Романовской дороге — 95 лет!

№44 (436) 30 октября - 5 ноября 2008 г. 31 Октября 2008 0

История возникновения Романовской дороги в Крыму начинается задолго до ее создания. Весь уклад жизни императорской семьи вел к тому, что не построить эту дорогу просто не могли. Союз Романовых с Крымом предопределил рождение прекрасной горной дороги, проходящей мимо самых высоких вершин Крыма. Дороги, являющейся излюбленным местом отдыха летних облаков и тяжелых, наполненных дождем и снегом свинцовых осенне-зимних туч.

После Крымской войны в 1857 г. при источнике Косьмы и Дамиана, вода которого с давних времен считалась исцеляющей от всех болезней, создается Косьмо-Дамиановский монастырь. А в начале 1880-х гг. в 60—70 саженях от монастыря по приказу императора Александра III — набожного человека и большого любителя охоты был построен царский охотничий домик на 8 комнат: гостиная с кабинетом, спальня, две комнаты для прислуги, буфетная и ванная. Вслед за царем и его свитой монастырь и источник начинают посещать все больше людей. Здесь создаются купальни для омовения в водах источника и гостиница для паломников.

В 1896 г. удельное ведомство объявило эту местность «собственным уделом охоты царя». С 1910 г. к царскому домику, а значит, и к монастырю стали прокладывать улучшенные грунтовые дороги от Ялты, Алушты и важнейших охотничьих мест. По примеру деда и отца сюда неоднократно приезжал Николай II. Он посещал как охотничьи угодья, так и Косьмо-Дамиановский монастырь. Последняя российская царица — Александра Федоровна, надеясь на чудо, облюбовала целебный источник для лечения больного гемофилией царевича Алексея. Однако проезд из имения «Ливадия» за Ялтой до монастыря через Алушту был довольно долог и обременителен.

В эти же годы лесничий Южнобережского лесничества А. Ф. Скоробогатый инициирует постройку дороги из Массандры на Никитскую яйлу с целью ее облесения.

К постройке приступили в 1910 г. В этом же году был закончен участок дороги от ворот лесничества до Грушевой поляны протяженностью 3 версты. В 1911 г. соорудили следующие 3 версты дороги, и в 1912 г. было открыто движение до Красного Камня.

Строительство этой дороги открывало перспективы для последующего, более грандиозного проекта: сократить путь императорской семьи к монастырю и царскому домику, минуя Алушту, напрямик через Никитскую яйлу!

В конце 1911 г. министерство императорского двора, предложило лесному ведомству взять в свои руки сооружение шоссейной дороги, пригодной для автомобильного движения от Красного Камня до царского охотничьего домика и вопрос был решен положительно. При проектировании направления дороги приняли во внимание экономические интересы местности и лесного хозяйства, а также то, что дорога будет сооружена в самый короткий срок.

В постройке горной дороги были заинтересованы все участники соглашения. Министерству императорского двора она была нужна как кратчайшее и наиболее удобное сообщение имения «Ливадия» с районом царской охоты, расположенным в верховьях Альмы. Лесному департаменту — для ухода за лесными массивами Султанской и Бешуйской казенных лесных дач и вывоза оттуда продукции для нужд губернии.

Первоначальный вариант строительства дороги, пролегавшей на протяжении 16 верст по яйле, хозяйственного значения не имел. К тому же оставшиеся 13,6 версты приходились на сплошной спуск к монастырю по крутому склону ущелья, что для движения в одну сторону еще пригодно, но в обратную — довольно тяжело.

Необходим был другой вариант, и решение нашли — провести дорогу по северным склонам главной гряды, через вековые лесные массивы, что отвечало интересам лесного департамента. К тому же этот путь был короче на 7 верст, а следовательно, дешевле на 60 000 рублей.

Эта дорога впоследствии должна была соединить казармы, кордоны, усадьбы лесничеств, Чучельский зверинец с главной магистралью.

Строительство началось в первых числах мая 1912 г. вслед за утверждением окончательного проекта, еще по последним остаткам снега.

Почти на всем протяжении дороги попадались скалистые, каменистые и щебенистые грунты, сильно затруднявшие разработку. На крутых склонах приходилось во многих местах срезать большие участки земли или устраивать подпорные стены, камень для которых находился поблизости. В отдельных случаях пригодный камень привозили за несколько верст на лошадях и вьючных ослах.

Отдаленность строительства от жилья и отсутствие сообщений затрудняли подвозку провизии для рабочих и строительных материалов, добыть которые на месте было нельзя. Цемент, песок, железо и прочее доставлялось к месту работы лошадьми и ослами.

Суровые климатические условия яйлы обусловливали большую текучесть рабочей силы и требовали постоянной заботы о пополнении артелей новыми добровольцами.

Общая стоимость самого трудного участка дороги Красный Камень — царский домик составила 200 000 рублей.

23 октября 1913 г. (по старому стилю) с первым проездом Николая II от начального пункта в Южнобережском лесничестве до конечного — царского охотничьего дома Романовская дорога открыта для сквозного проезда. А уже к апрелю 1914 г. были телефонизированы царский охотничий домик, монастырь, казармы Бешуйского лесничества, казенные дома Алабач, Красный Камень и усадьбы лесничеств. Несколько позднее устроена сеть подъездных дорог к Романовскому шоссе.

О том, с какой основательностью и тщательностью сооружена эта дорога, свидетельствует хотя бы тот факт, что долгие годы она была пригодна для автотранспорта и ни разу с 1913-го до 1957 г. не ремонтировалась. И сейчас от бывшего царского домика до реки Альма проходит старый, заброшенный участок, видимо, соединяющий ранее этот домик с дорогой на Алушту. По нему давно никто не ездит, его давно не ремонтируют, но очутившись здесь и отстранившись от окружающей действительности, словно погружаешься в те давние времена.

А Романовская дорога, уже модернизированная и асфальтированная, по прежнему служит людям. 4 ноября 2008 г. (уже по новому стилю) ей исполняется 95 лет!

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Если не Шевченко, то кто?

После провала футбольной сборной страны отборочной кампании ЧМ-2018 остро встал вопрос...

Пять плюсов после матча с Хорватией

Невыход нашей сборной на ЧМ избавил и футбольные, и нефутбольные власти от большой...

Велосипедисты попрощались с летом

 Массовым заездом по улицам Бердянска поклонники двухколесного транспорта...

Два финала для Шевченко

Для сборной Украины по футболу наступает момент истины: в двух оставшихся матчах...

После подвигов на фронте — спортивный триумф!

14 медалей — 8 золотых, по 3 серебряные и бронзовые — завоевали украинские...

Дарио и допинг

Резкий спад уровня национальных турниров своеобразно компенсируется вереницей...

Загрузка...

Пятнадцать непобежденных

Они прошли ад войны, многие из них пребывали на грани жизни и смерти. Но они не сдались,...

5:0, но не прогулка

В матче за сохранение прописки в Первой группе Евро-Африканской зоны Кубка Дэвиса...

Все в восторге от Усика

Александр Усик одержал одну из самых красивых побед в своей профи-карьере! В Берлине,...

«Шлем» Костюк! Рекорд Свитолиной! Будни Медведева

Завершившийся в Нью-Йорке открытый чемпионат США принес украинскому теннису сразу два...

Две победы, но без гарантии

Жуткий проигрыш команды Шевченко в Исландии пока не привел к катастрофе. Сборная...

Еврокубки: старые знакомые и темные лошадки

Не исключен вариант, при котором «Шахтер» поборется с «Наполи» за вторую...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка