От «Сигнала» до Трофимова

№27 (421) 4 - 10 июля 2008 г. 04 Июля 2008 0

Спидвей в нашей стране не относится к мегапопулярным видам спорта. Тем не менее в западных областях страны болельщиков у него никак не меньше, чем у футбола. Существуют два основных центра развития данного вида мотогонок в Украине — Ровно и Червоноград. В Ровно это стало возможным во многом благодаря энтузиазму настоящей легенды отечественного спидвея Владимира Трофимова.

Родившись в семье известного спортсмена (отец Владимира — Виктор Трофимов — чемпион и неоднократный призер первенств СССР, многократный призер чемпионатов мира по спидвею) Трофимов-младший не только продолжил славные отцовские традиции, но и взял на себя почетную миссию возрождения ровенского спидвея из пепла разрухи 1990-х, вернув жителям 300-тысячного областного центра то время, когда рев мотоциклетных двигателей доносился с мототрека на окраине в любую точку города.

Велосипед — мопед — мотоцикл

— Владимир Викторович, у вас как у сына одного из ведущих мотогонщиков СССР судьба была предопределена. Но складывается у каждого по-разному: одни горят желанием и без оглядки по сторонам следуют по стопам родителей, другие не в восторге от семейной традиции и в конечном итоге сами распоряжаются своей жизнью, реализуя себя в других сферах. Третьи скрепя сердце выполняют родительскую волю и потом убеждаются в их правоте. Как было у вас?

— Никто насильно меня в спорт не тянул. Тем более в мотогонки, которые занимают одну из лидирующих позиций по травматизму. И отец, который сполна испытал на себе все нюансы спидвея, и тем более мать не горели желанием видеть Трофимова-младшего идущим по отцовским стопам.

Но гены взяли свое: сначала имитировал мотогонки, колеся по двору на велосипеде, позже пересел на мопед, еще через некоторое время (лет с 11) начал заниматься в секции мотокросса. А уже где-то в 14 лет отец дал мне попробовать гоночный мотоцикл. После этого я «загорелся» окончательно — спидвей и больше ничего!

— И как прошла первая поездка? С забором или деревом не «поцеловались»?

— Нет, дело было на прямой безлюдной дороге, отец как раз готовился к очередным соревнованиям. Короткой поездки под отцовским контролем на безопасной как для гоночной модели скорости оказалось достаточно, чтобы прочувствовать всю мощь двигателя и связанные с этим ощущения. Показатели кроссового мотоцикла не идут ни в какое сравнение с характеристиками обычного. В общем, судьба была решена.

— Желания сменить род занятий в более зрелом возрасте не возникало?

— Никогда. Я окунулся в это дело, что называется, с головой и со всей душой без остатка. Кроме того, обстановка в те времена была достаточно стабильной, спорту и, в частности, спидвею государство уделяло более чем достаточно внимания, даже спортсмены «среднего звена», не говоря уже об именитых, зарабатывали своим ремеслом вполне прилично. И это при том, что спорт тогда официально считался любительским.

— Далеко не все знают, что первый в СССР мототрек был построен не в Москве или Ленинграде и даже не в столице какой-либо союзной республики, а именно в Ровно. И в дальнейшем провинциальные города становились ведущими центрами союзного спидвея, удерживая свое лидерство до конца существования Советского Союза. В чем, на ваш взгляд, секрет такого успеха?

— В 1950-х годах одним из руководителей ЦК ДОСААФ был заслуженный тренер СССР по спидвею Владимир Иванович Карнеев. Именно ему принадлежала идея проведения в СССР официальных соревнований по нашему виду спорта, которую он с успехом воплотил в жизнь. Первые в Союзе соревнования прошли 50 лет назад — 10 июня 1958 г. на московском стадионе в Лужниках.

Позже на государственном уровне была утверждена программа развития в СССР технических видов спорта (в том числе и спидвея). И Владимир Иванович начал вместе с ведущими спортсменами страны ездить по маленьким городам, устраивая там показательные выступления. Где такие турниры вызывали наибольший зрительский интерес, там и планировалось в будущем строительство треков. Судьбе было угодно, чтобы счастливый жребий выпал именно Ровно.

Огромная заслуга в этом и Юрия Константиновича Корхова, который в то время занимал должность председателя Ровенского областного комитета ДОСААФ. Да и сам по себе мотоспорт был более развит именно в маленьких городах, которые к тому же географически (по сравнению с Москвой) оказались более удобными для проведения международных соревнований из-за близости к границе. В дальнейшем мототреки один за другим сооружались в других городах СССР: Львове, Червонограде (Львовская обл.), Полтаве, Ереване, Фергане и т. д. (К сожалению, и Владимира Карнеева и Юрия Корхова уже нет в живых.)

Не все преграды проскочить на скорости

— Команда «Сигнал» (Ровно), где, помимо вас, выступали множество известных гонщиков, была одним из флагманов отечественного спидвея. Но с распадом СССР этот вид спорта в Ровно был фактически уничтожен. Необходимость выживать в суровые 1990-е вынуждала спортсменов заниматься чем угодно, только не любимым делом. Как вы пережили тот период и насколько сложным оказался процесс возрождения спидвея в Ровно?

— Я к тому времени был уже достаточно известный гонщик, что, слава Богу, позволило мне избежать какой-либо переквалификации. Частично благодаря спонсорской поддержке, частично за счет собственных усилий я продолжал заниматься спидвеем, периодически выезжая за рубеж, в частности выступая за польские клубы. Сначала не очень удачно (по результатам даже в стартовый состав не попадал). Затем приобрел опыт технической подготовки мотоциклов, изучил особенности агрегатов, практики работы с которыми мы в союзные времена не имели, и вышел на приличный уровень.

Засветиться помог случай на соревнованиях в немецком городе Улендорфе, когда партнер по команде получил травму и другого выхода, кроме как выпустить меня, у тренерского штаба не было. В итоге я стал победителем состязаний. После этого моя карьера пошла вверх, я стал получать регулярные приглашения от представителей разных команд.

Накопленный опыт позволил не отстать от времени и в будущем значительно облегчил процесс реанимации спидвея в родном городе.

Начался этот нелегкий процесс в 2002 г., когда на руинах «Сигнала» и «Фантастики» (второй и непродолжительный проект) начал организовываться «Спидвей-Клуб Трофимов». Поводом для его создания послужило то, что оформлять таможенные декларации для вывоза техники за рубеж физическое лицо не имело права. Пришлось регистрировать клуб. В его составе тогда вместе со мной на разные состязания выезжали Владимир Колодий, Петр Велесик, Игорь Марко (трагически погиб в 2006 г.) и др.

Так постепенно начали раскручиваться, на базе клуба образовалась команда «Ураган». Поначалу приходилось собственные средства вкладывать, влезать в долги. В этих условиях даже рискнули выступить сразу на нескольких фронтах: помимо украинского чемпионата, участвовали и в российской лиге, куда меня «заманил» мой тамошний коллега Владимир Рыбников. По итогам сезона остались в минусе, ответственность как на президенте клуба была на мне, долги пришлось отдавать.

Но постепенно деньги появились. Как оно обычно бывает, и среди ровенских предпринимателей нашлись те, кто оказался неравнодушен к процессу спидвейного возрождения. Некоторые и сегодня остаются нашими партнерами. По истечении некоторого времени мы вышли «на ноль», а со временем у клуба появилась прибыль. Мы получили возможность приглашать зарубежную перспективную молодежь, добились права участия в польской лиге.

Все бы ничего, дела кое-как пошли, но грянул 2005 г. Смена власти в стране привела к перетасовке руководства на всех уровнях. Не стало исключением и областное ТСОУ (наследник ДОСААФ), в введении которого находится ровенский мототрек. Одновременно со сменой руководства в данном ведомстве на клуб посыпались бесконечные унизительные финансовые проверки, по городу пустили слухи, что Трофимов чуть ли не лопатами деньги загребает, гонки продает и т. д. Знаете, болельщика не обманешь, и если бы действительно гонки «сдавались», то не было бы той посещаемости ровенского мототрека, которая сегодня — одна из лучших в Европе, не было бы той поддержки, которую мы ощущали и продолжаем ощущать. За что болельщикам огромное спасибо.

Тем не менее и в такой обстановке клуб первую половину 2005 г. демонстрировал отличные результаты, которым во многом способствовало возвращение в «Спидвей-Клуб Трофимов» из России Игоря Марко, приход из Червонограда перспективного юниора Андрея Карпова, а также подписание контракта с венгерским гонщиком Ласло Шатмари. Увы, радость побед меркла на фоне закулисных игр, результат которых оказался для нас просто катастрофическим: основной наш доход — выручка за проданные билеты — стал идти мимо клуба. Мы столкнулись с проблемой элементарной выплаты зарплаты и премиальных гонщикам, не говоря уже о средствах на запчасти, топливо, экипировку, аренду трека и пр. Кроме того, были сорваны выездные соревнования в Кросно (Польша) и Владивосток (Россия). В первом случае клуб был оштрафован на $10000, во втором — на $12000. Долг этот на нас висел очень долго (частично висит и сейчас).

К сожалению, ситуация коренным образом не изменилась и до сегодняшнего дня. Как результат в нынешнем сезоне нам пришлось отказаться от участия в российской лиге. Тем не менее и я, и другие гонщики не будем сидеть без дела, проведя нынешний сезон в российской лиге в составе червоноградского «Шахтера». Преодолевать расстояние порядка 200 км от Ровно до Червонограда и столько же обратно проще, чем воевать с некоторыми чиновниками.

И при этом кто-то еще ведет разговоры о создании в Ровно ДЮСШ по спидвею и муниципального спидвейного клуба. Идея просто замечательная. Только как ее воплощать в жизнь? На фоне бедственного положения, в котором находятся спортивные школы города, рассчитывать на то, что спидвейная станет исключением, как минимум несерьезно.

То же самое и с муниципальным клубом. Ведь содержать конкурентоспособную на евроарене команду за счет городского бюджета нереально — он просто «задохнется».

Собственно, зачем что-то еще изобретать? Мы фактически на голом месте создали клуб и какую-никакую базу для подготовки молодежи, готовой со временем заменить нас, ветеранов. Вместе со мной тренировки проводит Игорь Зверев — еще один мой партнер по «Сигналу» (его сын Антон занимается в нашем клубе), активное участие в жизни клуба принимает и отец, несмотря на свой возраст (Виктору Трофимову в марте нынешнего года исполнилось 70 лет. — Авт.). Для общего успеха нужно, чтобы власть имущие как минимум не мешали, как максимум — прилагали какие-то созидательные усилия.

Проиграть ученику — не зазорно

— Среди молодежи много желающих заниматься спидвеем?

— Отбоя нет! Но родителям я прямо говорю, что им придется раскошелиться: спидвей — очень дорогой вид спорта, серьезные занятия им требуют больших финансовых вложений. К тому же один из самых травматичных. Именно поэтому мы берем с родителей расписку, что они не возражают, чтобы их дети занимались спидвеем.

— В клубе сейчас немало молодых ребят 1990, 1992 и даже 1995 г. р. Некоторые могут похвастаться определенными достижениями на внутренней арене. Вас не угнетает то, что со временем, достигнув совершеннолетия и получив возможность самостоятельно распоряжаться своей судьбой, они могут уйти из клуба и использовать под флагом другой команды во время гонки против вас полученные от вас же знания?

— Знаете, я не строю никаких иллюзий. Человек ищет, где лучше. И это правильно. Если мои знания и опыт, который я передаю молодым ребятам, помогут им в жизни, буду только рад. Даже если это будет поединок против меня, но только в условиях честной спортивной борьбы.

— Тяжело держать организаторскую руку на пульсе событий и одновременно быть готовым к заездам? Не давит ли на самолюбие с учетом былых заслуг не самый высокий в связи с этим гоночный рейтинг, все-таки болельщики вас воспринимают (и еще долго будут воспринимать) в большей степени как гонщика?

— Чего лукавить, есть немного. С одной стороны, уже возраст не позволяет ездить с той интенсивностью, что была раньше, с другой — вы правы, множество бумажной работы в совокупности с кабинетными боями, о которых мы говорили, не оставляют времени на езду. Хотя на заре существования клуба приходилось садиться за руль довольно часто по простой причине — опытных спортсменов тогда было раз-два и обчелся, а молодежь еще не имела необходимого уровня для серьезной конкуренции с мастерами. Я в любой момент готов подменить кого надо, если спортсмен травмировался или какие-либо еще обстоятельства не позволяют ему сесть за руль.

— Ваш отец, Виктор Иванович Трофимов, закончил ездить в 57 лет при официально разрешенных 45. Хотели бы побить его рекорд?

— Это уж как Бог даст. Знаю одно: пока жив и есть здоровье, буду служить спидвею — делу, которое люблю и которому посвятил практически всю свою сознательную жизнь. Большего счастья для меня нет.

Владимир ТРОФИМОВ

Родился 28 января 1962 г.
Спидвеем начал заниматься с 13 лет. Первый тренер — Николай Кальчук.

Наивысшие достижения

Европа и мир

Обладатель Кубка Дружбы в составе сборной СССР — 1981, 1982 гг.
Финалист личного чемпионата мира — 1987 г.
Бронзовый призер чемпионата Европы на травяном треке — 1999 г.

СССР и СНГ

Чемпион СССР в личном зачете — 1988 г.
Чемпион СССР в командном зачете (в составе клуба «Сигнал», Ровно) — 1985, 1986, 1987 гг.
Чемпион СНГ в командном зачете (в составе клуба «Фантастика», Ровно) — 1992 г.

Украина

Чемпион Украины в личном зачете — 1992, 2004 гг.
Чемпион Украины среди пар — 2003, 2004 гг.
Победитель командного чемпионата Украины — 1993 (в составе «Фантастики», Ровно) и 2003 (в составе «Спидвей-Клуба Трофимов», Ровно) гг.
Обладатель Кубка Украины — 2001 г. 

Гонки в овале

Спидвей (от англ. speedway — скоростная дорога) — один из видов мотоспорта. Главное его отличие от кольцевых мотогонок и мотокросса состоит в трассе, представляющей собой овал длиной от 260 м до 400 м (стандартная беговая дорожка стадиона), обычно с гаревым покрытием.

Популярен и зимний вариант спидвея — по ледяному покрытию. Менее распространены гонки по земляному и травяному трекам, а также с длиной дорожки один километр и более (на ипподромах).

Число участников обычно от 4 до 6 в каждом заезде. Наиболее популярны гонки на мотоциклах с объемом двигателя 500 куб. см., однако турниры проводятся и среди мотоциклов с двигателем 250 и 125 «кубиков». Также известны соревнования на мотоциклах с коляской, мопедах и мотороллерах.

Первые состязания по спидвею прошли в 1920-х гг. Дебютный чемпионат мира состоялся в 1934 г.

Преимущество спидвея перед другими видами мотогонок — в относительной дешевизне. Здесь не требуется дорогой автотрассы формата Формулы-1, как для Moto GP, не нужно специально готовить пересеченную дорожку, как в мотокроссе. Часто соревнования проходят на обычных гаревых дорожках стадионов.

Еще один фактор привлекательности спидвея — зрителю постоянно видна вся трасса и положение гонщиков в заезде. К тому же спидвей отличается динамичностью — обычно гонщики проходят четыре круга, реже немногим больше.

Скорость в спидвее меньше, чем в кольцевых мотогонках: средняя на круге — 70 — 80 км/ч, на коротких участках — до 110 км/ч.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Александр УСИК (Украина) — Тони БЕЛЬЮ (Великобритания)

Насладившись статусом абсолютного чемпиона мира в первом тяжелом весе, Александр Усик...

«Тренер — профессия неблагодарная»

6 ноября исполнилось девять дней, как не стало Нины Кожух — прославленного тренера...

Чемпионка! Но пока без Шлема

«Перед началом турнира от меня никто ничего не ждал — это мотивировало»

Владимир Кличко: «Я на сегодняшнем этапе остаюсь в...

Один политик в нашей семье уже есть, так что я остаюсь в спорте, заявил двукратный...

Игры на «десятку»

Именно такую оценку (по современной 12-балльной системе) мы вправе поставить украинским...

Даяна обошла Элину

Юная теннисистка из Одессы Даяна Ястремская сенсационно выиграла турнир серии WTA —...

Загрузка...

Элитный минимум Шевченко

Через два года увидим минимум четыре поединка «сине-желтых» с соперниками уровня...

Именная шайба УХЛ

Чтобы повысить интерес к турниру, Лига выпустила именную шайбу с логотипом своего...

Одна победа — и мы в элите!

Сборная Украины по футболу очень близка к тому, чтобы одним ударом триумфально...

Выше — только «поднебесные»

Женская сборная Украины выиграла серебряные награды на завершившейся в Батуми...

В Буэнос-Айрес — на Игры будущего

На двух предыдущих ЮОИ Украина неизменно становилась третьей по общему количеству...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка