Любовь Морозова: «Я хотела поить Печорина компотом»

№10 (898) 8 — 14 марта 2019 г. 05 Марта 2019 3.7

Любовь Морозова

Любовь Морозова рассказала «2000», что набивает себя информацией, как хомяк зерном, делает пометки в книгах, потому что так разрешил Умберто Эко, любит читать все, даже надписи на заборах, в юности обожала «Героя нашего времени» и «Игру в классики», а читательскую девственность в отношении Довлатова потеряла только сейчас.

Кто она: музыковед, музыкальный критик, журналист, телеведущая на UA: Культура.

— Почему и для чего ты читаешь книги?

— Это, видимо, вопрос со звездочкой, потому как прямой ответ на него сразу переводит искусство в утилитарное русло, а витиеватый заставляет усомниться в искренности. Разные книги читаются по разным поводам, и настоящий кайф, когда тобою движет стыдливая привязчивость, отпугивающая любой конструктив. Просто перечитываешь любимые фрагменты, как прослушиваешь заезженную мелодию. Банально, стыдно, но настоящий кайф неотделим от настоящего стыда.

Профессиональный интерес — другое дело. Когда погружаешься в новую тему, хочется побольше наесться информации. Мой стиль работы вообще похож на труды и дни хомяка: набиваю себе щеки, пока не заболят, а потом сижу с этим зерном во рту и жду, пока оно своим объемом не протолкнет через пищевод новую идею к мозгу.

— Где ты обычно читаешь?

— Больше всего — в транспорте. Отчасти это признак эскапизма: не хочется видеть варварские новострои за окном или таращиться на незнакомых людей в метро. Но только отчасти. Чтение во время езды дает иллюзию движения, текст укладывается шпалами глаголов, а не лепестками прилагательных, это дольше и прочнее.

— Предпочитаешь бумажные книги или электронные?

— Я люблю подчеркивать, поэтому бумажные. Пока книжка не прочерчена неаккуратными кривыми карандаша, она не моя. Индульгенцию на это карандашное решето в студенческое преддипломное время выдал Умберто Эко, я ею пользуюсь.

— Что входит в круг твоего чтения?

— Что угодно, начиная от немецкоязычных анализов микротональных структур в пьесах современных композиторов и заканчивая надписями на заборах. Я не шучу. Иногда даже корректирую свой маршрут, чтобы прочитать понравившееся. В Харькове есть улица (по-моему, Мироносицкая), исписанная фразами, от которых у меня проступает холодный пот. «Сыночек, кажется, что я вхожу в наш сад», а чуть дальше — «Боже! А что это за военные подходят к дому» и еще несколько в разных местах одинаковым почерком. От обрывочности этих нестыкующихся фраз лихорадит.

Много приходится читать специальной литературы. Толстые монографии о тяжелой, но возвышенной жизни классиков не люблю, они похожи на бройлеров, разжиревших на антибиотиках. Ищу аннотации из книжечек-вкладышей в CD, там емко, с чувством и настроением. А еще чувствуется, что это здоровая коммерческая история и что авторы с задорным усердием поработали за хороший гонорар.

Недавно мне подарили четырехтомник Довлатова. До этого момента я умудрилась сохранить читательскую девственность касательно этого парня (в аспекте того, сколько девушек оргазмически визжат от этой личности, слово «девственность» мне кажется особенно подходящим). Наверное, здорово, что он попал ко мне только сейчас, потому что и журналистский, и житейский опыт помогли получить удовольствие от стиля, в сторону которого я прежде снобистски фыркала.

— Какая книга больше всего повлияла на тебя в юности?

— В юности меня будоражила каждая вторая книжка, на то она и юность. Было и несколько переломных. Во-первых, «Герой нашего времени» в школьной программе. Я выросла за ночь чтения на пару лет, а вслед за этим — на десять сантиметров. Ясно, что совпало, но речь не о том: Печорин потом надолго застрял в девичьей голове как образ прекрасного рыцаря, чему любой психолог бы не обрадовался. Я совершенно не сочувствовала ни Бэле, ни княжне Мэри. Вообще никакой женской солидарности. А вот Печорина было жаль до такой степени, что хотелось поить его компотом и печь блины. Короче, караул.

Вторая книга — «Игра в классики» Кортасара, которая была мне явно «на вырост», и брала я ее штурмом. Поддалась она, наверное, с пятого раза. Издание я таскала с собой в рюкзаке где-то полгода, каждый раз пытаясь заново начать и хоть что-то понять. Манили магическое сочетание аргентинской культуры, запахи Парижа и мелом расчерченные на асфальте классики. Последние были одной из двух моих любимых детских игр — наряду с прыжками «в резинку». Слава богу, рыцарей я в этом романе уже не искала (хоть Орасио Оливейра — все тот же Печорин с лужайкой травы вместо сердца), а вот эстетствующему безделью героев завидовала по-черному.

— Что ты читаешь сейчас?

— Воспоминания Юрия Шевелева. Они мне неожиданно достались в подарок от издателя вместе с книгами по истории украинских инструментов. Тот странный случай, когда человек посмотрел выпуск #МузLove на UA:Культура и написал очень трогательное письмо в личку на фб, так завязался диалог. Уже по причине того, что произошло это знакомство через экран, программу снимали не зря. За Шевелевым я охотилась довольно давно, с момента первого визита в Харьков, так что это внезапно материализовавшаяся мечта. Теперь ищу «Пятый Харьков» вместе с ним.

Еще ко мне сейчас в руки попала «Нова ґенерація і мистецький модернізм в Україні» Мирославы Мудрак. Это хорошая работа 80-х годов, выпущенная в США и посвященная украинскому нонконформистскому искусству начала XX в. Ось книги — личность поэта Михайля Семенко, вокруг которого много живописи и графики. Вроде бы книжка для взрослых, а с цветными картинками.

— Как выглядит твоя домашняя библиотека?

— Она разбита между тремя домами и компьютером. Три шкафа книг осталось у родителей. Захожу к ним, если что-то вдруг понадобилось из прошлого. Книжный уголок на даче. Это единственное место, где все систематизировано и удобно, самая большая часть библиотеки. Там мои сборники по музыкальному анализу стоят вперемешку с книгами мужа по истории и культуре шумеров, Древнему Вавилону и трудам гностиков. Дома держу в основном актуальные и свежие книги. Еще есть несколько электронных библиотек на жестком диске. Среди печатных книг превалирует художественная литература, среди электронных — нотные издания. У меня большая библиотека партитур современных авторов, над ней я дрожу мелкой дрожью.

— Топ-5 главных книг твоей жизни?

— Две из них уже назвала: «Герой нашего времени» Лермонтова и «Игра в классики» Кортасара. Если еще три — «О новом. Опыт экономики культуры» Бориса Гройса, «Разговоры с Кейджем» Ричарда Костелянца и «t» Пелевина. Знаю, что последнее не вызовет у тебя сочувствия, но это к вопросу о стыдном — наверное, так бы не нравилось, если бы не было стыдно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

«ДНР» и Донецкая область — где платят больше?

Деньги и безопасность — главные темы сегодняшнего обзора региональных СМИ. В...

От первого лица

Название нынешнего обзора имеет самый что ни на есть прямой смысл: во всех четырех...

Русские украинские

«Русские писатели Украины» или «украинские русскоязычные писатели»? Во...

Отцы, матери, дети

В очередном книжном обозрении — четыре романа о семейных делах. Действие первых...

Юрий Радионов: «Книга — это акт честности»

Юрий Радионов рассказал «2000», что в восемь лет жил на острове вместе с...

Победили извечное — «все уже решили за нас

Если исключить не всегда удачные попытки разыграть своих читателей 1 апреля, то...

Загрузка...

Ужасное далёко

В нынешнее книжное обозрение попали сплошь экзотические для нас, европейцев, страны:...

Мария Старожицкая: «Я научилась читать в 2,5 года»

Мария Старожицкая рассказала «2000», что чтение дает ей толчок к собственному...

Реставрация в зеркале социологии

У нас нет социально-политических идей, которые имели бы распространение и авторитет в...

Поиск истины — в двух раундах на ринге

Крутые разборки в Кропивницком, проблемы заповедной Хортицы в Запорожье,...

Советских солдат — на «Территорию террора»

Львовские альпинисты жалуются на крепкий советский бетон, трудовые мигранты из Одессы...

Лига меньшинств

Герои романа Камилы Шамси — британцы пакистанского происхождения. Действие книги...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка