Аналитики указали на недостатки программы «Доступные лекарства»

20 Июня 2018 4

Уже год в Украине действует правительственная программа «Доступные лекарства». Теоретически программа дает возможность каждому из нас получить бесплатно или с незначительной доплатой лекарства по трем категориям: от сердечно-сосудистых заболеваний, бронхиальной астмы и диабета 2-го типа. Так ли это?

Алгоритм работы программы следующий: государство компенсирует стоимость того лекарства (по самой низкой цене), производитель (дистрибьютор) которого подал заявку на участие в программе «Доступные лекарства».

Именно такой препарат пациент получит бесплатно. Лекарство, цена на которое превышает предельную оптово-отпускную цену, пациент может получить, доплатив лишь разницу между размером возмещения за упаковку и фактической ценой препарата.

То есть механизм возмещения стоимости лекарственных средств по программе «Доступные лекарства» разработан таким образом, что самые дешевые препараты оказались в привилегированном положении. Так как размер возмещения стоимости препарата определен в пределах цены самого дешевого средства для каждого международного непатентованного наименования (МНН – уникальное наименование действующего вещества лекарственного средства, рекомендованное Всемирной организацией здравоохранения).

Например, если упаковка отечественного лекарственного средства стоит 50 грн, то по программе ее можно получить без доплаты. А за лекарственное средство иностранного производства с такой же дозировкой стоимостью 100 грн. нужно будет доплатить 50 грн.

С коммерческой составляющей здесь тоже не все в порядке. В частности, не все аптеки хотят участвовать в программе «Доступные лекарства». Дело в том, что на препараты, включенные в Национальный перечень, предельная розничная наценка составляет 25%, в то время как на перечень МНН, стоимость которых подлежит возмещению по программе «Доступные лекарства», эта наценка составляет всего 15%.

Хотя с точки зрения стратегии продаж розничных точек эффективность хозяйственной деятельности базируется на размере не только рентабельности, но и объемов реализации. Для аптек, участвующих в программе, они значительно выше.

Есть и обратная сторона медали. Некоторым аптекам, желающим принять участие в программе, наоборот, отказывают. В регионах практикуется выборочный принцип заключения договоров. Тем самым местная власть создает искусственные преграды для участия в этой программе отдельных аптечных учреждений. В частности, одним из оснований выборочного подхода является их ориентация, предпочтение отдается коммунальным аптекам.

Указанная ситуация может иметь признаки нарушения законодательства о защите экономической конкуренции, так как приводит к тому, что торговые точки, которым отказано в заключении договора, находятся в неравных условиях при осуществлении ими своей хозяйственной деятельности по сравнению с аптеками, заключившими договоры об участии в программе.

Так как в 2017 г. правительство профинансировало программу «Доступные лекарства» на 700 млн. грн., то интересно взглянуть на этот вопрос через призму закона «О государственной помощи субъектам хозяйствования».

Напомним, что согласно этому закону все органы, предоставляющие госпомощь, обязаны предоставить Антимонопольному комитету Украины (АМКУ) сообщение о программах поддержки субъектов хозяйствования за счет местных или государственных ресурсов государства, которые осуществлялись по состоянию на 02.08.2017.

Итак, в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 1 закона «О государственной помощи субъектам хозяйствования» господдержка является госпомощью, если одновременно выполняются следующие условия:

  • поддержка предоставляется субъекту хозяйствования;
  • финансирование государственной поддержки осуществляется за счет ресурсов государства или местных ресурсов;
  • поддержка создает преимущества для производства отдельных видов товаров или осуществления отдельных видов хозяйственной деятельности;
  • поддержка искажает или угрожает искажением экономической конкуренции.

Таким образом, для дальнейшей успешной реализации программы «Доступные лекарства» все же необходимо рассмотреть вопрос о двойном регулировании наценок и об активном участии АМКУ в адвокатировании конкуренции на этом рынке.

Справка «2000»

Юридическая компания ADS Legal Group: 04071, Киев , ул. Олеговская, 43д, тел.: +38 (044) 536-3700, +38 (068) 536-3700, www.adslegal.com.ua, info@adslegal.com.ua

По материалам ADS Legal Group


Читайте последние новости о ситуации в Украине и мире на страницах «2000» и в социальных сетях FacebookTwitterLivejournal, а также Telegram


Загрузка...
Загрузка...

Зайди на сайт и брось сигарету

Курильщики живут в среднем на 16 лет меньше некурящих  

Формальдегид и другие токсичные компоненты

По содержанию никотина одна заправка электронной сигареты JUUL не уступает целой пачке...

Кофе без изжоги

Этот напиток придает энергии, снижает риск развития сердечно-сосудистых заболеваний,...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка