Мертворожденная немощь

05 Мая 2021

Народный депутат от фракции «Европейская солидарность» Алексей Гончаренко подал в ВР законопроект «О внесении изменений в Налоговый кодекс Украины относительно налогообложения отдельных видов доходов».

Проект наверняка вызовет возмущение у всех т.н. самозанятых лиц -- от репетиторов и переводчиков до фотографов, сантехников и мастеров по компьютерам.

Следственное и пассивное

В документе предлагается ввести налогообложение доходов физических лиц, которые оказывают услуги (выполняют работы), но при этом не имеют наемных работников, а их заработки не превышают 100 размеров минимальной зарплаты (в апреле текущего года она составляет 6 тыс. грн.). Т.е. сегодня годовой доход индивидуалиста не должен превышать 600 тыс. грн. (в месяц –50 тыс. грн.). Ставка налога составит 5% от базы налогообложения.

В базу налогообложения включаются доходы, полученные от преподавания, дизайна, в сфере фотографии, в предоставлении услуг перевода и ухода,

от профессиональной, научной и технической деятельности, от производства пищи, блюд и кондитерских изделий на заказ, от индивидуальной художественной деятельности и ремонта компьютеров, бытовых изделий и предметов личного потребления.

Будут облагать налогом тех, кто оказывает услуги по дому и по уборке, по ландшафту, кто занимается техническим обслуживанием и ремонтом автотранспортных средств, выполняет электромонтажные, водопроводные, строительно-монтажные и другие ремонтные работы, а также предоставляет услуги такси и перевозку вещей или занимается прокатом бытовых изделий и предметов личного потребления.

Подпадут под налог и лица, которые предоставляют в аренду или субаренду жилые помещения или их части, общая площадь которых не превышает 400 кв. м. Общая площадь нежилых помещений (сооружений и зданий) – до 900 кв. м.

Плательщики обязаны вести учет доходов от такой деятельности отдельно от других доходов и расходов. Отчетным периодом считается календарный год. Учет их доходов ведется с использованием портала «Дія» или в электронном кабинете.

Расчет налога на доходы физических лиц за отчетный налоговый год осуществляется контролирующим органом и доводится до сведения плательщика до 1 марта года, следующего за отчетным. Уплатить налог надо до 1 августа.

Пояснительную записку можно назвать налоговой песней. Г-н Гончарук указывает, что теневая экономика в Украине является одним из самых больших препятствий для развития конкурентоспособности страны, роста социальных стандартов жизни населения и интеграции в европейское сообщество.

Она является отражением активной криминализации экономических процессов, высокой коррумпированности органов госвласти и низкой правовой и налоговой культуры юридических и физических лиц. Теневая экономика ставит под угрозу сам факт существования государства, выступает основным препятствием для повышения уровня жизни населения, развития экономики, становления гражданского общества, борьбы с организованной преступностью.

Теневая экономика порождает коррупцию, а рост коррупции в Украине -- один из основных барьеров на пути привлечения иностранных инвестиций и современных технологий в экономику. Основными современными проблемами тенизации экономических отношений в глобальном измерении признано теневую занятость и теневые финансовые потоки.

Компанией Ernst&Young при поддержке Mastercard было проведено исследование состояния теневой экономики в Украине. Почти четверть ВВП за 2018 г. (23,8%, или 846 млрд. грн.) находилось в тени. Из них 19,7% ВВП (702 млрд. грн.) составляла наличная теневая экономика, 4,1% ВВП (144 млрд. грн.) -- домашнее производство товаров для собственного конечного использования, т.е. не денежная теневая экономика.

Исследование разделяет «наличную теневую экономику» на «следственную» и «пассивную» в зависимости от того, кто от нее выиграет. В т.н. «следственной теневой экономике» две стороны сделки получают выгоду от нее: например, при оплате наличными заказчик не требует счета и получает скидку, а поставщик, не регистрируя транзакцию, экономит на налоговых расходах.

В т.н. «пассивной теневой экономике» выгоду от нее получает только продавец товара или услуги, который, например, продает товар за наличные без чека и не платит налоги.

Исследование свидетельствует, что в Украине более четверти (26,2%) объема «наличной теневой экономики» (5,3% ВВП, или 190 млрд. грн.) -- это «следственная теневая экономика», где инициаторами расчета наличными являются обе стороны -- и продавец, и покупатель.

Остальные 73,8% (14,4% ВВП -- 512 млрд. грн.) -- это «пассивная теневая экономика», инициатором которой является продавец. Стимулирование безналичных электронных расчетов сейчас активно вводится НБУ, и это уменьшает уровень «пассивной теневой экономики». Т.о. актуальным остается вопрос уменьшения объема «следственной теневой экономики».

«Поэтому именно с целью вывода из «тени» наличных расчетов считаю целесообразным принять нормативный акт, которым предлагается ввести приемлемую систему налогообложения доходов для физических лиц, которые оказывают услуги другим лицам лично и получают за это наличные средства без регистрации ФОПами или субъектами, осуществляющими независимую профессиональную деятельность», – написал г-н Гончаренко.

По его мнению, принятие закона позволит упорядочить систему взимания налогов с лиц, которые предоставляют услуги без регистрации плательщиками единого налога, и дополнительно получить поступления в бюджет в размере 5% доходов, а также 1,5% военного сбора.

Подножка действующей власти?

Следует отметить, что этот закон не касается тех, кто зарегистрирован в качестве физического лица-предпринимателя (ФЛП, по-украински фізична особа-підприємець, ФОП). Для них старое законодательство сохраняется.

С тезисом, что украинская экономика чрезмерно погружена в «тень», согласятся не только экономисты, но и обычные граждане. Председатель комитета ВР по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниил Гетманцев на днях заявил, что объем теневой экономики в Украине – это половина ВВП

Вопрос в том, насколько уместна инициатива г-на Гончаренко именно сейчас, когда в стране бушует эпидемия коронавируса, а предприниматели сидят на карантине. В прошлом году ФОПов закрылось на 16% больше, чем в 2019-м – 232 тыс. против 199 800.

Страдает мелкий и средний бизнес, за 2020 г. прекратили свое существование более 10 тыс. юрлиц. В нынешнем году ситуация ухудшится, поскольку никаких надежд на стабилизацию экономики нет, а вакцинация идет черепашьими темпами.

Неужели кто-то из народных избранников всерьез думает, что в таких условиях индивидуалисты охотно зарегистрируются, чтобы платить налоги с доходов, которые сокращаются подобно шагреневой коже? Между тем доходы, на которые так рассчитывает государство, существуют в основном в наличной форме, и отследить их практически невозможно. Фотографы и сантехники уйдут в еще более глубокую тень. Вопрос, захочет ли тот же репетитор задекларировать свои доходы и заплатить 19,5% налога (НДФЛ и военный сбор), риторический.

Эксперты обращают внимание на то, что речь идет даже не о том, много ли самозанятых пожелают легализоваться, подавляющее их большинство имеют смутное представление об отчетности и как огня боятся налоговых инспекторов.

Государство, разумеется, может включить машину выявления уклонистов. Например, будет проводить мониторинг сайтов и социальных сетей. Но это приведет к тому, что домашние пекарни, швейные мастерские, парикмахерские, салоны маникюра и прочие мелкие объекты оказания услуг станут массово закрываться, однако сами индивидуалисты никуда не денутся, будут оповещать потенциальных клиентов с помощью «сарафанного радио» и работать подпольно.

И у них есть все основания для этого. Сегодня государство требует заплатить 5% от дохода, а завтра уже 10%, да еще и единый социальный взнос приплюсует.

Некоторые эксперты считают законопроект мертворожденным и указывают, что будет гораздо эффективнее ограничить доступ к услугам, которые финансируются из государственных и местных бюджетов, трудоспособным гражданам, которые не платят налоги и не являются безработными.

Создается впечатление, что главная цель законопроекта – напугать и обозлить самозанятых, что наверняка отрицательно скажется на рейтинге действующей власти. С этой точки зрения, учитывая, что Алексей Гончаренко представляет в ВР интересы Порошенко, документ выглядит логично.

13 лет ВТО для Украины

Вступление Украины в ВТО в торгово-экономическом плане стало безальтернативным» и...

Мираж украинского «Голубого Дуная»

Коллективный Запад, предлагая свой опыт и настаивая на закрытии «экологически...

Экспортные тренды и тенденции

Украинская торговля товарами законсервирована в примитивно-сырьевых рамках

«Кінець епохи бідності» 2.0

Отчет об итогах экономической политики в 2020 г. – это отражение обобщенного...

Неутолимая тяга к саморазрушению

Сколько бы кубометров карпатского леса ни вырубила Украина, это никогда не сравнится...

Энергетика = спекуляция

Украинцам следует подготовиться к каскаду очередных подорожаний электроэнергии уже в...

Азы экономического протекционизма

Только вернув механизмы суверенного регулирования отечественной...

Экономическая наука и социально-гражданское...

Чья-то вопиющая безграмотность в области экономической науки и чей-то злой умысел в...

Дерегуляция через приватизацию

Приватизация заводов ВПК подытожит многолетнюю историю их использования не по...

Теорема дырявого бюджета

Украинской власти давно пора выходить из-под пристальной монетарной «опеки» МВФ...

Ставка меньше, чем жизнь

Прямо инвестируйте в свою пользу: недвижимость, ценности, образование. Лично в свои...

Грезы Шмыгаля

Дефицит госбюджета-2020 в четыре раза превышает аналогичный показатель прошлого года

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто
Авторские колонки

Блоги

Ошибка