Сварка на земле, под водой и в космосе

№23 (656) 7 – 13 июня 2013 г. 06 Июня 2013 0

Благодаря существующему с 1934 года Институту электросварки имени Е. О. Патона (ИЭС) Украина остается одним из мировых лидеров сварочных технологий, область применения которых включает не только строительство или транспорт, но и энергетику, химический комплекс, аэрокосмическую индустрию, двигателестроение. Сварочные технологии применяются во всех видах производства, где используются металлы, — на земле, под водой и даже в космосе.

С 1953 г. и до настоящего времени директором Института электросварки является академик Борис Евгеньевич Патон. И именно с его именем связан расцвет этого научного центра. В 1940-х гг. технологии, разработанные ИЭС, во многом определили небывало высокие темпы послевоенного восстановления инфраструктуры СССР. В 1950-х гг. ученые заложили основы специальной электрометаллургии, с помощью которой промышленность получила множество новых металлов и сплавов высочайшего качества и надежности. Это стало второй специализацией института.

ИЭС внес свою лепту и в создание ракетно-ядерного щита, разработав новые материалы и способы их соединений, и в энергетическую безопасность страны, участвуя в производстве магистральных трубопроводов из Сибири в Европу.

Как значится на сайте института, в 1969 г. на борту космического корабля «Союз-6» летчик-космонавт Валерий Кубасов первым в мире осуществил уникальный эксперимент по сварке электронным пучком, плазмой и плавящимся электродом на установке «Вулкан», созданной в ИЭС. Так было положено начало космическим технологиям сварки.

А в 1984 г. космонавты Светлана Савицкая и Владимир Джанибеков впервые в открытом космосе выполнили сварку, пайку, резку и напыление электронно-лучевым инструментом, разработанным и изготовленным в Институте электросварки.

Примерно тогда же в Киеве начало развиваться медицинское направление сварки. Ученые ИЭС впервые в мире научились сваривать живые ткани и сосуды. И сейчас это направление активно развивается.

Сегодняшнее присутствие в нашей жизни ИЭС им. Патона, возможно, не столь заметно. Но эта организация продолжает играть важнейшую роль в жизни страны, оказывая ей неоценимую услугу в деле оценки состояния стратегических объектов повышенной опасности (автодорожных и железнодорожных мостов, нефте-, газопроводов, химических производств и т. д.). Если принять во внимание, что промышленно-транспортная инфраструктура не обновляется как минимум два десятилетия, выходит, что Украина ученым ИЭС многим обязана.

Наверное, потому, что сварщики имеют полное право отмечать все профессиональные праздники в отраслях, где нужны их навыки и умения, они не имеют своего официально утвержденного праздника. Но неофициально День сварщика на постсоветском пространстве отмечают в последнюю пятницу весны. На это время традиционно приходится пик строительных работ и производственной активности.

В этом году День сварщика праздновали 31 мая.

«2000» присоединяются к прозвучавшим в этот день поздравлениям и предлагают свою доску почета сварщиков, на которой мы поместили портреты не только ученых-теоретиков, но и производственников-практиков. Эти люди, как и многие другие герои этой профессии, заслуживают морального и материального поощрения и общественного признания.

Анатолий НЕДОСЕКА

С 1983 г. Анатолий Яковлевич возглавляет отдел технической диагностики сварных конструкций ИЭС им. Е. О. Патона НАН Украины. А с 1993-го является заместителем председателя комитета Госпотребстандарта по технической диагностике и неразрушающему контролю.

Эта область имеет очень важное значение для прогнозирования ресурса сварных соединений, покрытий, материалов и конструкций в процессе их эксплуатации. Ученый разработал и внедрил в практику расчетов вектор состояния материалов (ВСМ), позволяющий статистическим методом анализировать этапы разрушения материалов при их деформировании и поэтапно предсказывать ход этого процесса.

Среди практических результатов его работы — введение в эксплуатацию пяти систем непрерывного мониторинга на объектах химического производства (4 хранилища аммиака диаметром 52 м, высотой 21 м, километровый участок аммиакопровода через Днепр).

Менее чем за два десятилетия продиагностировано более тысячи объектов.

Леонид ЛОБАНОВ

Леонид Михайлович руководит отделом «Оптимизация сварных конструкций новой техники» ИЭС и комплексной программой прикладных исследований НАН Украины «Проблемы ресурса и безопасности эксплуатации конструкций, сооружений и машин» («Ресурс»), которую возглавляет директор ИЭС и президент НАНУ Борис Патон.

За полвека работы в ИЭС академик НАНУ Владимир Лобанов создал не имеющие мировых аналогов портативные голографические приборы, позволяющие проводить исследования напряженного состояния и качества объектов. Разработанные им способы и техсредства устранения сварочных деформаций были использованы при создании комплекса «Энергия-Буран» и других ракетно-космических систем.

Под руководством Л. М. Лобанова были введены в эксплуатацию новые типы сварных конструкций, в том числе высоконагруженные из высокопрочных сталей, уникальные преобразуемого объема легкие строительные металлоконструкции, пролетные строения мостов.

Владимир ТРОИЦКИЙ

Владимир Александрович с 1976 г. руководит в ИЭС отделом «Неразрушающие методы контроля качества сварных соединений».

Под его руководством разработаны и внедрены в промышленности магнитные дефектоскопы на основе мощных редкоземельных металлов, налажен их серийный выпуск.

На Харцызском трубном заводе, который в СССР был монополистом по производству труб большого диаметра для магистральных трубопроводов высокого давления, создана система неразрушающего контроля качества и внедрено много образцов специального оборудования.

Ученый известен созданием уникальных методик разрешения неординарных задач дефектоскопии, в том числе для диагностики протяженных закрытых металлоконструкций (трубы, рельсы, сопротивления и т. п.) без раскопа и снятия изоляции.

В последние годы на посту зампредседателя технического комитета ТК-78 Госпотребстандарта профессор Троицкий участвовал в подготовке и гармонизации более 30 стандартов Украины.

Константин ЮЩЕНКО

Константин Андреевич — замдиректора по научной работе ИЭС (руководит отделом с 1983 г.), академик НАНУ с 2003 г., серьезный специалист в области создания новых конструкционных материалов. Под его руководством разработано более 50 новых марок сталей, сварочных проволок, электродов, флюсов.

Многие из созданных им покрытий нашли применение в авиационном двигателестроении.

Круг интересов ученого достаточно широк. Среди опубликованных им работ есть имеющие отношение к перспективным разработкам в энергетике (в т. ч. к элементам первого в мире термоядерного реактора ITER, строящегося во Франции), химической промышленности (конструкционные материалы для регенерационных цистерн сернистой кислоты), медицине (нержавеющие стали для изготовления эндопротезов) и даже к монетному делу (коррозионностойкие стали для монетного производства).

Он один из руководителей целевой программы НАН Украины «Ресурс».

Георгий МАРИНСКИЙ

Геоpгий Сергеевич — исполнительный директор сразу двух организаций, созданных ИЭС и имеющих важное значение для практической реализации разработок института. Это научно-технический комплекс и технопаpк «ИЭС им. Е. О. Патона» и СП «Исследовательский центp «Пpатт энд Витни Патон».

Один из основоположников применения сварочных технологий в медицине.

Практические эксперименты по соединению мягких тканей методом биполярной коагуляции были начаты в Институте клинической и экспериментальной хирургии и больнице «Охматдет», а затем в экспериментальном отделении Института хирургии и трансплантологии. Показательные операции, проведенные в Луисвильском университете (США), американские хирурги назвали «технологиями, способными привести к перевороту в хирургической практике».

В настоящее время метод электросварки живых тканей широко применяется рядом медицинских учреждений Киева, Донецка и клиник США. За это время так было прооперировано более 2 тыс. пациентов.

Юрий БУТЕНКО

Юрий Васильевич — главный сварщик госпредприятия «Заря-Машпроект» (Николаев). Оно проектирует и изготавливает газовые турбины для морских судов, электроэнергетики и газотранспортных магистралей.

Огромный производственный опыт позволил Юрию Бутенко стать специалистом в области сварки высокопрочных среднелегированных и жаропрочных сталей, а также сплавов на никелевой основе, в том числе вакуумной пайкой. Некоторые его работы удостоены дипломов НТО им. Академика Крылова. А за разработку и внедрение технологии сварки крупногабаритных конструкций из высокопрочных сталей с подогревом в содружестве со специалистами ЦНИИ КМ «Прометей» (С-Петербург) он был удостоен премии им. Ломоносова.

Юрий Васильевич — доцент кафедры сварки Национального университета кораблестроения, готовит кадры инженеров-сварщиков. Награжден медалями «100 лет подводным силам России» и «50 лет атомному подводному флоту России».

Игорь ПЕТРИК

Игорь Андреевич — главный сварщик ПАО «Мотор Січ» (Запорожье) — крупнейшего в мире производителя авиадвигателей, а также газотурбинных агрегатов. Эта продукция эксплуатируется в 120 странах.

Многие из запорожских двигателей — мировые лидеры в своем классе: АИ-25ТЛ поднимает в небо более трех тысяч учебно-тренировочных и учебно-боевых самолетов 40 стран, на вертолетных двигателях семейства ТВ3-117 летают в 61 стране, в том числе практически все российские вертолеты средней грузоподъемности, двигатель Д-18 изготавливался для самых мощных в мире транспортников Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрiя», Д-136 признан самым мощным из существующих вертолетным двигателем.

Технологии плазменного и газоплазменного напыления электронно-лучевой сварки, детонационного напыления позволяют «Мотор Січі» производить продукцию, которая не имеет аналогов в мире и используется не только для изготовления новых агрегатов, но и для продления ресурса авиадвигателей, выпущенных ранее.

Михаил ЛАКТИОНОВ

Михаил Александрович — начальник управления главного сварщика Сумского НПО им. Фрунзе, одного из крупнейших в Европе производителей газоперекачивающих агрегатов и комплектных компрессорных станций, широкой номенклатуры насосов, компрессоров, центрифуг, оборудования для химической, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности, а также АЭС.

Десять лет назад сварочные технологии предприятия были аттестованы по правилам атомной энергетики и стандартам ASME, действующим в Америке и Азии. А в прошлом году НПО стало первым многопрофильным предприятием в Украине, сварочное производство которого сертифицировано на соответствие системе ISO 3834.

Этому предшествовала большая подготовительная работа. Была гармонизирована со стандартами ISO нормативная документация, применяемая при сварочных операциях. А это — 150 аттестованных сварочных технологий, в том числе сварка сосудов, работающих под давлением, котлов, нефтегазоперерабатывающего оборудования и др.

Николай ВЫСОКОЛЯН

Николай Васильевич — главный сварщик ПАО «Крюковский вагоностроительный завод» (Кременчуг Полтавской обл.). Это одно из ведущих предприятий транспортного машиностроения и единственное в Украине, выпускающее и грузовые, и пассажирские вагоны.

Николай Высоколян возглавляет службу главного сварщика технологического управления с 1989 г.

За эти годы он в числе первых вагоностроителей прошел обучение в ИЭС, а затем в Германии, где получил диплом «Европейский инженер-сварщик». Неоднократно возглавлял команду КВСЗ на всеукраинских и международных профессиональных соревнованиях и занимал первые и призовые места. Возглавляет Полтавское отделение Общества сварщиков Украины.

Николай Васильевич был активным участником создания первого украинского скоростного поезда — столичного экспресса Киев — Харьков. За эту работу в составе авторской группы завода в 2005 г. был удостоен Государственной премии.

Николай БОНДЮК

Николай Николаевич — начальник рельсосварочного поезда РСП-39 (ст. Верховцево Днепропетровской обл.) Приднепровской железной дороги. Он пользуется заслуженным уважением коллег, ведь его работа — наглядный пример того, как сварочные технологии позволяют повысить скорость и надежность железнодорожного сообщения.

Приднепровская ж. д. была первой в СССР, где начали применять технологию бесстыковочного «бархатного» пути. Для этого с помощью специального оборудования свариваются стыки рельсов непрерывной протяженностью до 700 м и более.

Такие участки в рамках проекта повышения скоростей движения были положены на всех главных направлениях железных дорог Украины. Технология позволила увеличить скорость пассажирских поездов на отдельных участках до 120 км/ч и соединить крупнейшие региональные центры страны и столицу скоростными экспрессами.

Сейчас «Укрзалізниця» готовится к новому этапу развития скоростного сообщения. В числе первых модернизацию путевого хозяйства начнет сварочный поезд РСП-39 Николая Бондюка.


Не знаете, где можно заказать современное и качественное сварочное оборудование, которое так необходимо для вашей работы? Предлагаем вам зайти на сайт svarkaland.ru и прочитав информацию более детально, что вам поможет надежный поставщик сварочного оборудования. Узнавайте стоимость сварочного оборудования, читайте отзывы и вы поймёте, что это именно то, что вам нужно!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Тетяна Трофименко: «Читання — це найцікавіше заняття...

Тетяна Трофименко розповіла «2000», що у підлітковому віці знала напам'ять цілу...

Олег Безбородько: «В поэзии меня привлекает музыка»

Олег Безбородько рассказал «2000», что не может себя представить без поэзии...

Игорь Кретов: «Я сознательно шел на риск, сделав...

«Миссия этого уникального человека — лечить и творить. А моя — создавать для...

Вано Крюґер: «Читайте майбутнє — воно вже написане»

Вано Крюґер розповів «2000», що в молоді роки на нього найбільше вплинули Гоголь,...

Антон Слепаков: «Я хотел стать таким же ироничным,...

Солист «Вагоновожатых» рассказал «2000», что у него нет и никогда не было...

Запрет русских сказок — лучшая для них реклама

Когда вы в последний раз держали в руках литературно-художественный журнал? Наверняка...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка