Контуры Зе-экономики: либерализм минус коррупция

№33(917) 16 — 22 августа 2019 г. 14 Августа 2019 4.8

[img:134624]

Уже не первую неделю в украинском медиапространстве активно обсуждается перечень претендентов на пост премьер-министра. Внимание к шорт-листу потенциальных премьеров неудивительно, ведь глава Кабмина не только является первым лицом в государстве (согласно конституционному устройству Украины), но и отвечает за ключевую сферу — экономической политики.

Впрочем, интерес к персоналиям в этом вопросе второстепенен, поскольку куда более важны взгляды и подходы кандидатов на пост премьера в экономическом стратегировании.

Даже при беглом анализе публично озвученных фамилий становится очевидным, что Украине предлагают только одну модель будущего устройства экономики. Будь то опальный глава «Нафтогаза» Андрей Коболев или «приличные» Александр Данилюк и Алексей Гончарук, перед украинцами рисуют безальтернативную модель продолжения либеральных реформ.

Отступать некуда, позади МВФ

Ключевую роль в выстраивании будущей модели украинской экономики играет фактор долгового бремени государства и необходимости новых внешних заимствований. Новая команда в этом вопросе, извините за каламбур, не предлагает ничего нового. По всей вероятности, экономические советники президента и новое правительство будут придерживаться стратегии, которая заключается в уменьшении долговой нагрузки путем привлечения более длинных и дешевых кредитов, но приоритетным направлением все равно останется тесное сотрудничество с МВФ.

Понятно, что под действующую власть фонд может учредить новую кредитную программу, однако выделение «длинных» денег под более приемлемые проценты будет стоить Украине уступок во внутренних социально-экономических вопросах. Власть как и прежде будет пытаться выдавать пожелания международных кредиторов за «действительно необходимые» реформы.

Новое правительство не намерено коренным образом изменить систему взаимоотношений с внешними кредиторами и готово в дальнейшем жертвовать частью национального суверенитета, принимая ключевые социально-экономические решения если не под диктовку, то с солидным учетом пожеланий кредиторов. Однозначно не все решения экономического блока будут составляться под чутким надзором кредиторов, возможны некие вольности и даже «непослушание», но они не должны противоречить генеральной линии обобщенного МВФ. В целом заградотряды внешних держателей украинских долгов будут направлять власть на совершение новых прорывов в либеральном реформировании.

Нетленный Вашингтонский консенсус

Именно такого типа макроэкономическую политику МВФ и Мировой банк предлагают Украине. Других опций попросту не предусмотрено. Собственно, Украина идет этим путем семимильными шагами с 2014 г. Каких-либо иных вариантов и развилок на этом маршруте нам не оставляют, прочно сжимая петлю долговых обязательств.

Если упростить высказывания представителей новой власти относительно экономического блока до одного тезиса, то его можно сформулировать так: стремительное и решительное продолжение либеральных реформ с параллельным уменьшением коррупции. Судя по всему, новая команда действительно полагает, что намеченный курс либерализации способен принести успех, просто делать это нужно уверенно, последовательно и борясь с коррупцией. Столь нехитрый рецепт кроется за пафосными речами и программными тезисами новых-старых реформаторов.

Вопреки тому, что ряд даже либеральных экономических теоретиков первой величины (таких как Джозеф Стиглиц) доказали бесполезность и даже вредность подходов Вашингтонского консенсуса, другого пути для Украины мировая финансовая элита не видит.

Тайные смыслы

Из публичных высказываний экономического блока власти следует, что они часто оперируют понятием ускорения экономического роста, когда говорят о необходимости роста ВВП в 5—7 и даже 10% в год. С одной стороны, это утверждение кажется вполне логичным и понятным, но на самом деле в нем скрывается вся устарелость либерального экономического инструментария и безусловная отсталость от мировых трендов экономической теории.

Власть с подачи международных кредиторов предлагает украинской общественности тезисы либеральной теории практически столетней давности, которые на Западе уже считаются неактуальными, поскольку не раскрывают истинные причины кризисных явлений и пути преодоления таковых. Но, как полагают западные кредиторы, для «туземных элит» это должно быть в новинку.

Тезис о безусловной необходимости экономического роста и приоритетности темпов роста ВВП возвращает в Украину к теоретическим выкладкам либералов 50-х годов прошлого столетия. Прогрессивные западные теоретики в области экономики говорят о несамостоятельности такого подхода, который ярко выражается в афоризме: «Прилив поднимает с мели все корабли». Теория о «просачивании» доходов при общем экономическом росте подвергается жесткой критике и считается неосновательной и отставленной. Доходы, генерируемые таким ростом, остаются «наверху» и до «низов» не доходят, а в условиях украинской полуколониальной структуры экономики и вовсе утекают за пределы государства.

Эти подходы, к сожалению, обличают всю бедность и ограниченность влияния отечественной академической мысли, национального стратегирования, фактического отсутствия философского и научного подспорья для создания украинского вектора развития с учетом национальных особенностей.

Экономическая триада: асьенды* в украинских степях

Но вернемся к драйверам предполагаемого экономического рывка, который намечает власть. Судя по массе заявлений, можно сделать вывод, что будущая стратегия кристаллизуется в некой триаде: введение рынка земли; приватизация; внешние заимствования финансовых ресурсов.

Открытие рынка земли — одна из самых обсуждаемых тем. Новая команда обещает скорейший старт рынка, но о предполагаемых его параметрах и правилах функционирования известно крайне мало. Мы можем только наблюдать весьма массированную информационную артподготовку — как, мол, хорошо наконец запустить продажу земли. Власть, окрыленная большинством в Раде, обещает дать старт процессу уже в следующем году. Накопившиеся же системные противоречия и проблемы в этой сфере оставляют мало надежд на возникновение условного цивилизованного рынка в пучине нынешней неразберихи, а фактор оставшегося до конца года времени усиливает скепсис относительно прозрачности и взвешенности решений.

Активно обсуждается тезис о закрытости рынка земли для иностранцев на определенный период. Однако это прямо противоречит заявлениям власти привлечь в страну иностранный инвестиционный золотой дождь. К тому же против такого подхода выступят МВФ и Всемирный банк, которые курируют реформу. Т. о. главным бенефициаром рынка земли станут отечественные крупные агрохолдинги.

В грядущем открытии земельного рынка самыми важными вопросами будут только два: допуск иностранцев и механизм ценообразования. Все прочие параметры вторичны.

По большому счету стоит вопрос: кто и за сколько скупит украинскую землю? В этом поучаствуют только украинские лендлорды, или к празднику будут допущены иностранные корпорации? Увы, но у остальных субъектов попросту нет средств, чтобы иметь хоть сколь-нибудь значительный вес и влияние в грядущей распродаже. Иного исхода быть не может ввиду банального, нищенского и социально угнетенного статуса украинского села и селян.

Власти следует учесть печальный опыт Аргентины и истории рынка земли латиноамериканских стран в целом, где под руководством МВФ и ВБ реализованы самые смелые и самые либеральные модели рынка земли, что в результате повлекло за собой возрождение термина аграрный колониализм. Впрочем, как показала практика Аргентины, объявившей в 2014 г. очередной дефолт, даже земельные закрома родины не могут спасти страну от крепких объятий международной кабалы.

О приватизации — «самой большой и масштабной» — неоднократно говорили правительства Яценюка и Гройсмана. Очевидно, новый премьер будет куда упорнее предшественников, а последние заявления из стана Зе о приватизации «Укрпочты» и частично «Укрзалізниці» дают представление о глубине либеральных подходов в вопросе приватизации.

Между тем все эти подходы и сохранение атрибутики «шоковых» либеральных реформ прямо противоречат тезису президента об «окончании эпохи бедности». Власть не считает приоритетом социально-экономический блок, который, по их логике, должен-де «подтянуться» в хвосте решительных либеральных преобразований.

Сокращение роли государства в экономике и дерегуляция не несут в себе ничего, кроме сокращения социальных функций государства и установления простого правила: каждый сам за себя.

Справка «2000». «Вашингтонский консенсус» — набор макроэкономических инструментов, разработанных МВФ и Всемирным банком для кризисных экономик. Рекомендации включают в себя: поддержание фискальной дисциплины (минимизация дефицита бюджета); снижение предельных ставок налогов; либерализацию финансовых рынков для поддержания реальной ставки по кредитам; свободный обменный курс национальной валюты; либерализацию внешней торговли; снижение ограничений для прямых иностранных инвестиций; приватизацию государственных предприятий и госсобственности; дерегуляцию экономики; защиту прав собственности.

*Асьенда — крупное поместье земледельцев в Латинской Америке.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...

загрузка...
Loading...

Загрузка...

Глобальное ослабление национальных валют – удар по...

«Похоже, никакого грядущего выхода из тупика торговой войне просто нет, и валютные...

Надежды на мир питают экономику

Прекращение воинственной риторики стало одним из факторов роста экономики

С 1 июля рынок Украины открыт для хорватских мясных...

Несмотря на затяжные переговоры с Европейской комиссией по вопросу гармонизации...

Спасение от глобальных проблем инвесторы находят в...

WSJ: «Инвесторы в поиске активов, слабо связанных с глобальными рынками, словно...

А сало польское съедим?

Перекупщики скупают потенциально инфицированных свиней живьем по цене 25 грн./кг,...

Как украинской экономике стать инновационной

Удельный вес инновационной продукции в объеме промышленной составил в 2000 г. 9,4%, в 2015-м...

Загрузка...

Развод в красивой обертке

Очередная безрадостная новость пришла от украинского авиапрома

Украинцам подложили свинью

Проблема серого импорта свинины в Украину сказалась на падении закупочных цен на...

Новый бюджет Николаева уже успел стать скандальным

Одной из «долгоиграющих», но не теряющих актуальности тем в...

Украина открывает рынок для Танзании

В Украине спрос на кофе, фрукты и продукцию пищевой индустрии Танзании

Банковский год обещаний

Нацбанк пообещал бизнесу и простым гражданам снять более 20 ограничений на обращение с...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Loading...
Получить ссылку для клиента

Авторские колонки

Блоги

Idealmedia
Загрузка...
Ошибка