Борис Олейник: «Когда вернусь...»

№52(936) 27 декабря – 2 января 2019 г. 24 Декабря 2019 4.9

В начале декабря в Москве в рамках Международной книжной ярмарки интеллектуальной литературы Non/fiction21 читающей публике представили книгу воспоминаний современников «Борис Олейник. Когда вернусь...». Да, именно так. В Москве — книга о выдающемся украинском поэте и публицисте, государственном и общественном деятеле Борисе Ильиче Олейнике (изд-во МАИ, составитель Людмила Денисенко).

В русском языке фамилия Олейник пишется через «е» (согласно украинской традиции мы бы написали Олийнык), потому позволю себе следовать этой норме во избежание разночтения с оригиналом.

В следующем году исполнилось бы 85 лет со дня рождения этого известного далеко за пределами своей страны человека, которого еще при жизни нарекли классиком. Впрочем, в последние лет десять на официальном уровне об этом старались не особо-то и вспоминать. Нынче в чести классики совсем иного толка. К сожалению, до юбилея поэт не дожил, ушел из жизни в конце апреля 2017-го.

В название книги вынесены первые слова из знакового стихотворения автора «Коли повернуся до вас, вже одягнутий в камінь...». Того, где говорит о вещах, ценных для себя самого, тех, что стали камнем преткновения для отдельных украинцев и страны в целом, например про «порожній двобій язиків ні про що і про все...»

В сборник вошли воспоминания Леонида Кучмы, митрополита Одесского и Измаильского Агафангела, Юрия Богуцкого, коллег по литературному цеху – Олжаса Сулейменова, Станислава Куняева, Бориса Мариана; размышления о творчестве в статьях Петра Толочко, Павла Рудякова, Натальи Костенко, а также выступления Олейника на мероприятиях, связанных с «Минской инициативой» — Международным гуманитарным проектом, душой и сердцем которого был Борис Ильич.

По его речи «Культура и мир», озвученной на Международной научно-практической конференции «Наука и культура в современном дискурсе» в Минске в декабре 2015 г., в общем, понятно, почему Олейник был неудобным персонажем в новой политике и для обновленных политиков.

Потому что говорил здравые слова человека, пожившего и много чего повидавшего (власть всех мастей в том числе): «В последнее время у нас ...под воздействием известных обстоятельств взялись много, охотно, взахлеб рассуждать на тему «культура и война». Намерение представить духовную культуру в качестве одного из подручных средств сведения счетов с противником с помощью вооруженной силы при этом не только не скрывалось, а наоборот, всячески выставлялось напоказ, выпячивалось, педалировалось. Кое-кто из тех, кто пытался осмыслить проблему, договорился до того, что, дескать, «культура является частью войны, а война — частью культуры». Что тут сказать? Как говорил известный литературный герой, «для кого и кобыла — невеста». Я с такой постановкой вопроса категорически не согласен. Культура по своей природе гуманна и гуманистична. Она призвана не калечить людские души, а врачевать их, вселяя в них не злобу и ненависть, а веру, надежду, любовь. Тот, кто считает по-другому, заблуждается. Вольно ли или невольно, но заблуждается, приписывая культуре несвойственные ей черты и функции...»

В прошлом декабре отнюдь не в Киеве, а снова в Минске прошел «круглый стол» «Наследие Бориса Олейника в контексте межкультурного диалога», посвященный уже его памяти. Этот самый диалог, инициированный «Минской инициативой» при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств — участников СНГ, вовлек представителей творческих профессий, ученых трех стран — Украины, Беларуси и России.

Уже тогда было очевидно, что фигура такого масштаба, как Олейник — государственный муж, поэт, наделенный исключительным авторитетом, руководитель — бессменные тридцать лет — «Украинского фонда культуры», сегодня в своей родной стране мало кому интересен. Да и знаком ли молодому поколению вообще? Те же школьные учебники упоминают о нем как о «шестидесятнике». Хотя он был поэтическим рупором в семидесятые, восьмидесятые годы, был нов и ярок уже в нашем веке. Вплоть до недавних пор.

При этом интересно, что в соседней державе — ситуация противоположная, здесь имя Олейника вызывает несомненный интерес. Пример тому — последовавшие за книжной ярмаркой презентации и «круглые столы» в знаковых для «московского украинства» местах — Центре славянских культур Библиотеки иностранной литературы и Национальном культурном центре Украины в Москве на Арбате.

Сборник «Когда вернусь...» представляет Бориса Олейника простым в общении, наделенным чувством юмора, рассудительным, способным на поступок. Так, Дмитрий Стус, директор Национального музея Тараса Шевченко, вспоминает:

«...Ближе нам удалось познакомиться в 2004-м. Обещанные спонсорские деньги от «патриотических» горлопанов на издание аудиодиска «Живой голос Василя Стуса» не поступили, и нечем было рассчитаться за работу и тираж. Борис Ильич, как всегда подтрунивая, вытащил зарплату депутата Верховной Рады Украины и отдал. «Твой отец был святым человеком», — сказал он... Так удалось выкупить диск, на котором по требованию «спонсоров» стоит благодарность Виктору Ющенко, а профинансировал его все же Борис Олейник. И таких примеров, когда, сделав добро, Борис Ильич оставался за кадром, наберется немало».

Аксакалы украинской политики. С Леонидом Кравчуком и Иваном Плющом, Киев, 2010 г.

Борис Ильич всячески помогал творческой молодежи, в этом он был солидарен с Леонидом Кучмой, основателем благотворительного фонда «Украина». Одну из их встреч Леонид Данилович запомнил особо: «В 2015 г. в выставочном зале фонда «Украина» открылась выставка 13-летнего тернопольского художника Павла Шачко. На открытии побывал Борис Ильич, который пришел в восторг от зрелых работ подростка. Даже по-доброму позавидовал такому дару, потому что сам, как он признался тогда, не умел рисовать. А поскольку в нашем фонде нет разовой поддержки, т. е. открыв талант, мы ведем его по жизни, помогая творческому становлению, в сентябре 2019 г. состоялась очередная встреча с 16-летним Павлом Шачко. В стенах нашего фонда юный художник снова презентовал персональную выставку. Теперь уже без Бориса Ильича, к сожалению... Но эта выставка подтвердила, что мы не ошиблись в парне...»

Стоит сказать, что Леонид Кучма был единственным украинским президентом, с которым Олейник близко общался, по-настоящему дружил.

За время работы над книгой ушел из жизни Юрий Богуцкий, академик НАН Украины (министр культуры и искусств Украины в 1999, 2001—2005 гг., министр культуры и туризма в 2006—2007 гг.). Вместе они — Богуцкий и Олейник инициировали немало важных предложений, которые действуют и поныне, например, статус «национального» для учебных заведений и учреждений науки и культуры. Пионерами, получившими это звание, стали Академия наук Украины, Киевский университет, Оперный театр.

О том, как осмотрительно, десятки раз переуточняя статистику, Олейник подходил к теме голода 30-х гг., которую сам же поднял на самом высоком уровне — ХІХ партийной конференции в Москве в 1988 г., говорит Валерий Солдатенко, доктор исторических наук, член-корреспондент НАН Украины.

О славянской теме, игравшей немаловажную роль в творчестве автора, рассуждает академик НАНУ Петр Толочко. «Борис Олейник — один из немногих современных украинских поэтов, чья историческая память достигает праславянских глубин, а поэтическая муза свободно соединяет их с украинской жизнью как частью общеславянской и органичным ее продолжением. Тема эта энергично звучит в его гражданских стихах и поэмах, но также в лирических поэзиях. Чего только стоит поэтический образ любимой женщины с «праславянским лицом» в стихотворении «Мелодия», на которое молится поэт. В чем-то он перекликается с некрасовской крестьянкой с ликом «величавой славянки». Выражаясь фигурально, можно сказать, что для обоих поэтов национальность — это род, а славянскость — порода».

О творческом союзе Олейника и композитора Ивана Карабица, явившего свету замечательные лирические песни «Мати наша — сивая горлиця», «Посіяла людям літа свої літечка...», «За рікою тільки вишні», а также монументальные сочинения — «Заклинание огня» и «Киевские фрески», рассказала Марианна Копица, вдова музыканта.

Говорят, что большой поэт — это, как правило, большая и личность. В случае с Борисом Олейником оспаривать такое наблюдение не имеет смысла. Книга и мысли, высказанные в ней, не дают повода для сомнений.

Кстати, весь тираж этого сборника будет передан в библиотеки России, Беларуси и Украины. А они в зависимости уже от собственных ресурсов смогут поделиться ею с широкой аудиторией.

Трудно сказать, будет ли юбилей такого незаурядного поэта отмечаться на государственном уровне. Боюсь, что этого так и не случится. Тогда, возможно, именно такое книжное знакомство с человеком, которого называли совестью нации, разбудит интерес к творчеству этого по-настоящему крупного поэта.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Шевченко — националист или интернационалист

Цена пресловутого Тарасова «антимоскальства» наглядно просматривается в его...

Адреналин на кончике пера

О поэзии журналиста «2000» в социальных сетях высказались и другие читатели. Один...

На 82-м году жизни скончался поэт Борис Олейник

Ушел из жизни украинский поэт, переводчик и автор текстов любимых в народе песен

Загрузка...

«ДНР» и Донецкая область — где платят больше?

Деньги и безопасность — главные темы сегодняшнего обзора региональных СМИ. В...

От первого лица

Название нынешнего обзора имеет самый что ни на есть прямой смысл: во всех четырех...

Русские украинские

«Русские писатели Украины» или «украинские русскоязычные писатели»? Во...

Отцы, матери, дети

В очередном книжном обозрении — четыре романа о семейных делах. Действие первых...

Юрий Радионов: «Книга — это акт честности»

Юрий Радионов рассказал «2000», что в восемь лет жил на острове вместе с...

Победили извечное — «все уже решили за нас

Если исключить не всегда удачные попытки разыграть своих читателей 1 апреля, то...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка