Дареный ген

№43(839) 27 октября – 2 ноября 2017 г. 24 Октября 2017 4.8

Марина Степанченко: «Родители должны понимать — деятельность, которой занимается ребенок, для него усилие или насилие?»

Если вы искренне считаете, что в вашей семье подрастает настоящий гений, ни в коем случае не пускайте процесс его интеллектуального мужания на самотек.

Талант в бонус

О том, как можно взрастить ярчайший талант, написаны сотни книг и выпущены тысячи статей в научных журналах и личных блогах. Нередко ученые делают громкие открытия в детской психологии, которые подчас идут вразрез с принятыми в обществе нормами.

Сегодня ряды книг по развитию высокоинтеллектуальной личности от рождения (и раньше) до школьной скамьи в домашней библиотеке — неизбежное доказательство заботливого родителя.

Некоторые чуткие мамы и папы, воспитывая детей по авторской методе, сами написали книги, по которым другие пытаются повторить их успех. Известны свершения венгерского педагога Ласло Полгара, который целенаправленно вырастил из собственных дочерей трех чемпионок мира по шахматам. В 70-е гг. пресса с восторгом писала о семье педагогов-новаторов Никитиных, ставящих воспитательные эксперименты на своих семерых детях. Недавно вышла книга Эми Ральф «Мой сын — Илон Маск. Как воспитать гения» — история Мэй Маск, успешной модели, которой удалось вырастить талантливых и знаменитых детей (по крайней мере — одного).

Неудивительно, что чуть ли не каждая украинская мать самозабвенно мечтает обзавестись домашним гением: сначала покупает развивающие игры, обучающие карточки, заучивает стимулирующие мелкую моторику пальчиковые игры, позже — записывает ребенка на кружки и занятия к различным педагогам.

Но вот в чем штука — не все современные психологи одобряют подобное родительское рвение и даже бьют в набат, требуя оставить детей в покое и вернуть им нормальное счастливое детство. В хоре таких голосов слышны доводы американского профессора Дэвида Элкинда, который в книге «Детство наспех» пишет, что «стремление как можно быстрее развить умственные способности ребенка наносит вред, поскольку оно угрожает разрушить такие стороны детства, которые жизненно важны для социального, эмоционального и когнитивного развития».

Он апеллирует к тому, что составляя за детей расписание занятий и развлечений, мы отнимаем у них радость придумывать собственные игры, лишаем их ощущения независимости, собственной компетенции. А эти качества понадобятся в дальнейшем, чтобы получать удовольствие от управления собственной жизнью.

Однако книжные советы мы забываем вмиг, едва видим перед глазами пример, как маленькие дети показывают такие стороны своего таланта, что взрослым впору изумляться. На отечественном телевидении есть детские шоу талантов, где крохотная девчушка сильным голосом выводит рулады не хуже иной оперной певицы, а трехлетний мальчишка назубок пересказывает географическую карту мира. Нас поражают вундеркинды — математики, поэты, боксеры, художники...

Тогда мы тоже хотим лицезреть своих чад на сцене или на пьедестале, начинаем выявлять таланты в них и даже насаждать таковые чуть ли не силовыми методами. И забываем, что основным фактором, гарантирующим не однобокое, а полноценное интеллектуальное и эмоциональное развитие, являются теплые, доверительные отношения с родителями. Именно любящие и терпеливые взрослые, которые все свое время и силы отдают детям, при этом трезво оценивая способности, наклонности ребенка, могут направить их в нужное русло.

Пока же в ожидании новых Эйнштейнов, Моцартов, Лавуазье, Турбиных мы с Мариной Степанченко, психологом детского талант-шоу «Круче всех» на «Интере», разбираемся в нюансах воспитания юных дарований. А также говорим о том, почему гений и талант — понятия совершенно разные.

Малый рост да большие таланты

— Что скрывать, любой родитель мечтает, чтобы ребенок рос умным, успешным, был одаренным, а еще лучше — гениальным. С какими детками вы чаще сталкивались в жизни и на телевидении?

— Детей, которых все видят в «Круче всех», я бы назвала очень талантливыми. Существует множество гипотез на тему, что же такое гениальность. Это ген такой есть или влияние «правильной» среды, в которой растет ребенок? Я склоняюсь к тому, что гениальность — это гены плюс среда.

Понятие одаренности говорит само за себя. Тут мы сразу можем говорить о некоем даре, с которым рождается ребенок. Его можно развивать или не развивать. Например, мальчик с младенчества предрасположен к музыке, имеет талант. Если он живет в семье, например, парикмахеров и у него не будет возможности учиться музыке, развиваться, если окружающая среда его не поддержит, не поможет совершенствоваться, шанс, что он станет талантливым певцом (композитором, скрипачом), невысок.

Если ребенок без каких-либо особых способностей рождается в музыкальной семье, где его все натаскивают изо дня в день, он может стать талантливым певцом или пианистом. Но не за счет природного дара, а за счет труда и упорства. Мы однозначно можем утверждать, что гены без среды бессильны, равно как и среда без генов!

Очень часто те, кто достигает больших успехов, — это дети, которые хотели быть видимыми и значимыми. И в первую очередь для своих родителей.

Часто желание быть любимым мамой или папой является поводом заниматься и развивать то, что радует или одобряется взрослым. Известно, что Бетховен начал играть не только потому, что был талантливым музыкантом, подоплекой стало отсутствие внимания со стороны отца. То есть все, чем занимался юный Людвиг до того, как сесть за рояль, папу совершенно не трогало. Но как только это случилось, отец был удивлен, заинтересован, захвачен дарованием сына (правда, методы, которые он применял в обучении чада, пусть и оказались действенными, но были суровы. — Авт.).

Хобби взахлеб

— Дети, уровень развития которых явно превосходит сверстников, требуют повышенного внимания, опеки, или им лучше предоставить свободу?

— Естественная потребность ребенка — это любовь матери. С рождения малыш привязывается к значимому объекту, и деятельность, которую мама одобряет, которой дает позитивное подкрепление, и станет для ребенка ведущей, самой важной.

Представим, что сын сидит с открытой книгой, он занят. Если мама подошла, погладила по голове, похвалила: «Какой ты молодец, что читаешь!» — такой ребенок и дальше будет любить книги, зачитываться ими с увлечением. Вспоминаю историю из практики. Девочка увлекалась рисованием. У ее мамы — определенный талант к рисованию, хотя она и не профессиональный художник. Семья поехала отдыхать в Париж, в родительских планах был поход в Диснейленд. Но сказочный парк радости ребенку не доставил. Оказывается, для дочери важнее было сидеть дома и рисовать то, что выплескивало воображение.

— Как определить ту грань, за которой спорт, всевозможные секции, творческие кружки становятся бонусом в воспитании личности или же превращаются в балласт, мешающий развиваться ее природе?

— Первое, на что бы я обратила внимание, — это необходимость четко понять: та деятельность, которой занимается ваш ребенок, для него усилие или насилие?

Если ребенок чем-то увлечен, ему нравится то, что делает, он сталкивается с неизбежными препятствиями, сложностями и, преодолевая их, совершает усилие. В этом случае сложности не помеха, ему хочется их преодолеть, так как деятельность интересна ему лично. А вот если отпрыска заставляют делать то, что ему не нравится, но мама настаивает, мол, надо, в этом случае трудности будут переживаться как насилие.

— А это значит, что ребенок, занимающийся из-под палки, тратит силы, энергию для того, чтобы себя заставить, переломить в угоду родителю?

— Именно. Я вспоминаю детей, которые на собеседовании в программу «Круче всех» получили стопроцентные «да» от всех специалистов. Это те дети, рядом с которыми тебе, взрослому, самому становится интересно. А это происходит только рядом с человеком, искренне увлеченным тем, что он делает. Даже если ребенок показал великолепнейший результат, демонстрируя свои способности, но не мог захватить нас, не мог с горящими глазами рассказывать, что еще умеет делать и это, и то, в этом случае речь шла о насилии. А были детки, рядом с которыми мы забывали, с чем они пришли и какими достижениями хотят поделиться с публикой.

Приведу в пример девочку, которая не просто увлекается гимнастикой или танцами, а еще рисует, вяжет, поет... И говорит о своих хобби взахлеб. У таких детей есть вкус к жизни, они — настоящие.

— Вам наверняка приходилось настраивать участников перед выходом на сцену не бояться камеры, операторов, зрителей. Как вообще организован закулисный процесс?

— Для малышей до пяти лет самое главное — доверие. В этом возрасте окружающую среду они воспринимают как достаточно небезопасную. Поэтому до начала съемок мы их обязательно знакомим с локациями, показываем, где сцена, камеры, ступеньки, диванчики... Страх ведь вызывает все, что непонятно, неизвестно. Мы старались ничего не выдумывать, а предлагали детям объективную, позитивно окрашенную реальность.

Кстати, у нас за кулисами было все необходимое для удовлетворения базовых потребностей ребенка: что-то вкусненькое поесть и попить, настольные игры, фломастеры, карандаши... Так малышу комфортней ждать своего выхода.

— Страх публичных выступлений часто распространяется вовсе не на детей, а на их родителей. Подскажите, как вести себя маме-папе в ожидании ответственного выхода чада?

— Иногда мамы волнуются больше, чем дети. А ведь чем меньше ребенок, тем больше он настроен на маму. Между ним и мамой остается невидимая пуповинная связь. Если мама переживает, волнуется, то даже когда говорит самым спокойным на свете голосом: «Все в порядке», на вербальном уровне ребенок почувствует подвох. Дети это считывают моментально. Мало того, что ребенок станет переживать вместе с ней, он еще и будет испытывать когнитивный диссонанс, получая это так называемое двойное послание.

Мама говорит, что все хорошо, но при этом руки у нее трясутся. И тогда ребенок не понимает, чему же доверять. Он может думать, что с ним что-то не так, что он делает и чувствует неправильно. Поэтому я рекомендую всегда быть честными в контакте с ребенком. Если взрослый нервничает, то лучше так и сказать: «Малыш, я очень переживаю. Я волнуюсь». Можно даже не объяснять, почему. Для ребенка достаточно того, что люди, которые пришли его поддержать, будут искренними.

А вообще в идеале маме нужно быть настроенной позитивно. Для этого мы повторяем взрослым практически то же, что и детям: «Вы пришли, чтобы вами полюбовались, потому что вы умеете делать то, что не умеют другие. Это невероятно и очень интересно. Спасибо вам, вы уже и так лучше всех».

— Ведущим Андрею Доманскому и Андрею Данилевичу доводилось прибегать к консультации психолога, чтобы найти контакт с детьми?

— Нам с ними повезло. Андрей и Андрей были очень открытыми к детям. Большое счастье, что оба — папы. Они сразу опускались на уровень глаз детей. Так что не нужно было объяснять, как с ними общаться. И мне также было работать с ними комфортно и безопасно.

Чтобы правильно общаться с детьми, нужно их «видеть». Тут необходима способность взрослого не сосредотачиваться на единственной яркой составляющей ребенка, а интересоваться им целиком. Видеть разности маленького человека и принимать их все!

Вот приходит к нам дошкольник. Он умеет, скажем, играть на фортепиано. Прекрасно, нам могло бы быть интересно только это, но, кроме пианино, в его жизни есть еще много чего важного. И ведущие разговор строили по-другому: «Привет, как дела? Чем живешь?», «Какая у тебя комната?» Это для того, чтобы ребенок понимал: общаются с ним, а не с одной его частью, талантом, который в данный момент важен и интересен. Ну и чтобы не подкрепить нарциссическую сторону.

— Вот что важно. Если втолковывать ребенку, что он самый лучший, самый крутой, не будет ли это подкреплением нарциссизма, о котором вы говорили?

— Говоря ребенку именно так, думаю, что будет. А вот если видеть ребенка, то нет...

— А как это — видеть?

— ...Допустим, малыш рисует «каляку-маляку». Мама не должна говорить: «О, ты нарисовал гениальный рисунок, никто, кроме тебя, так не сумеет», а сказать: «Как здорово, что ты рисуешь» или «мне очень интересно, а что же ты нарисовал?» Мама делится своими чувствами. Даже если родителям рисунок совсем не приглянулся, всегда можно найти в своем любящем материнском сердце искренние слова. Показать, что ребенок, его работы, увлечения ей важны и интересны. Но прежде интересен и важен он сам.

— В конечном итоге что дает детям маленьким и постарше участие в телешоу? Дух соперничества сегодня, кажется, модный и востребованный тренд. Но идет ли он впрок, особенно в нежном возрасте?

— Детям важно было сказать, что пришли они сюда не побеждать и что-то доказывать. Вообще ведь этот проект не о том, как одержать верх, обойти, занять первое место. Нам интересно посмотреть, какие талантливые дети живут в Украине. И они приходят в шоу, чтобы мы все удивились их достижениям и порадовались за них.

Кстати, кастинги детей для участия в программе продолжаются. Так что пишите о своем ребенке на адрес kv@inter.ua. nсправка «2000»

Семь, на наш взгляд, небезынтересных книг по психологии воспитания детей, которые стоит прочесть родителям:

«Эйнштейн учился без карточек. Как на самом деле учатся наши дети и почему им нужно больше играть, чем зубрить», Кэти Хирш-Пасек, Роберта Михник Голинкофф.

«Зачем, за что и как хвалить ребенка. Неожиданные результаты воспитания похвалой», Алан Каздин.

«Как развивать мозг ребенка, чтобы он стал умным и успешным», Сандра Амодт, Сэм Вонг.

«Искра Божья, или Как воспитать гения», Кристин Барнетт.

«Как дети добиваются успеха», Пол Таф.

«После трех уже поздно», Масару Ибука

«Как приумножить интеллект вашего ребенка», Глен Доман, Джанет Доман.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Максим Матковский: «Хвалим Сатану, то есть слава...

Максим Матковский рассказал «2000», что лучшей литературой считает беллетристику,...

Андрей Данилевич:«Наш проект — азбука жизни, и это...

«За откровенность мы никому не платим. У нас все по-честному»

Андрей Данилевич: «Наш проект - это азбука жизни,...

Самое рейтинговое на украинском телевидении социальное ток-шоу отмечает свой первый...

Тетяна Трофименко: «Читання — це найцікавіше заняття...

Тетяна Трофименко розповіла «2000», що у підлітковому віці знала напам'ять цілу...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка