Фанерные танки и бумажные войны

№27 (468) 3 - 9 июля 2009 г. 22 Июня 2009 0

В начале июня 2009 г. киевское предприятие ЗАО «Фанеры и плиты» (Фанплит) победило в конкурсе на лучшую компанию стран СНГ, проводимом Торгово-промышленной палатой Украины. Случай уникальный, особенно в условиях нынешнего экономического кризиса, когда многие заводы останавливаются, а то и разоряются.

Казалось бы, предприятие должно стать образцом и получить поддержку на самом высоком государственном уровне. Однако вместо помощи Фанплит испытывает заметное противодействие со стороны многих украинских чиновников. О старейшем столичном заводе, которому в 2008 г. исполнилось 100 лет, рассказал его генеральный директор Палладий ГОРБАТЮК.


Палладий Горбатюк

Палладий Николаевич руководит предприятием более 20 лет. На завод попал еще юношей, прошел все ступеньки служебной лестницы от рядового рабочего до главы компании, поэтому лучше чем кто-либо знает причины нынешних успехов и трудностей.

Сегодня Фанплит — базовый комбинат по выпуску древесно-волокнистой плиты (ДВП). Каждый ее второй квадратный метр, используемый в Украине, изготовлен здесь. Свою продукцию завод поставляет в общей сложности в 34 страны — от России до Гонконга.

Наша встреча с директором откладывалась несколько раз — происходил очень непростой пуск после реконструкции линии по производству плиты МДФ (мелко-дисперсная фракция).

МДФ или ее разновидность ДВП встречается в каждом доме. Из этих плит делают мебель, они идут на полы, перегородки, потолки. Нет такой отрасли промышленности или сферы жизни, где бы не пригодился этот идеально гладкий технологичный материал.

Немаловажно, что данная плита изготавливается в сущности из отходов деревообрабатывающей промышленности — из щепы, доведенной до субстанции, напоминающей вату. Новая производственная линия работает в автоматическом режиме. Кроме операторов, следящих за электроникой, здесь задействованы только два человека, складирующие готовую продукцию. Данная линия обеспечивает заводу 70% товарного выпуска продукции.

По словам г-на Горбатюка, реконструкция линии по производству плиты МДФ немецкой компании «Бизон» была запланирована в 2008 г., когда никто не предполагал о нынешнем экономическом кризисе. Поэтому проводить ее более чем за 10 млн. грн., монтировать и производить пуск пришлось в тяжелейших условиях. И тем не менее завод выдержал испытание. Редко какое предприятие в Украине имеет подобный запас прочности.

Сотрудничество с компанией «Бизон», имеющей более чем столетнюю историю, к обоюдному удовольствию продолжается вот уже 25 лет. Фанплит получает новейшие немецкие технологии, а западная фирма имеет в лице украинского предприятия «экспериментальный полигон» для обкатки перспективных методик. Немецкой стороне выгодно и то, что на Фанплите не только опробуется новейшее оборудование, но и постоянно идет его доработка и модернизация.

Преграда для огня

Выпуск плиты МДФ — не единственное нововведение на Фанплите. В прошлом году здесь впервые в Украине было освоено производство огнестойкой фанеры. Сегодня ее основное применение — железнодорожный транспорт, где согласно требованиям безопасности должны использоваться негорючие материалы. Разумеется, приобретают уникальную фанеру и частники, обеспокоенные сохранностью своих жилищ. Особенно это касается тех, кто хоть однажды видел, как горят деревянные дома. Став свидетелем подобного зрелища, спокойно заснуть в бревенчатой избе или особняке уже невозможно.

Возникает вопрос: почему бы нынешним строителям, имея такой уникальный материал, не использовать его, например, в многочисленных торговых киосках, которые горят постоянно? А сколько пожароопасных объектов в переходах метро, в кинотеатрах, в местах массового скопления людей требуют такой фанеры. Достаточно вспомнить недавнюю трагедию в зале игровых автоматов в Днепропетровске, когда в огне погибли люди.

Я лично убедился в негорючести специальной фанеры. При мне ее образцы поместили в камеру в специальной лаборатории, на огне они только обугливаются и, вытащенные наружу, прекращают тление. Обычная же фанера уже через минуту полыхает неимоверно. Даже если образец огнестойкой фанеры прожечь с кислородным дутьем горелкой, используемой для резки металла, то и тогда она не воспламеняется.

Цех по изготовлению уникальной фанеры построен на собственные средства. Разумеется, никто из иностранных конкурентов не захотел делиться секретом раствора, благодаря которому материал приобретает редкие свойства. Были найдены специалисты в этой отрасли, организована совместная работа с ПП «Вогнезахист — Фандеталь», директором которого является доктор наук, профессор Владимир Жартовский. Это предприятие обеспечило научную поддержку и практическое обеспечение Фанплита соответствующей технологией.

В итоге Украина впервые в своей истории получила собственную огнестойкую фанеру, которая в полтора раза дешевле импортной.

Однако с реализацией огнестойкой фанеры внутри страны у киевских производителей возникают проблемы. Почему-то государственные структуры, в первую очередь подразделения Министерства транспорта и связи, предпочитают переплачивать втридорога, закупая ее за границей. В чем же причина подобной расточительности?

Ответ здесь, видимо, только один. Палладий Горбатюк на заводе ввел правило: никогда и никому из чиновников, от которых зависит подписание контрактов, не давать взятки и не платить так называемые откаты.

Фанерный щит от чиновничьего произвола

Давайте на конкретном примере разберемся, насколько чиновников раздражают подобные принципы.

Когда на Киевском вагоноремонтном заводе (КВРЗ) был объявлен тендер по закупке огнестойкой фанеры, Фанплит без труда выиграл его, поскольку только на одном лоте (всего 240 куб. м фанеры) цена оказалась на полмиллиона дешевле, чем у конкурентов, реализующих иностранную продукцию.

Победа в конкурсе была закреплена официальным документом. Но стоило железнодорожникам получить первую партию фанеры (приблизительно 30 куб. м) и приступить к ремонту вагонов, как вдруг появилось более чем странное письмо, рожденное в недрах фирмы-конкурента ООО «Орион Плюс» (Днепропетровск), проигравшей тендер и занимающейся продажей иностранной фанеры в Украине на протяжении последних 7 лет.

В письме говорится, что 18 августа 2008 г. данная фирма купила у Фанплита огнестойкую фанеру и провела испытания в одной из днепропетровских лабораторий. В результате было установлено, что материал не соответствует противопожарным требованиям.

Это письмо было направлено во многие инстанции, в том числе и в Государственный центр сертификации МЧС Украины. Кстати, все это происходило без уведомления руководства Фанплита.

Подобное абсурдное утверждение можно было бы оставить без внимания — кто подтвердит, какая именно фанера испытывалась да и испытывалась ли вообще. И при чем здесь днепропетровская лаборатория, когда материал сертифицирован и прошел все принятые в таких случаях испытания и утверждения.

В подтверждение этого привожу цитату из письма № 496 от 12.05.2009 г. Государственного центра сертификации МЧС Украины за подписью начальника этого учреждения Валерия Примаченко. Письмо направлено директору ООО «Орион Плюс» О. Маковозу, начальнику Государственного департамента пожарной безопасности МЧС Украины Е. Улинцу, а также, обратите внимание, начальнику управления ведомственной военизированной охраны «Укрзалізниці» Юрию Потетюеву: «...Вважаємо, що результати випробувань відібраних зразків деталей фанерних плит вогнезахищених, що були проведені ДВЛ ГУ МНС України в Дніпропетровській області, не є коректними, з цієї причини вони не можуть бути підставою для прийняття висновку щодо визнання групи горючості деталей фанерних плит вогнезахищених».

Однако вскоре в адрес Фанплита пришло письмо от коммерческого директора КВРЗ. В нем сообщалось, что по приказу, полученному свыше, основанием для которого послужила экспертиза, проведенная фирмой-конкурентом, завод не может использовать уже имеющуюся фанеру и просит приостановить ее дальнейшие поставки.

Поскольку КВРЗ не должен простаивать без материалов, возникла необходимость объявить новый тендер. Разумеется, на него Фанплит допущен уже не будет — останется лишь днепропетровская фирма, поставляющая иностранную дорогостоящую фанеру. Конечно же, она и выйдет победителем.

После подобных методов устранения конкурентов специалисты Фанплита написали множество писем, в том числе 25 мая 2009 г. теперь уже бывшему министру транспорта и связи Иосифу Винскому, министру промполитики Владимиру Новицкому. В настоящее время готовятся документы для судебного иска к инициаторам сомнительной экспертизы, а также к тем, кто использовал ее как предлог для приостановки заключенного контракта.

Инициатива по срыву контракта исходила не от администрации КВРЗ, ибо в документе есть пункт, предполагающий штрафные санкции при одностороннем разрывае договора.

Но в данном случае схема устранения конкурента продумана до мелочей. Ее инициатором выступил не КВРЗ, с которым Фанплит сотрудничает на протяжении многих лет на взаимовыгодных условиях, а вышестоящее руководство, которое наложило запрет на использование продукции Фанплита. Так что вагоноремонтному заводу приходится проводить повторный тендер.

Но кто же стоит за всем этим, если, конечно, не считать днепропетровскую фирму, заинтересованную в получении выгодного контракта?

В какой-то мере ответить на этот вопрос может письмо (№ ЦУО — 15/83 от 1 июня 2009 г.), пришедшее на имя Палладия Горбатюка от начальника управления военизированной охраны «Укрзалізниці» Юрия Потетюева.

В нем говорится, что согласно официальной информации Государственного центра сертификации МЧС Украины ЗАО «Фанплит» не проводило сертификацию своей продукции и соответственно не имеет сертификации соответствия на фанеру листовую огнезащитную и не может гарантировать необходимые пожарно-технические характеристики фанеры, приобретаемой для нужд «Укрзалізниці».

Согласитесь, удивительный документ, хотя бы потому, что подпись того же Потетюева стоит на техусловиях, удостоверяющих огнестойкость деталей фанерных плит совместного производства ЗАО «Фанплит» и ПП «Вогнезахист — Фандеталь», на которые выдан сертификат соответствия № UA.1.016.0002462-09 сроком действия до 20.01.2011 г.

Помимо начальника военизированной охраны «Укрзалізниці», эти техусловия подписали руководители эпидемстанции Минздрава, Бюро стандартизации, Всеукраинского центра стандартизации и метрологии, главы пассажирского и локомотивных управлений «Укрзалізниці», а также главный санитарный врач железнодорожного транспорта Украины.

Довольно странно, что уважаемый Юрий Потетюев запамятовал о существовании своей прежней подписи и неожиданно диаметрально изменил мнение о свойствах пожаростойкой фанеры.

За государственные деньги куплю что угодно!

Заместитель гендиректора Фанплита Валерий Барановский недавно участвовал в совещании, которое проводил министр Минпромполитики Украины Владимир Новицкий при участии специалистов и руководителей других министерств и ведомств. Один из обсуждаемых вопросов — закупка украинских товаров за госсредства.

Как выяснилось на совещании, с проблемой, подобной фанплитовской, столкнулись некоторые украинские предприятия легкой промышленности. Закупка товаров, в частности рабочей одежды для железнодорожников, а также постельного белья, производится за границей, причем в два-три раза дороже, чем могут продать стоящие без заказов отечественные предприятия. Как видим, чиновники без объяснений готовы переплачивать за товар — деньги ведь не их личные, а государственные, вернее — наши с вами, дорогие читатели.

Как же могут противостоять чиновничьему произволу пострадавшие украинские предприятия? Да никак. Согласно нынешнему законодательству они не имеют возможности оспорить решение тендерной комиссии. Поэтому сегодня ВР крайне необходимо внести соответствующие изменения в правовые акты, чтобы люди, в своих личных интересах открыто попирающие нормы морали, отвечали за свои действия. Разумеется, если их вина будет доказана.

Во время нашей беседы с Палладием Горбатюком пришло сообщение от запорожских железнодорожников — им запретили закупать огнестойкую фанеру у украинского производителя, то есть у Фанплита. И давление продолжается.

Давайте посчитаем, какой вред украинской казне приносит ведение конкуренции «по-украински». Только на первой заявленной партии в 240 куб. м фанеры на одном из ж/д депо государство переплатило полмиллиона гривен. А если посчитать в масштабах всей страны, где подобных предприятий десятки, если не сотни?

И кто способен сосчитать затраты, которое несут, предположим, киевское метро и железнодорожные предприятия, завозящие огнестойкую фанеру втридорога из-за рубежа (в стоимость, помимо транспортных расходов, входят и таможенные пошлины), в то время как под боком находится ее производитель. В данном случае значительно уменьшаются затраты на доставку, также нет необходимости складировать большие партии товара, который при необходимости можно подвести за считанные часы.


Вручение награды лучшему предприятию СНГ

Дешевые квартиры

Все специалисты, работающие на Фанплите, — от мастера и до его директора, как принято говорить, выращены на заводе. Сегодня здесь трудятся 130 династий, тогда как общее число работающих — всего 600 человек.

Как уже говорилось, заводу 100 лет. Еще в начале прошлого века предприятие работало как фанерная фабрика. В начале Великой Отечественной войны здесь даже выпускали бутафорские танки. Завод неоднократно разрушался, был полностью сожжен при отступлении немцев.

Издавна фанерное производство, как и ряд других, таких, как вторчермет, считалось второстепенным, со стороны руководства города внимание ему почти не уделялось.

Сегодня же предприятие не узнать. Территория завода больше напоминает городской парк, чем промышленную зону. Все здания ухожены, побелены, всюду чистота, скверы и клумбы радуют цветами (18 сортов роз) и зеленью травы. Есть небольшой садик, фонтан, словом, производство находится в идеальном порядке, которому могут позавидовать даже некоторые места отдыха киевлян. Кстати, забота о людях видна даже при входе в контору, где установлен электрический аппарат для чистки обуви — такие обычно встречаются на Западе в дорогих гостиницах.

Еще задолго до кризиса и подорожания природного газа на Фанплите самостоятельно построили и запустили теплогенератор мощностью 3 МВт, работающий на древесных отходах. Используется в нем не только собственный некондиционный горючий материал. Обрезки и горбыли приобретают у других предприятий, имеющих массу хлопот с его утилизацией и доставкой на свалку. Также в этом году в качестве топлива использовались выполнившие свою праздничную функцию новогодние елки.

Благодаря заблаговременно построенному генератору только в прошлом году сэкономлено более 2 млн. куб. м импортного газа. В настоящее время строится второй, более мощный тепловой агрегат.

В нынешнем году на предприятии 18 работников, стоящих на очереди, получат новые квартиры за 75% их себестоимости. Среди новоселов есть люди, находящиеся в списках всего 5 лет, — факт уникальный для Украины, а не только для Киева, где сегодня стоимость квадратного метра жилья порой превышает 1 тыс. долл.

Что примечательно, акции ЗАТ «Фанплит» сосредоточены не в одних руках — ими владеют «старейшины» династий предприятия.

При Фанплите работает фирменный магазин, где продукция завода значительно дешевле реализуемой в Киеве. Впрочем, вскоре ее можно будет найти и в других районах столицы и Украины. В настоящее время две крупных торговых сети — «Эпицентр» и «Новая линия» решили сотрудничать с предприятием.

Как видим, украинский бизнес начинает присоединяться к предпринимателям из 34 стран, заинтересованных в продукции Фанплита. Будем надеяться, что и отечественные чиновники включатся в этот плодотворный процесс.

Справка «2000»
ЗАО «Фанплит».
Тел.: (044) 559-1211, 559-1218, 559-0095, 559-1700, 559-1211.
Факс: (044) 559-1211.
Ул. Фанерная, 1, Киев, Украина, 02160.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Орел, ушедший в небо

Авиацией он «заболел», впервые в жизни увидев самолет в пионерлагере...

Интервью из «красной зоны»

Власть должна понимать, что она состоит из украинцев, а не из представителей какой-то...

Патріарх

У цьому, 2020 році, 15 вересня виповнилося 100 років з дня народження мого Батька —...

Флагман

Жоден з очільників обласних ДТРК не наважився повторити подвиг Ставничого

Неповторимый киевлянин

Писать о покинувшем нас светлом Друге мне легко и оправданно, и в то же время —...

Есть ли будущее у высокотехнологичных отраслей в...

Если Украина создаст конкурентоспособные ракетно-космические комплексы,...

Сова Минервы еще не вылетала, но крот истории уже роет...

История движется и помимо воли людей, помимо, прежде всего, воли сильных мира сего с их...

Карпатский Робин Гуд

Романтичных и благородных опришков сменили наемные мародеры и рейдеры, а о...

Иван Кожедуб: ас из асов

8 июня исполняется 100 лет со дня рождения маршала авиации, трижды Героя Советского...

Дела громче слов

Госэкоинспекция долгое время оставалась без руководства. А с учетом ужасающей...

Законность, профессионализм и честь

Сегодня в редакции «2000» не совсем обычный гость. Он – мастер спорта по вольной...

Илья Мечников: Нобелевский лауреат и борец с...

Сегодня, когда умы и чувства всего, без преувеличения, человечества, заняты проблемами...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка