Наш путь интеграции

№20 (414) 16 - 22 мая 2008 г. 16 Мая 2008 0

Общеизвестно, что страны, которые не хотят быть источником сырьевых ресурсов, становятся на путь развития и использования высоких технологий, побеждая в конкурентной борьбе. Государства же, занимающиеся обслуживанием сильных мира сего, рискуют навсегда остаться сырьевыми придатками.

Китай, Индия, Бразилия, ОАЭ уже поняли это и активно работают, развивая промышленность на основе высоких технологий. Их пример может быть нам полезен.

Давайте же рассмотрим, что происходит сегодня в этих странах.

Опыт Китая важен для Украины в первую очередь потому, что в этой сфере созданы наиболее благоприятные условия для современных научно-исследовательских центров. Сегодня 61% ведущих мировых компаний располагают подобными центрами в КНР. Это привело к притоку инвестиций в сферу высоких технологий. При этом ставка делается на развитие собственной научно-исследовательской базы.

Для привлечения иностранных инвестиций в Китае созданы зоны высоких технологий, где иностранным инвесторам предлагают бесплатно земельные участки и освобождение от налогов. Например, чтобы китайские предприятия использовали микросхемы китайского производства, был введен 17-процентный налог на импортную продукцию и всего 3-процентный — на местную. Результатом явилось то, что в Китае было создано много предприятий по производству микросхем с японским, американским и тайваньским капиталом.

В Китае активизируется производство высокотехнологичного оборудования для космической, ядерной промышленности, специального и экологического судостроения, самолетостроения и др.

В планах Китая модернизировать науку, технику и технологии в три этапа:

I этап до 2010 г. — создание государственной инновационной системы;

II этап до 2020 г. — осуществление в основном модернизации науки и техники и достижение научного уровня по стратегическим направлениям;

III этап до 2050 г. — всесторонняя модернизация науки и техники, после чего Китай встанет в ряд развитых стран мира.

На таком же пути находится Индия, которая вышла по привлекательности для иностранных инвесторов на второе после Китая место в мире. Главными отраслями для инвестирования являются информационные технологии и производство программного обеспечения. К 2010 году Индия будет зарабатывать на своих IT-технологиях и офшорном программировании более 60 млрд. долл. в год.

Значимым документом в сфере иностранных инвестиций в Индии является закон о валютном регулировании 1999 г. Правительством Индии предприняты шаги по присоединению к международным соглашениям, обеспечивающим поощрение и защиту инвестиций.

Индия приветствует инвестиции в машиностроение, информационные технологии, фармацевтику, нефтегазовый и нефтехимический комплексы страны.

Интересен и опыт Бразилии, которая отводит ведущую роль отраслям промышленности с использованием высоких технологий. Это видно даже на примерах двустороннего сотрудничества с Украиной в космической и фармацевтической отраслях, в сфере создания продукции для энергетики и др.

Бразилия предложила объединить Южноамериканский общий рынок, Южноафриканский таможенный союз и Индию в единое торговое пространство, что поможет отстаивать общие интересы перед экономически развитыми странами путем создания совместных предприятий и снижения торговых барьеров.

Стремительно развивается промышленность ОАЭ, что во многом определяется успешной работой законотворческих органов — федерального и на местах. В составе ВВП 28% — поступления от нефти и газа, 49% — поступления от промышленного производства.

Правительство ОАЭ проводит политику защиты интересов местных производителей, но при одном условии: если товары, производимые в стране, не уступают по качеству импортным и могут их заменить.

В ОАЭ быстрыми темпами идет развитие существующих свободных экономических зон (СЭЗ) и открытие новых. Это способствует притоку капитала и созданию многих тысяч рабочих мест. СЭЗ — отличный магнит для иностранного капитала (100% иностранная собственность, освобождение от налогов, свобода регистрации капитала, снятие ограничений на ввоз валюты).

А что же делаем мы для развития высоких технологий на Украине? Если и предпринимаются какие-либо попытки, то они не доводятся до логического конца. Буду говорить о том, что мне ближе и чему отдана большая часть моей жизни — о состоянии и перспективах развития авиационной промышленности, которая является катализатором развития высоких технологий не только в машиностроении, но и в смежных областях промышленности.

Существует программа развития авиационной промышленности Украины, которая из года в год не выполняется из-за недостаточного финансирования государством. Такое же положение и по выполнению космической программы. Как обеспечить финансирование в полном объеме?

Одним из путей может быть привлечение частного капитала. В стране накоплен колоссальный частный капитал, однако наше государство не хочет и не умеет сотрудничать с ним, тем самым лишая этот капитал возможности участвовать в развитии высокотехнологического производства. А необходимо просто обратиться к мировому опыту или опыту тех стран, о которых я говорил выше. И делать это надо уже сегодня — завтра будет поздно!

Вступление Украины в ВТО представляет серьезную угрозу для отечественной авиапромышленности. Это откроет внутренний рынок для самолетов всех типов, бывших в эксплуатации, которые беспошлинно хлынут в авиакомпании Украины из зарубежья. Ведь для приобретения новых у авиакомпаний нет средств. И если сегодня нет внутреннего рынка на авиатехнику, то после вступления в ВТО авиационная промышленность Украины получит такой удар, от которого уже не сможет оправиться никогда.

Интеграционные процессы, которые происходят сегодня в мировой экономике, наглядно демонстрируют преимущества объединения потенциала научно-исследовательских, опытно-конструкторских и производственных предприятий.

Как показывает мировой опыт, лидерами самолетостроения становятся интегрированные структуры, выполняющие весь комплекс работ по созданию, серийному производству и обеспечению эксплуатации летательных аппаратов: Airbus, Boeing, Bombardier, EADS, Embraer и др. Нам нужно только воспользоваться мировым опытом применительно к нашим условиям, объединив самолетостроительный потенциал для организации серийного производства конкретных самолетов, например — Ан-148, Ан-70, Ан-124-100, Ан-140. И на этой основе осуществлять интеграцию самолетостроительных предприятий Украины в России и в европейских странах.

Аналогичную интегрированную моторостроительную структуру имеют и лидеры мирового авиадвигателестроения: General Electric, Pratt & Whitney, Snecma, Rolls-Royce и др. Такой опыт оправдан, т. к. самолетчики должны иметь свободу выбора авиадвигателей, в том числе — на конкурсных условиях.

Такой принцип интеграции является следствием специфически отличительных технологий, разработки и производства, применяемых в самолетостроительных и авиадвигателестроительных предприятиях.

Объединение интересов разработчика и изготовителя внутри интегрированных структур способствует более эффективному инвестированию прибыли в инновационные проекты, позволяет оперативно и с меньшими затратами решать задачи поддержания рыночного уровня серийных изделий путем их модернизации, а также способствует минимизации затрат при освоении производства новых изделий.

Вне интегрированных структур интересы конструкторских бюро и серийных предприятий совпадают далеко не всегда.

Эта ситуация особенно обострилась в последнее время, когда конструкторские бюро, являясь зачастую государственными предприятиями и работая в условиях ограниченного бюджетного финансирования, вынуждены заниматься несвойственной им работой — ремонтом серийных изделий, оказанием различного рода услуг сторонним организациям, коммерческой деятельностью и т. д.

Кроме того, они вынуждены продавать зарубежным компаниям созданные ими объекты интеллектуальной собственности, которые могут быть успешно реализованы отечественными производителями с большей выгодой для Украины.

Сложившееся экономическое положение конструкторских бюро, а также специфика создания авиационной техники (особенно авиационных газотурбинных двигателей, где время от начала разработки до сертификации занимает не менее 5 лет, а возврат понесенных затрат начинается только после поставок серийных двигателей) не позволяют КБ самостоятельно выполнить работы по созданию нового изделия.

В этих условиях серийные заводы, понимая, что без новых изделий у них нет перспектив сохранения и расширения своих позиций на рынке, оказывают КБ помощь, изготавливая опытные образцы авиатехники, финансируя работы по их испытанию, сертификации и т. п.

В подавляющем большинстве серийные заводы также вынуждены брать на себя расходы по созданию агрегатными КБ новых покупных комплектующих изделий и по выполнению работ по наращиванию их ресурса.

Именно так создавался самолет Ан-148, двигатели и ВСУ для которого разработаны и изготовлены за счет кооперантов ЗМКБ «Прогресс», ОАО «Мотор Сич», ФГУП ММПП «Салют».

Безусловно, такое объединение должно происходить на добровольных, взаимовыгодных условиях.

Ярким примером ничем не обоснованного чиновничьего произвола является включение в состав концерна «Авиация Украины» ГП ЗМКБ «Прогресс». Противниками такой интеграции являются трудовой коллектив предприятия, руководство предприятия и руководство обладминистрации.

Авиадвигательный комплекс разработчика (ЗМКБ «Прогресс») и изготовителя (ОАО «Мотор Сич») складывался десятилетиями. Единая территория, отработанные за эти годы четкие функции взаимодействия на всех этапах жизненного цикла двигателей, общая техническая политика, единые конструкторско-технологические принципы в решении возникающих проблем, наличие одной из лучших в мире конструкторской школы в ЗМКБ «Прогресс» и технологической школы ОАО «Мотор Сич» — все это позволило украинскому авиадвигательному комплексу успешно работать на протяжении многих лет.

Двигатели, разработанные ЗМКБ «Прогресс» и изготовленные ОАО «Мотор Сич», эксплуатируются на 57 типах летательных аппаратов. За годы совместного сотрудничества ОАО «Мотор Сич» выпустило свыше 200000 авиадвигателей различного назначения с маркой АИ.

Мы совместно с ЗМКБ «Прогресс» считаем, что столь ценное национальное достояние, как мощный всемирно известный авиадвигательный комплекс Украины, нельзя загубить, «раздергать» по частям. Наоборот, он должен вырасти в более монолитную, сплоченную едиными целями структуру.

Поэтому ОАО «Мотор Сич» и ЗМКБ «Прогресс» в феврале 2007 г. создали по обоюдной инициативе «Научно-производственную корпорацию «А. Ивченко», которая согласно действующему законодательству зарегистрирована в соответствующих госорганах Украины. Предлагаемая структура ни в коей мере не посягает на самостоятельность и самобытность партнеров.

Создание современного авиационного двигателя — комплексный процесс, базирующийся на современных достижениях многих отраслей науки и техники: газовая динамика, теплопередача, прочность, материалы, технологии, электроника и др. Но это и дорогостоящий процесс, который в настоящее время проходит в условиях жесткой конкуренции на открытом рынке авиатехники. Мировое двигателестроение — динамично развивающаяся отрасль, происходит постоянное повышение качества авиадвигателей: повышение экономичности, снижение уровня шума и эмиссии вредных веществ, повышение надежности и увеличение назначенного ресурса двигателя до ресурса планера.

Трудно себе представить успешную работу структуры, где партнеры диктуют свои требования и ограничивают полет мысли Генерального конструктора, и наоборот — когда Генеральный конструктор, оторвавшись от действительности и технологических возможностей предприятий-производителей, создает новые конструкции авиадвигателей.

Предприятие-разработчик и предприятие-производитель должны гармонично взаимодействовать для обеспечения разработки и воплощения передовых идей и современных требований заказчиков летательных аппаратов.

Именно такое взаимодействие существовало, существует и будет существовать между ЗМКБ «Прогресс» и ОАО «Мотор Сич». Корпорации, которую предлагают создать наши предприятия, будут делегированы только три основополагающих функции — единая техническая, маркетинговая и ценовая политика. Но ценовая политика не как монополиста на внутреннем рынке, а единая ценовая политика внутри корпорации и на внешнем рынке.

Такой же принцип интеграции должен быть, я уверен, и при объединении самолетчиков, агрегатчиков, системщиков. Возможно, агрегатчики и системщики сочтут более рациональным объединиться. Но все это должно происходить не в админпорядке, а на основе обоюдного согласия и взаимовыгоды.

Объединение ни в коем случае не должно строиться с целью решения проблем одних предприятий за счет других. Если новая интегрированная структура позволит успешно конкурировать в новых условиях, аккумулируя лучшие достижения каждого партнера, то государство обязано взять на себя решение проблем одного из партнеров. Только при таком государственном подходе к интеграционным процессам возможен успех.

Тем не менее, несмотря на очевидные выгоды создания «Научно-производственной корпорации «А. Ивченко», она до сих пор не функционирует как юридическое лицо в связи с тем, что ЗМКБ «Прогресс» введено в состав концерна «Авиация Украины».

Искусственный разрыв разработчика и изготовителя авиадвигателей нарушает сложившийся баланс в сложнейшем научно-производственном процессе создания новых двигателей.

Не надо изобретать велосипед — достаточно обратиться к мировому опыту, проанализировать его с привлечением ученых и внедрять у себя.

Пока мы будем столь безответственно экспериментировать, наши конкуренты уйдут далеко вперед. Надо уметь учиться извлекать уроки из неудач (я имею в виду корпорацию «Антонов») и не повторять ошибок, иначе это может обернуться серьезными финансовыми потерями для страны и привести к краху благих намерений.

Я думаю, никто не будет спорить с тем, что промышленность должна быть крупной, конкурентоспособной, и ее размер должен соответствовать уровню конкурентоспособности. Но чтобы конкурировать на равных, промышленность должна состоять из таких же компаний, как во всем мире, — акционерных обществ.

Пока не наступила катастрофа, необходимо предоставить предприятиям возможность объединиться на тех принципах, о которых говорилось выше. А государство пусть обеспечит контроль, если это потребуется. Но — только рыночными инструментами. При этом государство может иметь контрольный пакет акций, если посчитает это необходимым.

Сегодня главное — не упустить время, активно двигаться в направлении интеграции, не отвергая сам ее процесс и внося необходимые коррективы.

Почетный председатель правления ОАО «Мотор Сич», народный депутат Украины

Уважаемые читатели, PDF-версию статьи можно скачать здесь...


Загрузка...

Банковский год обещаний

Нацбанк пообещал бизнесу и простым гражданам снять более 20 ограничений на обращение с...

Облигации для народа

Все большую потребность в заемных средствах государство собирается покрывать с...

Оброчное налогообложение

Об этой форме мобилизации финансовых ресурсов вспомнили в 1984 г. Сумма сбора с одного...

Застройщики заблокировали новые ДБН

Вице-премьер-министр Геннадий Зубко назвал это «рейдерством реформ»

Субсидии уже не греют

Еще не решив, поднимать ли цены на газ, власти придумывают все новые и новые способы,...

Загрузка...

Я бы в фермеры пошел

Петр Порошенко подписал закон, реализация которого даст селу от 200 тыс. до 1,1 млн. новых...

Как упаковать экспорт

Примерно половина ВВП Украины формируется благодаря экспорту, и сокращение этого...

"Роттердам" унесет ветром

Аналитический центр Bloomberg New Energy Finance опубликовал прогноз развития энергетики до 2050 г....

Так откручиваем или закручиваем?

На этой неделе Верховная Рада, возможно, примет во втором чтении законопроект «О...

Стабильность и стабилизация – не одно и то же

НБУ начал изучать мнения руководителей банков, страховых и финансовых компаний о...

Комментарии 0
Войдите, чтобы оставить комментарий
Пока пусто

Получить ссылку для клиента
Авторские колонки

Блоги

Лентаинформ
Загрузка...
Ошибка