Метро обязательно купят

№47(843) 24—30 ноября 2017 г. 22 Ноября 2017 3.8

Только если его инфраструктура вдруг станет пригодной для доставки грузов в морские порты

Замминистра экономического развития Макс Нефедов заявил, что подавляющее большинство украинских госпредприятий убыточны, поэтому Украине необходимо уменьшить долю госсобственности «до приемлемого уровня». Сейчас доля госсектора в экономике составляет 15,8%. К 2020 г. реформаторы планируют снизить ее до 6% путем приватизации.

Какие именно госпредприятия будут приватизированы? Ведь не секрет, что нас мало радуют приватизированные олигархами облгазы, обл- и горэнерго и прочие структуры. Что теперь продадут: железную дорогу, метро?

Анатолий Лукаш, пенсионер (Северодонецк Луганской обл.)

На днях парламент проголосовал в первом чтении правительственный законопроект о приватизации. На первый взгляд документ составлен правильно и логично. Однако многое будет зависеть от поправок, которые внесут депутаты во время второго чтения, а также от способности государства противостоять чиновничьему саботажу на уровне министерств и ведомств.

В 2016—2017 гг. планировали продать около 450 госпредприятий: из них 20 крупных, 50 — средних и около 380 — малых. От продажи госкомпаний в 2016 г. Фонд госимущества планировал направить в госбюджет 17,1 млрд. грн. План выполнен не был. В прошлом году продано лишь 139 объектов госсобственности и 406 — коммунальной. При этом поступления от приватизации составили скромные 188,9 млн. грн. (11% запланированного).

ФГИ такие низкие показатели объяснил тем, что большая приватизация еще не началась, эти средства были получены от продажи объектов малой приватизации и четырех пакетов акций на фондовых биржах. И от приватизации в 2017 г. ожидаются все те же 17,1 млрд. грн. Но и в этом году приватизация фактически сорвана.

Из восьми запланированных к продаже энергокомпаний с огромным трудом удалось продать лишь по 25% акций «Донецкоблэнерго», «Западэнерго» и «Киевэнерго» Ринату Ахметову.

Но и этот успех обусловлен скорее политическими причинами. Ахметов (есть основания полагать, считают эксперты, не бескорыстно) просто спас реноме президента Порошенко и правительства, которым необходимо было отчитаться перед МВФ об успехах приватизации.

Отказникам отключим свет!

Ведь контрольные пакеты вышеуказанных облэнерго и так находились в руках олигарха, а миноритарные акционеры согласно украинскому законодательству какого-либо влияния на деятельность предприятий не оказывают. (См. «Полупровал полуприватизации», «2000», №35 (831) 1— 7.09. 2017).

По количеству госпредприятий Украина входит в число мировых лидеров. Только центральным органам исполнительной власти принадлежит более 3,4 тыс. госпредприятий, суммарная стоимость активов которых составляет 1,4 трлн. грн. При этом из всех этих предприятий в лучшем случае работает лишь половина. В соседней Польше, к примеру, сохранилось только три сотни госпредприятий. (См. «Пороги казнокрадства», «2000», №42 (838), 20—26.10.2017).

По данным Минэкономики, госпредприятия с 2015 г. по настоящий момент генерировали 56 млрд. грн. убытков. Если проанализировать результаты сотни крупнейших госкомпаний за 2016 г., то пять лучших из них совокупно показали чистую прибыль 35,9 млрд. грн. (Здесь, надо понимать, речь идет прежде всего о НАК «Нафтогаз Украины» и ее подконтрольных структурах.) Еще 89 компаний наработали вместе на убыток в 9,5 млрд. грн.

Деятельность четырех сотен предприятий сейчас изучает НАБУ; около 100 дел касаются коррупции в госпредприятиях. При этом половина расследований приходится на упомянутую выше сотню крупнейших госкомпаний. Совокупные убытки, причиненные этими предприятиями, оцениваются правоохранителями на сумму свыше 20 млрд. грн.

Но вернемся к убыткам за прошлый год. 9,5 млрд. грн. — это много или мало? Минэкономики приводит такие сравнительные цифры. Данные коррупционные потери госбюджета означают, что каждую минуту в карманах чиновников и их компаньонов оседали почти три средние зарплаты украинца (по состоянию на декабрь 2016 г.).

За эти деньги ежедневно страна могла бы получать 65 новых реанимобилей или по одному ангиографу (рентгеновская система, которая позволяет врачам оперативно распознать изменения, происходящие в кровеносных сосудах и тканях) и уже через год обеспечить этим оборудованием нуждающиеся в нем больницы.

За 9,5 млрд. грн. можно построить 122 км новой восьмиполосной дороги высшей категории или дорогу международного класса, к примеру, Одесса—Николаев. (Если эти средства, конечно же, не разворуют на этапе строительства. — Авт.)

Большинство граждан, выступающих против приватизации старых советских предприятий, живут ностальгией и отказываются понимать, что в обозримом будущем государство не будет иметь средств на проведение ни технической модернизации ветхих мощностей, ни эффективных маркетинговых мероприятий.

Остальные адепты наличия обширной госсобственности просто имеют корыстный интерес. А именно: оседлать потоки, выжимая из госпредприятий последние соки. При этом — эксплуатируя низкооплачиваемый труд, к тому же накапливая и без того значительные задолженности по зарплате.

Так, по состоянию на первый квартал 2017 г. задолженность госпредприятий по заработной плате составила 559 млн. 400 тыс. грн., или почти треть всей задолженности по зарплате в Украине.

Что общего у спирта и аммиака?

Приведем примеры. Уже несколько лет правительство не может продать, казалось бы, ликвидные активы (вроде Одесского припортового завода или «Укрспирта»). Просто чиновничье-частному бизнесу оба объекта выгодны именно как государственные предприятия, когда убытки переносятся на госбюджет, а весь улов оседает на счетах их приватных партнеров.

Госпредприятие «Укрспирт» — преемник государственного концерна, созданного в 1996 г. С 2010 г. концерн находится в стадии ликвидации. Часть его активов передана ГП. «Укрспирт» подчиняется Министерству аграрной политики и продовольствия.

Сегодня у государства абсолютная монополия на производство спирта. Легально производить спирт могут еще только Минздрав и Госуправление делами. Сейчас из 41 завода, которые входят в ГП, периодически работают не более 15.

Тем не менее продавать «Укрспирт» не спешат: его приватизация уже срывалась несколько раз из-за противодействия то парламента, то правительства. Без учета долгов, по оценкам Минагропрода, стоимость активов государства в спиртовой отрасли составляет $200—400 млн.

В чем же дело? Спиртовые заводы — прекрасное прикрытие для теневого производства неучтенного спирта, который, во-первых, нелегально отправляют в Молдову (преимущественно — в Приднестровье). Во-вторых, из этого спирта производится неучтенная водка.

Так, по данным Минагропрода, аудит ГП и его заводов за период 2012—2015 гг. выявил злоупотреблений на 3 млрд. грн. Основные нарушения: продажа спирта ниже стоимости; закупка сырья по необоснованно высоким ценам; оплата услуг, которые никогда не предоставлялись; недостача ГСМ, зерна и автомобилей в автопарке.

Общая производственная мощность ГП «Укрспирт» — более 30 млн. дал в год. Но на полную мощность корпорация уже давно не работает и вряд ли заработает в обозримом будущем. Цель такой манипуляции — максимально снизить инвестиционную привлекательность данного госактива.

К тому же Минагропрод планировал продать ликвидные заводы водочным компаниям — основным клиентам «Укрспирта» — с условием, что последующие шесть лет Кабмин установит максимально допустимые объемы выпуска спирта для каждого завода (не более 19 млн. дал в год на всех). И только с 2023 г. компании получат право работать без ограничений.

Власти Украины взяли обязательство перед МВФ приватизировать ГП «Укрспирт» до конца сентября 2017 г. Но этого так и не случилось. Нынешние переговоры между Кабмином и МВФ об очередном транше актуализируют тему. Но вряд ли усилий международной финансовой организации будет достаточно, чтобы процесс сдвинулся с мертвой точки.

Еще в конце прошлого года совладелец и председатель наблюдательного совета Global Spirits (ТМ «Хортица») Евгений Черняк заявил, что его корпорация не будет участвовать в гипотетической приватизации «Укрспирта»: «Мы точно в таком инвестиционном фоне покупать ничего не будем. Министр обвинит депутатов в бездействии, «Укрспирт» не продадут, и кражи продолжатся».

С огромной долей вероятности «Укрспирт» так и не будет продан в обозримом будущем, если учесть противодействие приватизации объекта со стороны как правительства, так и парламента. А пока госпредприятие продолжают успешно топить, ведь за девять месяцев этого года оно снова сократило официальное производство продукции на 7,4% — до 5,1 млн. дал.

Недавно управляющий директор ЕБРР по Восточной Европе и Кавказу Франсиз Малиж заявил, что попытки продать Одесский припортовый завод (ОПЗ) «с известным негативным результатом граничат с сумасшествием».

Малиж отметил, что ЕБРР рассчитывает инвестировать в украинскую экономику не менее 1 млрд. евро ежегодно, однако вложения банка будут зависеть от реализации проектов ЕБРР с украинскими госпредприятиями и процессом приватизации госимущества в стране.

Чуть ранее (в конце сентября) глава ФГИ Виталий Трубаров на заседании Специальной контрольной комиссии ВР по вопросам приватизации заявил, что фонд проводит все необходимые подготовительные работы, чтобы весной 2018 г. провести приватизацию ОПЗ.

Отметим, Украина дважды в прошлом году выставляла ОПЗ на продажу: сначала в июле по стартовой цене 13,175 млрд. грн., а затем в декабре по сниженной цене 5,16 млрд. грн., однако оба раза безрезультатно.

После несостоявшейся приватизации ОПЗ в конце декабря 2016 г. завод объявил о временной остановке производства в связи с высокими ценами на природный газ и накопленными долгами за его поставки. А долги немалые — около 9 млрд. грн. (в основном перед предприятиями Дмитрия Фирташа). Т. е. завод сегодня должен больше, чем его последняя аукционная стартовая цена.

Эксперты сомневаются, что приватизация ОПЗ состоится в заявленные сроки: в начале октября было объявлено о возобновлении работы завода на давальческом сырье (природном газе). Предприятие уже заключило соответствующий договор с компанией «Энергетические ресурсы Украины» (ЭРУ) Андрея Фаворова, которого украинские СМИ связывают с экс-главой АП Борисом Ложкиным, близким к Петру Порошенко.

Это уже не первая подобная операция в 2017 г. В марте ОПЗ уже работал по давальческой схеме. Поставщиком газа тогда выступала все та же ЭРУ, что было выгодно для компании из-за сезонного снижения мировых цен на газ и повышения цен на удобрения.

Давальческая схема выглядит следующим образом. Для переработки предоставляется сырье (природный газ в данном случае), после чего готовая продукция (удобрения) возвращается владельцу газа. Предприятие при этом получает только сдельную оплату (как правило, низкую) за переработку. Одесский завод вынужден соглашаться на подобные условия, поскольку необходимо хоть как-то платить зарплату сотрудникам. Очень удобно для поставщиков газа, не находите?

Хорошо излагают

Примечательно, что в парламенте однозначно против правительственного законопроекта о приватизации выступили в основном представители партии «Свобода», а также парламентарии, близкие к Игорю Коломойскому. Всех их многие украинские эксперты в разное время связывали именно с паразитированием на госсобственности.

Новая концепция предполагает, что в госсобственности должны остаться только стратегические предприятия, список которых будет контролироваться парламентом (около 300 компаний). Все остальные предприятия должны быть проданы.

За счет приватизации правительство планирует решить руками инвесторов сразу несколько задач: погасить задолженности по зарплате; привлечь дополнительные инвестиции в развитие бывших госпредприятий с возможностью выхода их на новые рынки; создать новые рабочие места благодаря наращиванию производственных мощностей.

Законопроект предполагает ускорить и упростить саму процедуру продажи госактивов за счет уменьшения сроков подготовки объекта к приватизации и снижения процента гарантийного депозита участников торгов (с 5—20% до 5% стартовой цены объекта). К тому же стартовая цена будет определяться балансовой стоимостью объекта. Это позволит сэкономить время и деньги на оценку актива.

Предприятия у нас разделены на шесть групп, для каждой из которых существуют свои правила продажи. Планируется отменить данный классификатор, ограничившись разделением госактивов на две категории.

Первая — объекты большой приватизации. Эта группа объединит ограниченное количество особо важных предприятий, а их перечень утвердит Кабмин. Таких предприятий будет менее сотни (например, «Турбоатом» или «Электротяжмаш»). Вторая категория — объекты малой приватизации.

Соответственно, будет и два способа продажи. Для малой приватизации — интернет-аукционы, для объектов большой приватизации — аукционы с привлечением инвестиционного советника.

В данный момент действует пять различных способов продажи. К примеру, по специальным законам, в которых могут быть прописаны правила продажи под конкретного покупателя.

Например, в 2000 г. был принят закон №2085-III «Об особенностях приватизации пакета акций, принадлежащего государству в уставном фонде ОАО «Мариупольский металлургический комбинат им. Ильича». Тогда акции выкупил трудовой коллектив предприятия, но фактическим владельцем комбината стал его директор Владимир Бойко.

Во время мирового финансово-экономического кризиса 2008 г. предприятие испытывало серьезные проблемы с финансами и сырьевыми ресурсами. Поэтому уже летом 2010 г. комбинат без особых трудностей был поглощен холдингом «Метинвест» Рината Ахметова.

Правительство рассчитывает усилить защиту прав инвесторов. Так, до трех лет ограничивается возможный срок обжалования результатов продаж. Кроме того, запрещается возбуждать дела о банкротстве в течение одного года с момента продажи объекта. Это даст возможность инвестору рассчитаться с долгами и не потерять предприятие в пользу кредиторов.

На бумаге все выглядит красиво. Но, во-первых, неизвестно, какие поправки от депутатов появятся в процессе голосования законопроекта во втором чтении (по нашим сведениям, ожидается около двух тысяч поправок). Во-вторых, практически любой закон по сути лишь декларирует намерения и устанавливает рамки (к тому же не всегда конкретные) дозволенных действий.

Это значит, что закон необходимо подкрепить огромным количеством подзаконных актов на уровне Кабмина. Заниматься непосредственной подготовкой документов будут министерства и другие связанные госструктуры, опыт которых в создании бюрократической волокиты может оказаться для заинтересованных лиц бесценным — чтобы блокировать дееспособность любой, даже самой светлой и прогрессивной инициативы.

Разность потенциалов

Отвечая на вопросы последней части письма читателя, отметим, что и государственные облэнерго, и горгазы тоже не «радовали» украинцев, так как задача любого предприятия не «радовать», а генерировать прибыль. Другой вопрос — вернется ли в бюджет эта прибыль в виде налоговых поступлений или казна опять получит убытки, а настоящие бенефициары госпредприяий выведут доходы на зарубежные счета?

Теперь относительно приватизации железной дороги и метрополитена. Разговоров о приватизации «Укрзалізниці» велось много. Но в прошлом году парламент проголосовал, а президент подписал документ, которым железная дорога была отнесена к объектам, не подлежащим приватизации. Закрыт ли этот вопрос надолго? Варианты могут быть разными.

Дело в том, что главное железнодорожное ведомство страны не только занимается пассажирскими и грузолвыми перевозками, но и имеет на балансе множество вспомогательных предприятий (в т. ч. вагоноремонтные заводы и мастерские).

«Укрзалізниця» обеспечивает более 60% грузовых и около 40% пассажирских перевозок в нашей стране. Ежегодно корпорация приносит государству примерно $1,5 млрд. прибыли. При этом пассажироперевозки остаются убыточными, но их минус перекрывается за счет плюса грузоперевозок.

Железная дорога перевозит около 90% продукции владельцев крупных объемов металлопродукции, зерновых, железорудного и иного сырья. И оказаться собственником такого актива для них сродни главной победе в жизни. При этом никто из них никогда не согласится тянуть на себе убыточные пассажироперевозки. Согласятся ли руководители государства на «приватизацию прибыли и национализацию убытков»? Пока до этого дело не дошло.

Что могут реально приватизировать в обозримом будущем? Например, вагоноремонтные депо «Укрзалізниці». Специалисты отрасли отмечают, что допуск на рынок ремонта вагонов частных инвесторов существенно улучшил бы качество работ и мог бы способствовать сокращению их сроков и снижению затрат на обслуживание одного вагона.

Впрочем, пока представители «Укрзалізниці» сами планируют развивать ремонтную инфраструктуру, заявив недавно о строительстве в Киеве уникального цеха капремонтов пассажирских составов, о чем «2000» уже сообщали. «Строительство цеха требует миллионных инвестиций, поэтому мы уже сейчас обсуждаем, как максимально эффективно использовать его мощности, какие перспективные проекты воплотить на его базе», — сообщил и. о. председателя правления «Укрзалізниці» Евгений Кравцов.

Наш читатель спрашивает, не приватизируют ли метро. Убеждены, продать метрополитены (киевский, харьковский и днепровский) невозможно. Структура и объем затрат для поддержания жизнеспособности этих предприятий на фоне сравнительно низкой стоимости проезда в метро не делают данные объекты привлекательными в глазах покупателя. Скорее, наоборот.

Иностранцы не приходят к нам даже с целью строительства и эксплуатации новых веток метро. Хотя заявлений о полумифических российских, польских, немецких, а особенно китайских инвесторах за последние 10 лет было предостаточно. (См. «Маленький Пекин в спальном районе столицы», «2000», №22 (821), 2—8.06. 2017).

В конце концов, Украина — не ОАЭ. А Киев, Харьков и Днепр даже совокупно не Дубай, обладающий суперсовременным метрополитеном, который перевез за восемь лет (2009—2017) миллиард пассажиров.

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...
Загрузка...

Субсидии по-новому

Теперь, по версии Кабмина, роскошью считается авто моложе 5 лет и квартира просторнее 120...

Инфляционные обещания

В Нацбанке обнародовали свой прогноз инфляции. Если он верен, то цены на основные...

Торговцы не говорят о рисках войны

Многие государства поняли, что глобализация не является панацеей, и прибегли к...

Made in Belarus: чудо-техника и рецепты XIX века

Украинский рынок опять стал интересен для белорусских экспортеров

Будем строить сеть для олигархов за налоги от бедных?

Главной целью для строительства новой сети названо усиление информационно-медийной...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Маркетгид
Загрузка...
Ошибка