Доильный аппарат бюрократии

№37 (573) 16 - 22 сентября 2011 г. 14 Сентября 2011 0

Окончание. Начало читайте, пожалуйста, в №35(571) от 2—8 сентбября 2011 г.

В процессе дерегуляции предпринимательской деятельности и дебюрократизации украинской экономики — одной из наиболее приоритетных сфер власти, очевидно, наметились новые этапы. Президент и Кабмин обещают в самое ближайшее время всерьез разобраться с бюрократическими барьерами и коррупционными дырами в деятельности БТИ, жэков, санэпидемстанций, пожарных служб, а также в сфере землепользования.

8 сентября из Верховной Рады на подпись к президенту поступил долгожданный законопроект — «О внесении изменений в некоторые законодательные акты об усилении ответственности должностных лиц органов государственной власти и органов местного самоуправления». Как ранее писали «2000», если только закон вступит в силу, с этого момента чиновник, в каком бы ведомстве он ни находился, будет лично отвечать за создание новых административных препятствий для бизнеса. Если должностное лицо затягивает с выдачей лицензии, необоснованно отказывается ее выдавать или, наконец, придумывает новый регуляторный акт, усложняющий процедуры и не прошедший обсуждения с общественностью, ему грозит штраф в 850 грн. За повторное нарушение — увольнение.

Раньше предпринимателям приходилось тратить годы на судебные тяжбы, чтобы, например, добиться отмены какой-то незаконной справки, требуемой чиновником и препятствующей их бизнесу. Теперь законом предписан автоматически штраф. И штрафовать будет, скорее всего, специальная структура при Минэкономразвития. Впрочем, насколько действительно будет работать этот закон — покажет практика.

Как сообщил недавно правительственный уполномоченный по дерегуляции Михаил Бродский, «за обладминистрации, которые до сих пор не закончили с ускоренным пересмотром «регуляторки», влияющей на ведение бизнеса, теперь взялся Кабмин». По его информации, в течение ближайших недель местные власти обязаны будут отменить документы, которые мешают бизнесу. В противном случае начнутся увольнения.

Кроме того, судя по сообщениям Бродского, Кабмин планирует создать электронные реестры регуляторных актов в каждом регионе с общим доступом для желающих через интернет. «Мы обращаемся к Андрею Петровичу Клюеву, чтобы он дал соответствующее распоряжение — во всех областях создать единую интернет-страницу, на которой содержались бы в разрезе всего региона все местные регуляторные акты, которые действуют на данной территории», — отметил чиновник. Если в региональной госадминистрации в дальнейшем будут появляться какие-то новые регуляторные акты, не зарегистрированные в этом реестре (официально действующие Кабмин будет тщательно проверять на предмет их необходимости), они будут считаться просто незаконными. «Мы таким образом сможем очень легко мониторить, что появляется в регионах, потому что там люди придумывают каждый день что-то новое», — пояснил уполномоченный по дерегуляции.

За саботаж тоже уволят

Судя по всему, данной темой в правительстве решили заняться вплотную. По крайней мере в связи со сбоями на местах в самое ближайшее время могут начать лететь головы региональных чиновников*. По результатам селекторного совещания, которое прошло 13 июля, местным обладминистрациям было дано поручение не позднее чем к 1 сентября завершить работу по пересмотру местных регуляторных актов.

__________________________________
*Во исполнение Программы экономических реформ на 2010—2014 гг. правительство с марта 2010 г. по август 2011-го разработало около 30 проектов законов по дерегулированию предпринимательства, большинство из которых уже приняты Верховной Радой.

Как поведал недавно первый вице-премьер и глава Минэкономразвития Андрей Клюев, на конец августа в ходе этой работы из более чем 58 тыс. местных регуляторных актов были признаны не соответствующими принципам государственной регуляторной политики более 35 тыс. То есть в правительстве пришли к выводу, что более чем половина всех действовавших до сих пор местных регуляторных актов были приняты с нарушением процедур либо действовали незаконно.

Стало известно, что среди отменяемых и пересматриваемых оказались нормативные документы, касающиеся таких сфер: местные налоги и сборы; механизмы экспертной оценки земли и установления тарифов на ее аренду; порядок передачи в аренду и продажи коммунальных объектов; процедуры получения разрешительных документов; согласования коммунальных тарифов; строительство и эксплуатация малых архитектурных форм.

На сегодня, согласно отчету ведомства Андрея Клюева, уже полностью завершена работа по пересмотру таких актов в пяти областях — Волынской, Днепропетровской, Полтавской, Ровенской и Черниговской, а в ряде регионов она близится к завершению. В то же время в Севастополе работа выполнена лишь на 60%, в Киеве — на 38%. Помимо этого, в Кабмине недовольны работой «отдельных должностных лиц» в Одесской обл. «К губернаторам, руководителям местных органов самоуправления, которые не выполнят задание по регуляторной политике, будет ставиться вопрос об увольнении с должностей», — предупредил на днях Клюев.

Впрочем, за сбои и саботаж в деле дерегуляции в самое ближайшее время не исключены отставки и в самом Кабмине. По крайней мере эту тему анонсировал 6 сентября Виктор Янукович на заседании комитета по экономическим реформам. Так, говоря о необходимости наведения порядка в платных админуслугах со стороны государства гражданам, чтобы все госорганы наконец отказались от услуг частных посреднических фирм (это, кстати, считается одним из основных каналов разворовывания чиновниками бюджетных денег), а также о грядущем создании единого портала предоставления админуслуг, президент обратился к главе Минфина Федору Ярошенко: «Федор Алексеевич, не играйтесь со мной. Я уже вас много раз предупреждал».

От БТИ до пожарных

В тот же день из уст президента прозвучал еще ряд весьма знаковых заявлений. Например, о намерении властей радикально сократить бумажную волокиту в БТИ, с которой граждане имеют дело при простейших операциях — покупке-продаже квартиры, перепланировке и т. п. По словам президента, количество разрешительных документов и справок, которые граждане сейчас получают в БТИ, будут резко урезать. К тому же, судя по всему, все положения по этому институту будут прописывать специальным законом.

«Считаю, что нам не надо здесь заставлять наших граждан получать справки о технической инвентаризации во время перепродажи квартир или домов», — сказал Янукович. И даже более того — в новом законе о БТИ, по мнению президента, должны полностью отменить практику ограничения прав граждан при получении социальных услуг посредством института регистрации места проживания (поликлиника, больница, школа и т. д.). Без регистрации, если закон примут, будет разрешено не только записаться в поликлинику, но и открыть счета или получить кредиты в банках, встать на квартирный учет. Тем самым, видимо, будет окончательно отменен всем приевшийся институт прописки.

Судя по информации, которая просачивается из недр АП, Кабмину поручено в месячный срок разработать и подать в Раду законопроект, который упорядочит количество проверок со стороны санитарно-эпидемиологических станций и пожарных служб. СЭС и пожарным (традиционно одним из наиболее «взяткоемких» структур, не дающим покоя малым предпринимателям), скорее всего, оставят лишь функции проверок бюджетных организаций — больниц, школ, детских садов. Кроме того, обе службы будут продолжать проверять крупные заводы, фабрики, объекты транспортной сферы, однако их деятельность уже точно не будет распространяться на малый и средний бизнес. Наконец, в законопроекте, вероятно, предусмотрят усиление ответственности за нарушение санитарных или пожарных норм — вплоть до уголовной.

На очереди — суды и бухгалтерское законодательство

Впрочем, несмотря на развернутую активность в дерегуляции по самым разным направлениям, во многих сферах деловой жизни ситуация требует тоже скорого вмешательства. Например, суды — одна из самых забюрократизированных структур, где предприниматели и простые граждане регулярно сталкиваются с непреодолимыми преградами в решении простейших вопросов.

Масса трудноразрешимых проблем даже у профессиональных юристов и адвокатов. Например, многие из них рассказывают, что подав жалобу на неправомерные действия какого-либо судьи в Высшую квалификационную комиссию Украины (надзирающий за деятельностью судов институт), рассмотрения вопроса в срок можно так и не дождаться. Либо в конечном итоге получить невнятный вердикт, который не поможет решению проблемы с судьей.

После вступления в силу закона «О судоустройстве и статусе судей» отменена норма обязательного предварительного рассмотрения дел, в результате чего судьи как бы получили возможность принимать решения быстрее — за одно заседание. Однако в очень сложных, проблемных спорах эта норма становится очередной предпосылкой для коррупции: судья без детального рассмотрения всех обстоятельств по нынешней процедуре имеет возможность почти моментально принять решение в чьих-то интересах, которое затем очень сложно оспорить. Более того, действующий Гражданско-процессуальный кодекс никак не ограничивает судью в сроках рассмотрения дел, а значит, какие-то процессы (в т. ч. в случае коррупционной заинтересованности судьи) могут затягиваться на 5—10 лет и более.

Мы ранее уже писали о том, что серьезного внимания требуют многие специальные вопросы в делопроизводстве. Например, в большинстве развитых стран не существует такого понятия в отчетности, как командировочные расходы. Проблема очень актуальна для компаний, чьи сотрудники часто выезжают в служебные командировки, особенно за границу.

Средства на такие поездки по действующей инструкции Минфина «О служебных командировках в пределах Украины и за рубеж» (от 1998 г.) имеют строго целевое назначение, и их выделение сопряжено с массой весьма бессмысленных затрат для бухгалтерии любого предприятия.

Например, прежде чем отправлять сотрудника в зарубежную командировку, бухгалтера предприятия обязаны не менее чем за три дня подать заявку в банк на получение аванса в валюте страны будущего пребывания. В ней необходимо указать все расходы сотрудника — суточные, на проезд, на проживание и т.д. Банк рассматривает заявку в течение дня, а предприятие перечисляет со своего гривневого счета эквивалент в национальной валюте на спецсчета банка.

Далее кассир предприятия получает необходимую сумму на командировку в валюте. Но и это еще не все. По результатам поездки сотрудник обязан в течение трех дней подписать авансовый отчет, подтвержденный всеми документами (чеками), а также копией загранпаспорта с визовыми отметками, удостоверяющими, что он действительно пересекал в отчетную дату границу. Часть этой документации бухгалтеры передают в банк, но основное хранят для налоговых проверок.

Если по итогам командировки не была израсходована вся сумма (т.е. по чекам и отчетным документам расходы оказались меньше), предприятие не имеет права расходовать эти средства на другую командировку. Как и не может валюту в наличке поменять и потратить, скажем, на выдачу зарплаты или иные нужды. В случае нарушений в этой сфере главному бухгалтеру и генеральному директору налоговики выписывают штраф — около 1700 грн. каждому.

Пора дебюрократизировать и частный бизнес

Безусловно, очень сложная забюрократизировання система работает в частных банках — отчасти в силу тысяч разных предписаний НБУ, а отчасти и по вине финучреждений. Например, несмотря на специфику современной деловой жизни, по непонятной причине в банковской системе нашей страны продолжает работать жесткое правило: выдача наличных в банках для предприятий производится исключительно с утра и не позже 12—13 часов дня (очень редко — до 15.00).

То же касается и т.н. операционного времени — все платежи предприятий, в т.ч. по электронной системе «клиент—банк», нужно успевать провести не позже 16.00. В противном случае операция будет проведена на утро следующего дня, что в отдельных ситуациях чревато финансовыми потерями для компаний, штрафными санкциями по контрактам и т.п. Правда, правило это не действует в отношении бюджетных платежей (выплата налогов).

При выплате зарплаты и необходимости обналичивания со счета предприятия суммы в размере более 100 тыс. грн. бухгалтеры вынуждены заранее заказывать деньги в банке. Все эти строгие правила работают, несмотря на то что за обналичку банкиры взимают с бизнеса весьма немалые проценты, — от 0,5 до 5% объема операции.

Налоговые органы с особой регулярностью изнуряют бухгалтеров внесениями изменений в формы налоговой отчетности. Например, совсем недавно заработала новая форма декларации прибыли предприятий, стоившая огромных нервов бухгалтерам. Как правило, первые разъяснения налоговиков по новым нормативам недостаточно детальные. А порой бывает и так: к моменту, когда налоговики удосужатся подготовить полное разъяснение по новой форме (спустя два, а то и три квартала после ее введения) и бухгалтеры только-только к ней привыкают, тут же начинает внедряться очередная новая форма отчетности.

Большинство предприятий, как известно, отправляют отчеты в налоговые органы в электронной форме. С одной стороны, теперь бухгалтерам не нужно стоять в длинных очередях и сдавать все на бумаге, как это было раньше. Однако поскольку оборудование и программное обеспечение в местных налоговых по-прежнему никудышное — отчеты часто просто не доходят до инспектора. Каждый раз бухгалтеры вынуждены делать контрольные звонки, чтобы выяснить, насколько корректно дошел отчет. Времени на все затрачивается ненамного меньше, а вот проблем, как признаются бухгалтеры, прибавилось. Если бухгалтер допустил какую-то погрешность в документе, чтобы предприятию поспеть в срок и не попасть на штрафы, приходится пересчитывать и все в экстренном порядке. Еще куда ни шло, если у компании всего один вид деятельности. Проблемы возрастают многократно, если у предприятия несколько видов деятельности, и по одним действуют льготные налоговые режимы, а по остальным — общие правила.

Наконец, массу проблем бухгалтерам доставляет и выход сотрудников на пенсии. Пенсионный фонд, в чьи обязанности входит в т.ч. детальное разъяснение процедур, конечно, не проводит достаточной разъяснительной работы. В результате для уходящих на пенсию процесс оборачивается изнурительными стояниями в очередях, долгими ожиданиями справок от разных инстанций, просто потерей времени на проверки и подсчеты будущей пенсии самим ПФ. Как результат этого запутанного процесса — немалые риски начисления пенсии в значительно меньшем объеме, чем та, которую человек реально заслужил и которая положена ему в соответствии с законами, стажем и социальными отчислениями в период трудовой деятельности.

Как видим, работы в сфере дерегуляции, а точнее — модернизации отношений государства и человека в самых разных сферах нашей жизни непочатый край. И происходить этот процесс должен не только путем принятия или отмены нормативных актов, но и через серьезные организационные преобразования внутри госструктур, повышение квалификации госменеджмента, а также замену многих допотопных технологий, которыми все еще активно пользуются многие наши госконторы, принципиально новыми техническими решениями. Только в этом случае решение каких-либо вопросов с государством для гражданина будет протекать намного быстрее и не столь болезненно. Да и налогоплательщики, возможно, смогут больше сэкономить на содержании всей этой пока малоэффективной бюрократической машины.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Креветки становятся ближе

Он напутствовал бизнесменов: «Идите во Вьетнам и работайте»

«Караван» до Лилля доведет

В начале сентября сети гипермаркетов «Караван» и французская Auchan Group завершили...

Блокчейн — инструмент финансирования поставок в...

Возрождение угроз протекционизма и геополитической конкуренции на фоне ослабления...

Украину решили поддержать

ЕС расширяет квоты, МВФ снижает требования

Загрузка...

Payoneer - удобный сервис для международных платежей

Это направление способно заинтересовать людей, которые в силу жизненных...

Фермеры в загоне?

По мнению 53% опрошенных, работа Минагрополитики является крайне неудовлетворительной...

Однажды в Дударкове

Французы построили в Киевской области мощный логистический комплекс

Еще не полыхает, но уже дымит

Только деревообработчики сегодня идут за сырьем на аукцион, который превратился в...

Гривня уходит в астрал

Если процесс нельзя контролировать, то его нужно возглавить. А применительно к нашей...

От иллюзорного бума к низким темпам роста: встречаем...

У замедления темпов экономики есть три причины: депопуляция, делеверидж и...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Маркетгид
Загрузка...
Авторские колонки

Блоги

Ошибка