Стартует 25-я антарктическая: неоднозначный юбилей

№12(946) 20 – 26 марта 2020 г. 19 Марта 2020 4

Аборигены Антарктиды - пингвины - часто располагаются совсем рядом с жилищно-лабораторным корпусом украинской станции, почти не обращая внимания на обитающих там зимовщиков.

На днях из Киева в путешествие по сверхдальнему маршруту отправится 25-я украинская антарктическая экспедиция. Она должна сменить полярников 24-й экспедиции, завершающих годичную зимовку на острове Галиндез, где расположена наша станция «Академик Вернадский», и начать свою вахту (2020-2021) в Антарктиде.

Директор Национального антарктического научного центра Евгений Дикий

Накануне старта 25-й экспедиции директор Национального антарктического научного центра (НАНЦ) кандидат биологических наук Евгений ДИКИЙ согласился дать эксклюзивное интервью корреспонденту «2000». Беседа касалась не только итогов предыдущей экспедиции и перспектив предстоящей 25-й, а и ряда проблем в этой сфере, имеющих как объективные, так и субъективные причины.

Научная эстафета «24-25» и техническая модернизация станции

Наш разговор с директором НАНЦ начался с обсуждения тематики антарктических научных исследований, проводимых Украиной, и связанной с этим технической модернизацией различных систем станции и ее оборудования.

Евгений Дикий подчеркнул главное достоинство фундаментальных и прикладных исследований, ведущихся на станции «Академик Вернадский» и в ее окрестностях (на разных островах и на соседнем Антарктическом полуострове), - гидрометеорологических, геологических, геофизических (магнитометрических, озонометрических и др.), биологических, геокосмических, экологических, гляциологических. Которое заключается в том, что из года в год, изо дня в день они ведутся в одном и том же режиме, регулярно и стабильно, по определенным методикам, позволяя накапливать необходимые науке длинные ряды фактических данных. А уже их последующие анализ и обобщение дают возможность прийти к тем или иным научным открытиям.

В качестве примера директор НАНЦ привел разработку - на основании данных многолетних наблюдений - модели происходящих в верхней атмосфере процессов. Разработка была осуществлена группой ученых, занимающихся физикой атмосферы, во главе с доктором физико-математических наук из Киевского национального университета им. Тараса Шевченко Геннадием Милиневским (тем самым, который был начальником станции «Академик Вернадский» в зимовке сáмой первой украинской антарктической экспедиции 1996-1997 гг.), Такая модель позволяет приблизительно за полгода предвидеть климатические изменения, связанные с глобальным потеплением на нашей планете. И этот пример - далеко не единственный.

Что касается технической модернизации станции. Постепенно удается изыскивать необходимые средства (НАНЦ входит в систему Минобразования и науки Украины и имеет госбюджетное финансирование). Ныне предстоит подключение новых труб и другого оборудования обновляемой системы отопления станции к ранее завезенным туда котлам.

Еще одной технической новацией станет монтаж на станции (у ее причала) нового мощного крана производства известной австрийской компании «Палфингер». Он обладает грузоподъемностью 2,5 т и сменит кран, доставшийся нам в наследство еще от английских предшественников, поднимавшего не более 400 кг. И уже в ходе следующей пересменки (в марте 2021 г.) появится возможность привезти сюда закупленные НАНЦ и ныне хранящиеся в чилийском Пунта-Аренасе три новых шведских дизеля, каждый из которых весит по полторы тонны.

Несколько лет назад на станцию завезли приобретенную Национальным антарктическим научным центром «тарелку» для спутниковой связи. Она должна была обеспечить скоростной интернет и спутниковое телевидение, но, к сожалению, пока таковой не стала. Причина - весьма высокие тарифы системы «Инмарсат», которая пока что позволяет лишь осуществлять связь между «Академиком Вернадским» в Антарктиде и НАНЦ в Киеве на ее теперешнем уровне.

Шесть опытных полярников и шесть перворазников

Когда в октябре 2019 г. дирекция НАНЦ объявила конкурс на участие в предстоящей зимовке очередной украинской антарктической экспедиции - по 12 позициям, включающим семь ученых разного научного профиля (геофизиков, биологов, метеорологов) и пять специалистов, обеспечивающих функционирование систем и оборудования станции «Академик Вернадский» и жизнедеятельность ее персонала, заявки подали более восьмидесяти человек из многих уголков нашей страны.

Как рассказал корреспонденту «2000» директор НАНЦ Евгений Дикий, отбором участников будущей 25-й зимовки занимались не только руководство центра, а и включенные в комиссию как эксперты опытные украинские полярники различных профессий, уже имеющие солидный опыт работы на антарктической станции.

Отобранные комиссией кандидаты в зимовщики прошли в Киеве - в поликлинике Министерства внутренних дел - комплексное медицинское обследование состояния их здоровья.

А затем будущие зимовщики отправились в расположенный вблизи Харькова поселок Мартовое, где на базе Радиоастрономического института НАНУ - одного из давних партнеров Национального антарктического научного центра - был проведен недельный предэкспедиционный тренировочный сбор. Кроме подготовки участников экспедиции к предстоящей зимовке, требовалось еще и проверить их психологическую совместимость: ведь зимовщикам предстоит долгие двенадцать месяцев вместе жить и работать в ограниченном пространстве станции на антарктическом острове.

Сочетание в дюжине полярников тех, кто имеет тот или иной опыт годичных антарктических зимовок, и, так сказать, перворазников может быть самым разным: например, в 21-й экспедиции это количественное соотношение было 5/7, в 22-й - 6/6, в 23-й - 10/2, в близящейся сейчас к завершению 24-й - 8/4. А среди нынешних двенадцати участников 25-й экспедиции - шесть человек, уже зимовавших на «Академике Вернадском», а шестеро отправятся в Антарктиду впервые (хотя в своих профессиях они отнюдь не новички).

Кстати, ныне на «Академике Вернадском» в числе зимовщиков работают две женщины (обе киевлянки) - биолог Оксана Савенко, отметившая на станции в октябре 2019-го свой 38-й день рождения, и врач Наталья Бабий, которую в феврале 2020-го коллеги поздравили с 47-летием. Как заверил меня директор НАНЦ, никаких конфликтов или напряженных ситуаций, связанных со «смешанным» составом персонала станции, в 24-й зимовке не было.

И в этот раз среди тех, кто собирается в 25-ю антарктическую экспедицию, тоже есть две женщины: 30-летняя киевлянка - биолог Евгения Прекрасна и 38-летняя харьковчанка - метеоролог Анна Соина, которые, понятно, раньше в Антарктиде не бывали.

Кроме них, предстоящая годичная зимовка будет первой еще для четверых полярников: 38-летнего киевлянина-метеоролога Игоря Артеменко, системного механика 37-летнего Максима Билоуса из Шепетовки, что на Хмельнитчине, 38-летнего ровенчанина - врача Игоря Дейнеки и 35-летнего Евгения Прокопчука из Киевской обл., который на станции будет работать системным администратором - оператором средств связи. Кстати, доктор Игорь Дейнека будет заниматься не только здоровьем зимовщиков, а еще и медико-физиологическими исследованиями влияния антарктических природных условий на организм человека.

Геофизик-киевлянин Юрий Отруба - сотрудник Национального антарктического научного центра, запечатленный за чтением газеты, привезенной автором этих строк -- корреспондентом «2000» восемь лет назад, в конце марта 2012-го, - в одной из лабораторий на «Академике Вернадском» во время пересменки 16-й и 17-й экспедиций, нынче, в конце марта 2020-го, отправится в Антарктиду уже в шестой раз.

Начальником станции утвержден сотрудник Национального антарктического научного центра 34-летний киевлянин-геофизик Юрий Отруба, для которого предстоящая зимовка на «Академике Вернадском» будет уже шестой (ранее он работал там по году в 14-й, 16-й, 18-й, 20-й и 23-й экспедициях). Функции руководителя зимовочного коллектива он будет совмещать с проведением - по своей научной специальности - комплекса геофизических исследований.

Пицца - только одно из множества вкусных блюд, как повседневных, так и праздничных, которыми потчует украинских полярников опытный повар и кулинар Василий Омельянович, отправляющийся в свою уже пятую антарктическую зимовку.

Пятый раз отправится зимовать в Антарктиду 34-летний Василий Омельянович из Малина (Житомирская обл.) - опытный повар и кулинар, о чьем умении готовить вкусные, сытные и разнообразные блюда  автор этих строк знает не понаслышке - от участников разных зимовок, а и непосредственно, когда восемь лет назад, в конце марта 2012-го, корреспонденту «2000» посчастливилось попасть в Антарктиду и провести там несколько незабываемых дней во время пересменки 16-й и 17-й экспедиций.

Для дизелиста-харьковчанина Юрия Лишенко (которого корреспондент «2000» сфотографировал с гитарой во время неофициальной части пересменки 16-й и 17-й экспедиций на «Академике Вернадском» в конце марта 2012 г.) предстоящая в 25-й экспедиции очередная зимовка на острове Галиндез будет по счету третьей. В своей первой зимовке он сочинил задушевную песню об Антарктиде, ее исследователях и о том, почему «в родимой стороне нам Галиндез обязательно приснится…»

Третьей будет предстоящая зимовка для 32-летнего биолога-киевлянина Александра Салганского и 46-летнего дизелиста Юрия Лишенко из Харькова, второй - для 43-летнего метеоролога-одессита Вадима Жуковского и 38-летнего геофизика-харьковчанина Андрея Сопина, который будет вести на станции геокосмические (ионосферные и др.) исследования.

Хотел бы добавить, что с Юрием Лишенко (как и с Юрием Отрубой, Василием Омельяновичем и их коллегами по 16-й экспедиции) автор этих строк познакомился на антарктической станции. Оказалось, что Лишенко не только обеспечивает бесперебойную работу дизелей, которые являются энергетическим сердцем станции. В свободное от работы время дизелист Лишенко сочинил задушевную песню, которую и исполнил под гитарный аккомпанемент во время неофициальной части пересменки.  Вот четыре строчки припева:

Об антарктической звенящей тишине

Забывать не стóит торопиться.

Тёмной ночью да в родимой стороне

Нам Галиндез обязательно приснится.

Финансирование, тендер ProZorro и маршрут экспедиции

Отвечая на вопросы корреспондента «2000» о финансировании антарктических исследований в прошлом году и в нынешнем, директор НАНЦ сказал, что если ассигнования из госбюджета-2019 составляли 62 млн. грн., то в госбюджете-2020 выделено 143 млн. грн. Дело в том, что в отличие от минувшего года, в 2020-м предполагаются большие расходы, связанные с основательной технической модернизацией станции «Академик Вернадский».

Впрочем, как с грустноватой иронией заметил Евгений Дикий, такая вроде бы немалая сумма, как 143 млн. грн., выглядит, мягко говоря, совсем небольшой, если сопоставить ее с ассигнованиями на аналогичные антарктические исследования в других странах, - даже сравнивая не со США (600 млн. долл. в год) и не с Францией (240 млн. евро), а, скажем, с Польшей, которая, имея в Антарктиде свою станцию «Арктовский», выделяет ежегодно на эти цели сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Евгений Дикий также рассказал, что по результатам конкурса, проведенного  по системе ProZorro, победителем тендера в определении партнера НАНЦ, занимающегося закупкой всего необходимого для 25-й антарктической экспедиции, а также логистикой (приобретением авиабилетов, фрахтом судна и координацией транспортных операций в оба конца) стала, как и в прошлом году, украинская компания «Интерпромфлот».

…А теперь вкратце о маршруте, по которому к своей цели отправятся участники 25-й экспедиции.

Воздушная его часть проляжет из Киева в несколько этапов рейсами авиакомпаний в юго-западном направлении: через Европу (без конкретизации, ибо, увы, возможны изменения, вызванные в разных странах «короновирусными» ограничениями), затем над Атлантическим океаном и Южной Америкой - в Сантьяго-де-Чили. А далее из чилийской столицы - в расположенный на крайнем юге этой страны, на берегу Магелланова пролива, портовый город Пунта-Аренас (если - как говорится, сплюнем, чтобы не сглазить, - Чили не объявит карантин).

Там наши полярники поднимутся на борт чилийского судна «Бетантос», зафрахтованого, как и в прошлом году, для доставки участников украинской антарктической экспедиции и ее грузов.

Выйдя из Пунта-Аренаса (ориентировочно это должно произойти 26 марта) через Магелланов пролив в Тихий океан, судно возьмет курс на юг - через очень широкий (около тысячи километров) и самый бурный на нашей планете, печально знаменитый сильнейшими штормами пролив Дрейка, отделяющий южную оконечность Южной Америки от Западной части Антарктиды. На преодоление пролива Дрейка понадобится трое-четверо суток хода (в зависимости от прихотей погоды).

Так что 25-я экспедиция рассчитывает на прибытие к острову Галиндез в конце марта. А поскольку в Южном полушарии Земли март, апрель и май - это осень, быстро переходящая в зиму, то разгрузка всего привезенного и пересменка должны будут проходить, что называется, в темпе - дабы судно, приняв на борт зимовщиков завершившейся 24-й экспедиции и участников сезонных работ, успело уйти из Антарктики на север раньше, чем осложнится ледовая обстановка приантарктических акваторий.

Станет ли «Джеймс Кларк Росс» украинским судном?

В ноябре 2019 г. руководство Национального антарктического научного центра узнало -- и с понятными позитивными эмоциями сообщило средствам массовой информации - что Кабмин с подачи Минфина разрешил  (в дополнение к ранее выделенным для НАНЦ ассигнованиям госбюджета-2019) еще 252 млн. грн. бюджетных средств на приобретение за рубежом находящегося в эксплуатации в одной из стран судна ледового класса.

Отсутствие такого судна у украинских исследователей Антарктики, с одной стороны, уже в течение многих лет не позволяет вести морские фундаментальные и прикладные экспедиционные научные исследования в Южном океане (так в современной океанологии именуются прилегающие к Антарктическому континенту акватории южных частей Тихого, Атлантического и Индийского океанов). С другой стороны, вынуждает для транспортировки в Антарктиду на станцию «Академик Вернадский» участников украинских экспедиций и их грузов фрахтовать зарубежные суда (аргентинские, чилийские или другие), на что расходуются солидные финансовые средства.

Украинская антарктическая станция «Академик Вернадский» расположена на северо-западной оконечности острова Галиндез, входящего в архипелаг Аргентинских островов; на заднем плане видны горные вершины Антарктического полуострова.

К тому же, как правило, суда, перевозящие в приантарктических регионах туристов, освобождаются  лишь в конце марта - начале апреля. А в Антарктике это уже осень со всеми ее негативными природными «прелестями», тогда как тамошние летние месяцы - декабрь, январь, февраль - для нас остаются недоступными.

…Но потом сообщений в СМИ о покупке для НАНЦ за рубежом судна ледового класса почему-то не последовало. Новость не получила ожидаемого продолжения и, как говорится, сошла на нет. Что же произошло?

Оказалось, что в четвертом квартале в реализации госбюджета Украины образовалась огромная «дыра» - где-то порядка 40 млрд. грн., в связи с чем тогдашнее правительство приняло решение прекратить всякое бюджетное финансирование, кроме т. н. защищенных статей (зарплата бюджетникам, пенсии и пр..), о чем, естественно, был уведомлен и бюджетный комитет Верховной Рады. Как следствие в упомянутую «дыру» в бюджете ухнуло без следа многое, в т. ч. и те 252 млн. грн., на которые надеялись приобрести судно для НАНЦ.

- Так что же, - поинтересовался автор этих строк у Евгения Дикого, - значит, надежды на появление у НАНЦ собственного судна ледового класса похоронены?

На этот вопрос директор НАНЦ оптимистично ответил, что надежды еще есть, но только отодвигаются во времени.

Далее Евгений Александрович пояснил, что зарубежное судно ледового класса, приобрести которое намеревался НАНЦ, это «Джеймс Кларк Росс» - до недавнего времени флагманское судно Британской антарктической службы (BAS), названное так в честь выдающегося английского исследователя Антарктики и ныне продолжающее успешно работать по обслуживанию британских антарктических станций. В Великобритании для нужд их исследователей Антарктики построили новейшее, оснащенное современнейшим научным, техническим и прочим оборудованием великолепное судно ледового класса «Сэр Дэвид Атенборо», на которое были потрачены очень большие средства.  

- Но, - продолжил директор НАНЦ, - британцы по каким-то своим причинам перенесли срок продажи судна «Джеймс Кларк Росс» на 2021 г. Значит, появилась надежда, что при формировании проекта госбюджета Украины на 2021 г. нам удастся убедить Кабмин и Верховную Раду, что целесообразно выделить в бюджете - желательно отдельной строкой - ассигнования на приобретение судна для нужд Национального антарктического научного центра. И если это получится, то НАНЦ мог бы транспортировать на таком судне экспедиции и вести морские научные исследования не только в Антарктике, но и в противоположном полярном регионе - в Арктике, т. е. в Северном Ледовитом океане.

…Коль уж речь зашла о перспективах украинских исследований в Арктике, автор этих строк напомнил Евгению Дикому одно из его выступлений времен сáмого начала его работы во главе НАНЦ - о том, что можно было бы наладить сотрудничество с Канадой или Норвегией, у которых есть свои научные станции в Арктическом регионе, но нет их баз в Антарктике. И, мол, с учетом такой ситуации НАНЦ мог бы предложить канадским и (или) норвежским коллегам поработать на нашей антарктической станции - с тем, чтобы они в свою очередь предоставили украинским ученым возможность вести исследования на канадских либо норвежских станциях в Арктике.

Евгений Александрович подтвердил, что в перспективе он не исключает таких вариантов международного сотрудничества.

Бесплатный сыр бывает только в мышеловке

В ходе нашей беседы я напомнил Евгению Дикому то место в его интервью одной из украинских газет, опубликованном в сентябре 2018 г., где руководитель НАНЦ высказал надежду и даже, чувствовалось, уверенность в вопросе о возможном использовании больших судов, работающих в Антарктике на туристических круизах, - для бесплатной доставки украинских исследователей-сезонников на станцию «Академик Вернадский».

В том интервью Евгений Александрович, в частности, сказал: «Ведь на больших туристических лайнерах, где 300--500 пассажиров, всегда остаются свободные места. И если знать это наперед, можно просить о перевозке сезонных исследователей. То есть у больших туроператоров существует в какой-то мере понятие социальной ответственности». А далее на прямой вопрос интервьюера: «Они бесплатно перевозят исследователей?», директор НАНЦ ответил: «Да. То есть в таком случае наше дело -- оплатить перелет до порта, а там они садятся на борт, и дальше уже бесплатно. Большие туроператоры понимают, что делают свой бизнес на континенте, который отведен для науки и исследований, и потому для них вопрос чести хоть немножко помочь науке…».

Еще тогда, в сентябре 2018-го, такой прожект показался мне по меньшей мере не очень реальным. И теперь, в марте 2020-го, я не мог не поинтересоваться у директора НАНЦ: оправдались ли за прошедшее  время его надежды на альтруизм «больших туроператоров»?

Евгений Дикий вынужден был признать, что его надежды на «социальную ответственность» больших туристических компаний оказались наивными: такие туроператоры разных стран, работающие в Антарктическом регионе, не изъявили желания перевозить ученых бесплатно.

- Лишь одно исключение – правда, совсем малое по масштабам, - добавляет директор НАНЦ, - составила небольшая украинская турфирма «Паганель студіо», начавшая осваивать туристические круизы в том регионе: на своих двух яхтах, плавающих в акваториях Антарктики, они предоставили по одному месту для разовой доставки двух наших сезонников на остров Галиндез.

- Но тем не менее, - продолжает Евгений Дикий, - мы в январе 2020-го смогли доставить на станцию «Академик Вернадский», кроме двух уже упомянутых, добравшихся туда на яхтах, еще 15 наших сезонников, а осуществил это - но не бесплатно, а с соответствующей оплатой нашим НАНЦ - один из чилийских военных кораблей, который в том регионе логистически поддерживает станции Чилийского антарктического института.

Таким образом, сейчас на «Академике Вернадском», помимо зимовщиков 24-й экспедиции, работают еще и 17 сезонников из разных украинских организаций. Одни из них ведут биологические, геологические и геофизические исследования. А другая группа занята на острове Галиндез инженерно-строительными работами, готовя в твердых скальных породах площадку под предстоящую установку нового мощного крана и дизелей - вместо старых, работающих уже добрых сорок лет, еще со времен британской станции «Фарадей».

Нет ни профильного закона, ни НТС «Антарктика»

В ходе нашей беседы с Евгением Диким зашла речь и о судьбе многострадального проекта закона об антарктической деятельности (подготовленного НАНЦ в свое время, согласованного со всеми министерствами и ведомствами и поданного в Верховную Раду довольно давно - еще во времена президентства Ющенко, но с тех пор так и не ставшего законом). Также говорили мы и о подготовке программы украинских исследований в Антарктике на 2021-2030 гг. (поскольку предыдущая такая программа заканчивается в 2020-м).

А еще - о том, почему уже более двух лет, с февраля 2018 г. (когда по инициативе тогдашнего руководства Минобразования и науки, возглавлявшегося Лилией Гриневич, на пост директора Национального антарктического научного центра был выдвинут Евгений Дикий) перестал функционировать и до сих пор не действует межведомственный научно-технический совет  «Антарктика», объединявший не только руководство НАНЦ и представителей МОН, а и ведущих ученых из академических институтов, ведомственных НИИ и вузов Украины. Он играл важную координирующую роль в рассмотрении как программ антарктических научных исследований и отчетов об их выполнении, так и многих организационных и других актуальных вопросов.

Кстати, в ходе нашего нынешнего общения с Евгением Диким выяснилось, что он, судя по всему, обиделся на опубликованный в «2000» весной прошлого  года критический материал автора этих строк под заголовком «Украина в Антарктиде: «благодаря» или «вопреки»? (с его полной версией на сайте «2000) - и до сих пор директор НАНЦ не забыл о той публикации…

Говоря о предстоящей Государственной программе антарктических исследований на 2021--2030 годы, Евгений Александрович сообщил, что были подготовлены и одобрены Министерством образования и науки проект концепции такой программы и проект постановления Кабмина по этому вопросу. Впереди - согласование концепции с тремя министерствами (экономического развития, финансов, юстиции) и ее утверждение правительством. После этого (в случае положительного решения по концепции) придет черед и подготовки самóй программы.

Тут хотелось бы от себя заметить, что до конца 2020 г., когда завершатся сроки предыдущей программы и должна будет начать действовать новая программа на предстоящее десятилетие, осталось совсем немного времени - всего лишь девять месяцев. К тому же в составе нового Кабмина, утвержденного ВР взамен отправленного парламентом в отставку правительства Гончарука, оказались незаполненными (на момент нашего интервью) несколько министерских постов, в т. ч. в Министерстве образования и науки, которому, как уже говорилось, подведомственен Национальный антарктический научный центр (ныне в МОН – врио министра). И такая неопределенность, увы, не сулит возможностей для решения большого комплекса вопросов, связанных как с утверждением концепции, так и с подготовкой новой Госпрограммы антарктических исследований.

На вопрос корреспондента «2000» о дальнейших перспективах законопроекта об антарктической деятельности, который призван не только стать основой для определения стажа работы украинских полярников при их зимовках на антарктической станции, исчисления размеров заработной платы и различных соцгарантий и льгот, связанных с деятельностью в сложных природных условиях Антарктиды, но и подвести нормативно-правовую законодательную базу под всю многогранную деятельность нашей страны в том регионе, Евгений Дикий сказал, что лично он не считает актуальным и целесообразным принятие такого закона и что, по его мнению, этот комплекс вопросов вполне можно юридически оформить на уровне постановления Кабинета Министров Украины.

Здесь позволю себе не согласиться с такой точкой зрения директора НАНЦ. Важно учесть не только то, что закон имеет более высокий статус, чем постановление Кабмина, а еще и то, что уже несколько одно за другим сменявших друг друга правительств (Яценюка, Гройсмана, Гончарука) не очень-то, мягко говоря, горели желанием позитивно решать вопросы о социальных гарантиях и льготах для профессий, которые связаны с работой в тех или иных сложных условиях…

И, наконец, - о причинах прекращения деятельности межведомственного НТС «Антарктика», который в течение ряда лет возглавлял известный ученый, директор Института геологических наук Национальной академии наук Украины - и к тому же в свое время один из инициаторов создания в нашей стране Центра антарктических исследований и его первый руководитель - академик НАНУ Петр Гожик.

Отвечая на этот вопрос, Евгений Дикий сказал, что он, став директором НАНЦ, обратил внимание руководства Министерства образования и науки, что положение о научно-техническом совете «Антарктика» было утверждено в свое время не МОН, а Госинформнауки - ведомством, которому ранее был подчинен Национальный антарктический научный центр до его передачи в 2016-м в систему МОН, - и потому, мол, то положение об НТС «Антарктика» было признано неправомочным, т. е. научно-технический совет стал нелегитимным.

Как пояснил Евгений Александрович, НАНЦ (еще при министре МОН Гриневич) подготовил проект нового положения об НТС «Антарктика» и (уже при следующем министре МОН Новосад) утвердил это положение. Теперь осталось только определиться с персональным составом нового научно-технического совета (а этим директору НАНЦ придется заниматься, понятно, уже с новым руководством МОН, когда оно будет назначено).

Но ведь если координирующая деятельность научно-технического совета «Антарктика» нисколько не изменилась от перемены подведомственности Национального антарктического научного центра из Госинформнауки в Министерство образования и науки, то, наверное, учитывая такое понятие, как преемственность, не логичнее ли было руководству МОН просто своей властью перевизировать положение об НТС «Антарктика»?

А так уже более двух лет нет НТС - структуры, которая компетентно (по своему составу, включающему ведущих ученых и других специалистов) координировала планы научных исследований и их реализацию, да и многое другое в этой сфере. И пока всем этим занимается самó руководство НАНЦ, и будет, судя по всему заниматься, пока не сформируют будущий персональный состав нового НТС «Антарктика». И когда еще это произойдет?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Эйфория приватного космоса

Амбиции главы ГКАУ, рассчитывающего за короткое время озолотить космическую отрасль...

Глобальные земные проблемы

Большой комплекс многогранных научных и прикладных проблем был всесторонне...

Суть медреформы — убить науку?

Министерство здравоохранения должно быть заинтересовано не в разрушении...

Надеюсь на взаимопонимание

Нравственность — важнейший элемент любого производственного и общественного...

Министерство образования, науки и профнепригодности

Конкурс WorldSkills International становится так же популярен, как Олимпийские игры

Как нам получать Нобелевки

Опыт Китая и его Единой платформы выглядит именно тем, что требуется украинской науке...

Загрузка...

ЗНО з історії України — рівність для усіх чи...

Щороку в завданнях ЗНО присутні питання, яких немає ані в програмі, ані в підручниках

Свадьба на Луне — лучший подарок невесте

Маршрут корабля будет повторять траекторию легендарного «Аполлона 8» в 1968 г.

Борьбой с плагиаторами должны управлять...

Украинские университеты продолжают выдавать бумажки под названием «диплом»...

Вы готовы к новому миру?

Сегодня смартфонами пользуется практически половина человечества: с их помощью мы...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка