Грибной день

№34 (618) 24 – 30 августа 2012 г. 23 Августа 2012 0
Промышленная поляна по-китайски

Котлеты, стейки, паштеты, икра и даже колбаса из грибов — такие продукты, по мнению Ассоциации грибопроизводителей Украины, станут привычными в рационе жителей нашей страны уже через десять лет.

Ежегодно в мире употребляется в пищу около 6,5 млн. т грибов. Из них в лесах собирают всего 0,4 млн. т, а все остальное выращивают специализированные предприятия. В целом производится около 100 видов грибов, но наиболее популярными являются шампиньон и вешенка.

В мировом грибопроизводстве с огромным отрывом лидирует Китай. В 2011 г. Поднебесная вырастила 17 млн. т этой продукции. Для сравнения, Нидерланды — крупнейший производитель гриба в Европе — собрали урожай на уровне 350 тыс. т. Наша страна в прошлом году смогла обеспечить себе лишь 35 тыс. т грибов и потерялась даже на фоне бывших друзей по соцлагерю. Так, Польша за относительно короткий период создала мощности, которые позволяют ежегодно выпускать 320 тыс. т продукции. Впрочем, согласно оценке немецкого Института экономических исследований, у нас имеются все предпосылки для увеличения производства в разы.

В шампиньоне содержится 20—25% белка, 18 аминокислот, калий, фосфор, железо и множество других микроэлементов, витамины: В, B1, B2, B6, D4 D5 и др. При этом гриб низкокалорийный продукт. В рационе жителей нашей страны недостает около 30% белка, который компенсируется за счет других элементов, прежде всего углеводов. А например, китайцы из грибов получают 72% белка. Еще несколько цифр: если с одного гектара можно получить 11 тыс. ц грибов, а это 330 кг белка, то картофеля — 300 ц (3 кг) и овощей — 2, 5 тыс. ц (20 кг).

Еще в декабре прошлого года во время визита в нашу страну министра сельского хозяйства Китая было подписано соглашение о сотрудничестве Украины и КНР в аграрной сфере. Среди вопросов, которые вошли в формат переговоров, обсуждался и проект «Грибная индустрия».

Виктор Титков верит
в отечественного производителя

Руководитель проекта Виктор Титков возглавляет всеукраинскую общественную организацию «Ассоциация грибопроизводителей Украины», объединяющую четыре десятка производственных и научно-исследовательских организаций.

Мы беседуем с Виктором Витальевичем в холле Министерства аграрной политики и продовольствия. Накануне он принимал участие в общественном совете по доработке проекта закона «О продовольственной безопасности». Ассоциация планирует дополнить документ разделом о грибном потенциале государства.

Стихия рынка

— Почему при всех кажущихся преимуществах в стране выращивают так мало грибов? Насколько мне известно, рентабельность этого производства достаточно высока, с сырьевой базой проблем нет. Это очень сложно сделать? Необходимы заоблачные инвестиции? Или отрасли мешает развиваться что-то иное?

— Действительно, ресурсный потенциал у нас достаточный. Ведь на одного человека у нас приходится 0,65 га пахотных земель, которые используются лишь на треть. В последние годы начался сравнительный рост выпуска сельскохозяйственной продукции. Тем не менее традиционные отрасли, например животноводство, возродить в былых объемах уже очень сложно.

Сырьевой базой для выращивания грибов служат отходы аграрного производства — солома зерновых, лузга подсолнечника и т. п. А также помет бройлеров — для компоста. По нашим данным, ежегодно количество соломы оставшейся после сбора зерна, составляет примерно 12—15 млн. т. Продуцируются десятки миллионов тонн отходов от масложировой промышленности, производства сои и др. С птичьим пометом проблем тоже нет. Многие птицефабрики отдают его вообще бесплатно, на условиях самовывоза.

Инвестиции я бы тоже не называл заоблачными. Так, одно 20-тонное выростное помещение для грибов стоит $40 тыс. Окупается оно за год. И в дальнейшем будет приносить средний годовой доход в 100 тыс. грн.

Давайте рассмотрим вопрос инвестиций на типичном примере организации грибного производства в Нидерландах. Современные технологии позволяют получать с 1 кв. м 30—32 кг шампиньонов. То есть предприятие площадью 1000 кв. м ежегодно будет производить 400 т грибов. Для производства такого количества продукции с минимальной урожайностью 20% необходимо 2 тыс. т компоста. В этом случае одна камера 20-тонной загрузки выдаст за цикл 4 т грибов. При пяти циклах в год можно получить 20 т.

Для выращивания нужного количества — 400 т грибов в год — необходимо 20 выростных помещений мощностью по 100 т компоста каждое. Двадцать помещений обойдутся в $800 тыс. Для их обслуживания необходимо построить: котельную ($30 тыс.), систему водоснабжения с водонапорной башней ($7 тыс.), холодильник на 5—6 т готовой продукции ($5 тыс.). В итоге получим $842 тыс. При среднегодовой цене за 1 кг грибов 16 грн. годовой доход такого предприятия составит $800 тыс. А ведь сегодня стоимость гриба выросла до 20—25 грн./кг.

Так вот, наши предприниматели умудряются запускать грибное производство в 3—4 раза дешевле, чем это делают в Нидерландах, за счет того, что используют в качестве производственной площадки помещения и инфраструктуру бывших животноводческих хозяйств.

Рентабельность такого бизнеса очень высокая. Для вешенок и шампиньонов — 40—65%. Консервация продукции добавляет еще 15—20%. То есть рентабельность грибного предприятия полного цикла может достигать 85%.

Так, грубо говоря, из одного килограмма соломы, полутора литров воды, 50 г птичьего помета можно получить 900 г шампиньонов с себестоимостью 6—8 грн./кг. Солома лежит у нас под ногами, а от куриного помета сегодня только убытки и экологические проблемы.

Главная проблема отрасли — ее стихийное развитие и несформированность. К еще одному недостатку нашего рынка я бы отнес поголовное использование предпринимателями устаревшего и бывшего в употреблении оборудования.

— То есть говорить о какой-то стройной структуре внутреннего рынка грибов нельзя?

— Да, целостной картины сегодня нет. Рынок представлен отдельными субъектами. Причем мелких компаний — огромное количество. Есть ряд средних по объемам производства фирм. А единственной вертикально интегрированной структурой, крупнейшим предприятием полного цикла является компания «Верес». Впрочем, и ее парк оборудования, по нашему мнению, не соответствует потенциальным потребностям страны в грибе.

Фактическое отсутствие в Украине предприятий полного цикла приводит к хаосу. Производители стоят в очередях за компостом. Заводы, перерабатывающие грибную продукцию, в свою очередь не могут собрать товарные партии. Мы это очень четко ощутили на себе, когда полтора года пытались организовать грибную отрасль по канадскому кооперативному типу, при котором в орбиту того или иного перерабатывающего предприятия включены несколько грибопроизводств, которые ежедневно поставляли бы по 10—15 т стандартизированных, сертифицированных, выращенных по одной технологии из единого субстрата грибов.

Но объединить компании так и не получилось. Почему? Из-за несогласованной ценовой политики постоянно срывались поставки. В 2010—2011 гг. цена килограмма шампиньонов колебалась в пределах 16—18 грн. А стоимость гриба при заходе на завод не может превышать 16 грн./кг, так как в ином случае консервированная продукция будет неконкурентоспособной. Но в один прекрасный момент супермаркеты установили закупочные цены на уровне 18 грн./кг и переработчики остались без достаточного количества гриба.

— Сегодня цены на шампиньоны выросли. И это летом, когда происходит сезонное снижение спроса — покупатели предпочитают приобретать свежие фрукты и овощи. О чем это говорит?

— О том, что в стране недостаточно гриба. Образовался дефицит.

— Как бы вы оценили спрос на грибы внутри страны? И какова здесь роль импорта? В каких пропорциях он соотносится с отечественной продукцией?

— Давайте ориентироваться на уровень потребления гриба на душу населения в год. Эта цифра у нас составляет около 600 г (в Европе — 3,5 кг). Если перевести ее в объемы производства, то получится, что стране необходимо примерно 160 тыс. т. грибной продукции в год.

Но у нас никогда не выращивали больше 35 тыс. т. А недостающая разница покрывалась за счет импорта. Основные поставщики грибов в Украине — Китай, Нидерланды и Польша. Впрочем, поляки после вступления в ЕС в значительной степени переориентировалась на европейский рынок.

Отечественный производитель может справиться только с необходимыми объемами сырых грибов. Что касается переработанного продукта, то, по нашим оценкам, соотношение в этом сегменте в разные годы составляло примерно 30—40% на 60—70% в пользу импорта. Кроме того, часто не учитываются поставки пастеризованного гриба из Китая для предприятий — производителей пищевых полуфабрикатов (пельменей, вареников, котлет и т.п.).

Семейный бизнес

— Понятно, что наиболее популярными для промышленного производства остаются шампиньон и вешенка. Китай производит около 100 видов грибов. Почему в нашей стране почти не выращивают азиатские грибы, в частности гордость китайской кулинарии и медицины — шиитаке?

— Шиитаке у нас производят два предприятия — в Харькове и Киеве. Почему их не выращивают повсеместно? Судите сами. Если вешенка вырастает с 18-го по 25-й день, шампиньон — на 43-й, то шиитаке созревает за три месяца. Поэтому если вешенка и шампиньон стоят 20—25 грн./кг, то цена шиитаке должна быть в два-три раза выше — только из-за более длительного цикла производства. А вывести на отечественный рынок дорогой гриб, о котором практически ничего не знают широкие слои населения... (Задумался.) Тут нужен длительный маркетинг. Хотя гриб, конечно, очень вкусный и необыкновенно полезный.

— Есть ли смысл в этой ситуации семьям самостоятельно выращивать грибы для себя?

— Только вешенки. Производить шампиньон кустарным способом очень сложно. Так как подготовка компоста и субстрата для выращивания этих грибов принципиально отличается. Субстрат для вешенки — это просто заваренная в кипятке солома (в которой убита патогенная флора), смешанная с мицелием (грибницей) и забитая в мешок. Это уже готовый грибной блок.

Подготовка компоста для шампиньона — это достаточно непростой процесс. Необходимо смешать солому с птичьим пометом, торфом, известью и мелом. При этом постоянно выделяется аммиак. И если ты непрофессионал, что-то пропустил в работе, компост просто сгорит. Кроме того, в помещении нужно поддерживать температуру на уровне +13—16°C и высокую влажность воздуха — 80—90%. Значительно проще и дешевле купить шампиньоны в магазине.

А на вешенке семья может еще и заработать. Только важно знать, что товарное производство этого гриба начинается на площади не менее 100 кв. м , где можно разместить около 10—12 т субстрата, который начинает плодоносить на 18—20-й день. Какие затраты на производство? Килограмм мицелия стоит 15—20 грн. На тонну влажного субстрата идет порядка 6%. Таким образом, рентабельность при домашнем производстве вешенки высокая — в пределах 60%.

— А проблем со сбытом не возникнет?

— На сегодняшний день — нет. Например, вокруг всех наших крупных городов существует достаточное количество мелких производителей, которые заключают прямые договоры с супермаркетами. И сдают в день по 500—700 кг грибов на межсетевые склады. А один супермаркет в среднем продает от 50 до 200 кг продукта в день — в зависимости от размеров магазина и сезонного спроса.

— Как развивается рынок сырья? Какой мицелий используется на отечественных предприятиях?

— Крупные компании, которым нужно гарантированно получать хороший урожай и исключить всяческий риск, работают с европейским мицелием. В страну его везут большими автомобильными фургонами по 12—16 т.

Средние и мелкие компании работают с отечественной продукцией, которую производят у нас несколько лабораторий. Фактически это тот же самый европейский мицелий, только пересеянный (воспроизведенный). Тоже получается хорошее сырье. Если в лаборатории работают грамотные специалисты и там выдерживаются технологии, разницы между оригинальным и пересеянным мицелием вы не почувствуете. И потом качество продукта зависит не только от состояния грибницы, но еще и от условий, в которых будет выращиваться гриб. Вы можете взять прекрасный мицелий, но, не создав для него надлежащую среду, не получите ничего.

Индустриализация

— Вы руководите украинско-китайским проектом «Грибная индустрия». Как возникла его идея? И есть ли примеры успешной реализации подобных инициатив на территории СНГ?

— Учитывая дефицит гриба в стране, а также хаос на рынке, нам необходимо строить крупные вертикально интегрированные грибные предприятия. Для того чтобы составить конкуренцию европейским грибопроизводителям, следует выращивать достаточное количество продукции для внутреннего рынка и на экспорт. А этот вопрос можно решить только проектным способом. Чем мы, собственно, сейчас и занимаемся.

Отечественное грибоводство по темпам строительства и уровню частных инвестиций сегодня опережает и российское, и белорусское. Другое дело, что уровень этих инвестиций недостаточный.

— Насколько индустриальное производство позволит снизить цену на грибы?

— Себестоимость килограмма шампиньонов составит максимум 12 грн. То есть мы сможем понизить цены примерно на 20%.

Ведь производство грибов будет осуществляться по современной технологии, позволяющей получать не менее восьми циклов сбора продукции в год, обеспечив с 1 кв. м не менее 30 кг продукта.

— Каков вклад китайской стороны в этот проект? И если уж вы заговорили об экспортных амбициях будущего предприятия, то какой резон Китаю способствовать появлению конкурента?

— Китайские партнеры будут строить нам предприятие под ключ, осуществлять все пусконаладочные работы, они же проведут обучение нашего персонала. Скорее всего, китайцы станут совладельцами этого предприятия. Они заинтересованы в расширении производственных мощностей в мире.

— На какой стадии находится реализация проекта? Когда и с какой мощностью начнет работать предприятие? Каковы планы в долгосрочной перспективе?

— Практически все вопросы по проекту решены. Есть земля под строительство, в КНР найден партнер. Мы договорились о кредите китайского банка в размере 30 млн. евро. Единственная сложность, с которой мы столкнулись, — поиск недвижимости под обеспечение залога отечественному банку, у которого мы получаем китайские деньги. Дело в том, что по правилам средства, которые мы получаем, необходимо гарантировать недвижимостью на сумму в два раза большую — т. е. 60 млн. евро. И сегодня я веду переговоры с отечественными аграрными холдингами по этому вопросу.

Как бы там ни было, первая очередь предприятия будет запущена в 2014 г., вторая — в 2020 г. К концу третьего года реализации проекта мы будем производить 10 тыс. т грибов в год. После запуска второй очереди выйдем на показатель 30—35 тыс. т в год, что практически равно всему объему производства в нашей стране сегодня.

— Ваша ассоциация заявила, что будет присоединять к проекту уже существующие грибные предприятия страны. Как это осуществить на практике?

— Очень просто. Мы строим комплекс. В его составе — компостное и грибное производство, а также перерабатывающие мощности. Вокруг нас находятся структуры, которые занимаются грибопроизводством. Нужно просто стандартизировать их предприятия по технологиям. Они должны выращивать гриб в определенных условиях. Если фирма не соответствует стандартам, она не получает сертификат, а значит, не имеет права заниматься такой деятельностью. Они могли бы покупать у нас компост или брать его в качестве товарного кредита. И соответственно продавать выращенный гриб на наш перерабатывающий завод.

— Каковы в целом перспективы грибов как продукта питания в Украине?

— По нашим данным, 60% общего объема производства шампиньонов реализуется в свежем виде, 35% — в консервированном и только 5% приходится на кулинарную продукцию (паштеты, икра, замороженные смеси). Вот в последней позиции и заложены огромные перспективы!

Сегодня Харьковский государственный университет питания и торговли разрабатывает новый ассортимент продуктов питания из грибов. Создают полуфабрикаты высокой степени готовности или готовую к употреблению кулинарную продукцию, в которой свежие грибы выступают как основной рецептурный компонент. Например, стейки, котлеты, палочки (по аналогии с крабовыми). Создают рецептуру добавления грибного порошка (в количестве от 5 до 10%) в мясные и хлебобулочные изделия. Таким образом, продукт станет сбалансированнее, богаче, полезнее и в конце концов вкуснее.

В Харькове разработаны рецепты колбасы, на 82% состоящей из грибов. Выглядит она либо как докторская, либо как ветчинно-рубленая. Единственная особенность — оборудование для вакуумации продукта стоит $1 млн. Тем не менее Белгородский государственный университет (Россия) приобрел этот агрегат и уже сегодня готовит грибную колбасу. Дело в том, что там работает профессор Нина Мячикова (завкафедрой «Технологии продуктов питания и сферы услуг». — Авт.), которая раньше трудилась в Харькове.

Грибы — это мощнейший ресурс в питании людей. Если сегодня мы производим около 7,5 млн. т мяса, то и грибов можем выращивать как минимум не меньше.

Ближайшие пять-десять лет наше предприятие будет поставлять продукцию преимущественно на внутренний рынок — это свежий и консервированный гриб. Через 5 лет освоим грибную колбасу, а через десять — самый широкий ассортимент продуктов питания. За это время мы построим еще три-четыре производственных комплекса, для того чтобы выравнять отставание Украины в объемах производства и потребления грибов.

Справка

Офис международного проекта «Грибная индустрия»:
09700, Богуслав, Киевская обл., ул. Николаевская, 123, тел. (044) 228-5127,
e-mail: mushroomindustry@online.ua, http://gribindustry.com


У вас скоро самое важное событие в жизни - Свадьба? Вам нужен фотограф на свадьбу? Заходите на наш сайт fotovideo-msk.ru и наш профессиональный фотограф сделает вам свадебную фотосессию о которой вы даже и не мечтали. Вы не пожалеете, что обратились именно к нам. Мы вас ждём с нетерпением!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Патріарх

У цьому, 2020 році, 15 вересня виповнилося 100 років з дня народження мого Батька —...

Флагман

Жоден з очільників обласних ДТРК не наважився повторити подвиг Ставничого

Неповторимый киевлянин

Писать о покинувшем нас светлом Друге мне легко и оправданно, и в то же время —...

Есть ли будущее у высокотехнологичных отраслей в...

Если Украина создаст конкурентоспособные ракетно-космические комплексы,...

Сова Минервы еще не вылетала, но крот истории уже роет...

История движется и помимо воли людей, помимо, прежде всего, воли сильных мира сего с их...

Карпатский Робин Гуд

Романтичных и благородных опришков сменили наемные мародеры и рейдеры, а о...

Иван Кожедуб: ас из асов

8 июня исполняется 100 лет со дня рождения маршала авиации, трижды Героя Советского...

Дела громче слов

Госэкоинспекция долгое время оставалась без руководства. А с учетом ужасающей...

Законность, профессионализм и честь

Сегодня в редакции «2000» не совсем обычный гость. Он – мастер спорта по вольной...

Илья Мечников: Нобелевский лауреат и борец с...

Сегодня, когда умы и чувства всего, без преувеличения, человечества, заняты проблемами...

Ярослава Руденко: «Карантин – це час зупинитися і...

Викликаний пандемією карантин вніс корективи до графіків багатьох зірок. Хтось із них...

Знай наших

О нем писали: «Иногда мы даже не догадываемся, что те, кто творил историю, живут рядом...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка