксперты Лаборатории реактивного движения NASA.

К такому выводу ученые пришли по результатам замеров изменений в гравитации Земли с помощью системы спутников-близнецов Том и Джерри, запущенных Германией и США еще в 2002 г. в рамках проекта GRACE (изучение гравитационного поля и его вариаций под влиянием климатических изменений). Эти спутники постоянно — словно кошка за мышкой — «преследуют» друг друга на орбите с небольшим отставанием: при подлете к объекту с повышенной гравитацией (например, горному массиву) Джерри ускоряется и удаляется от «преследующего» спутника. При подлете Тома к этому же объекту он тоже ускоряется, и дистанция между спутниками вновь сокращается. Такая «игра в догонялки» и позволяет собирать массу точных и любопытных данных.

Оказывается, на протяжении нескольких минувших десятилетий страдающие от жажды континенты примерно на 20% замедлили повышение уровня Мирового океана (почти на 1 мм в год), сообщает журнал Science.

Сила гравитации зависит от массы: чем больше масса, тем сильнее гравитационное притяжение. А единственным достаточно весомым и в то же время мобильным объектом, оказывающим влияние на гравитацию, остается вода, говорят ученые.

Континенты Земли ежегодно перерабатывают по циклу 6 трлн. т снега, поверхностных вод, почвенной влаги и грунтовых вод. Эти запасы постепенно поступают в океан, и цикл «переработки» начинается вновь. Тем не менее интенсивность упомянутого цикла отличается от года к году, от десятилетия к десятилетию из-за естественных изменений в погоде и климате.

На протяжении минувшего столетия темпы повышения уровня Мирового океана ускорились. Затем в период с апреля 2002-го по ноябрь 2014 г. уровень воды повышался в среднем на 2,9 мм в год — почти в 2 раза выше среднестатистических показателей ХХ ст. Это высокие темпы, но они не настолько стремительны, как рассчитывали ученые.

В поиске решения загадки несоответствия прогнозов реальности специалисты занялись изучением важного фактора — количества запасов воды на континентах. NASA впервые в истории удалось точно оценить степень влияния водного цикла на уровень Мирового океана.

В период с 2002-го по 2014 г. природные климатические и погодные циклы принесли континентам больше дождей и снега, и избыточная влага накапливалась в почве, вызывая повышение уровня грунтовых вод.

За упомянутый период континенты «впитали» дополнительные 3,2 трлн. т воды, что замедлило скорость повышения уровня океана примерно до 0,71 мм в год.

Но описанная выше особенность не может сохраняться вечно, подчеркивают в NASA, и в итоге континенты вновь начнут терять аккумулированную влагу ускоренными темпами. А потому единственным действенным способом предотвращения роста уровня Мирового океана остается сокращение выбросов двуокиси углерода и других парниковых газов.

«Тягаться с системой жизнеобеспечения Земли невозможно, слишком она огромна. Сначала идут проливные дожди, затем они сменяются засухой. Если сидеть сложа руки, победу одержит климат. Так происходило всегда», — констатируют исследователи.