Услуга «высшее образование»

№15 (554) 15 - 21 апреля 2011 г. 12 Апреля 2011 0

Периодически в прессе появляются статьи о состоянии украинского образования. Не только высшего, но и среднего. Все они в той или иной степени тревожны. Я не буду говорить сейчас о средней школе, хотя, на мой взгляд, именно о ней надо уже не говорить, а отчаянно кричать, потому что с каждым годом те, кто приходит на первый курс в вузы, пугают своей мизерной подготовкой к учебе в университетах. Видимо, надо дать три минуты тишины, чтобы услышать SOS нашего образования.

А ведь даже длинноволосый король Карл Великий беспокоился о состоянии образования в своей стране. Он организовывал академии, заставлял учиться своих детей и детей соратников. Правитель из полудикой династии Каролингов понимал, насколько важно для успеха государства наличие просвещенных людей. Но вот возникает вопрос: а нужны ли независимой Украине грамотные специалисты?

Я много лет работаю в системе высшей школы. Преподаю начертательную геометрию и другие родственные дисциплины. Сейчас наша кафедра называется «кафедра инженерной и компьютерной графики». К сожалению, начертательную геометрию и черчение в связи с ежегодным сокращением часов уже давно превратили в тришкин кафтан под названием «инженерная графика». Ну а компьютерная графика, что ж, это, безусловно, прогресс в преподавании вообще и в нашей дисциплине в частности. Хотя никакая компьютеризация не спасет, если у студентов нет базовых знаний. А их все меньше и меньше. Как научить человека геометрии, если он, вертя в руках пластмассовый треугольник, тщетно пытается определить, где же в нем прямой угол? И это не анекдот, граждане. Что же делать, как поднять уровень образования?

Вас обслужить?

И вот я с огромным интересом прочитала в вашей газете статью Д. Табачника «Возвращение в современность. К новой государственной политике в сфере образования» (№8 от 25.02.2011 г.). Все, на мой взгляд, верно, глубоко продуманно. Но все-таки хочется кое-что уточнить. Например, Дмитрий Владимирович к вопросу о появлении огромного количества приватных вузов пишет: «...образование из «продукта» уникальной интеллектуальной индустрии с теми или иными характеристиками превратится в «услугу», к которой прилагаются такие качества, как «быстрее» и «проще»...

К сожалению, должна заметить, что не только частные, но и государственные вузы научились оказывать подобные «услуги». И причем давно. Что ж, неудивительно, всяк борется за выживание как может. Любые средства хороши. С принципиальными преподавателями, которые объективно оценивают знания студентов, не церемонятся. Ведь может грянуть закрытие учебного заведения из-за низкой успеваемости и непременно следующего за этим отчисления студентов.

Кстати, об отчислении. Помню, как еще в незабвенные советские времена наш бывший ректор с энергией, достойной лучшего применения, не уставал повторять на каждом общем собрании перед началом учебного года, что двойки студентов — на нашей, преподавательской, совести. Мы-де недоучили и не научили, и в каждом отчисленном за неуспеваемость учащемся он видит уволенного преподавателя... Вот так нам, как экспериментальным мышам, ежегодно показывали кота, чтобы мы (мыши) знали, что нас в случае бунтарства ждет. Но если тогда нам казалось, что руководитель «болеет» за качество преподавания, то сейчас все гораздо хуже, я бы сказала, порочнее.

Я не говорю о частных вузах, но и в государственных появились студенты-контрактники, которых отчислить за неуспеваемость и чудовищные пропуски, если они исправно платят за обучение, нельзя. В период сессии они заваливаются на кафедру — святая святых вуза — с беспардонным криком (часто даже не помня имени-отчества преподавателя): «А где такой-то, с усами (или без)?..» Так и хочется спросить: «Вас обслужить? Вы к какому мастеру?» Молодые люди прекрасно понимают это и уверены, что стали в очередь за уже далеко не дефицитным (увы!) товаром под названием «диплом».

Такой порочный подход к образованию развращает и бюджетников. Оказывается, их тоже нельзя отчислять, иначе с кем же останутся вузы? И так у нас огромный дефицит хороших студентов. А нет студентов — нет вуза! Из страха перед мыслью, что их университет «прикроют», администрации высших учебных заведений хватаются за каждого, даже самого слабого и бездарного учащегося, лишь бы продержаться на необходимом численном уровне. Не наука, а профориентационная работа стала главным событием университета. Кого только мы не тащим к себе! А потом руководителям дипломных проектов приходится дотягивать свои «тяжелые ноши» до защиты и сбрасывать, вытирая пот от непосильного труда, на государственные экзаменационные комиссии, которые не мудрствуя лукаво принимают в большинстве своем убогие дипломные работы.

Особенно это касается технических вузов. В скором времени у нас не будет специалистов, способных создать что-либо полезное и интересное для страны, что подняло бы рейтинг украинского образования. Не будет грамотных инженеров, которые бы брали на себя ответственность за результаты своей работы. А ведь в советское время Украина занимала первое место в СССР по количеству населения, имеющего высшее образование, было много изобретателей, творческих личностей, которые учились с наслаждением. Где они теперь? «Иных уж нет, а те — далече...»

Так что, господа, если Министерство образования во главе с глубокоуважаемым мною Д. Табачником не реанимирует то, что мы еще по привычке называем образованием, мы превратимся в захолустье и станем не Украиной, а действительно окраиной. Стыдно за страну, в которой молодые люди, отучившись положенный срок в учебных аудиториях и потратив государственные деньги, не работают по специальности. Вот и получается, что мы готовим продавцов, в лучшем случае для престижных автосалонов, а в худшем — для хозяйственных супермаркетов, а то и вовсе поставляем клиентов с высшим образованием на «Барабашку» (есть у нас в Харькове такой популярный рынок).

Недавно мне попалась на глаза статья А. Демидовича «Государство и вузы – несовместимы» (№11 от 18.03.2011 г.). Автор считает, что только частные вузы спасут образование Украины. И, проводя аналогию между дефицитом гречки и муки и дефицитом интеллекта в сфере высшего образования, с возмущенным пафосом восклицает, что государство покушается на «святое» (!) — свободный рынок. Панацеей в данном случае он считает свободу. Вот только о какой «свободе» он говорит?

Предлагая полностью отдать образование на откуп частному сектору, господин Демидович уверяет, что якобы тогда и начнется настоящая здоровая конкуренция между вузами. Неужели он настолько наивен, что не понимает, чем это все закончится в нашей стране?

Дальше — лучше. Он предлагает не только уничтожить весь госсектор, но и отказаться от такого понятия, как диплом государственного образца: «Пусть учебные заведения выдают свои документы о высшем образовании...» Это мне напомнило персонажа М. Водяного — Попандопуло, который сам «рисовал» деньги для своего атамана: «Бери все, я себе еще нарисую...» — говорил он.

Конечно, «нарисовать» каждому вузу свои дипломы дело нетрудное, как нетрудно при наличии сверхвоображения представить себя даже Гарвардским университетом. Но подумайте, в какой хаос будет ввергнута наша и без того больная школа — и средняя, и высшая! Я уже не говорю о деньгах, которые придется заплатить за такое образование «не гарвардським хлопчикам», а простым способным ребятам без блата.

Безусловно, критика многих чиновников от образования справедлива. Да, существуют и коррупция, и бюрократический произвол, одолело огромное количество инструкций, стандартов, положений. И все это необходимо не для полезного дела, а чтобы чиновникам доказать необходимость своей деятельности. Именно это заблуждение надо исправлять. Что же касается частных вузов, то они не спасут положения. Более того, они породят удельных князьков, которые постоянно будут тянуть на себя одеяло, повышать оплату за обучение, и вот тогда уж коррупция расцветет таким буйным цветом, что бороться с ней вообще будет невозможно.

Спасите «технарей» от «прогонича»

Мне очень больно видеть, как деградирует наше когда-то лучшее в мире бесплатное образование. Катастрофически обстоят дела не только с техническим образованием, но и с гуманитарным. Послушать выступления некоторых «профессоров» той же Киево-Могилянской академии — все становится ясно. Лживая, перевернутая с ног на голову история, неправильно построенные фразы. Даже с языком «титульної нації» не все в порядке. Полно неграмотных «фахівців» от образования, которые не могут без ошибок писать и говорить. А настоящие специалисты куда-то исчезают.

Недавно мне пришлось в качестве методического пособия составлять небольшой русско-украинский словарь технических терминов. С техническими терминами вообще надо обращаться осторожно, ведь существует много давно устоявшихся слов иностранного происхождения, которые вовсе не следует переделывать во что-то странное, зато с галицийским звучанием. Работая над словарем, я просмотрела много литературы на эту тему. И вот мне попался «Словник технічної термінології», изданный в 1928 г. (авторы И. Шелудько и Т. Садовский).

Я бы не удивилась, если бы он хранился в библиотеках как раритет. Подобные словари появились в эпоху насильственной украинизации под руководством товарища Скрыпника, испугавшей даже товарища Сталина. Но теперь нам предлагается «оновлений» в 2009 г. брат-близнец этого словаря. В нем сохранились все те же «перлы» вроде «абсорбер — вбирач», «арка — лук», «болт — прогонич», «муфта — злучник», «анемоскоп — вітровказ», «рефлектор — відбивач»! И прочая и прочая... Представляете, как освоит не самые легкие в понимании предметы современный студент с помощью такой литературы!

Тут можно вспомнить господ славянофилов. Моя мама когда-то рассказывала, как вводились в украинский язык чудные слова: «фльота», «гальстух»... Не напоминает ли это классическую славянофильскую фразу: «Хорошилище в мокроступах идет по гульбищу из ристалища на позорище». Кто не понял — перевожу: «Франт в калошах идет по бульвару из театра в цирк». Не прижилось, слава богу. И таким господам доверено воспитывать нашу молодежь. Грустно...

Правда, справедливости ради отметим, что «оновлювачі» все же предложили читателям присылать свои замечания по поводу словаря, но где же их профессиональный подход к такой деликатной работе? Мы смеемся, читая титры безграмотного перевода в русскоязычных фильмах. Но как только Табачник предпринимает попытки реанимировать образование, дать возможность жителям многонациональной Украины писать и говорить на родном языке, «национально озабоченные» политики-чиновники поднимают студентов на борьбу с «неугодным» министром. Вместо того чтобы сидеть в аудиториях, приобретать необходимые для дальнейшей жизни знания, то есть заниматься своими прямыми обязанностями (как говорил профессор Преображенский), студенты радостно изображают толпу «несогласных». И небесплатно.

Нельзя идти на поводу у толпы. Государству надо наконец взяться за образование, не жалея для этого денег. Пусть оно не мелочится, подсчитывая, сколько студентов приходится на одного преподавателя. А то, принимая Болонскую систему, мы ухватились за тестирование, считая его панацеей. При этом не заметили, что в Европе для успешного учебного процесса считается оптимальным 7—8 студентов на одного преподавателя. В наших же обычных вузах почти на всех кафедрах, за исключением некоторых, на одного преподавателя приходится примерно 25—30 студентов. Зато господин Вакарчук, бывший «оранжевый» министр образования, устроил в своем гнездышке (Львовском университете) уютную жизнь, причем за счет налогоплательщиков. Там на одного преподавателя приходится 5 студентов. Что ж, замечательно! Но и мы так хотим, и не когда-нибудь, а сегодня, сейчас!

Понимает ли правительство, что только по-настоящему образованный, культурный человек может принести пользу своей стране? Вкладывая деньги в систему образования, в культуру (не шароварную, а настоящую), мы воспитаем молодежь, которой сможем гордиться, которая не опозорит своим местечковым примитивизмом Украину. Она не будет бузить на майданах, не будет интриговать, обуреваемая злобной завистью. Она будет честно учиться и работать.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Суть медреформы — убить науку?

Министерство здравоохранения должно быть заинтересовано не в разрушении...

Надеюсь на взаимопонимание

Нравственность — важнейший элемент любого производственного и общественного...

Министерство образования, науки и профнепригодности

Конкурс WorldSkills International становится так же популярен, как Олимпийские игры

Как нам получать Нобелевки

Опыт Китая и его Единой платформы выглядит именно тем, что требуется украинской науке...

ЗНО з історії України — рівність для усіх чи...

Щороку в завданнях ЗНО присутні питання, яких немає ані в програмі, ані в підручниках

Свадьба на Луне — лучший подарок невесте

Маршрут корабля будет повторять траекторию легендарного «Аполлона 8» в 1968 г.

Загрузка...
Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка