1300 евро в месяц

№1-2(849-850) 5 — 18 января 2018 г. 10 Января 2018 5

Несбыточная мечта рабочих ЗАЗа

Отечественные автомобилисты (действующие и будущие) могут только позавидовать своим коллегам за рубежом. Оказывается, там существует целая индустрия продаж, привязанная не только к конкретному месяцу, но и к неделям.

Слишком рано или откровенно поздно

Вот что советуют зарубежные эксперты. С точки зрения экономии средств, выгоднее всего приобретать автомобиль в конце месяца, поскольку автосалоны и дилеры просто обязаны выполнять месячные квоты и планы продаж: именно такое представление бытует в сообществе автомобилистов.

Упомянутые квоты действительно влияют практически на все аспекты жизни автосалона: на зарплаты и премии продавцов, на дилерские бонусы и отношение производителя к салону, и в итоге именно они определяют, сколько (и каких) автомобилей завод готов отгрузить дилеру на реализацию. Не выполнивший план продавец может забыть о премии, а не сумевшему реализовать оговоренное количество машин салону грозит не менее печальная перспектива: вместо популярных авто в салоне нередко появляются откровенно слабо продающиеся и не приносящие достойной прибыли модели.

Опытные покупатели уверены: в самые последние дни месяца продавцы с радостью предложат солидную скидку потенциальным клиентам. Но устоявшееся представление не совсем верно. Дилеры действительно обязаны выполнять стимулирующие активность квоты, но жесткой привязки к календарному месяцу у продавцов авто нет. Как правило, у салонов всегда есть возможность записать продажи первых нескольких дней нового месяца в квоту уже минувшего. И если вы зайдете слишком рано или откровенно поздно (в самом конце календарного месяца или в уикенд первой недели следующего месяца), ожидаемого рвения продавцов не увидите.

По мнению экспертов, ловить удачу за хвост выгоднее всего в первые 2 дня месяца. Этот совет явно идет вразрез с давним стереотипом, но статистика (как минимум западных стран) убедительно его подтверждает. Так, популярный портал потребительского издания TrueCar, скрупулезно анализирующего продажи автомобилей, сообщает: на приобретение авто в первые 2 дня месяца в среднем тратится на $390 меньше, чем в остальные дни. А вот и главный шокирующий вывод, полностью разрушающий миф о выгодности последнего дня месяца. По данным TrueCar, именно в этот день клиенты автосалонов переплачивают за автомобили больше всего — в среднем $843!

Естественно, это еще не означает, что одна и та же модель в последний день месяца стоит существенно дороже, чем в первый день следующего. Скорее всего, в конце календарного месяца продавцы в погоне за выполнением плана активно склоняют покупателей к приобретению более роскошных комплектаций или дорогих моделей, не обращая особого внимания на количество проданных авто.

Так как выглядит рецепт успеха? Он прост и универсален: окончательно определиться с выбором модели необходимо еще до похода к дилеру, а в автосалоне вести себя уверенно и стоять на своем. Если продавец упорно подталкивает к пересмотру уже принятого решения, правильнее всего попрощаться и заглянуть в эту точку через день-два. Высока вероятность того, что на этот раз вас встретят желаемой скидкой. Объяснение этому явлению простое.

Всемирная ассоциация автопроизводителей обнародовала данные за 9 месяцев прошлого года. Всего было выпущено 70,8 млн. автотранспортных средств (на 3% больше, чем за аналогичный период предыдущего года). Наибольшую долю в этом производстве составили легковые автомобили — 53,2 млн. ед.

По сравнению с результатом более чем годичной давности мировое производство легковых авто увеличилось на 2,5%. Крупнейшим автопроизводителем остается Китай, с заводов которого за три квартала минувшего года вышло 17,3 млн. легковых автомобилей. Относительно 2016 г. объемы производства в КНР выросли на 3%. На втором месте Япония, в зачете которой 6,2 млн. авто. Японский автопром увеличил выпуск легковушек на 7%.

Германия с результатом в 4,3 млн. авто продолжает оставаться европейским лидером и уверенно удерживать третью позицию. Однако по сравнению с девятью месяцами 2016 г. выпуск легковых авто в ФРГ уменьшился на 2%. На четвертой позиции рейтинга закрепилась Индия, где с января по сентябрь 2017 г. было произведено почти 3 млн. легковых авто. Замыкает ТОП-5 мировых производителей легковых автомобилей Южная Корея с результатом 2,9 млн. машин.

Показателем производства, превышающим миллион легковых авто за 9 месяцев прошлого года, смогли похвастаться такие страны, как США (2,3 млн. ед.), Испания (1,7 млн. ед.), Бразилия (1,6 млн. ед.), Мексика (1,5 млн. ед.), Франция (1,2 млн. ед.), Великобритания (1,2 млн. ед.), Чехия (1,05 млн. ед.), а также Иран (1,03 млн. ед.). При таком обилии выбора зарубежные покупатели авто могут позволить себе привередничать.

Поможет ли нам электричество?

А теперь вернемся к отечественным реалиям. За 11 месяцев 2017-го в Украине было реализовано 73,1 тыс. новых легковых автомобилей. По сравнению с аналогичным периодом 2016 г. потребительская активность в этом сегменте рынка увеличилась на 26%.

Лидирующую позицию уверенно удерживает Toyota, автомобили которой выбрали 8699 покупателей. Относительно 2016 г. «урожай» Toyota вырос на 27%, а самым популярным автомобилем стал кроссовер Toyota RAV-4 (2445 ед.). Следующая по популярности автомобильная марка — Renault — 7543 ед. Свой предыдущий результат она улучшила на треть. Драйвером продаж марки стала самая дешевая в линейке модель Logan, собравшая 2550 регистрационных номеров.

На третью позицию поднялся Volkswagen, годом ранее занимавший пятое место. Спрос на немецкую народную марку вырос на 28% — до 5706 ед. В авангарде продаж модель Polo — 1228 шт. На четвертой позиции Skoda — 5018 реализованных машин. Самой популярной в Украине остается Octavia — 2392 ед. Замыкает пятерку лидеров корейский бренд KIA — 4853 зарегистрированные продажи за 11 месяцев. Больше всего покупают кроссовер KIA Sportage — ему отдали предпочтение 3358 автомобилистов.

Сборка авто на заводе Kia в Словакии

Также в ТОП-10 рейтинга самых ходовых марок по итогам 11 месяцев 2017 г. вошли Hyundai (3856 ед.), Nissan (3851 ед.), Ford (3214 ед.), BMW (2598 ед.) и Mercedes Benz (2592 ед.). Обратите внимание — некогда весьма популярный Mercedes Benz оказался в самом конце десятки наиболее продаваемых авто. Тому есть логическое объяснение. Имя ему — железный секонд-хенд.

Продажа подержанных легковушек бьет рекорды. Как указывает ассоциация «Укравтопром», в ноябре 2017 г. из 13 902 зарегистрированных легковых автомобилей 6225 ед. пришлись на бывшие в эксплуатации (45%).

По сравнению с результатом ноября 2016 г. число первичных регистраций автомобилей с пробегом выросло на 83%. Наибольшее количество украинских номеров в ноябре получили сразу две марки — Volkswagen и Renault, которые показали одинаковый результат — 1058 б/у авто. Подержанные Volkswagen, продемонстрировав 56%-ный рост к аналогичному показателю предыдущего года, охватили 64% общего количества зарегистрированных в ноябре автомобилей этой марки. Рост первичных регистраций Renault составил 58% к ноябрю 2016-го и обеспечил долю в 59% общего объема продаж марки.

На третьей строке рейтинга закрепилась Skoda (742 ед.). Доля зарегистрированных подержанных автомобилей этой чешской марки в ноябре составила 55%. Opel стабильно удерживает четвертую позицию с результатом 474 б/у авто, что составляет 97% первичных регистраций марки за ноябрь. В пятерку лидеров ноября вошел Ford, превысив результат предыдущего года в 2,5 раза и заняв половину общего объема первичных регистраций бренда.

Всего за 11 месяцев в Украине было поставлено на учет 50 309 бывших в эксплуатации импортированных легковых авто, что в 3,8 раза больше, чем за тот же период 2016 г. О чем это говорит? Количество автомобилистов, готовых потратиться на дорогущие модели Mercedes Benz, резко сократилось, что наглядно свидетельствует о сильном обеднении населения нашей страны.

Именно по этой причине наши дилеры автомобильного рынка к дням недели не привязаны. У них задача — продать как можно больше, а скидки они предоставляют крайне редко, в основном в честь праздников, включая Новый год и Рождество. Например, отечественная компания «Еврокар» с 1 декабря 2017 г. запустила новую программу потребительского кредитования автомобилей Skoda. Главное преимущество предложения — процентная ставка, которая составляет от 0,01% годовых при первоначальном взносе от 50%.

Точно так же поступили и другие отечественные дилеры, сообщая потенциальным покупателям о праздничных скидках.

Ситуацию на отечественном рынке могли бы изменить электроавтомобили. Дело в том, что 7 декабря ВР приняла поправки к изменениям в Налоговый кодекс и отменила уплату акцизного сбора и НДС при импорте электромобилей в Украину до 2019 г. Учитывая, что ввозную пошлину отменили еще с 1 января 2017-го, импорт авто с электрическими двигателями теперь вообще не будет облагаться никакими налогами. Казалось бы, благо. Мининфраструктуры спрогнозировало, что после отмены налогов электромобили могут подешеветь на 17%. Но не все так радужно.

Геннадий Четверухин, гендиректор компании «Хюндай Мотор Украина», поставляющей электромобили Hyundai Ioniq Electric, считает, что решение ВР не повлияет на их планы поставок электрокаров в 2018 г. Еще до решения ВР «Хюндай Мотор Украина» планировала реализовать в 2018 г. всего 100 ед. Ioniq Electric.

Гендиректор компании «АвтоКапитал» (Mercedes-Benz) Ярослав Пригара утверждает, что с 1 января 2018 г. снижение цены на официально ввезенные электромобили может действительно достигнуть 17%. Однако на рост продаж он не надеется, поскольку в Украине отсутствует инфраструктура для использования этих авто, в краткосрочной перспективе «АвтоКапитал» планирует поставки только гибридных моделей. Так что расчет народных депутатов на рост продаж электромобилей основывается только на теории, но не на практике.

Реально повлиять на авторынок могла бы отечественная программа автомобилестроения. Она была создана в январе 2014 г. и рассчитана до 2020 г. Согласно документу, рост производства должен был составить до 734 тыс. машин в год, то есть почти в 15 раз больше по сравнению с 2013 г., предполагалось доведение локализации до 55%, создание свыше 175 тыс. рабочих мест. «Укравтопром», в частности, посчитал, что уже в 2014 г. доля легковых автомобилей украинской сборки могла бы возрасти до 32% по сравнению с 20% в 2013-м.

Программа предусматривала два возможных варианта развития украинского автомобилестроения. Первый — создание собственной оригинальной модели украинского автомобиля за счет внутренних ресурсов, для чего требовалось прямое бюджетное финансирование в размере 35 млрд. грн. Во втором варианте ставка делалась на ведущие иностранные корпорации, а государство и местные органы власти должны были создавать им соответствующие условия. Именно этот вариант, не требующий значительных прямых государственных расходов, считался предпочтительным.

Jaguar готовится к прыжку

Собственно говоря, разработчики программы не открывали ничего нового. По этому пути пошли все страны, имеющие собственное слабое автомобилестроение. Логика проста — зачем вкладывать огромные средства в создание легковушек, если гораздо проще и дешевле пригласить зарубежных автопроизводителей, имеющих в своем активе перспективные модели? А для того чтобы они клюнули на приманку, достаточно их соблазнить существенными льготами.

Так, например, поступила Словакия. Страна с населением 5 млн. человек сохраняет мировое лидерство по такому показателю, как выпуск автомобилей на тысячу жителей. В 2016 г. он достиг цифры 191 ед. Всего с конвейеров сошло 1,04 млн. авто, тогда как средний показатель по Евросоюзу на тысячу жителей составил 40,8 автомобилей.

Такие объемы выпуска обеспечили три предприятия: в Братиславе — завод Volkswagen, в Жилине — Kia Motors, в Трнаве — предприятие альянса PSA Peugeot Citroen. В 2018 г. войдет в строй завод фирмы Jaguar Land Rover. В прошлом году в автоиндустрии Словакии были заняты 126 тыс. человек, и на нее приходилось 40% всего экспорта страны. Дело дошло до того, что в Словакии не хватает квалифицированных кадров при средней зарплате 1300 евро в месяц. На автозавод PSA пришлось пригласить рабочих из Сербии.

У нас противоположная ситуация. После того как разразилась война на востоке, производство отечественных легковушек окончательно похоронили. На плаву удержалась только компания «Еврокар», осуществляющая крупноузловую сборку марок компании VW Group, в основном моделей Scoda. ЗАЗ окончательно ушел с рынка, и нет никаких надежд, что он возобновит производство. К нему присматриваются представители немецкого концерна Daimler AG, стартовая цена невысока — 344 млн. грн. ($13 млн.). Немцы, вероятно, хотят использовать завод, чтобы конкурировать с VW Group, однако до сих пор окончательное решение не приняли, поскольку внутриполитическая и экономическая ситуация в Украине крайне нестабильная.

Зато в РФ в 2018 г., по словам министра промышленности и торговли Дениса Мантурова, на поддержку автопрома планируют выделить 24 млрд. рублей ($0,41 млрд., или 11,26 млрд. грн.). 2,5 млрд. руб. пойдут на стимулирование продаж автобусов и техники для ЖКХ, 1,5 млрд. — на программу обновления городского электротранспорта, 16 млрд. — на адресные программы поддержки спроса «Первый автомобиль», «Семейный автомобиль», «Русский тягач» и «Русский фермер». Кроме того, российский автопром в 2018 г. получит 100 млрд. руб. промышленных субсидий.

В настоящее время доля рынка автомобилей, произведенных в РФ, составляет 86%: в сегменте легковых авто — 86,3%, легких коммерческих — 88,9%, грузовиков — 73,3%, автобусов — 87,9%. Как бы мы ни относились к России и сколько бы ни ссылались на ее огромные нефтяные и газовые запасы, приходится признать, что в отношении зарубежных автопроизводителей она проявила гибкость и, по примеру Словакии, сумела их привлечь. Например, знаменитый АвтоВАЗ, некогда выпускавший известные в СССР «Жигули», сегодня контролируется офшорной компанией Alliance Rostec Auto B.V, которая представляет интересы группы инвесторов со следующими правами голоса: Renault — 50%, госкорпорация «Ростех» — 32,87 %, Nissan International Holdings — 17,13%.

С начала 2017 г. российский рынок стал вторым по величине для Renault после Франции. На АвтоВАЗе, кроме модели Lada, выпускают Renault, Nissan и Datsun. Кроме того, в РФ работают зарубежные заводы, которые выпускают более 100 моделей иномарок. Это такие известные фирмы, как BMW, Volkswagen, Opel, Renault, Peugeout и Citroen, Skoda, Kia Motors, Hyundai, SsangYong, Nissan, Mitsubishi, Toyota, Mazda, Geely и Chery. Не остался в стороне американский Ford, выпускающий модели Focus, Mondeo, Fiesta, EcoSport, Kuga и Transit.

Сегодня в России 60% рынка легковых авто приходится на иномарки, собранные в РФ, 20% занимает ВАЗ, 17% — импорт новых иномарок и только 1% — подержанные иномарки. И пока мы не признаем тот непреложный факт, что собственный легковой автомобиль, соответствующий зарубежным стандартам, Украина уже никогда не построит, рынок железного секонд-хенда будет по-прежнему расти, а дилеры, продающие новые иномарки, — скучать в автосалонах в ожидании потенциальных покупателей.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

СТО тоже хотят жить

Если вы недавно подбирали себе новый автомобиль, то обязательно обратили внимание на...

Беспилотное будущее: и победим, и проиграем

Кто будет отвечать за ДТП с участием автономного или частично автономного...

Toyota замахнулась на летающий автомобиль

Создать фантастическую технику инженеры намерены к Олимпийским играм 2020 г.

Toyota рассталась с Tesla

Японская корпорация Toyota избавилась от акций американской компании Tesla Motors

Загрузка...

Субсидии по-новому

Теперь, по версии Кабмина, роскошью считается авто моложе 5 лет и квартира просторнее 120...

Инфляционные обещания

В Нацбанке обнародовали свой прогноз инфляции. Если он верен, то цены на основные...

Торговцы не говорят о рисках войны

Многие государства поняли, что глобализация не является панацеей, и прибегли к...

Made in Belarus: чудо-техника и рецепты XIX века

Украинский рынок опять стал интересен для белорусских экспортеров

Будем строить сеть для олигархов за налоги от бедных?

Главной целью для строительства новой сети названо усиление информационно-медийной...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка