Игры в подкидного дурака

08 Июня 2001

Чемпионат мира в классе автомобилей Формулы-1 подобрался к экватору. В эти выходные на монреальской трассе имени Жиля Вильнева состоится восьмой этап, разделяющий сезон на две половины. Затем гонка вновь вернется в Европу и окончательно в этом году покинет ее лишь в середине сентября. К тому времени, судя по ситуации, имя чемпиона и команды — обладательницы Кубка конструкторов уже будут известны.

Впрочем, к положению дел на трассах Формулы-1 вернемся несколько ниже. А пока — о пресс-конференции, которую дал президент Международной федерации автоспорта (ФИА) Макс Мосли в конце мая в Монако накануне Гран-при этой страны. Посвящена она была двум главным проблемам, которые в последнее время будоражат мир Королевских гонок. Первая — безопасность участников соревнований, вторая — их коммерческая основа.

После нас хоть потоп!

Как известно, не так давно доселе главный финансовый заправила Формулы-1, президент Ассоциации конструкторов Берни Экклстоун продал значительную часть пакета акций, принадлежащих его семейному трасту SLEC, медиамагнату Кирху, что породило угрозу перевода показа соревнований исключительно на платные телевизионные каналы. Это в свою очередь вызвало неистовое беспокойство со стороны всех фирм-производителей, участвующих в обеспечении первенства. Ведь в таком случае значительно сократился бы рекламный рынок, что чревато огромными денежными потерями. Поползи даже слухи об учреждении альтернативного чемпионата.

Макс Мосли оказался меж двух огней. С одной стороны, он понимал, что интенсивная коммерциализация спорта в целом, а Формулы-1 особенно вполне увязывается с такой идеей. Ведь годовой оборот только трех автогигантов — «Дженерал Моторз», «Форда» и «Тойоты» — превышает экономические показатели целого континента — Африки, с чем просто невозможно не считаться. Однако с другой — как человек, непосредственно отвечающий за спортивную начинку мирового автомобилизма, Мосли не утрачивал надежд сохранить Королевские гонки не только в виде сугубо коммерческого предприятия.

В итоге на суд общественности представлено финансовое соглашение между ФИА, SLEC и «Kirch Group», которое у многих вызвало если не возмущение, то по крайней мере немалое удивление. Как оказалось, контракт на все коммерческие права по проведению чемпионатов мира Формулы-1 (сроком на 100 лет начиная с 2011 года) Международная федерация заключила на смешную сумму в 313,5 млн. долларов. Для сравнения: Экклстоун на прямой сделке с Кирхом в мгновение ока заработал более двух миллиардов. Учитывая пока не обузданные никем инфляционные процессы, не исключено, что эти три сотни миллионов превратятся в «мелочь» еще до истечения срока действия соглашения.

Мосли попытался объясниться перед журналистами. Мол, ФИА должна быть довольна и такими деньгами, поскольку сделка позволит сохранить Формулу-1 в ее сегодняшнем виде. Кроме того, именно «проницательности и деловому чутью» в первую очередь Экклстоуна обязана федерация тем, что он сделал Королевские гонки таким высокорентабельным видом спорта. Наконец, президент Ассоциации конструкторов, оставаясь полноправным звеном в цепи сложившихся отношений (а поначалу Экклстоун высказывал желание вообще покинуть этот бизнес), будет заинтересован в сохранении существующего рынка коммерческих приоритетов чемпионата.

Парадокс, однако, в том, что к 2011 году, когда контракт непосредственно вступит в силу, действующие лица, подписавшие столь удивительное соглашение, достигнут возраста почтенных старцев. Конечно, их дело останется, но расхлебывать заложенные в документ противоречия придется их последователям. Впрочем, Макса Мосли в сложившейся ситуации больше волнует не отдаленная перспектива, а перевыборы президента ФИА, которые состоятся ближайшей осенью. Столь ответственное мероприятие он предпочел встретить, уладив назревающий на глазах глобальный конфликт. Даже явно в ущерб финансовым интересам самой федерации.

Мика Хаккинен и «Макларен» — на Крещатике

Об инициативах Мосли в отношении безопасности гонок мы частично уже рассказывали в начале сезона. Большинство, мягко говоря, оказались надуманными. Скорости не только не снизились, но наоборот — возросли. Поэтому сотрудникам федерации, отвечающим за техническое обоснование соревнований, вновь не пришлось сидеть сложа руки. О введении так называемого тракшн-контроля, обеспечивающего более жесткое прохождение поворотов, было объявлено заранее. Однако он лишь подлил масла в огонь проблемы. Даже на медленной трассе в Монако большинство пилотов почти на секунду улучшили свои круговые показатели по сравнению с прошлым годом!

Подобное возрастание скоростей наблюдается и на некоторых других трассах. «Это заставляет нас продолжать изучение вопроса о прохождении поворотов, особенно тех, которые потенциально опасны вертикальными столкновениями, — признался Мосли журналистам. — Оснований для паники пока немного, однако не учитывать тенденцию роста мощности двигателей мы не имеем права». В этом смысле, по мнению президента ФИА, существует несколько вариантов решения проблемы: внесение конструктивных изменений в болиды по согласованию с командами, изменение формата шин, директивное ограничение аэродинамических возможностей автомобилей.

Два последних пути могут вызвать сопротивление как самих конюшен, так и производителей, поскольку они не внесены в регламент соревнований. Поэтому Мосли надеется на добрую волю владельцев команд. Кстати, как и в вопросе об уменьшении размеров спойлеров и корпуса машин, что поможет «избавить от пугающего роста скоростей на прямых участках». Однако хозяев болидов такая перспектива не очень прельщает, поскольку имеет прямую материальную зависимость — уменьшается рекламная площадь, а отсюда и финансовые поступления.

Остановился Мосли и на недостатках новой электронной системы старта — так называемого лаунч-контроля, который уже успел стать поводом для пересудов. При безотказной работе это новшество дает пилотам полсекунды преимущества в дебюте гонки, но если подведет — прощайте, надежды! На австрийском этапе в Шпильберге с надеждами вынуждены были попрощаться сразу четыре гонщика. В Монако застрял на стартовой решетке лидер квалификации Култхард, стартовавший затем с последней позиции... А ведь застывший на месте автомобиль — не только препятствие для тех, кто сзади по итогам квалификации, но и серьезная аварийная угроза для круговых. Так что вопросов в проблеме безопасности пока предостаточно, а ответы найдены не все.

Пока Макс Мосли общался с журналистами в Монако, Берни Экклстоун посетил Москву, где встретился с мэром российской столицы и заручился поддержкой Лужкова на сооружение почти в самом центре города автодрома. Строительство продлится около двух лет и обойдется примерно в 80 миллионов долларов, причем практически все финансирование готовы на себя взять зарубежные инвесторы. По мнению президента Ассоциации конструкторов, уже в ближайшем будущем Москва станет хозяйкой одного из ежегодных Гран-при.

Похоже, эта новость не обошла стороной и руководителей украинского автоспорта. По крайней мере мысли вслух о том, не задуматься ли и нам о непосредственном прикосновении к Королевским гонкам, уже были высказаны. Пока же в качестве премьеры готовится визит в Киев двукратного чемпиона мира Мики Хаккинена, который должен на Крещатике разогнать рекламный двухместный образец болида «Макларен» до скорости 300 километров в час. Кто станет пассажиром финна, пока неизвестно. Но в любом случае зрелище обещает быть захватывающим.

Предложение, от которого нельзя отказаться

А тем временем в чемпионате мира 2001 года окончательно определились фавориты. Они были известны заранее, однако большинство специалистов делали скидку на начало сезона и возможность сюрпризов со стороны темных лошадок. К таковым в первую очередь относятся пилоты и команда «Уильямс» в целом. Казалось, ожиданиям суждено сбыться. Ральф Шумахер выиграл этап в Сан-Марино, Хуан Пабло Монтойя был вторым в Испании. Это позволило представителю конюшни сэра Фрэнка Уильямса, отпраздновавшего свой 59-й день рождения, впервые с сентября 1997 года подняться на высшую ступень подиума, а «Уильямсам» несколько приблизиться к лидерам.

Эксперты не могли не отметить великолепные качества двигателей БМВ, развивающих наибольшую среди нынешних участников чемпионата мощность, удачную конструкцию шасси автомобиля и несомненный прогресс покрышек фирмы «Мишлен», которая вернулась в Формулу-1 после 16-летнего перерыва. Более того, французы не скрывают, что в первую очередь ориентируются на «Уильямс», предоставляя этой команде самые современные модели шин. Правда, в глазах основных конкурентов специфика французских покрышек трансформировалась в проблему раннего торможения, что уже несколько раз приводило к малообъяснимым столкновениям на трассе.

Немало лестных слов было высказано и непосредственно в адрес пилотов «Уильямса». Спортивный директор БМВ, знаменитый в недавнем прошлом австрийский гонщик Герхард Бергер, к примеру, не сомневается, что уровень вождения Ральфа Шумахера практически приблизился к уровню старшего брата. Осталось лишь уравнять возможности машин. А скупой на похвалы сэр Фрэнк без ума от Монтойи: «Это парень просто великолепен. Он не только удивительно быстр и чрезвычайно талантлив, но и приятен в общении. Ранее Пабло был слишком возбужден, много ругался, но теперь стал спокойнее и поехал еще быстрее».

Впрочем, эйфория по поводу нынешних возможностей «Уильямса» улетучилась на двух последних этапах, на которых команда не сумела набрать ни одного очка. Апрельские авансы не оправдались.

«Феррари» и «Макларен» тем временем пошли в отрыв. Причем в геометрической прогрессии по отношению друг к другу. Итальянцы на четырех последних Гран-при набрали 40 очков, англичане — 23. В основном — стараниями Култхарда, который стал главным конкурентом Михаэля Шумахера в борьбе за чемпионский титул. Шотландец остается единственным гонщиком, которому в текущем чемпионате удавалось набирать очки на каждом из семи проведенных этапов. Хотя даются они ему порой очень высокой ценой. В Монако, как уже отмечалось, из-за заглохшего на старте двигателя Култхард оказался последним, но сумел закончить гонку на зачетном пятом месте. А вот Хаккинену справиться с невезением не удается.

В этом смысле Шумахеру-старшему намного легче. У него есть надежный тыл в лице Рубенса Баррикелло, который помогает «Феррари» не только уверенно штамповать очки в командном зачете, но и непосредственно принимает участие в борьбе за чемпионский титул. Правда, весьма оригинальным способом. Ранее мы уже касались взаимоотношений между пилотами Скудерии. Так вот, на шестом этапе в Австрии возникла ситуация, когда великолепно проводивший гонку бразилец по приказу из боксов вновь вынужден был пропустить своего именитого одноклубника вперед.

От комментариев Баррикелло на сей раз удержался. Однако стиль, в котором он уступил партнеру, не остался незамеченным. А сделал это он только на самом финише, когда демонстративность торможения оказалась слишком явной. Естественно, тут же посыпались мнения, насколько справедлива подобная тактика «Феррари». Причем их разброс оказался диаметрально противоположным — от вполне оправданного стремления создать более благоприятные условия ведущему пилоту до обвинений в нанесении ущерба этике спорта, которые миланская газета «Иль Джорно» сопоставила с «игрой в подкидного дурака».

Однако бразилец не пожалел, что вновь оказался в центре внимания. Во-первых, боссы Скудерии сослались на неполадки в системе радиосвязи с пилотом, который поначалу якобы не слышал команд из боксов. А во-вторых, заранее предложили Баррикелло контракт еще на сезон вперед, от которого последний просто не мог отказаться. Сумма его гонорара возросла почти вдвое и достигла 10-миллионной отметки. Таким образом бразильцу дали понять, что он должен мириться со своим положением и отказаться от демонстративных выходок, что он и сделал уже на следующем этапе в Монако, безоговорочно следуя за Шумахером.

Не остался внакладе и сам Михаэль, договор с которым у «Феррари» должен был закончиться в конце 2002 года. Немец и до сих пор официально считался самым богатым спортсменом мира, зарабатывая за год более 50 миллионов долларов. Теперь же вместе с рекламными проектами сумма его доходов, по мнению экспертов, превысит 100 миллионов, а срок действия соглашения продлен еще на два сезона. Поистине королевские деньги!

Положение лидеров

Чемпионат мира-2001. 1. Михаэль Шумахер («Феррари») —52 очка. 2. Дэвид Култхард («Макларен») — 40. 3. Рубенс Баррикелло («Феррари») — 24...

Кубок конструкторов. 1. «Феррари» — 76. 2. «Макларен» — 44. 3. «Уильямс» — 18...

100-летний контракт на все коммерческие права по проведению чемпионатов мира Формулы-1, начиная с 2011 года, Международная федерация автоспорта заключила на смешную сумму в 313,5 млн. долларов. Для сравнения: на прямой сделке с Кирхом Экклстоун в мгновение ока заработал более двух миллиардов

По нему сегодня плачет не только Аргентина

Поскольку «игра миллионов» представляет собой отражение, концентрированный...

Торнике, Саломе, Губаз и другие

Является ли переход грузинского баскетболиста в московский ЦСКА изменой родине?

Травмы, пандемия и самоизоляция ключевых игроков:...

Уже завтра в Париже состоится товарищеская встреча двух европейских сборных по...

Константин Симчук: «Не хочу, чтобы деятельность клуба...

Директор ДЮСШ «Сокол» – о комплектации состава, тренерском штабе и первых...

Переиграет ли футбол коронавирус?

Решения, принятые УЕФА, предполагают оптимистичные варианты

COVID-19 поражает спорт

Украинские болельщики должны быть готовы к любому повороту событий

Никаких танцев — только карате!

В приближающийся праздник весны — пожалуй, самого оптимистичного и красивого...

Австро-венгерский баланс

Сборная Украины по баскетболу стартовала в отборочном цикле чемпионата Европы-2021....

На португальцев — с новым капитаном

В ближайший вторник, 18 февраля, начинается весна по футбольному календарю. В этот день...

Титулы пока в тумане

8 февраля стартует новый сезон у наших боксеров-профессионалов. В этот день очередную...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка