Как упаковать экспорт

№27 (866) 6 — 12 июля 2018 г. 04 Июля 2018 5

Примерно половина ВВП Украины формируется благодаря экспорту, и сокращение этого показателя моментально негативно сказывается на платежном балансе и макрофинансовой стабильности.

В декабре прошлого года правительство Украины утвердило экспортную стратегию до 2021 г., критерием реализации которой является рост экспорта на 10% в год.

По итогам первого квартала показатели экспорта выросли почти на 13% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Но этот рост пока рано считать доказательством успешности стратегии, а, скорее всего, лишь свидетельством глубочайшего экспортного спада последних лет.

Даже с учетом экономического роста, о котором без устали говорят чиновники, товарный экспорт в денежном выражении по итогам 2017 г. — $ 43,2 млрд. — почти на 32% ниже аналогичного результата 2013-го и более чем на треть меньше 2012 г.

Сокращая реализацию в страны СНГ товаров с высокой добавленной стоимостью, Украина попала в еще большую зависимость от цен на сырьевые товары, доля которых в общем объеме экспорта в минувшем году достигла 70%.

В основном украинский экспорт состоит из промежуточных товаров с низкой добавленной стоимостью. Доля высокотехнологичного экспорта по итогам 2015 г. составила 5,5%. Сейчас — не намного выше.

В этом контексте интересно взглянуть на опыт Польши, которая в последние годы не только наращивает внутреннее производство, но и активно занимается продвижением своей продукции на внешних рынках. Поляки все чаще открывают предприятия в третьих странах, в т. ч. в Украине.

Made in Poland

Начнем с того, что еще в середине 90-х при министерстве экономики Польши был создан Совет по поддержке экономического развития, который, помимо прочего, готовил рекомендации относительно выделения бюджетных средств на поддержку экспорта.

Именно по рекомендации этого совета поляки занялись реанимацией и продвижением в мире своего странового бренда. Интересно, что делали они это одновременно с брендингом или ребрендингом своих основных экспортеров, а не так, как в Украине, где каждый новый бренд делается с оглядкой на новых начальников и их предпочтения.

С начала 2000-х у Польши появилась возможность выделения из общеевропейского бюджета средств на нужды малых и средних предприятий, которые планировали развивать деятельность на внешнем рынке в виде дотаций и технической помощи. Этим занималось Польское агентство развития предпринимательства.

Деньги выделялись конкретным фирмам — как на маркетинговые мероприятия за рубежом, так и на повышение квалификации сотрудников и обучение их навыкам экспортной деятельности.

В середине прошлого десятилетия польский малый и средний бизнес мог получить дотацию 1,5 тыс. — 10 тыс. евро (на условиях софинансирования) на участие в выставочных мероприятиях за границей, командировки специалистов для изучения рынка на месте и другие мероприятия по поиску зарубежных партнеров.

Параллельно польские власти отрабатывали методы взаимодействия неприбыльных организаций предпринимателей и отраслевых союзов с дипломатическими представительствами за рубежом. Бизнесмены польского происхождения, в т. ч. в странах СНГ, привлекались для консалтинговой деятельности в интересах польских компаний-экспортеров, получая в обмен преференции по развитию собственного бизнеса в Польше.

В частности, в рамках правительственной программы торговой политики в отношении восточных рынков инициировалось создание в странах СНГ торговых домов, складов, торгово-инвестиционных компаний и информационно-торговых центров. На условиях софинансирования можно было получить бюджетную поддержку на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы) и защиту патентов и товарных знаков.

Академия внешней торговли в Варшаве анализировала коммерческую информацию относительно потребностей и импортных возможностей рынков стран СНГ, организации работы на этих рынках, уровне цен, условиях конкуренции, потенциальных торговых партнерах и др.

В настоящее время большую роль в продвижении интересов польского бизнеса на внешних рынках играет Польское агентство инвестиций и торговли (Polish InvestmentTrade Agency, PITA).

PITA создана в 2003 г. — слиянием Госагентства иностранных инвестиций и Польского информационного агентства (PAI), которые в свою очередь были основаны в начале 90-х на базе информагентства Interpress, занимавшегося проведением зарубежных информационных и выставочных мероприятий, а также Госагентства иностранных инвестиций, созданного при госказначействе в виде предприятия с ограниченной ответственностью.

Прошлый год для PITA выдался особенно успешным. Агентство реализовало 59 проектов общей стоимостью более 2 млрд. евро. Эти инвестиции позволят создать 16 тыс. новых рабочих мест.

Вице-председатель этой организации Кшиштоф Сенгер говорит о том, что лидирующее положение в структуре проектов, реализуемых ассоциацией, занимают бизнес-услуги и автомобильная промышленность. Также ускоренно развивается производство бытовой техники. В прошлом году ведущие производители холодильников и стиральных машин начали переносить на польскую почву инновационные исследовательские структуры, которые занимаются изучением растущих запросов потребителей. Т. о. создается так называемая умная бытовая техника.

Из зарубежных инвестиций, которыми занималось агентство, больше всего поступило из США и Германии.

Польский бизнес за границей тоже бурно развивается. В минувшем году PITA оказывала услуги 130 компаниям в Африке, почти 600 — в Азии и более 450 — в Америке. Благодаря консультационной и информационной поддержке с участием польского капитала были построены завод по производству светильников в Аргентине, фармацевтических препаратов — во Вьетнаме, реализовано несколько небольших инвестиций в Кении.

Как отметил еще один вице-председатель PITA Войцех Фадко, сложности, испытываемые польским бизнесом в связи с инвестированием за границей, вызваны информационным барьером, когда предприниматель не знает, как вести себя на чужом для него рынке. Есть также вопросы безопасности бизнес-контактов. PITA помогает преодолеть эти барьеры, сотрудничая с местными консультационными центрами и предоставляя соответствующие услуги польским бизнесменам.

В настоящее время ассоциация располагает 41 офисом в мировых деловых центрах и в ближайшее время намерена открыть еще 21, в т. ч. в столицах еще не охваченных PITA государств.

Активность в продвижении польского экспорта и бизнес-интересов будет наблюдаться в КНР, Австралии и ОАЭ. Новые офисы PITA появятся в Сеуле, Баку, Нью-Йорке, Москве и Аддис-Абебе.

При этом PITA вряд ли можно назвать уж очень открытой для иностранцев структурой. Так, созвонившись с руководителем киевского офиса ассоциации Каролем Кубикой и направив ему список вопросов, ответы на которые могли бы войти в эту публикацию, полагаю, что мой номер не значился в списке желательных контактов. Об этом свидетельствовало звуковое сообщение «вы не можете позвонить по этому номеру», которое повторялось всякий раз при наборе.

Существенную роль в продвижении польской продукции на внешних рынках играет страхование торговых рисков. Этим занимается Экспортно-кредитная страховая корпорация (Export Credit Insurance Corporation, KUKE), созданная госказначейством и государственным Bank Gospodarstwa Krajowego (BGK).

Общая стоимость оборота, застрахованного в 2017 г. KUKE, составила порядка 9,5 млрд. евро, т. е. около 5% экспорта Польши, увеличившись на 26% по сравнению с 2016-м. Эта деятельность позволила корпорации заработать более 44 млн. евро премии.

В настоящее время поляки уже осваивают практику богатых стран, стимулирующих экспорт посредством кредитов зарубежным покупателям их продукции.

В частности, в феврале BGK предоставил кредит индонезийской PT Perusahaan Listrik Negara (Persero), которая строит электростанцию по проекту и с использованием оборудования польской компании Rafaco. KUKE застраховала эту сделку, что сделало участие в ней польского производителя полностью защищенным.

Это первый крупный польско-индонезийский промышленный проект. За ним, судя по всему, последуют и другие, и не только в Индонезии.

Стратегическое ли мышление?

В Украине практика кредитования госучреждениями крупных инвестиционных проектов, в т. ч. экспортной направленности, а еще чаще — госгарантии на кредиты, выданные зарубежными банками, тоже давно не в новинку.

Для примера можно упомянуть о проектах Sea Launch («Морской старт») — сооружение морской платформы для запусков украинских ракет-носителей «Зенит» и AlcantaraCycloneSpace — создание космодрома в Бразилии под украинский носитель «Циклон-4». Либо же строительство аккумуляторного завода «Веста» в Днепре с привлечением кредитных средств «Укрэксимбанка».

Но почему-то зачастую (и по самым разным обстоятельствам) государству впоследствии приходится возмещать из бюджета средства, выданные на различные экспортные проекты государственным или частным компаниям.

Кроме того, за последнее десятилетие в структуре товарного экспорта Украины произошли изменения, связанные с сокращением доли металлургии и машиностроения и увеличением примерно вдвое аграрной и пищевой составляющей. Причем доля АПК выросла преимущественно за счет сокращения экспорта продукции тяжелой индустрии.

Из-за ухудшения украинско-российских отношений заметно уменьшились поставки украинской продукции пищевой промышленности как в РФ, так и в страны Средней Азии, поскольку раньше она экспортировалась через российскую территорию.

В настоящее время происходит географическая диверсификация украинского экспорта со стран СНГ на государства ЕС, США, Азии и Африки.

Так, по данным авторов экспортной стратегии, Украина недостаточно использует потенциал внешней торговли с такими странами, как Канада, Китай, Германия, Франция, Ирландия, Япония, Швеция, Швейцария, США и Великобритания, теряя на этом ежегодно порядка $6 млрд.

Среди «рынков в фокусе», которые особенно привлекательны и перспективны для украинских компаний, эксперты Минэкономразвития и торговли (МЭРТ) называют рынки ЕС, Турции, КНР, Индии, Египта, Саудовской Аравии, Канады, ОАЭ, США, Израиля, Беларуси, Грузии, Японии, Индонезии, Бангладеш, Таиланда и некоторых других стран. По каждой из них в МЭРТ обещают сделать анализы и составить программы проникновения украинского бизнеса в эти страны.

Перспективными, по данным МЭРТ, могут считаться как растущие в нашей стране рынки информационных технологий, креативных индустрий (легкая промышленность, мода, дизайн, кинопроизводство), пищевая промышленность, так и просевшие за годы независимости — аэрокосмическая отрасль (услуги по производству и запуску космических аппаратов, изготовление комплектующих для самолетов, обслуживание воздушных судов), тяжелое и энергетическое машиностроение и т. д.

Для их развития и продвижения экспортная стратегия Украины предусматривает создание целостной системы по поддержке экспорта, включающей как политическую и информационную, так и сертификационную, логистическую, финансовую, инновационную составляющие.

Ранее в структуре поддержки бизнеса доминировали структуры, занимающиеся исключительно торговлей (53%), а поставщикам бизнес-услуг было отведено весьма скромное место (10%).

Это говорит как об ограниченности спектра услуг для экспортеров, так и об их недостатках. Особенно в сфере доступа к финансированию и страхованию экспорта.

В рамках реализации экспортной стратегии уже созданы Совет экспортеров и инвесторов при МИД Украины, офис по продвижению экспорта при МЭРТ и Экспортно-кредитное агентство при «Укрэксимбанке». Но анализировать подробно их деятельность еще нет смысла.

Тем более что пока не ясно, дойдут ли наши стратеги до малого-среднего бизнеса или предпочтут ему крупные предприятия, уже имевшие опыт работы с заграницей.

Тем временем украинский бизнес тоже проникает в Польшу. За 5 лет после начала событий на Донбассе в эту страну возрос не только поток трудовых мигрантов, но и состоятельных людей, решивших создать здесь свой бизнес или обзавестись уже готовым.

Украинцы покупают в Польше кафе и закусочные, СТО и косметологические салоны. Помогают им в этом наши соотечественники — такие же предприниматели, информирующие о недорогих объектах, выставленных на продажу, с оформлением документов, набором персонала и другими самыми простыми проблемами, связанными с пребыванием в новой для себя стране и новом окружении. По свидетельству одного из предпринимателей, оказывающих такую помощь, только через его фирму за 5 лет прошло не менее сотни бизнес-репатриантов.

Помощи им от украинского государства — никакой. Но, возможно, через несколько лет Украина все же вспомнит о своих гражданах, ищущих лучшую жизнь на чужбине, — так же, как и Польша в прошлом десятилетии искала поддержки своих соотечественников, волею судеб оказавшихся за границей.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Александр Квасьневский: «Польша неизменно будет...

Александр Квасьневский — президент Республики Польша в 1995—2005 гг., в настоящее...

Не давайте гранти будь-кому!

В структурі українського бізнесу превалює оптово-роздрібна торгівля та фінансове...

Проект госбюджета-2019 предполагает дефицит до 2,3% ВВП

Размер дефицита — 2,26% ВВП, а если грубо, то до 2,3%, сообщает и.о. главы Минфина Оксана...

ЕС — главный потребитель бахчевых, но выходить на его...

Украина занимает 55-е место среди экспортеров бахчевых культур

Загрузка...

Облигации для народа

Все большую потребность в заемных средствах государство собирается покрывать с...

Оброчное налогообложение

Об этой форме мобилизации финансовых ресурсов вспомнили в 1984 г. Сумма сбора с одного...

Застройщики заблокировали новые ДБН

Вице-премьер-министр Геннадий Зубко назвал это «рейдерством реформ»

Субсидии уже не греют

Еще не решив, поднимать ли цены на газ, власти придумывают все новые и новые способы,...

Я бы в фермеры пошел

Петр Порошенко подписал закон, реализация которого даст селу от 200 тыс. до 1,1 млн. новых...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка