От «Сигнала» до Трофимова

№27 (421) 4 - 10 июля 2008 г. 04 Июля 2008 0

Спидвей в нашей стране не относится к мегапопулярным видам спорта. Тем не менее в западных областях страны болельщиков у него никак не меньше, чем у футбола. Существуют два основных центра развития данного вида мотогонок в Украине — Ровно и Червоноград. В Ровно это стало возможным во многом благодаря энтузиазму настоящей легенды отечественного спидвея Владимира Трофимова.

Родившись в семье известного спортсмена (отец Владимира — Виктор Трофимов — чемпион и неоднократный призер первенств СССР, многократный призер чемпионатов мира по спидвею) Трофимов-младший не только продолжил славные отцовские традиции, но и взял на себя почетную миссию возрождения ровенского спидвея из пепла разрухи 1990-х, вернув жителям 300-тысячного областного центра то время, когда рев мотоциклетных двигателей доносился с мототрека на окраине в любую точку города.

Велосипед — мопед — мотоцикл

— Владимир Викторович, у вас как у сына одного из ведущих мотогонщиков СССР судьба была предопределена. Но складывается у каждого по-разному: одни горят желанием и без оглядки по сторонам следуют по стопам родителей, другие не в восторге от семейной традиции и в конечном итоге сами распоряжаются своей жизнью, реализуя себя в других сферах. Третьи скрепя сердце выполняют родительскую волю и потом убеждаются в их правоте. Как было у вас?

— Никто насильно меня в спорт не тянул. Тем более в мотогонки, которые занимают одну из лидирующих позиций по травматизму. И отец, который сполна испытал на себе все нюансы спидвея, и тем более мать не горели желанием видеть Трофимова-младшего идущим по отцовским стопам.

Но гены взяли свое: сначала имитировал мотогонки, колеся по двору на велосипеде, позже пересел на мопед, еще через некоторое время (лет с 11) начал заниматься в секции мотокросса. А уже где-то в 14 лет отец дал мне попробовать гоночный мотоцикл. После этого я «загорелся» окончательно — спидвей и больше ничего!

— И как прошла первая поездка? С забором или деревом не «поцеловались»?

— Нет, дело было на прямой безлюдной дороге, отец как раз готовился к очередным соревнованиям. Короткой поездки под отцовским контролем на безопасной как для гоночной модели скорости оказалось достаточно, чтобы прочувствовать всю мощь двигателя и связанные с этим ощущения. Показатели кроссового мотоцикла не идут ни в какое сравнение с характеристиками обычного. В общем, судьба была решена.

— Желания сменить род занятий в более зрелом возрасте не возникало?

— Никогда. Я окунулся в это дело, что называется, с головой и со всей душой без остатка. Кроме того, обстановка в те времена была достаточно стабильной, спорту и, в частности, спидвею государство уделяло более чем достаточно внимания, даже спортсмены «среднего звена», не говоря уже об именитых, зарабатывали своим ремеслом вполне прилично. И это при том, что спорт тогда официально считался любительским.

— Далеко не все знают, что первый в СССР мототрек был построен не в Москве или Ленинграде и даже не в столице какой-либо союзной республики, а именно в Ровно. И в дальнейшем провинциальные города становились ведущими центрами союзного спидвея, удерживая свое лидерство до конца существования Советского Союза. В чем, на ваш взгляд, секрет такого успеха?

— В 1950-х годах одним из руководителей ЦК ДОСААФ был заслуженный тренер СССР по спидвею Владимир Иванович Карнеев. Именно ему принадлежала идея проведения в СССР официальных соревнований по нашему виду спорта, которую он с успехом воплотил в жизнь. Первые в Союзе соревнования прошли 50 лет назад — 10 июня 1958 г. на московском стадионе в Лужниках.

Позже на государственном уровне была утверждена программа развития в СССР технических видов спорта (в том числе и спидвея). И Владимир Иванович начал вместе с ведущими спортсменами страны ездить по маленьким городам, устраивая там показательные выступления. Где такие турниры вызывали наибольший зрительский интерес, там и планировалось в будущем строительство треков. Судьбе было угодно, чтобы счастливый жребий выпал именно Ровно.

Огромная заслуга в этом и Юрия Константиновича Корхова, который в то время занимал должность председателя Ровенского областного комитета ДОСААФ. Да и сам по себе мотоспорт был более развит именно в маленьких городах, которые к тому же географически (по сравнению с Москвой) оказались более удобными для проведения международных соревнований из-за близости к границе. В дальнейшем мототреки один за другим сооружались в других городах СССР: Львове, Червонограде (Львовская обл.), Полтаве, Ереване, Фергане и т. д. (К сожалению, и Владимира Карнеева и Юрия Корхова уже нет в живых.)

Не все преграды проскочить на скорости

— Команда «Сигнал» (Ровно), где, помимо вас, выступали множество известных гонщиков, была одним из флагманов отечественного спидвея. Но с распадом СССР этот вид спорта в Ровно был фактически уничтожен. Необходимость выживать в суровые 1990-е вынуждала спортсменов заниматься чем угодно, только не любимым делом. Как вы пережили тот период и насколько сложным оказался процесс возрождения спидвея в Ровно?

— Я к тому времени был уже достаточно известный гонщик, что, слава Богу, позволило мне избежать какой-либо переквалификации. Частично благодаря спонсорской поддержке, частично за счет собственных усилий я продолжал заниматься спидвеем, периодически выезжая за рубеж, в частности выступая за польские клубы. Сначала не очень удачно (по результатам даже в стартовый состав не попадал). Затем приобрел опыт технической подготовки мотоциклов, изучил особенности агрегатов, практики работы с которыми мы в союзные времена не имели, и вышел на приличный уровень.

Засветиться помог случай на соревнованиях в немецком городе Улендорфе, когда партнер по команде получил травму и другого выхода, кроме как выпустить меня, у тренерского штаба не было. В итоге я стал победителем состязаний. После этого моя карьера пошла вверх, я стал получать регулярные приглашения от представителей разных команд.

Накопленный опыт позволил не отстать от времени и в будущем значительно облегчил процесс реанимации спидвея в родном городе.

Начался этот нелегкий процесс в 2002 г., когда на руинах «Сигнала» и «Фантастики» (второй и непродолжительный проект) начал организовываться «Спидвей-Клуб Трофимов». Поводом для его создания послужило то, что оформлять таможенные декларации для вывоза техники за рубеж физическое лицо не имело права. Пришлось регистрировать клуб. В его составе тогда вместе со мной на разные состязания выезжали Владимир Колодий, Петр Велесик, Игорь Марко (трагически погиб в 2006 г.) и др.

Так постепенно начали раскручиваться, на базе клуба образовалась команда «Ураган». Поначалу приходилось собственные средства вкладывать, влезать в долги. В этих условиях даже рискнули выступить сразу на нескольких фронтах: помимо украинского чемпионата, участвовали и в российской лиге, куда меня «заманил» мой тамошний коллега Владимир Рыбников. По итогам сезона остались в минусе, ответственность как на президенте клуба была на мне, долги пришлось отдавать.

Но постепенно деньги появились. Как оно обычно бывает, и среди ровенских предпринимателей нашлись те, кто оказался неравнодушен к процессу спидвейного возрождения. Некоторые и сегодня остаются нашими партнерами. По истечении некоторого времени мы вышли «на ноль», а со временем у клуба появилась прибыль. Мы получили возможность приглашать зарубежную перспективную молодежь, добились права участия в польской лиге.

Все бы ничего, дела кое-как пошли, но грянул 2005 г. Смена власти в стране привела к перетасовке руководства на всех уровнях. Не стало исключением и областное ТСОУ (наследник ДОСААФ), в введении которого находится ровенский мототрек. Одновременно со сменой руководства в данном ведомстве на клуб посыпались бесконечные унизительные финансовые проверки, по городу пустили слухи, что Трофимов чуть ли не лопатами деньги загребает, гонки продает и т. д. Знаете, болельщика не обманешь, и если бы действительно гонки «сдавались», то не было бы той посещаемости ровенского мототрека, которая сегодня — одна из лучших в Европе, не было бы той поддержки, которую мы ощущали и продолжаем ощущать. За что болельщикам огромное спасибо.

Тем не менее и в такой обстановке клуб первую половину 2005 г. демонстрировал отличные результаты, которым во многом способствовало возвращение в «Спидвей-Клуб Трофимов» из России Игоря Марко, приход из Червонограда перспективного юниора Андрея Карпова, а также подписание контракта с венгерским гонщиком Ласло Шатмари. Увы, радость побед меркла на фоне закулисных игр, результат которых оказался для нас просто катастрофическим: основной наш доход — выручка за проданные билеты — стал идти мимо клуба. Мы столкнулись с проблемой элементарной выплаты зарплаты и премиальных гонщикам, не говоря уже о средствах на запчасти, топливо, экипировку, аренду трека и пр. Кроме того, были сорваны выездные соревнования в Кросно (Польша) и Владивосток (Россия). В первом случае клуб был оштрафован на $10000, во втором — на $12000. Долг этот на нас висел очень долго (частично висит и сейчас).

К сожалению, ситуация коренным образом не изменилась и до сегодняшнего дня. Как результат в нынешнем сезоне нам пришлось отказаться от участия в российской лиге. Тем не менее и я, и другие гонщики не будем сидеть без дела, проведя нынешний сезон в российской лиге в составе червоноградского «Шахтера». Преодолевать расстояние порядка 200 км от Ровно до Червонограда и столько же обратно проще, чем воевать с некоторыми чиновниками.

И при этом кто-то еще ведет разговоры о создании в Ровно ДЮСШ по спидвею и муниципального спидвейного клуба. Идея просто замечательная. Только как ее воплощать в жизнь? На фоне бедственного положения, в котором находятся спортивные школы города, рассчитывать на то, что спидвейная станет исключением, как минимум несерьезно.

То же самое и с муниципальным клубом. Ведь содержать конкурентоспособную на евроарене команду за счет городского бюджета нереально — он просто «задохнется».

Собственно, зачем что-то еще изобретать? Мы фактически на голом месте создали клуб и какую-никакую базу для подготовки молодежи, готовой со временем заменить нас, ветеранов. Вместе со мной тренировки проводит Игорь Зверев — еще один мой партнер по «Сигналу» (его сын Антон занимается в нашем клубе), активное участие в жизни клуба принимает и отец, несмотря на свой возраст (Виктору Трофимову в марте нынешнего года исполнилось 70 лет. — Авт.). Для общего успеха нужно, чтобы власть имущие как минимум не мешали, как максимум — прилагали какие-то созидательные усилия.

Проиграть ученику — не зазорно

— Среди молодежи много желающих заниматься спидвеем?

— Отбоя нет! Но родителям я прямо говорю, что им придется раскошелиться: спидвей — очень дорогой вид спорта, серьезные занятия им требуют больших финансовых вложений. К тому же один из самых травматичных. Именно поэтому мы берем с родителей расписку, что они не возражают, чтобы их дети занимались спидвеем.

— В клубе сейчас немало молодых ребят 1990, 1992 и даже 1995 г. р. Некоторые могут похвастаться определенными достижениями на внутренней арене. Вас не угнетает то, что со временем, достигнув совершеннолетия и получив возможность самостоятельно распоряжаться своей судьбой, они могут уйти из клуба и использовать под флагом другой команды во время гонки против вас полученные от вас же знания?

— Знаете, я не строю никаких иллюзий. Человек ищет, где лучше. И это правильно. Если мои знания и опыт, который я передаю молодым ребятам, помогут им в жизни, буду только рад. Даже если это будет поединок против меня, но только в условиях честной спортивной борьбы.

— Тяжело держать организаторскую руку на пульсе событий и одновременно быть готовым к заездам? Не давит ли на самолюбие с учетом былых заслуг не самый высокий в связи с этим гоночный рейтинг, все-таки болельщики вас воспринимают (и еще долго будут воспринимать) в большей степени как гонщика?

— Чего лукавить, есть немного. С одной стороны, уже возраст не позволяет ездить с той интенсивностью, что была раньше, с другой — вы правы, множество бумажной работы в совокупности с кабинетными боями, о которых мы говорили, не оставляют времени на езду. Хотя на заре существования клуба приходилось садиться за руль довольно часто по простой причине — опытных спортсменов тогда было раз-два и обчелся, а молодежь еще не имела необходимого уровня для серьезной конкуренции с мастерами. Я в любой момент готов подменить кого надо, если спортсмен травмировался или какие-либо еще обстоятельства не позволяют ему сесть за руль.

— Ваш отец, Виктор Иванович Трофимов, закончил ездить в 57 лет при официально разрешенных 45. Хотели бы побить его рекорд?

— Это уж как Бог даст. Знаю одно: пока жив и есть здоровье, буду служить спидвею — делу, которое люблю и которому посвятил практически всю свою сознательную жизнь. Большего счастья для меня нет.

Владимир ТРОФИМОВ

Родился 28 января 1962 г.
Спидвеем начал заниматься с 13 лет. Первый тренер — Николай Кальчук.

Наивысшие достижения

Европа и мир

Обладатель Кубка Дружбы в составе сборной СССР — 1981, 1982 гг.
Финалист личного чемпионата мира — 1987 г.
Бронзовый призер чемпионата Европы на травяном треке — 1999 г.

СССР и СНГ

Чемпион СССР в личном зачете — 1988 г.
Чемпион СССР в командном зачете (в составе клуба «Сигнал», Ровно) — 1985, 1986, 1987 гг.
Чемпион СНГ в командном зачете (в составе клуба «Фантастика», Ровно) — 1992 г.

Украина

Чемпион Украины в личном зачете — 1992, 2004 гг.
Чемпион Украины среди пар — 2003, 2004 гг.
Победитель командного чемпионата Украины — 1993 (в составе «Фантастики», Ровно) и 2003 (в составе «Спидвей-Клуба Трофимов», Ровно) гг.
Обладатель Кубка Украины — 2001 г. 

Гонки в овале

Спидвей (от англ. speedway — скоростная дорога) — один из видов мотоспорта. Главное его отличие от кольцевых мотогонок и мотокросса состоит в трассе, представляющей собой овал длиной от 260 м до 400 м (стандартная беговая дорожка стадиона), обычно с гаревым покрытием.

Популярен и зимний вариант спидвея — по ледяному покрытию. Менее распространены гонки по земляному и травяному трекам, а также с длиной дорожки один километр и более (на ипподромах).

Число участников обычно от 4 до 6 в каждом заезде. Наиболее популярны гонки на мотоциклах с объемом двигателя 500 куб. см., однако турниры проводятся и среди мотоциклов с двигателем 250 и 125 «кубиков». Также известны соревнования на мотоциклах с коляской, мопедах и мотороллерах.

Первые состязания по спидвею прошли в 1920-х гг. Дебютный чемпионат мира состоялся в 1934 г.

Преимущество спидвея перед другими видами мотогонок — в относительной дешевизне. Здесь не требуется дорогой автотрассы формата Формулы-1, как для Moto GP, не нужно специально готовить пересеченную дорожку, как в мотокроссе. Часто соревнования проходят на обычных гаревых дорожках стадионов.

Еще один фактор привлекательности спидвея — зрителю постоянно видна вся трасса и положение гонщиков в заезде. К тому же спидвей отличается динамичностью — обычно гонщики проходят четыре круга, реже немногим больше.

Скорость в спидвее меньше, чем в кольцевых мотогонках: средняя на круге — 70 — 80 км/ч, на коротких участках — до 110 км/ч.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Первый золотой

Победа в гонке преследования — результат идеальной стратегии Пидручного

«Я хочу выиграть все!»

Ия АНДРУЩАК — это Андрей Шевченко женского украинского футбола. Недаром же именно...

Нет игры без... никотина

Киевскому «Динамо» — единственному нашему представителю, оставшемуся в...

«Бандеровцы» из Экстраклассы

Когда интервью с Романом Кутовым уже было готово к печати, в Польше разразился...

Маленький український гвинтик у польському футболі

Сьогодні українці у Польщі — це не лише заробітчани, що працюють на полях, збираючи...

Пока биатлон молчит, фристайл и сноуборд — «стреляют»

Вице-чемпионка пропустит ближайшие этапы Кубка мира из-за недостатка финансирования

Загрузка...

Продлить весну — как минимум до марта

Футбольных болельщиков можно поздравить — для них на полмесяца раньше календарного...

Спорт «по-свински»

В ночь на 5 февраля наступит новый год по восточному календарю, и ближайшие 12 месяцев...

«Мечты об НБА разбил Шакил О’Нил»

«Так уж получилась, что моя карьера богата на перемены. И только в...

Шлем, пояса, путевки и лицензии

Наступивший год обещает быть очень интересным и насыщенным в плане спортивных событий

2019-й: футбольный и предолимпийский

Главная спортивная особенность наступившего года — он предолимпийский. А это...

Спортивная десятка-2018

Несмотря на непростые времена, ярких побед в 2018-м было достаточно

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка