Драйвер инфляции

№6(853) 9 — 15 февраля 2018 г. 07 Февраля 2018 0

Динамика цен на топливо

Эксперты нефтяной отрасли говорят, что на дорогой нефти зарабатывает добыча, а на дешевой — переработка. Украинские автомобилисты проигрывают в любом случае.

С начала этого года цены на отечественных АЗС резво рванули вверх, опережая даже прошлогодние темпы, которые никак нельзя назвать низкими. За прошлый год подорожание дизтоплива и бензина составило в среднем 20%. Хотя некоторые марки и сети могут похвастаться и более высоким приростом.

В нынешнем году всего за месяц самая распространенная марка бензина А-95 подорожала на 6,6%, преодолев психологическую планку 30 грн./л, а дизтопливо — более чем на 7%, до 28 грн./л. А ведь еще совсем недавно 25 грн. за литр «пятого» автомобилисты считали плохой новостью.

У очередного всплеска цен на горючее оказались сразу две причины, наложившиеся друг на друга: мировое подорожание нефти и наше сугубо внутреннее дело — послепраздничное ослабление гривни. Судя по всему, именно эти факторы и будут определять бензиновые цены в новом году.

Как там в мире?

В середине января фьючерсы на нефть эталонного сорта Brent вплотную приблизились к $70/баррель, тем самым побив трехлетний рекорд. Этому предшествовали остановка крупнейшего нефтепровода Великобритании FPS Forties pipeline system из-за аварии на промыслах в Северном море, циклон-бомба Грейс в США и Канаде, начисто парализовавший шельфовую добычу нефти на Тихоокеанском побережье, а также волнения в Иране и заявление Трампа о возможности возобновления против этой страны действия энергетических санкций.

Указанные события стимулировали экспертов к пересмотру прогнозов на текущий год и ближайший период. В частности, шведский банк SEB повысил прогноз средней цены нефти марки Brent до $65 за баррель по сравнению с ранее предсказанной — $55.

Аналитики Goldman Sachs пошли еще дальше и прогнозируют трехмесячное подорожание нефти Brent до $75/баррель, а полугодовое — до $82,5 вместо ранее ожидавшихся $65.

До них примерно к тем же выводам пришли эксперты крупнейших банковских холдингов США — Morgan Stanley, заявившие о возможном подорожании в текущем году нефти сорта Brent до $75/баррель, и JPMorgan, прогнозировавшие увеличение цены до $78 в случае ухудшения ситуации с поставками.

На 2019 г. эксперты прогнозируют для Brent откат до $65/баррель, а к 2020 г. — и до $60 вследствие повышения добычи сланцевой нефти в США.

Несмотря на природные катаклизмы этой зимы, трудно не заметить, что нынешний рост котировок является прямым следствием согласованности действий внутри группы стран OPEK+, контролирующей более трети мировых поставок нефти и больше половины мирового импорта.

В ноябре прошлого года участники OPEK+ договорились о продлении на 2018 г. действия соглашения о сокращении нефтедобычи.

Таким образом, рынок нефти остается «рынком продавца», а не покупателя. Именно производители заказывают на нем музыку. И учитывая спрогнозированное в текущем году увеличение спроса в мировом масштабе на 1,8%, дефицит нефти в 2018 г. составит около 200 тыс. баррелей в сутки. Тогда как в следующем году участники рынка рассчитывают на профицит в объеме 730 тыс. баррелей/сутки. Но это если OPEK+ вновь не ужесточит условия поставок.

В Украине, по данным Минэнергоугля, закупочные цены на нефтепродукты составляют порядка 40% розничной. Остальные 60% делят между собой государство и владельцы АЗС. Причем последним остается 10—15%, иногда больше. А поскольку до 80% украинского бензина и дизтоплива производятся из импортной нефти или ввозятся уже готовыми, можно определенно говорить, что рынком управляет государство, регулярно повышая пошлины и акцизы.

Если сопоставить скачки доллара в декабре—марте с табличками на АЗС, то валютные колебания — 6% практически полностью отражают изменения цен в сетях. Некоторую прибавку можно сделать за счет желания трейдеров перестраховаться и приспособиться к валютным колебаниям. Здесь играет роль психологический эффект. По словам директора ООО «Консалтинговая группа А-95» Сергея Куюна, продав топливо по 30 грн./литр, трейдеры вынуждены покупать его по 35 грн. Поэтому эффект перестраховки всегда будет иметь место.

Независимый эксперт топливного рынка Андрей Старостин в повышении цен на бензин и ДТ также в последнюю очередь винит трейдеров. Владельцы небольших сетей — 10—20 АЗС — действительно склонны максимально накручивать цены. Но надо отдавать себе отчет в том, что они работают на изуродованном рынке, которым управляют налоги и валютный курс. В этот раз рост розничных цен на горючее власти остановили позитивными сигналами о скором получении транша МВФ и передачей на переработку 200 тыс. т технологической нефти из нефтепроводов. Однако если весной транша не будет, рост цен наверняка продолжится.

А у нас?

В ноябре прошлого года ПАО «Укргазвидобування» запустило после модернизации принадлежащий государству Шебелинский газоперерабатывающий завод. Теперь это предприятие, перерабатывая более полумиллиона тонн нефти, вместо топлива стандарта Euro-2 выпускает бензин и дизтопливо Euro-4 и Euro-5. Этот фактор, безусловно, является стабилизирующим для внутреннего рынка. Однако производства 423 тыс. т светлых нефтепродуктов (по итогам 2017 г.) все же недостаточно, чтобы сглаживать скачки на мировом рынке.

Вот уже несколько лет из шести нефтеперерабатывающих заводов в Украине работает один — Кременчугский НПЗ, принадлежащий группе «Приват». В прошлом году это предприятие, по оценке консалтинговой группы «А-95», переработало 2,3 млн. т нефти и нефтепродуктов. По меньшей мере три НПЗ — Надвирнянский, Дрогобычский и Херсонский — требуют вложений, измеряемых сотнями миллионов долларов, чтобы начать выпуск качественного топлива. И, скорее всего, уже никогда не запустятся. Еще два — Одесский и Лисичанский — стали жертвами политических интриг и по этой причине никак не возобновят производство.

Лисичанский НПЗ был куплен «Роснефтью» вместе с другими активами «Тюменской нефтяной компании» (ТНК). Затем сети АЗС последней были перепроданы швейцарской Glusco Energy израильского бизнесмена Нисана Моисеева. Но НПЗ среди перепроданного имущества ТНК не оказалось, и эксперты склонны считать, что завод в Лисичанске не будет запущен в принципе.

Одесский НПЗ, которым ранее владел российский «Лукойл», еще до евромайдана был продан «семейному» олигарху экс-президента Виктора Януковича — Сергею Курченко, а в прошлом году его национализировали. Пока что это предприятие, способное переработать до 2,8 млн. т нефтепродуктов (более трети необходимых для внутреннего потребления), бездействует. Однако в прошлом месяце было зарегистрировано госпредприятие «Одесский НПЗ», которое пришло на смену старому юрлицу, и теперь завод может стать стабилизирующим фактором для внутреннего рынка.

Задача, стоящая перед кураторами отрасли, — определиться с сырьем. Будет ли Одесский НПЗ снабжаться танкерами арабской или иранской нефтью, либо же его наполнят реверсом российским сырьем по нефтепроводу Одесса—Броды?

Советы автомобилистам

— Ищите своего поставщика. Большинство автолюбителей чутко реагируют не только на цену, но и на качество топлива.

— Регулярно измеряйте пробег на одну заправку и сравнивайте его в конкурирующих сетях. Если этот показатель без видимых причин вдруг начал снижаться или, что хуже, качество топливо негативно отражается на работе двигателя, немедленно меняйте АЗС.

— Следите за акциями и скидками. Большинство сетей АЗС готовы предоставлять скидки на 5% и более за лояльность. Заведите себе несколько дисконтных карточек и накапливайте бонусы, понемногу экономя на каждой заправке. Если условия и качество топлива вас перестали устраивать, вы легко найдете другого поставщика горючего.

— Обращайте внимание на новые сети. Выходя на рынок, любая новая компания старается создать себе имидж выгодного и надежного партнера, продавая товар высокого качества и сопровождая его хорошими условиями.

— Пользуйтесь топливными картами. Это выгодно, поскольку бензин и дизтопливо постоянно дорожают. — Чистка инжектора хотя и стоит денег, но оправдывает себя снижением расхода топлива. Делайте это регулярно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Показатели инфляции за апрель превысили ожидания НБУ

Потребительская инфляция в апреле достигла 13,1% в годовом измерении (по  сравнению с...

Инфляционные обещания

В Нацбанке обнародовали свой прогноз инфляции. Если он верен, то цены на основные...

Эксперты предсказывают резкий рост цен на бензин и...

«Укртатнафта» требует уже с 1 мая ввести квоты на беспошлинные поставки бензина и...

Инфляция в Украине: обгоним и перегоним соседей

Более всего подорожали продукты питания и безалкогольные напитки

О земле, газе и жадности

Иногда создается впечатление, что энергонезависимость Украины интересует только...

Загрузка...

Как упаковать экспорт

Примерно половина ВВП Украины формируется благодаря экспорту, и сокращение этого...

«Роттердам» унесет ветром

Аналитический центр Bloomberg New Energy Finance опубликовал прогноз развития энергетики до 2050 г....

Так откручиваем или закручиваем?

На этой неделе Верховная Рада, возможно, примет во втором чтении законопроект «О...

Стабильность и стабилизация – не одно и то же

НБУ начал изучать мнения руководителей банков, страховых и финансовых компаний о...

Субсидии по-новому

Теперь, по версии Кабмина, роскошью считается авто моложе 5 лет и квартира просторнее 120...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка