Под крылом дельтаплана

№22 (74) 1 - 7 июня 2001 г. 01 Июня 2001

На II Мировых авиаиграх, которые пройдут в июне в небе Испании, будут участвовать 125 украинских авиационных спортсменов, в том числе 11 дельтапланеристов.

Они поднимаются в небо до поздней осени, пока там, наверху, не становится очень холодно. Заканчиваются соревнования в одной стране — начинаются в другой. Так и летают эти необыкновенные люди через континенты. Между прочим, за свой счет.

С высоты птичьего полета

Летать умеют около полутора тысячи украинцев. В 80-е дельтапланерный спорт развивался под эгидой ДОСААФ. На всесоюзные соревнования съезжались до 20 наших команд. С начала 90-х количество занимающихся сократилось более чем на треть, и нынче соревнуются лишь 5—6 коллективов. Прекратил существование даже суперклуб в Ямполе Винницкой области, где проводились чемпионаты СССР, Украины, Молдавии. Это было излюбленное место дельтапланеристов, благоприятное по погодным условиям. Именно здесь киевлянин Олег Недопако установил рекорд дальности — 227 км, до сих пор не превзойденный ни одним пилотом СНГ.

Дельтапланеризм — самая доступная возможность подняться в воздух. В Киеве уже проводятся соревнования для новичков — Кубок «чайников». В конце прошлого года в нем участвовали 13 спортсменов. Лучшие получили по чайнику, в смысле — призы. В сентябре намечен большой праздник в Крыму: дельтапланерные и парапланерные соревнования, а также фестиваль авиационных фильмов.

Научиться летать можно в клубах Киева, Харькова, Феодосии, Ивано-Франковска, Львова, Днепродзержинска, Черкасс, Славутича. Курс обучения как бесплатный, так и оплачиваемый (до 1500 гривен). Платные уроки обычно берут те, для кого дельтаплан — отдых.

Такие полеты позволяют испытать новые ощущения, увидеть мир с высоты птичьего полета, почувствовать себя свободным. Летают даже те, кто не может ходить (например, на последних авиаиграх высокие результаты показал корейский спортсмен, которого подвозили к дельтаплану в инвалидной коляске). Летают и в гипсе (обычно это вынужденная необходимость), «очкарики», студенты, пенсионеры...

Президентом Федерации дельтапланерного спорта Украины семь лет подряд избирается мастер спорта международного класса Ольга Опарина, на сегодня единственная женщина в нашей сборной. В 80-х она принимала самое активное участие в создании женской сборной СССР, выигрывала чемпионаты Союза, а в 95-м стала абсолютной чемпионкой Украины, участвовала и в чемпионатах мира в Японии и Австрии.

Более половины спортсменов сборной СССР представляли украинские клубы. На союзных чемпионатах борьба проходила в основном между ними и российскими пилотами. Знаменательны победы симферопольца Гриненко на I Спартакиаде народов СССР (1983 г.) и в первенстве 1983 года. Абсолютными чемпионами становились украинцы Кадурин (1988), Судак (1989), Дробышев (1991). Да и единственный в СССР мировой рекорд установил в 1987 году наш земляк Анатолий Коркач.

На мировых авиаиграх наша команда показывает стабильные результаты. На чемпионате мира-99 в Италии она заняла 8-е место из 38 участников, на первенстве Европы-2000 — 6-е из 21 сборной.

Выше, дальше, быстрее

25 лет назад в поселке Славское Львовской области на горе Тростян прошел первый слет дельтапланеристов СССР. В нем приняли участие 25 спортсменов из 11 городов страны. С того же 1976 года начинается отсчет и мировых чемпионатов, начало которым положил турнир в Австрии.

На мировых соревнованиях топ-пилоты пролетают в день до 200 км. Рекорд дальности — 485 км. Высота полета — 4000 метров (мировой рекорд — 4340 м). Используя кислородные приборы, поднимаются и до 6000. Скорость на финише — около 140 км/час.

Освоили дельтапланеристы и высший пилотаж: штопор, петли, крутые виражи. Конечно, случаются и аварии. Но почти всегда по вине пилота. Кстати, инструктор имеет право снять с полетов новичка, проявляющего чрезмерную склонность к риску, не обладающего хорошо развитым чувством самосохранения.

В этом виде спорта недопустимы показная храбрость, бесшабашный азарт. Хватает реальных опасностей. Например, внезапного попадания в грозу. Нежелательно оказаться и внутри облака: теряешь ориентировку, к тому же можно получить обморожение или ощутить кислородное голодание. Поэтому правилами запрещено залетать в облачность. Опасно также вступать в воздушный бой с пернатыми хищниками. Защищая свою территорию, они нападают на дельтапланы, разрывая крылья в клочья. Но особенно внимательным нужно быть на старте, когда в течение 90 минут в воздух поднимается до 150 «машин» с размахом крыльев свыше 10 метров.

Чем выше уровень соревнований, тем риск травматизма меньше. Но в стремлении пролететь дальше всех даже высококлассные спортсмены, отвоевывая друг у друга метры и секунды и не выбирая посадочных площадок, ломают крылья и кости. Украинец Олег Бондарчук приземлился однажды в горах, получив при этом сотрясение мозга, перелом ребра и травму ноги. Ему не хватало сил самостоятельно собрать дельтаплан, но Олег наотрез отказался ехать в больницу до тех пор, пока в горах не нашли обоих его партнеров. А на следующий день он снова полетел и, кстати, занял первое место...

Национальное богатство

С прошлого сезона Бондарчук возглавляет мировые рейтинги. Он, кстати, мастер спорта международного класса. В 97-м Олег победил на чемпионате во Франции, став первым в маршрутных полетах в мировых дельтапланерных сериях. На чемпионате мира в Австралии (1998 г.) стал вторым, на Кубке Америки (1998) — снова первым. Бондарчук не просто чемпион, он — кумир. Многие подражают его манере пилотирования.

Работает Олег испытателем фирмы АЭРОС (Киев), на крыльях которой летают сегодня пилоты сборных США, Испании, Германии, Бразилии, России, Казахстана. После побед Бондарчука на изготовленных в Киеве крыльях «Stealth» наши дельтапланы заинтересовали австралийцев и японцев. И не только спортсменов. Но Олег отказывается от предложений иностранных фирм, понимая, что его успехи помогают предприятию оставаться конкурентоспособным на мировом рынке.

Впервые крылья «Stealth» увидели свет в 1996 году. А уже в 98-м канадец Мартин Генри установил на них мировой рекорд. Помогают киевские дельтапланы и бразильским спортсменам. Так, трое из первой пятерки последнего чемпионата этой страны пользуются изделиями АЭРОС. К новому сезону киевляне презентовали спортивный дельтаплан «Stealth Combat» с отменными аэродинамическими качествами и повышенным комфортом.

Впрочем, конструкторы совершенствуют не только дельтапланы, но и летные приборы, подвесные системы, парашюты. Полет в современной экипировке комфортен — спортсмен получает всю необходимую ему информацию (не только о параметрах высоты или местоположения), к тому же он может вести радиопереговоры с землей. Стандартный набор снаряжения — комбинезон, подвесная система, навигационные и пилотажные приборы, парашют и прочее — обходится в 1200 долларов и более. Правда, это цены отечественных товаров. Импорт намного дороже, хотя на рынке секонд-хэнда все это приобретается в несколько раз дешевле...

Мотодельтапланы

По-настоящему эффективно они эксплуатируются в России, где с 1987 года существуют правовые нормы по использованию сверхлегкой авиации. Мотодельтапланы хорошо зарекомендовали себя в сельском хозяйстве, транспортных и съемочных работах, в частности, в геологии, аэрофотосъемке и картографии, при облете нефтепроводов, газопроводов и ЛЭП. Они уже получили прописку в подразделениях МВД, МЧС, геологии, рыбоохраны.

Говорят, двухместные дельтапланы с двигателем мощностью до 40 лошадиных сил и высотой полета до 2000 метров поступают даже на вооружение российской армии. У нас же мотодельтапланы используют нечасто, в основном в сельском хозяйстве. На высоте 2—3 метра (при ширине захвата 20—25 м) с них распыляют удобрения.

Дельтапланеристы — врожденные пилоты. Они чувствуют потоки воздуха, как птицы. Наблюдая за полетами лучших мастеров, недоумеваешь: почему природа не наградила человека крыльями?

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

По нему сегодня плачет не только Аргентина

Поскольку «игра миллионов» представляет собой отражение, концентрированный...

Торнике, Саломе, Губаз и другие

Является ли переход грузинского баскетболиста в московский ЦСКА изменой родине?

Травмы, пандемия и самоизоляция ключевых игроков:...

Уже завтра в Париже состоится товарищеская встреча двух европейских сборных по...

Константин Симчук: «Не хочу, чтобы деятельность клуба...

Директор ДЮСШ «Сокол» – о комплектации состава, тренерском штабе и первых...

Переиграет ли футбол коронавирус?

Решения, принятые УЕФА, предполагают оптимистичные варианты

COVID-19 поражает спорт

Украинские болельщики должны быть готовы к любому повороту событий

Никаких танцев — только карате!

В приближающийся праздник весны — пожалуй, самого оптимистичного и красивого...

Австро-венгерский баланс

Сборная Украины по баскетболу стартовала в отборочном цикле чемпионата Европы-2021....

На португальцев — с новым капитаном

В ближайший вторник, 18 февраля, начинается весна по футбольному календарю. В этот день...

Титулы пока в тумане

8 февраля стартует новый сезон у наших боксеров-профессионалов. В этот день очередную...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка