Драйвер инфляции

№6(853) 9 — 15 февраля 2018 г. 07 Февраля 2018 0

Динамика цен на топливо

Эксперты нефтяной отрасли говорят, что на дорогой нефти зарабатывает добыча, а на дешевой — переработка. Украинские автомобилисты проигрывают в любом случае.

С начала этого года цены на отечественных АЗС резво рванули вверх, опережая даже прошлогодние темпы, которые никак нельзя назвать низкими. За прошлый год подорожание дизтоплива и бензина составило в среднем 20%. Хотя некоторые марки и сети могут похвастаться и более высоким приростом.

В нынешнем году всего за месяц самая распространенная марка бензина А-95 подорожала на 6,6%, преодолев психологическую планку 30 грн./л, а дизтопливо — более чем на 7%, до 28 грн./л. А ведь еще совсем недавно 25 грн. за литр «пятого» автомобилисты считали плохой новостью.

У очередного всплеска цен на горючее оказались сразу две причины, наложившиеся друг на друга: мировое подорожание нефти и наше сугубо внутреннее дело — послепраздничное ослабление гривни. Судя по всему, именно эти факторы и будут определять бензиновые цены в новом году.

Как там в мире?

В середине января фьючерсы на нефть эталонного сорта Brent вплотную приблизились к $70/баррель, тем самым побив трехлетний рекорд. Этому предшествовали остановка крупнейшего нефтепровода Великобритании FPS Forties pipeline system из-за аварии на промыслах в Северном море, циклон-бомба Грейс в США и Канаде, начисто парализовавший шельфовую добычу нефти на Тихоокеанском побережье, а также волнения в Иране и заявление Трампа о возможности возобновления против этой страны действия энергетических санкций.

Указанные события стимулировали экспертов к пересмотру прогнозов на текущий год и ближайший период. В частности, шведский банк SEB повысил прогноз средней цены нефти марки Brent до $65 за баррель по сравнению с ранее предсказанной — $55.

Аналитики Goldman Sachs пошли еще дальше и прогнозируют трехмесячное подорожание нефти Brent до $75/баррель, а полугодовое — до $82,5 вместо ранее ожидавшихся $65.

До них примерно к тем же выводам пришли эксперты крупнейших банковских холдингов США — Morgan Stanley, заявившие о возможном подорожании в текущем году нефти сорта Brent до $75/баррель, и JPMorgan, прогнозировавшие увеличение цены до $78 в случае ухудшения ситуации с поставками.

На 2019 г. эксперты прогнозируют для Brent откат до $65/баррель, а к 2020 г. — и до $60 вследствие повышения добычи сланцевой нефти в США.

Несмотря на природные катаклизмы этой зимы, трудно не заметить, что нынешний рост котировок является прямым следствием согласованности действий внутри группы стран OPEK+, контролирующей более трети мировых поставок нефти и больше половины мирового импорта.

В ноябре прошлого года участники OPEK+ договорились о продлении на 2018 г. действия соглашения о сокращении нефтедобычи.

Таким образом, рынок нефти остается «рынком продавца», а не покупателя. Именно производители заказывают на нем музыку. И учитывая спрогнозированное в текущем году увеличение спроса в мировом масштабе на 1,8%, дефицит нефти в 2018 г. составит около 200 тыс. баррелей в сутки. Тогда как в следующем году участники рынка рассчитывают на профицит в объеме 730 тыс. баррелей/сутки. Но это если OPEK+ вновь не ужесточит условия поставок.

В Украине, по данным Минэнергоугля, закупочные цены на нефтепродукты составляют порядка 40% розничной. Остальные 60% делят между собой государство и владельцы АЗС. Причем последним остается 10—15%, иногда больше. А поскольку до 80% украинского бензина и дизтоплива производятся из импортной нефти или ввозятся уже готовыми, можно определенно говорить, что рынком управляет государство, регулярно повышая пошлины и акцизы.

Если сопоставить скачки доллара в декабре—марте с табличками на АЗС, то валютные колебания — 6% практически полностью отражают изменения цен в сетях. Некоторую прибавку можно сделать за счет желания трейдеров перестраховаться и приспособиться к валютным колебаниям. Здесь играет роль психологический эффект. По словам директора ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергея Куюна, продав топливо по 30 грн./литр, трейдеры вынуждены покупать его по 35 грн. Поэтому эффект перестраховки всегда будет иметь место.

Независимый эксперт топливного рынка Андрей Старостин в повышении цен на бензин и ДТ также в последнюю очередь винит трейдеров. Владельцы небольших сетей — 10—20 АЗС — действительно склонны максимально накручивать цены. Но надо отдавать себе отчет в том, что они работают на изуродованном рынке, которым управляют налоги и валютный курс. В этот раз рост розничных цен на горючее власти остановили позитивными сигналами о скором получении транша МВФ и передачей на переработку 200 тыс. т технологической нефти из нефтепроводов. Однако если весной транша не будет, рост цен наверняка продолжится.

А у нас?

В ноябре прошлого года ПАО «Укргазвидобування» запустило после модернизации принадлежащий государству Шебелинский газоперерабатывающий завод. Теперь это предприятие, перерабатывая более полумиллиона тонн нефти, вместо топлива стандарта Euro-2 выпускает бензин и дизтопливо Euro-4 и Euro-5. Этот фактор, безусловно, является стабилизирующим для внутреннего рынка. Однако производства 423 тыс. т светлых нефтепродуктов (по итогам 2017 г.) все же недостаточно, чтобы сглаживать скачки на мировом рынке.

Вот уже несколько лет из шести нефтеперерабатывающих заводов в Украине работает один — Кременчугский НПЗ, принадлежащий группе «Приват». В прошлом году это предприятие, по оценке консалтинговой группы «А-95», переработало 2,3 млн. т нефти и нефтепродуктов. По меньшей мере три НПЗ — Надвирнянский, Дрогобычский и Херсонский — требуют вложений, измеряемых сотнями миллионов долларов, чтобы начать выпуск качественного топлива. И, скорее всего, уже никогда не запустятся. Еще два — Одесский и Лисичанский — стали жертвами политических интриг и по этой причине никак не возобновят производство.

Лисичанский НПЗ был куплен «Роснефтью» вместе с другими активами «Тюменской нефтяной компании» (ТНК). Затем сети АЗС последней были перепроданы швейцарской Glusco Energy израильского бизнесмена Нисана Моисеева. Но НПЗ среди перепроданного имущества ТНК не оказалось, и эксперты склонны считать, что завод в Лисичанске не будет запущен в принципе.

Одесский НПЗ, которым ранее владел российский «Лукойл», еще до евромайдана был продан «семейному» олигарху экс-президента Виктора Януковича — Сергею Курченко, а в прошлом году его национализировали. Пока что это предприятие, способное переработать до 2,8 млн. т нефтепродуктов (более трети необходимых для внутреннего потребления), бездействует. Однако в прошлом месяце было зарегистрировано госпредприятие «Одесский НПЗ», которое пришло на смену старому юрлицу, и теперь завод может стать стабилизирующим фактором для внутреннего рынка.

Задача, стоящая перед кураторами отрасли, — определиться с сырьем. Будет ли Одесский НПЗ снабжаться танкерами арабской или иранской нефтью, либо же его наполнят реверсом российским сырьем по нефтепроводу Одесса—Броды?

Советы автомобилистам

— Ищите своего поставщика. Большинство автолюбителей чутко реагируют не только на цену, но и на качество топлива.

— Регулярно измеряйте пробег на одну заправку и сравнивайте его в конкурирующих сетях. Если этот показатель без видимых причин вдруг начал снижаться или, что хуже, качество топливо негативно отражается на работе двигателя, немедленно меняйте АЗС.

— Следите за акциями и скидками. Большинство сетей АЗС готовы предоставлять скидки на 5% и более за лояльность. Заведите себе несколько дисконтных карточек и накапливайте бонусы, понемногу экономя на каждой заправке. Если условия и качество топлива вас перестали устраивать, вы легко найдете другого поставщика горючего.

— Обращайте внимание на новые сети. Выходя на рынок, любая новая компания старается создать себе имидж выгодного и надежного партнера, продавая товар высокого качества и сопровождая его хорошими условиями.

— Пользуйтесь топливными картами. Это выгодно, поскольку бензин и дизтопливо постоянно дорожают. — Чистка инжектора хотя и стоит денег, но оправдывает себя снижением расхода топлива. Делайте это регулярно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Показатели инфляции за апрель превысили ожидания НБУ

Потребительская инфляция в апреле достигла 13,1% в годовом измерении (по  сравнению с...

Инфляционные обещания

В Нацбанке обнародовали свой прогноз инфляции. Если он верен, то цены на основные...

Эксперты предсказывают резкий рост цен на бензин и...

«Укртатнафта» требует уже с 1 мая ввести квоты на беспошлинные поставки бензина и...

Инфляция в Украине: обгоним и перегоним соседей

Более всего подорожали продукты питания и безалкогольные напитки

Загрузка...

Облигации для народа

Все большую потребность в заемных средствах государство собирается покрывать с...

Оброчное налогообложение

Об этой форме мобилизации финансовых ресурсов вспомнили в 1984 г. Сумма сбора с одного...

Застройщики заблокировали новые ДБН

Вице-премьер-министр Геннадий Зубко назвал это «рейдерством реформ»

Субсидии уже не греют

Еще не решив, поднимать ли цены на газ, власти придумывают все новые и новые способы,...

Я бы в фермеры пошел

Петр Порошенко подписал закон, реализация которого даст селу от 200 тыс. до 1,1 млн. новых...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка