Самоучитель совести

№10(976) 11 – 17 марта 13 Марта 2021

Ныне, когда отечественная публицистика, массмедиа вообще, официальные дискуссии, в т. ч. в парламенте, даже занятия в учебных заведениях зачастую проникнуты духом ненависти (которая, как говорил древнеримский философ Сенека, тем яростнее, чем несправедливее, в чем мы убеждаемся чуть ли не каждый день), нетерпимости к иному мнению, навязыванием позиций агрессивного меньшинства, что еще больше раскалывает и без того разобщенное наше общество, особенно ценно появление изданий, авторы которых стремятся объективно разобраться в вопросах, являющихся предметом обсуждений, воссоздать истинную картину непростого прошлого, разобраться, почему наша страна оказалась в столь тяжелом положении, способствовать поиску выхода из него.

К числу таких изданий есть все основания отнести труды писателя, общественного деятеля Михаила Борисовича Костинского, руководителя Координационного центра патриотических сил Руси-Украины, автора ряда книг на исторические темы. В этом году в издательском доме «АДЕФ-Украина» вышла (к слову, пятым(!), дополненным изданием) его книга под названием «Украинская легенда. Самоучитель гражданина» (на украинском и русском языках, объемом более 500 стр.), а также новая — «Передчуття світанку» (почти 250 стр.), продолжающая разговор о нашем общем древнерусском, малороссийском, советском прошлом и о современном трагическом противостоянии двух великих славянских народов.

Это капитальные труды, в которых содержится обширная информация о нашем реальном пути в истории человечества, об этапах формирования украинской нации, о том, что разъединяет ее сегодня. В них автор, опираясь на достоверные документы, правдивые свидетельства современников событий, на бесспорные факты, подтверждаемые современной исторической наукой, археологией, стремится очистить генетические истоки украинского народа от измышлений, наслоений и мифов. Он четко излагает и аргументирует свою позицию. А если по тому или иному вопросу бытуют разные взгляды, обязательно сообщает об этом.

Выводы во многих случаях сопровождаются высказываниями мудрых представителей человечества, приверженцев различных взглядов и позиций, ссылками на исторические источники и официальные документы. В «Украинской легенде» список использованной автором литературы включает около 150 наименований, приведены высказывания почти 900 авторов, воспроизведено более 60 иллюстраций.

Представляя книгу читателям, М. Б. Костинский отмечает, что она написана им «с болью и тревогой за руины Донбасса, страдания старшего поколения, искусственную пустыню вокруг Чернобыля, унижение обездоленных украинских женщин, полуголодное и холодное существование великого народа в центре Европы в начале третьего тысячелетия». Самыми большими препятствиями на пути к подъему и независимому развитию Украины, по его мнению, являются искусственно созданные властью противоречия между государством и обществом, отсутствие аристократизма и политической культуры у постсоветской элиты, межрегиональный антагонизм, инертность большинства украинского общества.

После 1991 г. украинская власть последовательно делала все, чтобы коренное население юга, Крыма, Донбасса, которое в 1991 г. поддержало провозглашение независимости Украины, стало по сути ее врагом. Хотя этнические русские, живущие в юго-восточных областях Украины, — это полноправные члены украинского общества, а не «совки», «сепаратисты», «москали», «террористы», «пьяницы», «наркоманы»... Так же, как и украинцы на остальной территории не «бандеровцы» и не «фашисты», а такие же полурабы, обманутые той же властью, что и наши собратья на востоке страны. Поэтому и через семь лет после евромайдана, высокопарно называемого «революцией достоинства», возникают вопросы: чем и кому стало лучше после этой «революции»? Кто и когда остановит братоубийственную борьбу? Как прекратить ограбление страны олигархами и чиновниками? Возникают потому, что если в стране что и изменилось, то только к худшему.

Приведенные автором — в принципе известные, но поданные обобщенно — сведения о сегодняшней Украине производят убийственное впечатление. Вот только некоторые из них. За мирные 1991—2014 гг. население страны уменьшилось на 10 млн. (за такой же предшествующий период в Украинской ССР оно на столько же увеличилось).

А после потери Крыма и Донбасса нас стало меньше еще на 8 млн. Из 52-миллионного населения УССР (1991 г.) за годы независимости Украины осталось менее 34 млн. (2021 г.). Более половины населения находится за чертой бедности, свыше 20 млн. нуждаются в медицинской помощи, которая к тому же организована неудовлетворительно, ее система разрушена. Каждый десятый гражданин не доживает до 35 лет, каждый второй — до 60. Из 15 млн. человек экономически активного населения около 8 млн. работают за рубежом. 80% молодых людей согласны на эмиграцию. Фактически оставлено без поддержки государства и отброшено за пределы минимального уровня жизни старшее поколение.

Три десятилетия продолжается безрезультатный поиск национальной идеи, которая могла бы озарить наш путь в будущее. Впрочем, в расколотом по многим социально-политическим проблемам обществе сформулировать такую идею практически невозможно. В этой связи уместно вспомнить, как в России Б. Ельцин вскоре после избрания президентом специальным указом предписал в течение года подготовить предложения о такой идее. Минуло почти тридцать лет, но поручение так и остается невыполненным.

М. Б. Костинский прав, утверждая: «Современное состояние украинской государственности — это не демографический, экономический, политический, финансовый или еще какой-либо временный кризис, а реальная общенациональная катастрофа, которая неизбежно ведет нас к необратимому распаду Украины на отдельные разновекторные по внешней ориентации регионы...

Новейший раскол Украины на Восток и Запад (2014), потеря Крыма и Донбасса, гражданская война (2014—2021), противостояние с Россией, политическое давление на экономику и разграбление бюджета страны — это путь к новой Руине, которая уже затмевает все горизонты нашей независимости...»

«К сожалению, — указывает Костинский, — так было всегда — под давлением мощных соседей мы собственными руками уничтожали свою национальную независимость в зачаточном состоянии».

В обстоятельном обзоре исторического пути, пройденного нашим народом, убедительно показано, к чему приводят разобщенность, бесконечные распри, борьба за власть в политических верхах, продажность, корыстолюбие, жадность, ориентация на внешние силы, а не на внутренние возможности.

Исключение составил только советский период украинской истории. Автор отмечает, что большевики оставили прекрасный пример создания государства. «За считанные годы после захвата ими власти (1917), опираясь на большинство интернационального населения (в том числе украинцев), они преодолели внутреннюю контрреволюцию и массовую преступность, победили всех внешних врагов, построили не идеальную, но самую мощную в мире коммунистическую империю с единым духовным пространством оптимизма и веры в светлое будущее советского народа...

И этноним «украинец», и этнополитоним «Украина» получили всеобщее признание в начале ХХ века, а государственно узаконены были в УССР... Именно большевики целенаправленно завершили попытки южнорусского населения завоевать право на существование славянской нации, которая берет истоки из древней Руси во главе с Киевом... В ХХ веке коммунисты (впервые за всю историю) объединили все украинские и не совсем украинские земли в единую Советскую Украину с приоритетом именно украинских традиций, культуры, языка».

Тут весьма к месту слова Миколы Хвылевого, на которые сделана ссылка:

«Лягали — була Малоросія,

підвелись — стоїть Україна».

В книге обстоятельно говорится о преобразованиях, происшедших на украинских землях за годы Советской власти. При этом не замалчиваются и негативы, трагические страницы этого периода нашей истории, трудности и бедствия в жизни народа — голод, репрессии, несвоевременность в осуществлении назревших преобразований в экономике, социальной сфере, политической системе. Приводятся цифры понесенных потерь и жертв. Взяты они не с потолка и не высосаны из пальца, как у многих авторов. Истинность их подтверждается ссылками на документальные источники. Автор при этом замечает: «При всестороннем изучении советского опыта борьбы с бандитизмом, служебными злоупотреблениями, уголовной преступностью, агрессивным национализмом, сепаратизмом, контрреволюционным терроризмом, предательством, вредительством, произволом и коррумпированностью чиновничества выясняется, что далеко не все преступники, попадавшие в тюрьмы и лагеря, были невинными жертвами массового, целенаправленного политического преследования советских людей».

Между тем не могу согласиться с утверждением, что «в Украине местным коммунистическим партийно-государственным аппаратом делалось все, чтобы затормозить демократизацию общественно-политической жизни и взять под полный контроль частную инициативу населения в экономике». Правда состоит в том, что власти в Украине — и в центре, и на местах — изо всех сил стремились удержать ситуацию в руках, не допустить развала в экономике, который становился неизбежным вследствие горбачевской «перестройки». Руководство Компартии, правительство республики вносили Центру конкретные предложения, направленные на устранение чрезмерной, неоправданной централизации в экономике, других сферах жизни общества, сковывания инициативы, ограничения полномочий союзных республик, предприятий, трудовых коллективов. ЦК КПУ с участием ученых, специалистов была разработана Концепция экономического и социального развития в условиях переходного периода. Ее положения во многом были созвучны с идеями китайского лидера Дэн Сяопина, реализация которых обеспечила мощный подъем Китайской Народной Республики. Будучи сторонниками сохранения обновленного Союза республик, провозгласивших государственный суверенитет, членства в нем Украины в качестве полноправного субъекта, коммунисты республики, оставшиеся верными социалистическому выбору украинского народа, противодействовали поддерживаемым западными спецслужбами, наглевшим национал-экстремистам, которые вели дело к выходу Украины из Союза и реставрации в ней капитализма. Но это не имело ничего общего с «торможением демократизации общественно-политической жизни».

К сожалению, события развивались так (и это показано в книге), что «Советский Союз исчез с карты планеты». Подтвердились слова, сказанные в свое время Джорджем Байроном: «тысячи лет едва достаточно, чтобы создать государство, одного часа достаточно, чтобы оно развеялось в пыль».

Этому событию, кардинально изменившему жизнь народа Украины, других бывших союзных республик, современному состоянию дел уделено большое внимание. Даны авторские характеристики многим политическим и государственным деятелям. Какие-то из них воспринимаются неоднозначно (это касается прежде всего деятельности Горбачева, Ельцина, многих украинских деятелей). Впрочем, в этом нет ничего удивительного: оценки — дело субъективное. Важнее всего — результаты деятельности. А о них Костинский верно сказал: «К сожалению, [украинская] власть не использовала исторический шанс цивилизованно реформировать страну. Это еще раз подчеркнуло отсутствие в Украине настоящей национальной элиты и вождя нации».

После переворота 1991 г. и развала Советского Союза и в Украине началась системная ломка экономического базиса социализма и соответствующей ему политической надстройки. Самые тяжелые последствия повлекло за собой уничтожение материального потенциала УССР, причем эта позорная тенденция, по замечанию автора, сохранилась до сегодняшнего дня. С уничтожением мирового уровня экономического потенциала Советской Украины отошли в прошлое советская социальная справедливость, оказалось разрушенным интернациональное духовно-информационное пространство, нарушена ее территориальная целостность, вымирает население. Наибольшую опасность представляет угроза распада Украины.

Со времени перестройки постепенно набирал силу частный бизнес, на который сразу стали давить практически легализованные преступные группировки. Тогда же появляются первые олигархи, миллионеры, богатые владельцы. Возродился класс богачей. На государственном уровне было возрождено традиционное украинское «кумовство», на высоких должностях оказались не патриоты, а случайные люди, которые ни авторитетностью, ни воспитанием, ни образованием, ни способностями, ни опытом не соответствуют требованиям времени.

Так в стране утвердился насквозь коррумпированный кланово-олигархический прозападный режим.

Огромный ущерб нанесло инициированное украинскими президентами (особенно после избрания на этот пост В. Ющенко) ухудшение межгосударственных отношений с Россией, обернувшееся началом разрушения государственной монолитности Украины. Не изменили ничего к лучшему ни евромайдан, ни евроинтеграция, ни программа Порошенко «Томос—Язык—НАТО». А постсоветская волна националистической украинизации, направленная против русскоязычного населения, стала катализатором межнационального конфликта в стране в 2014 году.

С тех пор русофобия, проводимая с вопиющим нарушением украинской Конституции и международных обязательств, принятых на себя Украиной, стала одним из основных направлений государственной политики. Как отмечается в книге, «сегодня болезненным для большинства из нас является искусственное ограничение присутствия в Украине русской культуры, высокий цивилизационный уровень которой давно признан всем человечеством. Она никогда не была чужеродной на наших древнерусских землях, независимо от прихотей политиков».

Огромный вред, наносимый такой политикой, нагнетанием украино-российского противостояния, убедительно показан в книге, в т. ч. на анализе деятельности властных институтов, Вооруженных сил, состояния межконфессиональных отношений, культуры, образования, здравоохранения, других сфер украинского общества. Читая книгу, убеждаешься в правоте В. М. Литвина, бывшего председателя ВР: «Главной угрозой национальной безопасности является сама украинская власть».

Прав М. Б. Костинский, когда говорит, что для сохранения территориальной целостности Украины, бескровно полученной от «москаля» Михаила Горбачева, необходимы компромиссные решения, а не «Смерть врагам!» или «Чемодан—вокзал—Россия!»

Глубокий смысл содержит вывод автора из анализа «прошлого земель Украины» и истории украинского народа: чтобы не множить ошибки и примирить украинцев, надо сказать самим себе правду о реальном прошлом нашего народа, истории наших соседей.

«Строить Украинское государство следует без оглядки на варяжских князей, усобицей уничтоживших Киев — центр могущественной Руси; без возвеличивания разбойничьих традиций Запорожской Сечи; без бахвальства реестрового казачества, которое войнами и ясырем татарам опустошило киеворусские земли до состояния пресловутой Руины; без прославления гайдамаков за вырезание мирного населения; без героизации уголовного разгула «народных мстителей»; без преклонения перед «авторитетом» вождей УНР, покрывших себя позором и кровью подростков под Крутами, патриотов под Базаром, предательством Холодного Яра и отдавших на поругание нашу первую государственность; без анархизма и бандитизма атаманов времен «больших» революций, мятежей и Гражданской войны (1918—1922); без чествования «побед» Буковинского куреня во время расстрела киевлян и советских военнопленных в Бабьем Яру (1941), а также «подвигов» воинов дивизии СС «Галичина» при подавлении национально-освободительных движений в Словакии и Югославии (1944—1945); без оправдания расправ над польским населением на Волыни (1943—1944); без реабилитации тех, кто откровенно поддержал фашизм во Второй мировой войне (1939—1945); без реанимации коммунистической диктатуры».

Сквозной идеей книги М. Б. Костинского является призыв к прекращению братоубийственной войны на востоке Украины.

Он подчеркивает, что современным противостоянием России и Украины, спровоцированным недальновидными политиками Москвы и Киева, нельзя мерить весь ход нашей истории — как прошлой, так будущей. Справедливые слова экс-премьера В. П. Фокина: «Когда украинцы по разные стороны фронта убивают друг друга — это война, имеющая признаки гражданской, тем более что обе стороны принимают помощь других государств», — он предваряет тем, что революционный майдан (2013—2014) и современный пророссийский сепаратизм стали кровавым эхом далеких гетманских междоусобиц, гайдаматчины, петлюровщины, махновщины, бандеровщины. Затеяв братоубийственную войну у себя дома, на своей земле, мы снова шокируем весь цивилизованный мир. «Собственная история ничему нас не научила. Мы снова убиваем друг друга, делим свой общий дом на враждующие территории и собственными руками уничтожаем молодую украинскую государственность. К тому же события развиваются так, что сегодня никто с уверенностью не скажет, кто нападает, а кто защищается, кто герой, а кто жертва, кто патриот, а кто предатель по обе стороны гражданского противостояния». Прав был покойный Иван Драч: «Зачем нам враги? Мы сами себе враги».

Но драматическое соседство двух славянских народов оставило после себя, справедливо замечает М. Б. Костинский, не только глубокий кровавый след, но и ностальгию по общепризнанному мировому уровню общей культуры, по советскому военно-политическому могуществу, по социальным гарантиям социализма в монолитном интернационале СССР. Не видеть и недооценивать этого нельзя.

Обоснованно ссылается автор и на замечания академика НАНУ П. П. Толочко о неприемлемости ориентации только на биологическую этничность при оценке тех или иных наций и народностей, а также о вреде спекуляций украинских этнополитических идеологов на языке, этничности, патриотизме вместо решения фундаментальных проблем развития. «Опыт Украинской Народной Республики и современной более чем двадцатилетней независимости убеждает, что на этом пути у Украины нет будущего».

В рамках газетной статьи невозможно передать содержание, богатство идей, выводов и прогнозов автора. Не все его выводы, оценки однозначны. Но это не снижает их ценности и актуальности.

Повествуя о непростых, драматических страницах нашей истории, называя главные направления развития страны, на которых необходимо сосредоточить усилия нашего народа, чтобы, как говорил Иван Франко, «не слугой скорбеть, а хозяином стать», Михаил Борисович отмечает: «Для этого уже сегодня нужно взять ответственность за судьбу Украины и наших детей на себя, а не надеяться на появление нового мессии и ждать спасения от дальних и ближних «друзей». «Украинская власть должна сделать шаг навстречу отчаявшемуся народу, покаяться за свои ошибки, преступления, бездействие и предательство национальных интересов, начиная со дня провозглашения независимости Украины. Раскаяние и прощение — единственный путь к пониманию и примирению и, главное, возрождению взаимного доверия. Первыми к народу с опущенной головой должны выйти президенты Украины, которые все по очереди, сознательно вели нас в новую Руину через Оранжевую революцию (2004), Евромайдан (2013—14), АТО/ООС (2014—2021)...»

И в нынешней, очень непростой обстановке автор остается оптимистом, завершая «Украинскую легенду» словами: «Пришло время и нам построить новую в истории человечества страну — единую для всех украинцев, великую, прекрасную, модерную Русь-Украину — родину счастливых людей, а не постоянно воюющей со всем миром «титульной нации»...

Перед следующим поколением украинцев стоит прекрасная задача — создать новую, современную страну счастливых людей, полноценно интегрированных в мировой цивилизационный процесс у себя дома, а не на заработках по всему свету...

Еще возможна озаренная мечтой мирная жизнь украинского народа в общем доме, так как независимо от происхождения, веры, языка мы дети неповторимой Руси-Украины — нашей исконной единой Родины, у которой впереди великое будущее!»

«І забудеться срамотня

давняя година,

І оживе добра слава,

слава України!»

Тарас Шевченко

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Языковое обслуживание: первые итоги

В условиях, когда механизмы возбуждения массового возмущения в соцсетях...

Язык мой — враг мой?

В Украине есть все возможности для исключения языковой проблемы из внутренних угроз...

Братья Медведевы: близнецы у истоков Самиздата

В 1970-м Самиздат (как ныне интернет) по умолчанию обозначал открытое информационное...

Застарілий лінгвістичний міф

Міждержавна напруга — не аргумент для відмови від спільної мови з...

Асимметрия украинского Мефистофеля

Честная интеллектуальная элита Украины должна формировать образ мира, а не войны

Родной язык и мову надо защищать

Язык народа – уникальное общественное явление. Он выражает духовную, нравственную...

В кипящем котле

К Варламу Шаламову, убежденному в том, что главная опасность не в политических идеях, а...

Одна книга тысячу людей учит?

Книжные новинки интересны 4% опрошенных

Китайский — не роскошь, а цивилизационная...

Таблицы паттернов в двадцать-тридцать раз сокращают запоминание полезных фраз

Свободная касса, несвободный язык

Иногда привычные вопросы напоминают о себе самым неожиданным образом.

Совесть. Испытание

В издательском доме «АДЕФ-Украина» вышла в свет книга «Испытание...

Дума

Приснився сон мені тривожний і сумний: Сліпий кобзар на призьбі біля хати

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка