Эксклюзивно для еженедельника «2000»

Сделать их всех разом

Эксклюзивно для еженедельника «2000»

Парижский саммит – послесловие

Как украинской экономике стать инновационной

№20–21 (907) 24 — 30 мая 2019 г. 22 Мая 2019 4.5

Как показал анализ научных публикаций и статей в средствах массовой информации, за последние пять лет научное сообщество и общественность пришли к пониманию, что строить новую экономику в Украине необходимо на инновационной основе. Анализируя причины нынешнего ее состояния, большинство сходятся на том, что развал многих кооперационных связей является одной из главных.

Соглашаясь в основном с такой точкой зрения, считаю, что она действительно важная, но не единственная. На мой взгляд, причин такого развала множество: и приватизация, названная в народе «прихватизацией», и коррупция, ставшая национальным бедствием, и низкая конкурентоспособность промышленной продукции на европейском и мировых рынках, и кризисные явления последнего периода, поразившие экономику страны, и частая смена руководства государства, и другие, которые, накладываясь, создали кумулятивный эффект.

Располагает ли наша сегодняшняя экономика необходимым набором возможностей, чтобы их можно было принять за основу построения инновационного ее типа? Вопрос требует дополнительного изучения.

Нельзя утверждать, что за время независимости в Украине ничего не делалось в плане инновационности экономики. Была создана нормативно-правовая база, принят ряд законов и подзаконных актов. Судя по материалам ежегодных собраний Национальной академии наук, ведущие научные учреждения плодотворно занимались разработкой как фундаментальных направлений, так и прикладных рекомендаций инновационного характера, их внедрением в практику. И в то же время эти научные достижения не оказали сколько-нибудь существенного влияния на повышение уровня инновационности экономики страны.

По данным Государственной службы статистики, в Украине удельный вес предприятий, занимающихся инновационной деятельностью, в 2000 г. составлял 18%, в 2017-м — 9,6%, т. е. сократился почти в два раза.

Общая сумма затрат на эти цели в 2016 г. выросла по сравнению с 2000-м почти в 13 раз, из которых около 95% — собственные средства предприятий, из них 80% — приобретение оборудования и программного обеспечения. Внедрено в производство инновационных видов продукции (наименований) в 2000 г. — 15 323, в 2015-м — 3136, или в пять раз меньше. При этом затраты на одно наименование возросли в 38 раз, т. е. приобретение оборудования и программного обеспечения не ведет к увеличению объема инновационной продукции.

Удельный вес инновационной продукции в объеме промышленной составил в 2000 г. 9,4%, в 2015-м — лишь 1,4%, а в 2017-м — 0,63%, или снизился почти в 12,3 раза.

Иностранные вкладчики инновационную деятельность практически не инвестируют. В 2000-м эта сумма составила 133,7 млн. грн., в 2015-м несколько возросла — до 138,7 млн. грн., но их доля в общей сумме затрат снизилась с 17,6% в 2000 г. до 0,1% в 2015-м, или в 176 раз.

Можно ли на такой основе создать инновационную экономику страны — большой вопрос. Следовательно, нужно менять основу, и в первую очередь — её нормативно-правовую базу.

Национальное инновационное законодательство насчитывает около 200 документов и включает нормы Конституции, Хозяйственного кодекса, законов «Про інноваційну діяльність», «Про пріоритетні напрями розвитку інноваційної діяльності в Україні», «Про спеціальний режим інноваційної діяльності технологічних парків», «Про індустріальні парки» и др., а также подзаконные акты, многие из которых приняты давно и устарели, содержат противоречия, нечетко выписаны или в них заложены невыполнимые нормы.

Поэтому для исправления ситуации назрела необходимость создания Инновационного кодекса Украины — единого документа, который бы регулировал отношения по осуществлению инновационной деятельности в стране, предусматривал насыщение прежде всего внутреннего рынка инновационной продукцией и конкретные меры по привлечению иностранных инвесторов для этих целей, был бы цельным, не противоречивым, простым в использовании и научно обоснованным документом.

И еще один, на мой взгляд, немаловажный момент.

Многие ученые-экономисты, рекомендуя имплементировать передовой зарубежный опыт в хозяйственную практику страны, упускают из виду существенный фактор.

В Украине, изучая экономическое чудо Сингапура, с Ли Куан Ю связывают известную его фразу: «Чтобы побороть коррупцию, начните с того, что посадите трех своих друзей. Вы знаете, за что, и они знают». Забывая при этом, что ради проведения экономической реформы он ввел под жесткий контроль все остальные сферы жизни города-государства и прежде всего — политику. Сингапур и сегодня одно из самых регулируемых мировых обществ. Можно утверждать, что и по этой причине за два десятилетия, начиная с 1960 г., валовой национальный продукт на душу населения увеличился в 15 раз.

Это в полной мере можно отнести к экономике Китая. Пока в мире идут обсуждения феномена китайского развития, его экономика начинает переход от высокоскоростного развития к высококачественному.

На повестке дня развития КНР стоят революционные реформы управления, армии, национальной экономики, внутреннего долга и построения экологической цивилизации. Это, по мнению председателя КНР Си Цзиньпина, невозможно выполнить без железной дисциплины, укрепление которой — приоритет КПК на ближайшие годы. Иными словами, железная дисциплина была и является непременным и обязательным условием успешного проведения реформ, дающих впечатляющие результаты. В 2017 г. ВВП страны превысил 82 трлн. юаней, что в 8 раз больше, чем в 2000-м.

А теперь зададимся вопросом: есть ли у нас дисциплина и контроль (в понимании авторов китайского или сингапурского прорывов)?

Рассмотрим состояние исполнения государственных целевых программ, которыми в последнее время так увлеклось украинское правительство. Их количество варьировало от восьми в 2007 г. до 64 в 2013-м и 24 в 2017-м. Финансирование осуществлялось за счет средств государственного бюджета, местных бюджетов и других источников. За прошедшие годы ни разу эти программы не финансировались в полном объеме, при этом объемы финансирования по сравнению с плановыми постоянно снижались. Так, если в 2015 г. этот показатель был равен 26,2%, то в 2017-м он составил 17,42%. При этом от трех до шести ГЦП (государственных целевых программ) ежегодно вообще не финансировались по многим ГЦП (от 20 до 29) государственным заказчиком (а это министерства Украины), не был осуществлен анализ эффективности их выполнения.

По мнению Министерства экономического развития и торговли, существует комплекс системных недостатков выполнения государственных целевых программ.

ГЦП так и не стали действенным и эффективным инструментом решения важнейших проблем развития государства, отдельных отраслей экономики или административно-территориальных единиц. Они исполняют роль «формального документа с декларацией о намерениях».

В рамках планирования и использования средств государственного бюджета не выдерживаются в полном объеме принципы решения проблем. Вопросы достижения программных целей не являются основными при распределении бюджетных средств.

Прогнозные объемы финансовых ресурсов программ, в том числе средств государственного бюджета, не согласуются с реальными возможностями их финансирования.

Программы не содержат методики оценки эффективности их исполнения, которая должна быть разработана государственным заказчиком с учетом специфики программы и ее конечных результатов.

Неудовлетворительная отчетность государственных заказчиков: несоблюдение сроков подачи, информация подается не в полном объеме и не по всем исполнителям.

Отсутствует возможность осуществления контроля со стороны общественности.

Не лучше обстоят дела и с бюджетными программами, за исключением только того, что главным распорядителем их является Министерство экономразвития и торговли.

На финансирование программы выделяются значительные бюджетные ассигнования. Так, на программу «Руководство и управление в сфере экономического развития и торговли Украины за период 2015—2017 гг.» было выделено почти 628 млн. грн. бюджетных средств. При этом задекларировано в качестве стратегической цели ее выполнения «обеспечение последовательности и сбалансированности экономических преобразований и переход к новой модели управления государственным сектором экономики». Судя по отчету, размещенному на сайте министерства, в 2017 г. Минэкономразвития через единый портал админуслуг предоставляет 17 услуг в электронном виде, что дает возможность упростить их получение для граждан и бизнеса. Так где же здесь задекларированные цели программы?

Вызывает удивление, что ответственным исполнителем этой же программы определен аппарат Министерства экономического развития и торговли. Известно, что аппарат министерства — это группа сотрудников, начиная от министра и кончая уборщицей, а кто же конкретно является исполнителем и несет за это ответственность — непонятно.

Как показал анализ, авторам пока не удалось уйти от недофинансирования государственных целевых и бюджетных программ, что делает непрозрачными их бюджетирование и реализацию, от нарушения принципа приоритетности их финансирования вследствие лоббирования интересов отдельных министерств и ведомств, некачественного формирования целей программ, что делает невозможным определение критерия их эффективности, имитации показателей результативности, когда в качестве индикаторов выбираются показатели, которые могут быть легко достигнуты, но при этом не несут никакого экономического содержания.

Это только два примера бесхозяйственности на верхнем уровне власти (из 14 действующих ГЦП в 2018 г. 12 утверждены постановлениями Кабинета Министров, а разработчиками и ответственными за их выполнение определены министерства), порожденные отсутствием дисциплины и контроля.

А что говорить о более низких уровнях — регионах, городах, других государственных образованиях. Там ситуация более удручающая: подавляющее большинство законов не работают, население доведено до нищеты, растет безработица, которая вытолкнула из страны наиболее активную и трудоспособную часть населения, превратив их в кредиторов экономики стран, куда они уехали на заработки.

Как привлечь регионы к решению проблемы повышения эффективности экономики, включая ее инновационную составляющую?

По моему мнению, это возможно путем решения назревших региональных проблем. Одна из них — твердые бытовые отходы.

По данным Государственной службы статистики и публикаций в СМИ, в Украине на конец 2016 г. только в узаконенных мусорохранилищах накопилось 12,4 млрд. т таких отходов, или почти 3 тыс. т на каждого жителя, в том числе 8,5 т твердых бытовых отходов, и эти запасы с каждым годом увеличиваются. Эти хранилища на украинских черноземах занимают площадь, равную территории Дании. В стране перерабатывается около 3% мусора, в то время как в Европе — до 70%.

Эта проблема может перерасти в общегосударственную (если уже не переросла), если не будут немедленно приняты чрезвычайно важные и эффективные решения по упрощению системы привлечения иностранных инвесторов для строительства мусороперерабатывающих заводов в городах-миллионниках и областных центрах (наибольших производителях отходов) и организации производства на отечественных предприятиях (где остались производственные мощности) оборудования для сортировки и переработки бытовых отходов для малых городов и райцентров.

Что касается последних, то здесь правительство страны обязано изучить, согласовать и утвердить перечень предприятий, которые будут участвовать в изготовлении оборудования, определить и утвердить главного исполнителя и дать ему государственный заказ, обязав руководство малых городов и райцентров профинансировать этот заказ за счет местных бюджетов или кредитов банка под залог их имущества. А Национальный банк вместе с коммерческими должен значительно понизить ставку кредитования.

Преференции, которые могут быть утверждены правительством для привлечения иностранных инвесторов, кроме тех, что уже приняты:

— на комплект оборудования, поставляемого по импорту для городов-миллионников и областных центров, обнулить ставку НДС;

— освободить построенные заводы на некоторое время (оно требует уточнения в каждом конкретном случае) от уплаты налога на прибыль;

— освободить их на то же время от уплаты налога на землю;

— обязать органы государственной власти на местах выделять земельные участки (бесплатно) под строительство мусороперерабатывающих заводов в крупных городах и мусоросортировочных линий в райцентрах и малых городах и внедрить раздельный сбор отходов;

— обязать Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства и Министерство энергетики и угольной промышленности выдавать разрешение на бесплатное присоединение к сетям энерго- и теплоснабжения и разработать взаимоприемлемую систему оплаты за поставку электро- и теплоэнергии.

Предложенные меры позволят заинтересовать зарубежных инвесторов зайти на длительный период на украинский рынок.

Некоторым читателям изложенные предложения покажутся слишком радикальными. Но сложившаяся на Украине ситуация и устойчивая тенденция ее ухудшения требует таких радикальных решений, тем более что они совпадают с концепцией циркулярной экономики как механизма обеспечения структурных трансформаций в сфере обращения с отходами, которая разработана и принята Европейским Союзом.

Понятно, что предлагаемые меры не решают всего комплекса вопросов. Но я твердо убежден, что без четкой законодательной базы, взвешенной кадровой политики, без железной дисциплины и жесткого контроля построить в стране инновационную экономику будет чрезвычайно сложно.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Реформы для избранных: гривня рухнет

В попытках увеличить налоговую нагрузку на горнодобывающий сектор отразились...

Останки приватизации

Список из 737 предприятий, переданных на приватизацию, — только часть будущей...

Заниженные ожидания от приватизации

На некоторые объекты приватизации, уже готовящиеся к продаже, будет наложено табу

Прощай, шампанское!

ВР приняла закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по...

Как взять заем быстро и не ждать одобрения?

Сегодня на финансовом рынке Украины банковские и небанковские компании предлагают...

Глобальное ослабление национальных валют – удар по...

«Похоже, никакого грядущего выхода из тупика торговой войне просто нет, и валютные...

Загрузка...

Надежды на мир питают экономику

Прекращение воинственной риторики стало одним из факторов роста экономики

Контуры Зе-экономики: либерализм минус коррупция

Уже не первую неделю в украинском медиапространстве активно обсуждается перечень...

С 1 июля рынок Украины открыт для хорватских мясных...

Несмотря на затяжные переговоры с Европейской комиссией по вопросу гармонизации...

Спасение от глобальных проблем инвесторы находят в...

WSJ: «Инвесторы в поиске активов, слабо связанных с глобальными рынками, словно...

А сало польское съедим?

Перекупщики скупают потенциально инфицированных свиней живьем по цене 25 грн./кг,...

Развод в красивой обертке

Очередная безрадостная новость пришла от украинского авиапрома

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка