Как не изжариться

№34 (136) 23 - 29 августа 2002 г. 23 Августа 2002 0

Глобальное потепление климата ставит перед отпускниками проблему: как хорошо отдохнуть, не изжарившись вконец под летним солнцем? Вопрос актуальный для всех независимо от вида отдыха.

Страдают от жары и самодеятельные туристы, численность которых в нашей стране постепенно увеличивается. Правда, не все — например, спелеологи в своих пещерах с постоянной температурой воздуха 10—15 градусов чувствуют себя вполне комфортно. Труднее всех, пожалуй, приходится пешеходам и велотуристам, хотя многое, конечно, зависит от выбранного маршрута. Зато приверженцы водного туризма этим летом могли уже неоднократно помянуть добрым словом своих друзей, некогда втянувших их в этот столь увлекательный вид самодеятельных путешествий.

Катамараны, плоты, байдарки...

Справедливости ради следует отметить, что существуют различные виды водно-туристского транспорта — катамараны, плоты, байдарки. В отличие от советских времен, когда катамараны конструировали лишь члены кружка «Юный техник» или доктора технических наук, ныне такие суда можно приобрести в магазинах.

Что касается плотов, то и здесь конструкторская мысль не стоит на месте. Учитывая катастрофическое сокращение площади лесных массивов, в наше время все чаще используются надувные плоты. Возможны и другие варианты: например, дощатый помост водрузить на громадные автомобильные камеры.

Известны случаи проведения многодневных водных походов и на надувных лодках.

Однако наибольшей любовью «водоплавающих» туристов пользуется легкая и подвижная байдарка. Почти невесомые весла, к которым привыкаешь мгновенно, позволяют двигаться не только по течению, но и против (если это так уж необходимо). А на открытой воде можно воспользоваться парусом, который при должной сноровке поможет вам достигнуть вполне приличной скорости — под стать яхтсменам....

Маршрут путешествия выбирается, естественно, с учетом вкусов и склонностей туристов. Например, для одних день без препятствий, погодных катаклизмов и прочих трудностей считается прожитым зря. Другие же, наоборот, ищут приятного и не слишком обременительного отдыха почти без отрыва от привычного образа жизни. Для них движение — не самоцель, а лишь увертюра к другим радостям — рыбалке, купанию, сбору грибов и ягод в близлежащем лесу.

Для начинающих байдарочников нет, пожалуй, ничего лучше тихих и спокойных рек центральной части нашей страны. Сейм, Десна, Псел, Удай, Сула — этот перечень можно продолжить. Ведь полуметровой глубины байдарке более чем достаточно...

Стать судовладельцем

Итак, если вы решили испытать свои силы в байдарочном походе, остается самая малость — обзавестись собственным судном. Можно, конечно, попробовать взять байдарку напрокат — для первого раза это будет вполне приемлемый вариант (правда, самое трудное — найти такую возможность!). Но если вы решили связать себя с байдарочным туризмом всерьез и надолго, вам предстоит стать судовладельцем.

К сожалению, времена дешевого снаряжения давно прошли. Если вы будете действовать в лоб, отправившись в поисках заветной байдарки по киевским спортивным магазинам, вам будет, безусловно, приятно полюбоваться, например, двухместной «Вуоксой» стоимостью 3406 грн., красующейся в витрине магазина спорттоваров на бульваре Леси Украинки.

Имейте в виду — в настоящее время в нашей стране байдарки не производятся. В этом вопросе (как, впрочем, и во многих других) мы на несколько лет отстаем от России. Наши северо-восточные соседи уже наладили производство различных видов туристских судов. Бесспорным лидером в этой области сегодня является питерская фирма «Тритон» (адрес в интернете http://www.triton-ltd.ru), выпускающая довольно широкий ассортимент товаров для туристов-водников, в том числе катамараны и байдарки. Последних здесь производится шесть видов (в зависимости от водоема и сложности маршрута), а с учетом модификаций — одиннадцать. Упомянутая «Вуокса»—двойка здесь стоит 370 условных единиц, тройка потянет на 435. Для всех видов байдарок вместо старой прорезиненной используется легкая и прочная оболочка («шкура») из новых синтетических материалов.

Поиск во всемирной паутине позволил также найти несколько московских интернет-магазинов, в ассортименте которых есть и байдарки. Наиболее известный из них — www.equipme.ru — правда, на данный момент он почему-то «временно не работает». У них были самые низкие цены на байдарки и другие вещи, а товар предлагался с доставкой (по Москве — бесплатно). Можно также найти байдарки и в магазине «Тарантас» (http://www.shop. tarantas.ru) или в секции спортивного снаряжения торговой сети http://www.stavka.ru.

Тем, кто не стремится к сложным маршрутам и не склонен выкладывать слишком большую сумму на приобретение байдарки, заметим: московские магазины, в отличие от питерского «Тритона», предлагают и старый добрый «Таймень» с прорезиненной «шкурой». Стоимость двухместной модификации этой модели составляет около 190 у.е., трехместной — 220. Если же вам больше нравится синтетическая «шкура», тогда придется соответственно выложить 310 и 340 условных единиц. Массу полезной информации о «Таймене» (в том числе инструкцию по сборке) можно найти на сайте http://watertour.narod.ru/equip/taimen.html.

Впрочем, чтобы решить проблему приобретения байдарки, не выезжая за пределы Киева, совсем не обязательно направляться на бульвар Леси Украинки. Можно полистать частные объявления, например, в газете «Авизо-Киев» или на ее сайте http://www.aviso.kiev.ua. Подержанный «Таймень» в хорошем состоянии может обойтись вам примерно в 200 у.е., а если повезет, то и дешевле. Если же представилась возможность приобрести только каркас «Тайменя», смело берите его, поскольку купить новую синтетическую оболочку проблемы не составляет (за 140 у.е. для двойки и 150 у.е. для тройки). У россиян они уже давно есть в ассортименте, и говорят, что их пошив налаживают в Киеве (за ту же цену). Кроме того, информацию о снаряжении и водном туризме в Украине в целом можно почерпнуть на http://www.watersport.com.ua

Немного о безопасности

Поскольку давно замечено, что в байдарочный туризм обычно втягивают близкие друзья, свое первое путешествие вы вряд ли будете совершать в одиночестве. Но даже если вы окружены теплом и заботой товарищей, потеря бдительности не проходит безнаказанно.

Если ваше судно не имеет бортового поддува, то улучшить его плавучесть помогут камеры от баскетбольного мяча или даже детские надувные мячики, положенные в корму и в нос. Это, правда, не спасет вас и ваши вещи от незапланированного купания в случае неожиданной пробоины, но зато избавит от изнурительных спасательных работ по вытаскиванию со дна затонувшей байдарки. Неплохо бы заодно «на всякий пожарный случай» все привязывать к кильсонам и шпангоутам (кроме самого байдарочника, естественно), чтобы при аварии не вылавливать свои вещи по всей реке. Хорошо бы, конечно, никогда не попадать в подобный переплет, но забывать о такой возможности не следует.

Наиболее благополучно складывается туристская судьба у байдарочников, умеющих видеть хотя бы на полметра под водой: в водной среде в любой момент могут найтись источники потенциальной опасности вашему суденышку (а значит, и вам!). Помимо коряг и камней это всевозможные посторонние предметы, выброшенные или оставленные в речке «венцом природы» за ненадобностью, — доски и бревна с гвоздями, обломки арматуры и пр. На мелких речках нередко встречаются заколы — изгороди из деревянных кольев, на которых иногда можно увидеть брошенные браконьерские сети. Они особенно опасны весной, когда острые верхушки кольев скрыты под высокой водой, однако достаточно неприятны и в любое другое время года. В плавнях на Удае, например, заколы насчитываются десятками. Хватает их и под Киевом, на Тетереве. Неплохое поле деятельности для рыбоохраны...

Препятствия встречаются почти на каждой речке. Помимо перекатов и порогов, ими могут стать поваленные деревья, плотины (действующие и разрушенные), мосты (понтонные и обычные) и др. Пути их преодоления вам подскажут опыт и здравый смысл. Если нет уверенности в благополучном прохождении препятствия по воде, оно должно быть заменено скучным, но безопасным обносом по берегу.

«В заключение, перефразируя известное выражение, можно сказать: не встретишь препятствия — не преодолеешь его, не преодолеешь — не познаешь радости победы».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Константин Симчук: «Не хочу, чтобы деятельность клуба...

Директор ДЮСШ «Сокол» – о комплектации состава, тренерском штабе и первых...

Переиграет ли футбол коронавирус?

Решения, принятые УЕФА, предполагают оптимистичные варианты

COVID-19 поражает спорт

Украинские болельщики должны быть готовы к любому повороту событий

Никаких танцев — только карате!

В приближающийся праздник весны — пожалуй, самого оптимистичного и красивого...

Австро-венгерский баланс

Сборная Украины по баскетболу стартовала в отборочном цикле чемпионата Европы-2021....

На португальцев — с новым капитаном

В ближайший вторник, 18 февраля, начинается весна по футбольному календарю. В этот день...

Титулы пока в тумане

8 февраля стартует новый сезон у наших боксеров-профессионалов. В этот день очередную...

Олимпиада, Евро, Шлем и Кубок чемпионов

Високосный год в спорте — явление особое. Вот уже более ста лет в эти годы проходят...

Год Крысы и спортивные архивы

25 января — Новый год по восточному календарю. Он пройдет под знаком белой Крысы. В...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка