Грезы Шмыгаля

№39(961) 13 – 19 ноября 11 Ноября 2020

Правительство Дениса Шмыгаля решило напоследок порадовать граждан мечтами о светлом будущем. Премьер обещал конвертировать найденный им где-то экономический потенциал нашей страны в 1 триллион долларов за 10 лет.

Разумеется, ни одно правительство за время существования независимой Украины столь долго еще никогда не работало. Впрочем, радует, что горизонт планирования хоть у кого-то из нынешней власти вышел за пределы трех дней.

Еще весной прошлого года Руслан Стефанчук – нынешний вице-спикер парламента, а тогда основной идеолог команды кандидата в президенты Владимира Зеленского – заявил, что Владимир Александрович уже на протяжении первых 100 дней каденции обещал провести «аудит государства», чтобы понять, в каком состоянии он получает страну из рук предшественников.

Вероятно, планировалось показать гражданам все ужасы экономического краха, до которой довели страну президент Петр Порошенко и премьер-министр Владимир Гройсман. Очевидно, что-то пошло не так, и первое правительство каденции Зеленского во главе с Алексеем Гончаруком не справилось с задачей, поэтому «аудит страны» спустя полтора года после победы нынешнего президента на выборах представил Шмыгаль.

Мечты о миллиардах

Итак, премьер-министр Шмыгаль показал общественности результаты «аудита государства». Сейчас идея аудита несколько отличалась от анонсированной в прошлом году мысли Стефанчука о предшественниках. Ныне премьер объяснил причину проведенной работы необходимостью понимания, «с чем мы входим в следующее десятилетие».

При этом на основе реализации трех десятков приоритетных проектов должен быть составлен новый экономический план под названием «Национальная экономическая стратегия до 2030 года». Как вы уже, наверное, догадались, ее представят позже – ориентировочно в 2021 г. Шмыгаль сообщил, что стратегия будет разработана совместно с бизнесменами, экспертами и депутатами.

Премьер подчеркнул, что нереализованный экономический потенциал нашей страны составляет $1 трлн. ВВП за 10 лет: «Один триллион потеряли все граждане Украины из-за постоянного изменения векторов, незавершенных реформ, отсутствия долгосрочной экономической стратегии, коррупции, неэффективного управления».

Так, $85 млрд. за 10 лет хотят получить путем развития рынка земли. «Средняя стоимость за один гектар вырастет практически в пять раз», – не сомневается Шмыгаль. Еще $409 млрд. ВВП в течение 10 лет может принести потенциал в использовании месторождений полезных ископаемых. «Существует более 12 тысяч разведанных месторождений полезных ископаемых. Только около трети из них разрабатываются», – добавил глава правительства.

Не менее $12 млрд. должна принести реализация потенциала в водных ресурсах. Сейчас мощности гидроэнергетики используются на 50%, рыбного хозяйства – на 25%, а орошение земель развито менее чем на 20%. Около $407 млрд. может принести потенциал в международной торговле и транзит. Неиспользованный инвестиционный потенциал составляет $63 млрд. Наконец, потенциал лесных ресурсов не использован на $40 млрд.

Экспертное сообщество очень вяло отреагировало на озвученные Шмыгалем цифры. Во-первых, премьер не потрудился объяснить, на основе чего был сделан такой оптимистический анализ. Т.е. практически никто не понимает методику подсчета, использованную правительством. Во-вторых, Кабмин основой благосостояния государства сделал разработку месторождений полезных ископаемых.

Мало того, что говорить в XXI в. о развитии сырьевой экономики как о великом благе, не совсем прилично, так глава правительства еще и показал абсолютное непонимание предмета. Например, для развития в течение 10 лет только одних газовых месторождений нашей страны необходимы инвестиции на уровне примерно $45 млрд. У государства таких денег нет. А сага о прямых иностранных инвестициях в экономику Украины – непрекращающаяся печаль абсолютно всех правительств за всю историю нашей страны.

Шмыгаль и раньше был замечен в не особенно адекватных заявлениях. Так, в конце сентября на встрече со студентами Львовской политехники премьер заявил, что падение экономики Украины во втором квартале 2020 г. было не столь значительным, как прогнозировалось ранее. При этом, по его версии, рост отечественной экономики уже начался: «Все наши международные партнеры удивляются, как так случилось, что во втором квартале все упали, в том числе США более чем на 30%. Мы ожидали падение на 14%, получили 11%. Проходим спокойно».

Сообщаем, что спад реального ВВП США во втором квартале 2020 в годовом измерении составил 9,5%. А данные о 33% падении ВВП США не совсем корректны, т.к. в Америке используются стандарты Аnnualized Rate, в соответствии с которыми квартальные изменения сравниваются в показателями всего предыдущего года. Грубо говоря, если уж Шмыгаль решил сравнить украинские и американские цифры, то падение в 11% отечественной экономики он должен был умножить на четыре.

Вероятно, украинский премьер либо живет в мире розовых пони и воспринимает отечественную экономику через призму именно такого восприятия действительности, либо он лукавит. Причем первый вариант -- худший из двух.

А реальность такова, что сегодня дефицит госбюджета-2020 в четыре раза превышает аналогичный показатель прошлого года. Так, главный бюджет за январь-сентябрь выполнен с дефицитом в размере 81,725 млрд. грн. Сводный бюджет Украины в январе-сентябре этого года выполнен с дефицитом почти 59 млрд. грн. против 8,7 млрд. грн. профицита за соответствующий период 2019 г. При этом размеры заимствований за девять месяцев 2020-го составили 412,7 млрд. грн. из запланированных 646,93 млрд. грн. А размеры погашения заимствований в январе--сентябре составили 330,6 млрд. грн. из запланированных 355 млрд. грн.

Отметим, что покрывать бюджетную дыру скоро станет нечем. Так, вероятнее всего до конца года траншей от МВФ наша страна не получит. Во всяком случае, в этом уверен экс-глава Офиса президента Андрей Богдан. О чем он сообщил в одном из интервью. Напомним, Украина до конца 2020 г. должна была получить два транша по $700 млн. При этом, по словам министра финансов Сергея Марченко, правительство включило в проект госбюджета-2021 еще и $1,5 млрд. помощи МВФ. Судьба этих денег также оказалась в подвешенном состоянии.

Без западных денег правительство, вероятно, пойдет по пути, во-первых, увеличения налогообложения. О чем говорит провал в парламенте 5 ноября законопроекта об отсрочке введения РРО для ФЛП. При этом председатель парламентского финансового комитета Даниил Гетманцев никогда не скрывал своего желания максимально обложить налогами все что можно и нельзя. Во-вторых, очевидно, будут урезаны расходы на социалку. Поэтому следует ожидать массовых задержек соцвыплат для уязвимых слоев населения.

Новая коалиция

Парламент 5 ноября принял за основу в первом чтении госбюджет-2021. Перед голосованием наблюдатели высказывали мнение, что найти достаточное количество депутатов, которые поддержат законопроект правительства, будет достаточно сложно. Но в результате проделанной работы 275 голосов таки собрали. Фракция «Слуга народа» дала 209 голосов, «Довіра» – 20, «За майбутнє» (связанная с Игорем Коломойским) – 16, внефракционные депутаты (в т.ч. подконтрольные Ринату Ахметову) – 11. Но главной неожиданностью стали 19 голосов «Батькивщины» – ведь оппозиционные партии (либо так себя называющие) никогда за госбюджет не голосуют вообще.

Так или иначе, но в Раде сумели договориться. В связи с децентрализацией денег в местных бюджетах более чем достаточно, и – в отличие от предыдущих лет – депутаты-мажоритарщики не толпились у кабинета министра финансов с целью выбить госбюджетное финансирование на свои округа. Поэтому, вполне возможно, что парламентский консенсус строился вокруг будущего распределения портфелей в новом правительстве.

Накануне голосования нардепы рассмотрели 2451 предложение в проект госбюджета-2021. Чтобы их полностью выполнить, необходимо дополнительные 1,5 трлн. грн., которых нет. Поэтому бюджетный комитет парламента ограничился предложением увеличить доходную часть бюджета лишь на 20,2 млрд. грн.

Кроме того, предложено осуществить перераспределение расходов. А именно: увеличить расходы на отдельные программы социальной защиты, медицины, образования, культуры и спорта, обеспечение дипломатических учреждений, утилизацию ракетного топлива, предоставление господдержки сельхозпроизводителям, реализацию государственных инвестиционных и инфраструктурных проектов; изыскать ресурсы для повышения государственных социальных стандартов, прожиточного минимума, оплату труда педагогам; наконец, увеличить поступления от приватизации госимущества.

«Власть уже неоднократно грозилась увеличить зарплаты врачам и учителям на 30%, -- рассказывает глава Центра анализа и стратегии Игорь Чаленко. -- По остальным социальным программам рост финансирования составляет примерно 10-12%. А это фактически уровень инфляции, который прогнозируют на следующий год. То есть все повышение съест инфляция. Власть говорит, что направит 12 млрд. грн. на поддержку малого и среднего бизнеса. Но что это по сравнению с тем, что они заберут у предпринимателей минимум 40 млрд. грн. только на повышении минимальной заработной платы до 6,5 тыс. грн.?»

Эксперт уверен, что госбюджет-2020 хоть как-то выполняется исключительно за счет налоговой службы. Так, за первое полугодие при падении экономики на 6,7% налоговая собрала +11%. Притом что таможня провалила сборы полностью (минус 13% от запланированных поступлений). «Очевидно, что такая же тактика власти сохранится и на следующий год», – говорит Чаленко.

Что касается основных расходных статей госбюджета-2021, то силовому блоку, антикоррупционной вертикали финансирование не изменили по сравнению с предложенными ранее правительством цифрами. Нардепы порекомендовали Кабмину увеличить финансирование Верховной Рады в 2021 г., т.е. увеличить расходную часть бюджета по статье «развитие парламентаризма». Показатели прожиточного минимума и минимальной зарплаты остались в том же виде, как их и подавал Кабмин.

«Исходя из нынешней политической ситуации, принятие проекта бюджета в первом чтении – уже великое достижение. Я знаю, что переговоры велись до глубокой ночи, и некоторые нардепы до последнего выторговывали дополнительные суммы. В принципе, если так пойдет и дальше, то у нас не возникнет рисков непринятия госсбюджета-2021. Возможно, бюджет проголосуют уже на следующем пленарном заседании. Все будет зависеть от Минфина и правительства в целом, насколько быстро они вернут в Раду документ полностью готовый ко второму чтению», – отметил Чаленко.

Не забывайте, в 2021 г. нужно изыскать почти 600 млрд. грн. на обслуживание внутренних и внешних долгов. Чтобы государство выполняло взятые на себя обязательства, кроме эмиссии гривны, других вариантов практически нет. Прогнозы роста экономики на 4,6% основаны на предположении, что закончится пандемия. Но в это уже не верит практически никто.

«Статистика демонстрирует увеличение количества больных COVID-19 как в Украине, так и в мире. Продолжается рецессия в промышленности и других отраслях. Уменьшилось кредитование экономики и приток иностранного капитала, существенно сократились капитальные инвестиции. Это приведет к непоступлению доходов в определенных в бюджете объемах», – заявил глава Счетной палаты Валерий Пацкан.

Эксперты аргументируют и предупреждают

Экономист, экс-заместитель главы правления НБУ, финансист Александр Савченко

«Главный недостаток этого проекта бюджета – увеличение налогового гнета на предпринимателей и граждан, что не соответствует предвыборным лозунгам правящей партии и президента. Если к этому добавить чехарду в администрировании оплаты налогов, то получается совсем грустная картина.

Ни одна вменяемая иностранная компания не зайдет в Украину при существующей налоговой системе. Создано огромное количество ограничений и требований к консолидации, связанным лицам и т.д. По сути приход прямых иностранных в Украину заблокирован. Наоборот, пытаются выпихнуть иностранные компании, которые уже работают в Украине, за пределы нашей страны.

Экономический рост на уровне 4,6% прогнозировать невозможно, т.к. никто не знает, какое падение нас ожидает в этом году. В таких турбулентных условиях прогнозировать что-то дольше, чем на три месяца, нереально. Поэтому я предлагаю рассматривать этот документ как временный. Его обязательно изменят, вероятно, уже в первом квартале. Потому что бюджет уже с первого-второго месяца года не будет выполняться. Я советую не обращать внимания на госбюджет-2021, а анализировать налоговые новшества, которые он принесет.

Заложить высокие темпы экономического роста – большая ошибка. Президент и премьер постоянно заявляют, что до конца 2020 г. состоится резкий рост экономики. Это нонсенс! Повезет, если последний квартал закончим с показателем 0% или +-1%. Соответственно, если какой-то рост экономики в первом квартале 2021 г. и состоится, то он не превысит 1%, максимум -- 1,5%.

В целом по итогам 2021 г. рост составит 2,5--3%. Вероятно, и этот прогноз завышенный. Потому что из бизнеса будут вымывать все оборотные средства за счет увеличения налогов, рентных платежей и т.д.

В среднем произошел рост налогов на 12%, притом что инфляция в этом году будет низкая – не более 3%. Это означает, что государство крепко залазит в карманы предпринимателей.

Я сомневаюсь, что у правительства будет достаточно денег, чтобы увеличить зарплату. Поэтому на полную мощность заработает эмиссия денег. НБУ будет выдавать кредиты рефинансирования государственным банкам, а те будут покупать ОВГЗ Минфина. В следующем году за счет такого механизма планируют покрыть 3-4% дефицита бюджета. А значит, начнутся процессы инфляции, и гривну девальвируют сильнее, чем прогнозируется.

Понимаете, бюджет всегда можно выполнить. Во-первых, за счет реального роста экономики. Во-вторых, за счет девальвация гривны. Этот инструмент применяется прямо сейчас – в четвертом квартале 2020 г. Деньги «Нафтогаза» и НБУ закончились, а других мощных финансовых источников у правительства нет. В-третьих, за счет инфляции.

К сожалению, у нас наполняют бюджет вторым и третьим методом. Ведь основной источник бюджетных средств – импортный НДС, а он прямо зависит от валютного курса».

Член Наблюдательного совета Украинской рады бизнеса Надежда Бедричук

«История с ковидом будет актуальна еще и в следующем году. Видим ли мы по проекту бюджета, что госорганы относятся серьезно к этой проблеме? Нет. Мы видим, что в документ заложен рост налогов. При этом мы не видим даже попыток хоть как-то сократить госаппарат. Между тем бизнес сейчас вынужден увольнять сотрудников. В другой реальности мы видим рост расходов госбюджета на развитие парламентаризма, на содержание госорганов, в частности, силовых. Видим массу госпрограмм с не доказанной эффективностью и неподтвержденными результатами.

В условиях кризиса, когда бизнес с большими сложностями возобновляет свою работу, происходит недопустимое увеличение налоговой нагрузки. Это касается повышения минимальной заработной платы, заложенное в проект бюджета (до 6 тыс. грн. и 6,5 тыс. грн. в 2021 г.), что приведет к увеличению нагрузки на малый и средний бизнес, создаст риски роста тенезации экономики.

Также недопустимо возвращение необходимости уплаты ЕСВ для самозанятых лиц и ФЛП, в случае если они одновременно работают как наемные работники по трудовому договору и уплачивают ЕСВ в размере не меньше минимального страхового взноса. Двойная оплата ЕСВ противоречит сути этого взноса.

Вторым значительным недостатком проекту государственного бюджета является предусмотренный дефицит в 270 млрд. грн. (около 6% ВВП). Этот показатель является необоснованным и слишком высоким, и это создает существенные риски для экономики Украины. Он должен быть сокращен до 3-4% ВВП за счет сокращения расходов бюджета и дополнительных поступлений от мероприятий по детенизации экономики. Нужно жить по средствам. Можно нарисовать любые доходы, но их невозможно будет собрать.

Третьим недостатком проекта госбюджета-2021 является то, что совершенно не предусмотрены инструменты привлечения внутренних инвестиций и поддержки инвестиционных программ и экспорта. В частности, отсутствуют нормы о введении налога на выведенный капитал (НнВК) взамен налога на прибыль. Не предусмотрели финансирование Экспортно-кредитного агентства и др.

Говорили, что НнВК нельзя вводить, ибо большие поступления в бюджет обеспечивал налог на прибыль. Сегодня прибылей ни у кого нет. Сейчас идеальный момент для внедрения НнВК.

Ситуация с пандемией показала, что в нашей стране поддержка бизнеса отсутствует вообще. Наш бизнес может рассчитывать только на кредиты. Но кредиты берут, как правило, когда ожидают расширения продаж, а не с целью выживания».

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

Ставка меньше, чем жизнь

Прямо инвестируйте в свою пользу: недвижимость, ценности, образование. Лично в свои...

Храните деньги в банке. Желательно в стеклянной

Действия НБУ вызывают острое недовольство вкладчиков и напряжение в обществе

Вагон пенсионного возраста

Перед чиновниками стоит не самая простая задача: не допустить смерти вагоностроения и...

Барский жест

Вместо системной нормализации экономических отношений — восстановление торговли в...

Экономическая библия от Владимира Власюка

Известный промышленный эксперт, директор госпредприятия...

Тоска спекулятивная по монетарному «рабству» в...

МВФ недвусмысленно предостерег украинское руководство от дальнейших попыток уволить...

Отступать некуда — позади статус «аграрной...

Без дополнительных внутренних резервов Минфин будет вынужден искать средства на...

Обещания, помноженные на ноль

Чем меньше земли фермеры смогут выкупить у пайщиков, тем больше достанется...

Приватизационный кутеж

Заявления об улучшении ситуации на рынке — не более чем бравада на фоне...

Термометр бизнес-климата поставили на паузу

Публикацию одного из самых известных мировых рейтингов — Doing Business — отложили...

Транш или гідність

Сотрудничество с МВФ все больше ассоциируется у рядовых граждан с...

Стратегическая пропасть

За использование кредита не нужно отчитываться перед депутатами о дальнейшем...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка