Как понизить градус конфликта

№12(978) 25 – 31 марта 28 Марта 2021

Наш собеседник — человек, в общем-то, уникальный. Федор Судницын не просто кандидат технических наук, он лауреат премии Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (1987 г.), лауреат премии Ленинского комсомола в области науки и техники. Народный депутат ВР II созыва. Награжден орденом «За заслуги» III степени (1997 г.).

На «Мотор Сич» проработал 15 лет и знает предприятие не понаслышке.

— Нынешний март отмечен рядом примечательных событий. В их числе — решение СНБО о национализации ПАО «Мотор Сич». Как вы, Федор Семенович, оцениваете данный шаг?

— «Мотор Сич», крупнейшее предприятие Украины, в свое время было приватизировано в экспериментальном порядке. По существующим тогда законам, формально, приватизация «Мотор Сич» не была разрешена, поскольку еще не были разработаны соответствующая законодательная база, конкретные механизмы приватизации и т. д. Поэтому руководству «Мотор Сич» потребовалось предпринять немало усилий, в т. ч. действуя через Фонд госимущества, чтобы провести приватизацию. Предприятие было оценено примерно в 1 млн. долл. Это просто смешная цена для предприятия такого масштаба.

— Кто был среди основных претендентов на участие в приватизации?

— Тогда не было никаких конкурсов, аукционов, состязательности среди желающих приватизировать предприятие. Все было проведено через план приватизации правительства, через ваучеры. По пятнадцать акций было предложено каждому работнику, члену трудового коллектива. 41% акций было отдано предприятию в управление. Состоялось собрание акционеров, было создано акционерное общество.

Несколько позднее по инициативе 73 народных депутатов была организована специальная комиссия, которая проверяла законность создания акционерного общества. В результате ПАО осталось, но 41% акций были возвращены в собственность государства.

Думаю, следует уточнить: «Мотор Сич» — это предприятие-производитель, основным разработчиком было «Запорожское машиностроительное конструкторское бюро «Прогресс» имени академика А. Г. Ивченко».

В то же время «Мотор Сич» занималось разработкой (модернизацией), производством, ремонтом и обслуживанием авиационных газотурбинных двигателей для самолетов и вертолетов, а также промышленных газотурбинных установок.

С юридической стороны все этапы приватизации оформлены правильно. Впрочем, в то время опыта приватизации еще не было, механизмы приватизации — хоть и были подключены хорошие экономисты, юристы — еще не были разработаны. Тем не менее лучшее предприятие Советского Союза в области моторостроения для гражданской авиации было приватизировано.

— Каковы масштабы предприятия?

— На то время на предприятии работало 40 тысяч человек. Выпускался — до 2 тыс. штук в год — самый массовый двигатель — ТВ3-117, который использовался в вертолетостроении (МИ-8 и другие). Кроме этого двигателя, выпускались другие, в т. ч. АИ-24, Д-36, АИ-25, АИ-25ТЛ, номенклатура была очень большая.

По состоянию на 2010 г. ПАО «Мотор Сич» производило и сопровождало в эксплуатации 55 типов и модификаций двигателей для 61 вида самолетов и вертолетов.

Кстати, благодаря тому, что двигателей было выпущено так много, предприятие живет и сегодня, ведь двигатели — это и обслуживание, ремонт, модификация и т. п.

Наряду с обслуживанием «Мотор Сич» занималось также модернизацией двигателей. К примеру, благодаря модернизации были улучшены характеристики (мощность) двигателя, разработанного еще в Ленинграде. Вертолеты с модернизированным на «Мотор Сич» двигателем могли подниматься на 300 м выше, что было крайне важно, скажем, в период военных действий в Афганистане.

Кроме того, «Мотор Сич» выпускало товары народного потребления. К примеру, передвижные электростанции для нужд Севера.

— 40 тысяч сотрудников — это огромный коллектив. Очевидно, на предприятии была развита социальная сфера?

— Безусловно. Предприятие вело собственное строительство жилья, у него были свои детсады, больница, поликлиника, Дом культуры, санатории и дома отдыха, ряд других направлений. Позднее жилые комплексы переданы городу, но осталась огромная котельная, которая до сих пор обслуживает население.

— Как получилось, что 75% акций переданы (проданы) китайским партнерам?

— Прошло много времени с момента ваучерной приватизации. Изначально, когда было 40 тысяч трудового коллектива, каждый получил по 15 акций.

С развитием предприятия был разработан новый план приватизации. Увеличилось количество акций на каждого работающего. Допустим, условно говоря, начальник цеха мог получить 100 акций, инженер — 60.

Т. о. все акции были выкуплены у государства самим предприятием.

В дальнейшем появились соответствующие законы, биржа, свободная продажа акций. Поэтому любой желающий мог принимать участие в покупке/продаже акций. Порядок, который действовал на момент покупки китайцами акций, абсолютно законный.

Как известно, Китай давно очень серьезно относится к вопросу развития авиационной промышленности. В свое время Китайской Народной Республикой закуплено у РФ много вертолетов, которые были оснащены двигателями «Мотор Сич».

— Китай рассчитывал возобновить массовое производство двигателей на «Мотор Сич»? Или предполагались иные цели и планы, о которых мы не знаем?

— Думаю, у них были разноплановые интересы. Во-первых, готовое производство, относительно дешевая рабочая сила, высокий уровень профессионализма специалистов, высокого уровня технологии — почему бы не производить для себя продукцию хорошего качества по относительно нормальной цене! Т. о. они были заинтересованы в том, чтобы расширить производство в Запорожье.

С другой стороны, учитывая все риски и чтобы не оказаться полностью зависимыми, могло быть принято решение о сооружении в будущем аналогичного завода на своей территории, с использованием готовых технологий, базы и технической документации.

— Но техническая документация, как правило, засекречена. Имели ли доступ иностранные специалисты к этой документации?

— «Мотор Сич» имеет право собственности на техническую документацию по ремонту, а также по модернизации отдельных видов продукции, предприятие не является разработчиком основных серий.

— Мгновенная реакция КНР на решение СНБО от 11 марта свидетельствует о том, что последствия для нашего государства могут быть не совсем хорошие. А чего ждать людям, которые трудятся на предприятии?

— Очень сложный вопрос. В свое время я говорил, что нельзя приватизировать стратегическое предприятие, и т. д. Но, как оказалось, предприятие сумело найти заказы и выжить в самых сложных условиях. Завод до сих пор работает. А другие предприятия, оставшиеся в государственной собственности, ждут подачек от государства.

С другой стороны, саму идею национализации считаю абсолютно неправильной. Ведь в данной ситуации это выглядит как сигнал о том, что в Украину, мол, нельзя вкладывать средства. Ни один инвестор в Украину не пойдет, если это предприятие будет национализировано.

— А сумма в 3,5 млрд. долл., которую заявил китайский инвестор в качестве компенсации, будет ли она подъемной для Украины в случае, если суд удовлетворит иск в пользу КНР?

— Если мы проиграем суды, то деньги будут взяты из бюджета. А если из бюджета, это значит — из кармана народа. Надо искать выход. Я понимаю, что здесь замешана политика, которая часто создает определенные препятствия.

После того как мы потеряли российский рынок сбыта, мы продавали много в Китай. Но в данной ситуации мы можем потерять и этот рынок! С нами никто не захочет иметь дело.

— Как можно минимизировать негативные последствия, в первую очередь в отношениях с КНР, спровоцированные заявлением о возможной национализации ПАО «Мотор Сич»?

— Нужно привлечь специалистов, связанных с авиационной отраслью, а также опытных дипломатов для того, чтобы выработать оптимальную тактику поведения. Нужно приложить все силы, чтобы понизить градус конфликта.

— Как на заявление о национализации отреагировал трудовой коллектив предприятия, т. е. его акционеры?

— Трудовому коллективу нужна стабильность, работа и заработная плата. У них у всех есть страх потерять работу. Это единственное предприятие такого масштаба, которое дает возможность людям зарабатывать. Можно сказать, что новость о национализации вряд ли можно назвать желаемой, мягко говоря. А впереди ведь еще «разборки»...

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Александр Чистяков: «Жилые дома нельзя строить...

Киев не резиновый, говорят его жители. Действительно, тот хаос и сумбур, который...

Международная исследовательская инициатива

К юбилею писателя Виктора Некрасова, автора первой правдивой книги о войне

«Образ Украины я носил в своем сердце»

Константин Паустовский: «Мне хочется хотя бы маленькой, но светлой памяти о себе....

Тайны жизни и смерти узника тюрьмы Шпандау

В этом году исполняется 80 лет со дня сенсационного и загадочного  перелета Рудольфа...

Георгий Береговой – герой неба и Космоса

Береговой – единственный из космонавтов, кто отправился в космос, уже будучи Героем...

Уметь смеяться оттого, что тебе плохо

Признание людей — самый важный критерий

Потенциал самоорганизации

Проще реагировать на некие маркеры «свой — чужой», чем находить разумное зерно...

Чужими здесь не остаются

Пенсии у ветеранов-актеров от двух до семи тысяч. Т. о. тот, у кого пенсия выше, содержит...

Эра мужской кухни

Якщо ми зрозуміємо, чого нам не вистачає, і відповідно визначимо, що нам потрібно їсти,...

Асан Кадыров: «Общество должно осознать, что...

Человек не рождается алкоголиком, он им становится. Алкоголь пропагандируют только те...

Испытатель, научивший летать «Мрію»

22 марта 1989 г. Александр Галуненко со своим экипажем установил в одном полете на Ан-225...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка